Что такое фэнтези


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Что такое фэнтези?»

Что такое фэнтези?

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 28 декабря 2009 г. 23:52  
цитировать   |    [  ] 
Мне кажется, что тема — из вечных вопросов.
Интересных и совершенно не имеющих окончательного решения.


активист

Ссылка на сообщение 29 декабря 2009 г. 12:01  
цитировать   |    [  ] 

Внесу свою скромную лепту в волнующую меня тему. Стиль изложения – публицистический с уклоном в отвлеченные понятия. Формально текст написан для форума на сайте моего знакомого (и оказался невостребованным и более нигде не публиковался), но фактически я пытался ответить себе на тот самый вопрос, который задан в заглавии данной темы. Прошу прощения за многабукаф, никому их чтение не навязываю.

* * *

Любое культурное направление имеет смысл рассматривать, прежде всего, как явление социальное. Действительно, мы наблюдаем, что классификация продуктов культуры на жанры в сАмой своей основе базируется на скоординированном поведении определенных групп людей – и творцов, и продавцов, и потребителей этих жанров.

С другой стороны, отнесение конкретного произведения к одному из жанров определяется исходя из фактических свойств произведения (темы, языка, сюжета и проч.). Именно на эти объективные свойства группы людей реагируют сходным образом (например, идут и покупают книгу).

То и другое вместе приводит к мысли, что существует некая глубинная общность восприятия мира людьми, предпочитающими тот или иной жанр. Попытаемся выяснить, что же представляет собой это общее, и, таким образом, дадим еще одно определение фэнтези.

Все разнообразие формальных жанров сведем к двум основным – реализм и фантастика; и назовем фэнтези – пограничным.

Неоднозначность классификации фэнтези отнюдь не случайна. Она – не прихоть авторов и критиков и не результат относительной молодости культурного направления; нет, она, как мы увидим далее, – прямое следствие свойств самих произведений (речь идет, безусловно, о лучших образцах, а не о массовой штамповке). Ввиду этих свойств нам придется указать особенности мировосприятия, которые эксплуатируются в фэнтези, лишь после рассмотрения двух «полюсов» – реализма и фантастики.

Противопоставим фантастику и реализм, чтоб проявить их особенности в ярком контрасте. Но прежде коротко изложим основания анализа.

Независимо от жанра, произведение культуры есть абстракция. Истинное произведение не повторяет, не копирует реальный мир. Вместо этого оно выделяет в нем некоторые качества и объединяет их в новую сущность. Таким образом, в основе, в глубине произведения всегда лежит отсылка к реальности (так называемая референция), а на поверхности – определенная связь элементов этой реальности (функциональная структура произведения).

Раз цель создания произведения – добиться заданного поведения аудитории, оно обязано основываться на смыслах, знакомых ей. Иначе оно не понятно, не интересно и в конце концов не достигает цели.

Привычность и узнаваемость исходного материала есть условие необходимое. Но его не достаточно, поскольку существует второй пласт – комбинация известных свойств действительности. Эта комбинация обладает определенной структурой и выполняет определенную внутреннюю функцию. В грубом переводе на привычный язык структура – это стиль, а функция – сюжет произведения.

Чем более знакомым для аудитории является объект референции (то есть реалии, на которых основано произведение) и чем лучше структурно-функциональные особенности произведения (стиль и сюжет) соответствуют стилю восприятия аудитории, тем ближе реакция аудитории к ожидаемой создателями произведения.

Таковы исходные посылки. Применим их.

Что есть реализм с позиций теории референции и функциональной структуры?

Референтами (основными объектами отсылки) в произведениях реализма являются человек с его переживаниями и жизнь человека в конкретную историческую эпоху. Повествование по своей функциональной структуре очень близко той оценке ситуации, которая преобладает в бытовом сознании: человек – центр происходящего, мир крутится вокруг него. Как следствие, структура сближается с бытовой речью, изобилует обыденными понятиями, а функция произведения сводится к решению индивидуального или общественного конфликта.

Что представляет собой с позиций теории референции и функциональной структуры фантастика?

Доминирующим референтом в фантастике является отвлеченный объект либо комплексное состояние вещей – нечто, что имеет выраженные свойства и самостоятельно, без внешнего вмешательства проявляет их, то есть обладает собственным поведением. Человек как личность отходит здесь на второй план.

