автор |
сообщение |
Ясперс
философ
|
23 октября 2009 г. 20:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Читаю сейчас "Очаг на башне" Вячеслава Рыбакова. Обсуждали этого автора в теме по Никитину, и там мне посоветовали не сомневаться и прочитать хотя бы одну книгу Рыбакова. Что же, почему бы и нет. Итак, я начал... С самого начала автор приятно удивил меня тем, что текст почти полностью состоит из размышлений героев. А герои...оказались совсем не такими, как я думал (а судил я по аннотации). Слащавые Симагин и Ася были мне невыносимо омерзительны, зато обозначенный как антагонист Вербицкий вызывал горячую симпатию — наш человек, сходно мыслим! И так продолжалось до того момента, когда произошел разговор Вербицкого с Симагиным по поводу Машины, изменяющей чувства
цитата — Стремление вывести обратно в мир и овеществить свое представление о нем присуще всем — стоит только взглянуть на детей. Творчество — естественная форма работы развивающегося сознания. Другое дело, что области сознания, через которые наиболее успешно происходит выплеск, у каждого свои. У тебя словесность, у меня вот — биоспектралистика… Мы их называем конструктивными областями. У Аськи, наверное, любовь… Именно конструктивная область связывает личность с миром, через нее срабатывают обратные связи. Но… Я не очень занудно говорю, ты не устал?
— Пока нет, — сквозь зубы ответил Вербицкий, — но скоро.
— Вот. Если, однако, каждое движение, например, руки доставляет боль, в подсознании быстро возникает устойчивый блок: не шевели рукой, нельзя… То же и здесь. Бывает, что внешние факторы долго блокируют творческий выход. Чаще всего он запрессовывается неверным воспитанием, конечно. Не дают творить, хоть тресни! Мы называем это синдромом длительного унижения — СДУ. Тогда, стараясь приспособиться к миру, сознание отторгает конструктивную область. Вокруг нее воздвигается кордон стереотипов мышления и поведения, который подсознание, стремясь уберечься, создает, чтобы убедить сознание в ненужности творческого взаимодействия с миром. Обычно кордон основан на неадекватном занижении собственной значимости: ничего не могу, плетью обуха не перешибешь, оставьте меня в покое. Или, наоборот, завышении: я гений, все канальи, никто мне не судья. Но задача одна и та же, единственная: разорвать обратные связи. Потому что из мира по ним постоянно течет невыносимая боль. А отталкивая конструктивную область, сознание отталкивает мир в целом. Это понятно? Отношения сознания с конструктивной областью мы назвали векторными эмоциями, — Симагин все время деликатно говорил «мы», имея в виду лабораторию, ибо с его легкой руки эти термины действительно прижились, хотя высшими эмоциями он занимался лишь от случая к случаю, вне плана. — Хочу — не хочу, приемлю — не приемлю, интересно — не интересно. Пока есть обратные связи и сознание развивается, доминируют эмоции типа «верю», «интересно», «люблю», которые отражают стремление сознания к расширению деятельности. Когда конструктивная область отторгается, развитие прекращается и личность разом теряет двуединую способность усваивать ново" из мира и привносить новое в мир. Остается лишь более или менее беззастенчивое употребление мира. Использование того, что уже в нем есть. Доминировать начинает «не верю», «не люблю»… Интенсивность эмоций субъекта Икс по поводу объекта Игрек — а объект здесь все что угодно: государство, книга, работа, женщина, сын — можно грубо представить в виде отношения изменений, вызываемых в "Я" субъекта объектом, к изменениям "Я" Икса в целом, — Симагин огляделся и, зацепив с подоконника салфетку, торопливо написал на ней карандашом:
L x(y) = _Я x(y) / _Я x.
— Видишь? Здесь числитель всегда меньше абсолютной величины знаменателя, но ни в коем случае не отрицательное число. Во-вторых, знак знаменателя — а знаменатель отрицателен при регрессе сознания — определяет знак всей дроби. И, в-третьих, если знаменатель стремится к нулю, то, каким бы мощным ни было воздействие Игрека, оно не вызовет интенсивной реакции… — Симагин осекся и смущенно махнул рукой. — Черт, я тебя совсем заболтал. В общем, что я хочу сказать-то? Что контакт, например, личностей с разнонаправленными векторами невозможен. Тот, кто развивается, увидит, скажем, в бестактной назойливости — преданность, в злой издевке — дружескую шутку… потому что все накладывается на собственные фоновые процессы, на знаменатель. А тот, чье конструктивное взаимодействие с миром прервано, наоборот, увидит в преданности — назойливость, в шутке — издевку… Именно тут и расцветают всякие комплексы и мании. Если бы научиться раскрывать кордон и вновь менять знак векторов! — Симагин мечтательно уставился во мрак мимо окаменевшего в снисходительной усмешке лица Вербицкого. — Ведь ты подумай, как обидно: чем выше потенциал сознания, тем отторжение вероятней…
Больно, думал Вербицкий. Больно, больно, больно… Сволочи, они и сюда уже добрались со своими формулами. И это омерзительное, привычно-высокомерное ученое «мы». Мы, Симагин, царь всея Руси… Все, пора атаковать.
