Внесу свою скромную лепту в волнующую меня тему. Стиль изложения – публицистический с уклоном в отвлеченные понятия. Формально текст написан для форума на сайте моего знакомого (и оказался невостребованным и более нигде не публиковался), но фактически я пытался ответить себе на тот самый вопрос, который задан в заглавии данной темы. Прошу прощения за многабукаф, никому их чтение не навязываю.
* * *
Любое культурное направление имеет смысл рассматривать, прежде всего, как явление социальное. Действительно, мы наблюдаем, что классификация продуктов культуры на жанры в сАмой своей основе базируется на скоординированном поведении определенных групп людей – и творцов, и продавцов, и потребителей этих жанров.
С другой стороны, отнесение конкретного произведения к одному из жанров определяется исходя из фактических свойств произведения (темы, языка, сюжета и проч.). Именно на эти объективные свойства группы людей реагируют сходным образом (например, идут и покупают книгу).
То и другое вместе приводит к мысли, что существует некая глубинная общность восприятия мира людьми, предпочитающими тот или иной жанр. Попытаемся выяснить, что же представляет собой это общее, и, таким образом, дадим еще одно определение фэнтези.
Все разнообразие формальных жанров сведем к двум основным – реализм и фантастика; и назовем фэнтези – пограничным.
Неоднозначность классификации фэнтези отнюдь не случайна. Она – не прихоть авторов и критиков и не результат относительной молодости культурного направления; нет, она, как мы увидим далее, – прямое следствие свойств самих произведений (речь идет, безусловно, о лучших образцах, а не о массовой штамповке). Ввиду этих свойств нам придется указать особенности мировосприятия, которые эксплуатируются в фэнтези, лишь после рассмотрения двух «полюсов» – реализма и фантастики.
Противопоставим фантастику и реализм, чтоб проявить их особенности в ярком контрасте. Но прежде коротко изложим основания анализа.
Независимо от жанра, произведение культуры есть абстракция. Истинное произведение не повторяет, не копирует реальный мир. Вместо этого оно выделяет в нем некоторые качества и объединяет их в новую сущность. Таким образом, в основе, в глубине произведения всегда лежит отсылка к реальности (так называемая референция), а на поверхности – определенная связь элементов этой реальности (функциональная структура произведения).
Раз цель создания произведения – добиться заданного поведения аудитории, оно обязано основываться на смыслах, знакомых ей. Иначе оно не понятно, не интересно и в конце концов не достигает цели.
Привычность и узнаваемость исходного материала есть условие необходимое. Но его не достаточно, поскольку существует второй пласт – комбинация известных свойств действительности. Эта комбинация обладает определенной структурой и выполняет определенную внутреннюю функцию. В грубом переводе на привычный язык структура – это стиль, а функция – сюжет произведения.
Чем более знакомым для аудитории является объект референции (то есть реалии, на которых основано произведение) и чем лучше структурно-функциональные особенности произведения (стиль и сюжет) соответствуют стилю восприятия аудитории, тем ближе реакция аудитории к ожидаемой создателями произведения.
Таковы исходные посылки. Применим их.
Что есть реализм с позиций теории референции и функциональной структуры?
Референтами (основными объектами отсылки) в произведениях реализма являются человек с его переживаниями и жизнь человека в конкретную историческую эпоху. Повествование по своей функциональной структуре очень близко той оценке ситуации, которая преобладает в бытовом сознании: человек – центр происходящего, мир крутится вокруг него. Как следствие, структура сближается с бытовой речью, изобилует обыденными понятиями, а функция произведения сводится к решению индивидуального или общественного конфликта.
Что представляет собой с позиций теории референции и функциональной структуры фантастика?
Доминирующим референтом в фантастике является отвлеченный объект либо комплексное состояние вещей – нечто, что имеет выраженные свойства и самостоятельно, без внешнего вмешательства проявляет их, то есть обладает собственным поведением. Человек как личность отходит здесь на второй план.
В качестве референтов (вещей реального мира) могут выступать природное явление, технология, болезнь, война, некая закономерность и прочее. Однако они не берутся в том виде, в каком даны нам в повседневном восприятии. Нет, они преобразуются во что-то новое и только в измененной форме подчиняют и организуют функциональную структуру произведения. Что есть это новое и каковы его характеристики и качества – отдельная тема. Здесь достаточно отметить, что именно такое преобразование делает фантастику фантастикой.
В ней функцией, как правило, становится преодоление объективной закономерности, которая оказывает негативное влияние на мир произведения.
На структуру в фантастическом произведении возлагается двойная роль: она не только реализует функцию, но и раскрывает для аудитории те взаимосвязи фантастического мира, которые не даны аудитории в реальности.
Итак, в основе различия реализма и фантастики лежат разные перечни объектов действительности, с которыми жанры имеют дело, и разные способы работы с этими объектами.
Фэнтези вбирает в себя свойства реализма и фантастики, и в этом его уникальная роль. Для него внимание к человеку столь же важно, как внимание к объектам или комплексным системам.
Так, требования логичности и непротиворечивости магических систем – одно из основных среди поклонников жанра. На его примере мы имеет дело с видоизмененным объектным миром – уделом фантастики. При этом умение создавать интересных, «живых» персонажей стало визитной карточкой самых успешных авторов данного направления. Здесь на первый план выходит реализм.
В итоге, можно дать следующее триединое определение фэнтези.
Фэнтези:
1. это подмножество произведений культуры,
2. в нем влияние на аудиторию осуществляется через образы:
a) человека как обладателя эмоций, мотивов и целей,
b) объектного мира, представленного в виде измененной реальности;
3. есть результат взаимодействия этих двух образных систем, обе из которых выражены в примерно равной степени.
Для ясности стоит еще раз указать на отличия этого определения от определений фантастики и реализма. В чистой фантастике (особенно в «твердой») подавлена образность пункта 2а, в реализме – пункта 2b.
Приведенное определение фэнтези сближает это культурное направление с мифом, с той лишь разницей, что миф – произведение необходимо историческое. Тогда, упрощая, можно сказать, что произведения фэнтези есть мифы современности. Разве нет?