В качестве референтов (вещей реального мира) могут выступать природное явление, технология, болезнь, война, некая закономерность и прочее. Однако они не берутся в том виде, в каком даны нам в повседневном восприятии. Нет, они преобразуются во что-то новое и только в измененной форме подчиняют и организуют функциональную структуру произведения. Что есть это новое и каковы его характеристики и качества – отдельная тема. Здесь достаточно отметить, что именно такое преобразование делает фантастику фантастикой.

В ней функцией, как правило, становится преодоление объективной закономерности, которая оказывает негативное влияние на мир произведения.

На структуру в фантастическом произведении возлагается двойная роль: она не только реализует функцию, но и раскрывает для аудитории те взаимосвязи фантастического мира, которые не даны аудитории в реальности.

Итак, в основе различия реализма и фантастики лежат разные перечни объектов действительности, с которыми жанры имеют дело, и разные способы работы с этими объектами.

Фэнтези вбирает в себя свойства реализма и фантастики, и в этом его уникальная роль. Для него внимание к человеку столь же важно, как внимание к объектам или комплексным системам.

Так, требования логичности и непротиворечивости магических систем – одно из основных среди поклонников жанра. На его примере мы имеет дело с видоизмененным объектным миром – уделом фантастики. При этом умение создавать интересных, «живых» персонажей стало визитной карточкой самых успешных авторов данного направления. Здесь на первый план выходит реализм.

В итоге, можно дать следующее триединое определение фэнтези.

Фэнтези:

1. это подмножество произведений культуры,

2. в нем влияние на аудиторию осуществляется через образы:

a) человека как обладателя эмоций, мотивов и целей,

b) объектного мира, представленного в виде измененной реальности;

3. есть результат взаимодействия этих двух образных систем, обе из которых выражены в примерно равной степени.

Для ясности стоит еще раз указать на отличия этого определения от определений фантастики и реализма. В чистой фантастике (особенно в «твердой») подавлена образность пункта 2а, в реализме – пункта 2b.

Приведенное определение фэнтези сближает это культурное направление с мифом, с той лишь разницей, что миф – произведение необходимо историческое. Тогда, упрощая, можно сказать, что произведения фэнтези есть мифы современности. Разве нет?



магистр

Ссылка на сообщение 29 декабря 2009 г. 20:02  
цитировать   |    [  ] 
Фэнтэзи-это сказка, маскирующаяся под фантастику ( или фантастика, мимикрирующая под сказку). Кстати, если бы кто-то дал хорошее определение фантастики-было бы не плохо.Известно, что такой уважаемый собиратель фантастики, как Халымбаджа, понимал фантастику очень широко..


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 00:13  
цитировать   |    [  ] 
Фэнтези — это когда взрослый мечтает. Не размышляет, как в фантастике, а именно мечтает. О том, каким-бы он хотел быть, каким-бы он хотел видеть мир и себя в нем.
Фентези — это смесь сказки, приключений, любовного романа и детектива. Припорошенная волшебством и юмором. И ещё дракон должен быть, обязательно. Куда-ж без него.
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 00:44  
цитировать   |    [  ] 
А.Б.
Уфф... таки осилил. со второй попытки. И возражаю.

цитата А.Б.

Доминирующим референтом в фантастике является отвлеченный объект либо комплексное состояние вещей – нечто, что имеет выраженные свойства и самостоятельно, без внешнего вмешательства проявляет их, то есть обладает собственным поведением. Человек как личность отходит здесь на второй план.

Это фантастика Жуля Верна. И то вряд ли. Фантастика, как и вся художественная литература, пишет о человеке. А всевозможные фантастические допущения, будь то мир с эльфами и магией или звездолет с протонным двигателем нужны только для того, чтобы показать человека с необычного угла зрения.

цитата А.Б.

Тогда, упрощая, можно сказать, что произведения фэнтези есть мифы современности. Разве нет?

Тут нужно определение мифа. По моему, мифы современности — это демократия и глобальное потепление. :-)))
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 00:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата лф_ириска

Фэнтези — это когда взрослый мечтает. Не размышляет, как в фантастике, а именно мечтает. О том, каким-бы он хотел быть, каким-бы он хотел видеть мир и себя в нем.

Вы всерьез думаете что скажем Суэнвик или Кук мечтает о мире своих произведений?