И тут меня как обухом по голове ударило. Это же обо мне Симагин говорит, обо мне, меня укоряет, нет, не укоряет, а указывает на ошибки! ...и дурак я, что поддерживал Вербицкого. Сейчас продолжаю чтение и понимаю: вправил мне Рыбаков мозги, как есть вправил. И большое ему спасибо за это.
|
––– At the moment that seems little more than wishful thinking... |
|
|
Yelin
миротворец
|
24 октября 2009 г. 08:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне бы очень нравились книги Рыбакова — стиль, чувство юмора, эрудиция — если бы не его излюбленные главные герои. Нет, советские интеллигенты, страдающие мазохизмом в терминальной стадии, конечно существовали, и заслуживают изображения в литературе. Но когда автор этим их мазохизмом так неприкрыто восхищен — у меня это вызывает только раздражение.
|
|
|
prouste
миродержец
|
5 ноября 2010 г. 18:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Очаг на башне" — слов нет. То, что сейчас делает В.Р. и его общественные высказывания сильно напоминают аналоги в исполнении Никиты Михалкова, выдающегося в молодости и зрелом возрасте режиссера. В.Р. сильно надломился морально в 90-е гг.(см. "Хроника каких-то там лет"). Прискорбно, но читать "Звезду Полынь" и продолжение как-то совсем не хочется.
|
|
|
Seteboss
новичок
|
8 марта 2011 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Замечательный Писатель, единичный. Таких в мировой литературе — раз-два и обчелся, а в фантастике и вовсе нет, по-моему. Его книги не просто заставляют думать, они способны полностью изменить мировоззрение.
|
––– Блаженны мертвые... |
|
|
andri62
новичок
|
|
old_fan
миротворец
|
10 марта 2011 г. 16:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
andri62 Это высказывание — чистый 100%й троллизм. Фу, как не красиво. Аргументы в студию, пожалуйста, если Вы не тролль-провокатор.
|
––– Котики должны оторжать реальность! Ja-ja, das ist fantastisch! |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
10 марта 2011 г. 16:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата old_fan Это высказывание — чистый 100%й троллизм
соглашусь. Неоткуда было сдуваться, убедился в этом прочитав "Гравилёт"
|
––– tomorrow never knows |
|
|
Рахметов
философ
|
10 марта 2011 г. 18:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 Неоткуда было сдуваться, убедился в этом прочитав "Гравилёт"
...написанный, вроде бы, в 1993 году. А мне Рыбаков вот категорически не нравится. Причем даже не как автор, а как человек, заочно. Так и представляется измученный постоянными запоями, самодовольный и надутый интеллигент советского еще разлива, который рефлексирует по всякому поводу, ноет, плачется всем в жилетку, рассуждает, какие все вокруг плохие и непонятливые, и при этом пытается всех поучать. Спорить не буду, просто такое впечатление сложилось от прочитанных "Очага на башне" и "Дерни за веревочку". Удивительно неприятные книги.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) ...сейчас меня начнут обзывать "Вербицким" и прочими ругательствами.
|
|
|
prouste
миродержец
|
10 марта 2011 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Рахметов Удивительно неприятные книги Чего уж в них неприятного? Эмоциональный накал близок к грани фола, но в этих двух произведениях прекрасный срез окружения героев, внятные диалоги, запоминающиеся сцены. На мой взгляд, и "Очаг" и "Дерни за веревочку"( наряду с "Зимой", "Доверием" и еще пятью-шестью вещами) — лучшие, хорошо написанные лиричные вещи Рыбакова. Водораздел появился, наверное, на "Гравивлете", где в альтернативной истории все-таки не без тенденденциозности появились имперские амбиции, ну и изображение Ельцина и Горбачева, понятно. "На чужом пиру" с американскими шпионами-вредителями совершенно справедливо осмеял Еськов, а "На следующий год в Москве" — антилиберальная и антизападная агитка. Лирика куда-то ушла, в остатке — бесхитростное восхваление особой патриотичной русской интеллигенции. Грустно все это.
|
|
|
Alex Andr
активист
|
10 марта 2011 г. 18:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата prouste Водораздел появился, наверное, на "Гравивлете", где в альтернативной истории все-таки не без тенденденциозности появились имперские амбиции И продолжились в "Евразийской симфонии". Хотя по мне Рыбаков всё равно остаётся очень сильным автором.
|
|
|
kim the alien
миродержец
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
4 октября 2011 г. 15:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
то kim the alien Вторая часть продолжение первого романа. Если книги из условнй трилогии про Симагина можно читать порознь, они объединены только фамилиями персонажей, то в этой дилогии идёт развитие конкретной идеи.
|
|
|
kim the alien
миродержец
|
|
Нил Аду
авторитет
|
5 октября 2011 г. 03:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Рахметов Причем даже не как автор, а как человек, заочно. Так и представляется измученный постоянными запоями, самодовольный и надутый интеллигент советского еще разлива, который рефлексирует по всякому поводу, ноет, плачется всем в жилетку, рассуждает, какие все вокруг плохие и непонятливые, и при этом пытается всех поучать. Спорить не буду, просто такое впечатление сложилось от прочитанных "Очага на башне" и "Дерни за веревочку".