цитата лф_ириска

Фентези — это смесь сказки, приключений, любовного романа и детектива. Припорошенная волшебством и юмором. И ещё дракон должен быть, обязательно. Куда-ж без него.

Ага. Бэккету это скажите...
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 01:03  
цитировать   |    [  ] 
Hermit Простите, я не внимательно прочитала название темы и поэтому не заметила там таких словосочетаний, как "фэнтези по Суэнвику" и "фэнтези по Куку". Я думала, что просто могу высказать свое мнение по вопросу "Что такое фэнтези?" без привязки к определенному автору. И можно я ничего не буду говорить Бэккету? Пологаю, он без моих слов прекрасно бы обошелся.
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 01:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата лф_ириска

Простите, я не внимательно прочитала название темы

Именно.
Тема называется «Что такое фэнтези?»8-), а не "Что есть та часть фэнтези, которую вы знаете и любите?" и даже не "что для вас фэнтези?".
В фэнтези довольно часто встречаются миры, мечтать пожить в которых не будет никто в здравом рассудке. Равно как в в фэнтези совершено не обязаны наличествовать драконы, приключения, волшебство, юмор или элементы сказки, детектива или любовного романа.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 01:33  
цитировать   |    [  ] 
Hermit а Вы почитайте первый пост темы.
А каково Ваше определение фэнтези?
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 02:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата лф_ириска

А каково Ваше определение фэнтези?

Я считаю что сформулировать полное и исчерпывающие определение фэнтези невозможно, поскольку невозможно провести четкую и однозначную границу между ним и научной фантастикой.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 06:21  
цитировать   |    [  ] 
grigoriy о различиях фэнтези и сказки очень хорошо пишет Сапковский — "Нет золота в Серых горах".

А.Б. я бы все же сказала, написанное Вами о НФ относится к "твердой" НФ — однако есть фантастика, научная по форме (т.е. по типу фант. элемента), центром внимания которой является именно человек, а вся "измененная реальность"служит лишь декорацией, средством для создания нестандартной ситуации.
С другой стороны, и авторы фэнтези иногда ставят основной своей целью тщательное описание выдуманного мира, так что герои, их мотивы и эмоции отступают на второй план.

цитата лф_ириска

Фэнтези — это когда взрослый мечтает. Не размышляет, как в фантастике, а именно мечтает. О том, каким-бы он хотел быть, каким-бы он хотел видеть мир и себя в нем.
Фентези — это смесь сказки, приключений, любовного романа и детектива. Припорошенная волшебством и юмором. И ещё дракон должен быть, обязательно. Куда-ж без него.
Гм... это ЧАСТЬ фэнтези :) И не только фэнтези такое бывает.
Кстати, я очень сомневаюсь, что авторы "классической" фэнтези так уж мечтают о мире, напичканном всякой нечистью, да еще постоянно какой-нибудь темный властелин норовит вылезти. Ничего хорошего...


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 06:52  
цитировать   |    [  ] 
А.Б. многие утверждения в вашей статье(а это статья) спорны но для серьёзного спора я пока не готов (нужно посмотреть кое что по теме   подобрать цитаты чтобы не трясти воздух)если хотите я это сделаю. ответьте если не трудно:)
–––
"Любая достаточно продвинутая технология неотличима от большой пушки"(с)


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 07:30  
цитировать   |    [  ] 
А.Б. кое что хочу сказать прямо сейчас. особенно спорным мне показался вывод сделанный из статьи фэнтези не миф хотя бы потому что миф это и есть реализм с точки зрения создателей мифа (греки не сомневались в существовании богов) и даже если взять современные МИФЫ (рассказы таксистов, спилиологов, дигеров, работников метро,или охотников (это то что я слышал сам))всё это в рамки фэнтези как то не вмещается. фэнтези люди читают а в мифах люди живут
–––
"Любая достаточно продвинутая технология неотличима от большой пушки"(с)


активист

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 08:27  
цитировать   |    [  ] 
check32, вы по-своему правы

цитата Irena

А.Б. я бы все же сказала, написанное Вами о НФ относится к "твердой" НФ — однако есть фантастика, научная по форме (т.е. по типу фант. элемента), центром внимания которой является именно человек, а вся "измененная реальность"служит лишь декорацией, средством для создания нестандартной ситуации.
С другой стороны, и авторы фэнтези иногда ставят основной своей целью тщательное описание выдуманного мира, так что герои, их мотивы и эмоции отступают на второй план.

Дело вот в чем. Я исхожу из того, что способ рассмотрения ситуации определяет результаты этого рассмотрения. Я говорю: реализм, в моем представлении, определяется такими-то, такими-то структурными и функциональными особенностями. Фантастика -- такими-то, фэнтези -- среднее между реализмом и фантастикой. И после того, как я логически, абстрактно вывел эти определения из некоторых начальных посылок, я могу утверждать, что эти определения верны относительно исходных посылок. На большее я не претендую.
Если вы говорите: существует "фантастика, научная по форме (т.е. по типу фант. элемента), центром внимания которой является именно человек", то я делаю вывод: в моей системе координат эти произведения сближаются с реализмом. Если вы говорите: "фэнтези иногда ставят основной своей целью тщательное описание выдуманного мира", то я отвечаю: в моей системе координат эти произведения тяготеют к фантастике.

Вы же основываетесь в своей категоризации таких промежуточных типов на совершенно других посылках -- на антураже, на "типе фантастического элемента", возможно, на каких-то еще. И это ваше право. Проблема здесь будет только в расхождении правил разграничения категорий. Простите за заумствования.

цитата check32

ответьте если не трудно:)
,
естественно, отвечаю! :) Да, пожалуйста, высказывайте контраргументы. Я для этого и публиковал эссе/статью.

цитата check32

спорным мне показался вывод сделанный из статьи

Хорошо! Но, когда вы ссылаетесь на греков (про мифы в профессиях не буду утверждать -- знаком лишь понаслышке), вы все-таки льете воду на мою мельницу. Да, греки верили в реальность тех чудищ и богов, которых создали в своем фольклоре, -- но! -- эти чудища, лабиринты, боги и проч. были тем (цитирую себя), "что имеет выраженные свойства и самостоятельно, без внешнего вмешательства проявляет их, то есть обладает собственным поведением". Они рассматривались как силы природы, внешние по отношению к человеку. И они были видоизмененными объектами реальности, что даже в сознании греков отделяло их от этой реальности. И в самом деле, такое отделение прослеживается в чисто пространственных характеристиках мифических образов: Олимп -- недоступен, за Золотым руном -- за тридевять земель и проч.


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 08:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата А.Б.

Олимп -- недоступен, за Золотым руном -- за тридевять земель и проч
...к минотавру можно завтра после обеда если время будет (это так ремарка, НЕ ВОПРОС) и ведма тоже жила через дорогу. а уш домовые и прочие лешие... так что приравнивать фэнтези к современному мифу вряд ли правомерно миф это вообще не литература(но это уже только моё мнение)
–––
"Любая достаточно продвинутая технология неотличима от большой пушки"(с)


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 09:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата А.Б.

цитата Irena
А.Б. я бы все же сказала, написанное Вами о НФ относится к "твердой" НФ — однако есть фантастика, научная по форме (т.е. по типу фант. элемента), центром внимания которой является именно человек, а вся "измененная реальность"служит лишь декорацией, средством для создания нестандартной ситуации.
С другой стороны, и авторы фэнтези иногда ставят основной своей целью тщательное описание выдуманного мира, так что герои, их мотивы и эмоции отступают на второй план.
сэтим вопросом тоже хотелось бы разобраться подробнее, но сначала о мифах и фэнтези:)
–––
"Любая достаточно продвинутая технология неотличима от большой пушки"(с)


магистр

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 18:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

grigoriy о различиях фэнтези и сказки очень хорошо пишет Сапковский — "Нет золота в Серых горах".

Увы-не читал.Можно выжимку?


философ

Ссылка на сообщение 30 декабря 2009 г. 22:07  
цитировать   |    [  ] 
Irena А я и не претендую на ВСЮ фэнтези :) Нельзя объять необъятное. Мне, вот, кажется, что сколько направлений в фэнтези, столько и определений будет. Так как критерии темной фэнтези, все-таки должны кардинально отличаться от критериев фэнтези юмористической, к примеру. Но волшебство и юмор должны быть везде — без них скучно ;)
Hermit , ага, свое определение сформулировать не можете, а мое Вам не нравится :) Вообще-то, можно пойти от обратного — если Вы раскритикуете мое определение, то из критики можно будет составить нормальное определение фэнтези. Я так думаю ;)
–––
"С удивлением, пораженный и потрясенный, короче говоря, содрогаясь и вскаркивая, перечел последние страницы темы" © bbg