Рахметов, а если у меня по вашим комментариям сложилось некое представление о вас, и я его сейчас здесь озвучу, вам это понравится?
Кстати, самый простой способ доказать, что это впечатление ошибочно, — убрать свой не вполне корректный комментарий.
|
––– – Он всегда такой… меланхоличный? – Временами. Когда не пишет и не дрочит (с) |
|
|
glaymore
гранд-мастер
|
5 октября 2011 г. 11:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Нил Аду не вполне корректный комментарий
А что тут некорректного?
Рыбаков действительно всю жизнь пишет про страдания никем не понятых советских интеллигентов, которых окружает чёрствый и жестокий мир, полный врагов, причём пишет с каким-то нездоровым сладострастием, я бы даже сказал — упивается этим делом
Ну и мессианское стремление поучать читателя "как правильно жить", это ему тоже очень близко.
А в последние годы ко всему этому ещё прибавился совершенно зашкаливающий имперский патриотизм квасного характера.
Так что сравнение с Никитой Михалковым, считаю, крайне уместно.
|
|
|
Нил Аду
авторитет
|
5 октября 2011 г. 11:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glaymore О да! Разумеется, те, кто всю жизнь пишет о страданиях сталкеров, вампиров и попаданцев, достойны большего уважения, чем Рыбаков. И поучать, конечно же, никого не нужно. Ну, не видят люди разницу между обсуждением произведений автора и обсуждением его личных качеств, ну и что — не велика беда.
|
––– – Он всегда такой… меланхоличный? – Временами. Когда не пишет и не дрочит (с) |
|
|
vvladimirsky
авторитет
|
5 октября 2011 г. 12:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glaymore Рыбаков действительно всю жизнь пишет про страдания никем не понятых советских интеллигентов, которых окружает чёрствый и жестокий мир, полный врагов
Невнимательно читали.
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|
spax
магистр
|
5 октября 2011 г. 12:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вячеслав Рыбаков — талантливейший автор глубоких социально-психологических произведений, написанных великолепным русским языком. Его герои живут, страдают и побеждают (к сожалению, гораздо реже, чем хотелось бы) рядом с нами, заставляя сопереживать им и становиться хоть самому чуть-чуть лучше. Конечно, чтение книг Рыбакова — достаточно тяжелая психологическая работа и требует достаточного уровня подготовки и интеллектуальных способностей выше среднего Его произведения "Гравилет "Цесаревич", "Очаг на башне", "На чужом пиру", "Вода и кораблики", "Доверие", "Первый день спасения" и другие буквально перевернули меня, заставили взглянуть на многое другими глазами. Конечно, быть патриотом России сейчас не модно, модно оплевывать свысока все что происходит в нашей стране, но пока живы и творят люди, подобные Вячеславу Михайловичу, надежда на возрождение России не умирает.
|
––– Горжусь Россией! |
|
|
prouste
миродержец
|
5 октября 2011 г. 12:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Нил Аду убрать свой не вполне корректный комментарий Эдак всем нужно будет убирать вкусовые высказывания. Я вот не могу вполне согласиться с пассажем т.Рахметова, но его точка зрения не на пустом месте возникла и вполне себе внятно изложена. Чего более?
|
|
|
vvladimirsky
авторитет
|
5 октября 2011 г. 12:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата spax быть патриотом России сейчас не модно
Немножко не так. Не в моде дело.
цитата Я вдруг понял: у России больше нет языка. То есть слова этого языка значат уже совсем не то, о чем врут словари. Они обросли новыми значениями, совершенно исключающими возможность адекватного диалога.
Сказать: «Я люблю свою страну» значит сказать: «Бей жидов» или «Я одобряю спецоперацию в Чечне».
Сказать: «Я не верю Березовскому» значит сказать: «Я поддерживаю Путина» или «Я одобряю зачистки».
Сказать: «Наших обидели на Олимпиаде» значит призвать к возвращению в советские времена, попутно пригрозив жидам.
Сказать: «Кучма не убивал Гонгадзе» значит сказать: «Я куплен ФСБ».
Сказать: «Я государственник» значит расписаться в том, что человеческая жизнь для вас ничего не стоит.
...Ну и так далее.
Дмитрий Быков, "Дисквалификация"
|
––– Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ. |
|
|