философ

Ссылка на сообщение 31 декабря 2009 г. 03:03  
цитировать   |    [  ] 
А.Б. мне кажется, такое определение, хотя и интересно, но расплывчато: легко можно определить, есть ли в книге некий фант. элемент — и если есть, то какой именно. Это достаточно объективная деталь — наличие в книге мага или НЛО. Но что является центром внимания автора, какие задачи он перед собой ставил — тут можно спорить до хрипоты, не придя к единому мнению. Для одного критика в книге подняты актуальнейшие проблемы и эмоциональность зашкаливает — для другого всё более чем тривиально и "эмоциональная составляющая на нуле". Я уж молчу про нас, читателей, с нашим вечным "зацепило — не зацепило". И как же классифицировать, в таком случае?
Замечу еще, что все-таки разделение по типу фант. элемента является общепринятым8:-0 Ну хотя бы — достаточно общепринятым.
Вот к чему прекрасно подходит Ваш критерий — к вопросу, является ли данное произведение ЛИТЕРАТУРОЙ. Потому что для настоящей литературы всегда в центре внимания человек и его вечные проблемы — даже если автор назовет героя зеленой сороконожкой и поместит его в далекую-далекую галактику.

check32 — насчет мифов и фэнтези я с Вами согласна: для создателей (и "потребителей") мифа всё, ими рассказанное, действительно существовало или хотя бы принципиально могло существовать. Это было возможно в их картине мира. Автор же фэнтези сознательно допускает в книге НЕвозможное, не существующее в нашем мире, — и предполагает, что читатели мыслят так же.

grigoriy — основное, по Сапковскому: в "обычной" литературе мы никогда не знаем, куда повернет сюжет — кто победит, кого убьют. В сказке существует некий "шаблон": зло будет наказано, добро восторжествует, герой расколдует принцессу и женится на ней и т.п. В книге Проппа "Морфология волшебной сказки" выведены даже "формулы" сказочных сюжетов. Фэнтези же внешне может быть похожа на сказку — но строится не по сказочным, а по "обычным" законам литературы: в ней нет канонов и предсказуемого сюжета. Герой может проиграть и бесславно погибнуть, принц может соблазнить Золушку и бросить, монстр может оказаться несчастной жертвой... То есть всё может кончиться и хэппи-эндом — но читатель этого не знает. Кроме того, герои сказок — только носители определенных черт характера и исполнители заданной роли. Метания и сомнения, психологические глубины, разноплановость и прочее в сказке не предусмотрены — а в фэнтези вполне, если это хорошая фэнтези. Короче говоря, фэнтези (в идеале) — это полноценная литература, в которой, КРОМЕ ВСЕГО ПРОЧЕГО, существует фэнтезийный элемент.
Возьмите, к примеру, "Войну и мир", ничего не убирайте в сюжете, только перенесите действие в вымышленный мир, назовите Наполеона   Темным властелином, а Платона Каратаева — мудрым магом, киньте где-нибудь пару домовых и духов для колориту... и это можно будет назвать фэнтези. :) Можно даже никуда не переносить, заявить просто, что "на самом деле" Наполеон был, например, демоном. Это будет криптоистория — тоже вид фэнтези. См. "Око силы" Валентинова.

лф_ириска — Мартин, например, пишет без юмора. И многие другие тоже.
Конечно, должны быть определения для разных видов фэнтези — но, кроме этого, нужно выделить нечто общее, что объединяет их все именно в фэнтези, в отличие от НФ и прочего. Волшебство, если хотите. Тот самый фантастический, но "ненаучный" элемент.


философ

Ссылка на сообщение 31 декабря 2009 г. 04:55  
цитировать   |    [  ] 
Irena спасибо, как говорится всем сёстрам по серьгам, и рас уж зашёл разговор, то куда бы вы отнесли произведения по сути фэнтэзиные но где под магию подводится какая-никакая научная (или псевдо)база ведь когда-то и электричество вполне себе тянуло на волшебную силу а П.Д.У. ещё 50 лет назад был такой нехилой волшебной паличкой про "артефакты" типа флэшки или мобильника вообще молчу
–––
"Любая достаточно продвинутая технология неотличима от большой пушки"(с)
Страницы: 123...7891011...242526    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Что такое фэнтези?»

 
  Новое сообщение по теме «Что такое фэнтези?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх