Фантастиковедение книги ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»

Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 10:42  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
хорошо, оказывается, известно
:cool!::beer:


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 13:40  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Так получается, главной заслугой Кэмпбелла, Гернсбека и проч. было то, что они шли наперекор мировой тенденции, поддерживая огонек 1920-х, повсеместно затухший?

вопрос угла зрения, не затухший, а скорее ещё не разгоревшийся
В США первыми журналами тоже были не научно-фантастические, а условно журналы странных историй.
В России первый журнал Идеальная жизнь (он же первый в мире) был журналом исследования будущего.
Орхидеи был журналом опять же странных историй.
То, что научная фантастика стала в результате магистральным направлением как раз и есть заслуга Гернсбека, а у нас Попова, Перельмана и Сойкина. Т.е. у нас в двадцатые годы это был результат прямого редакторского отбора, в принципе без давления идеологии.
В 30-е годы у нас случилось одержание, и нф встроили в идеологию, ну а в США случился Кэмпбелл


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 13:48  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
вторым — третьим журналом фантастики в мире был Der Orchideengarten

как считать, а то и четвертым
1. Идеальная жизнь (1907)
2. Мир приключений (1909)
3. На суше и на море/ Журнал приключений (1911)
и только в 1919 Сад орхидей, в 19-м же был The Thrill Book
В 1923-м Странные истории
В 1926-м уже Гернсбек с Эмейзинг
Блин, интереснейшее время!

Однако, лююто оффтоплю


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 
Про "Идеальную жизнь"

https://fantlab.ru/work1807445

цитата
Иллюстрированный журнал свободной мысли выходил в Санкт-Петербурге с 1907 года, два раза в месяц.
Контора журнала имела адрес: СПб, Невский пр., дом комп. Зингер.
Всего вышло 4 выпуска, последний номер двойной, 4-5.
Редактор-издатель Михаил Семенович Кауфман.

Михаил Семенович Кауфман (р. 1865)—писатель и журналист.
Псевдонимы: Апель—ъ; Апель—ин; Активист; Апельсин; Бобик; Бобыль; Дядя Миша; К—н, М.; Осведомительное бюро Апельсина; Остожин, М.; Риголетто; Старый; Черт Лиловый; Чорт Лиловый.







Содержание номера 1
Неизвестный автор. Введение (статья)
Михаил Кауфман. Значение утопий (статья)
С. Ч.. Эдвард-Джордж-Чарльз Бульвер-Литтон (биография) (статья)
Эдвард Бульвер-Литтон. Грядущая раса (роман, перевод С. Ч.) (начало романа)
Николай Абрамович. Человек будущего. Очерк философской утопии Фр. Ницше (статья) (начало очерка)
Я. Б.. Вильям Моррис (биография) (статья)
Уильям Моррис. Вести ни откуда (роман, перевод Я. Б.) (начало романа)


Номер 2, любопытно, есть на Алибе.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 14:00  
цитировать   |    [  ] 
Ну и к слову. Благодаря Гернсбеку жанровое обособление фантастики в США случилось раньше всех, в 20е.
У нас, например, оно случилось только в оттепель, да и то с оговорками.
Что было в Европе не скажу, не знаю


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 14:07  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
как считать, а то и четвертым


А Argosy и All-Story Weekly ты куда потерял? Если уж включил "Мир Приключений" и "На суше и на море"? Тоже журналы приключений и фантастики.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 15:48  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky
Нет, это не журналы приключений и фантастики, это универсальные журналы.
Как и Стрэнд, и Космополитэн.
Они просто печатали фантастику, а не были специализированными журналами авантюрного жанра как МП.
Разные форматы.
Потому что тогда ты должен упоминать Вокруг света или Человек и природа.


философ

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 20:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
не затухший, а скорее ещё не разгоревшийся
Скажем иначе: фантастика 1920-х в своем журнальном варианте разгорелась — в виде преемственности редакторов — в США, зачадив и погаснув в остальных странах.
Благодаря Де Кампу известно, что приключенческая фантастика чувствовала себя прилично и в Англии, про фэнтези и говорить нечего, но, как ни крути, а "золотым веком НФ" считается журнальный формат.
цитата Karavaev
Орхидеи был журналом опять же странных историй.
Ради прикола, вбил в фантлабовский поисковик "странное происшествие". Никуда оно не делось из заголовков за примерно 140 лет
цитата Karavaev
Благодаря Гернсбеку жанровое обособление фантастики в США случилось
Из чего следует, что оно искусственное? Или жизнеспособное?
цитата Karavaev
Блин, интереснейшее время!
Да кто его знает, почему, но факт — переживших или ставших свидетелями очень крутых лет влекло фантастическое так, как до Первой мировой — утопическое. Здесь, конечно, нужна статистика, но ведь
цитата Karavaev
В 1923-м Странные истории
В 1926-м уже Гернсбек с Эмейзинг
Получается, фантастику создали "ревущие двадцатые" США.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 21:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Никуда оно не делось из заголовков за примерно 140 лет

А с чего бы? Странные истории опираются на куда более древнюю литературную традицию. То, что нф на каком-то этапе вышло на лидирующие позиции, можно объяснить и долей случая, и более счастливым расположением звёзд.

цитата ааа иии
Из чего следует, что оно искусственное? Или жизнеспособное?

А вопрос непростой. Ну понятно, что в СССР просто не успели, и идеология. Но тем же европейцам никто не мешал, но вот те же Орхидеи у них случились, а своего Гернсбека не нашлось, хотя первая условно фантастическая премия — французская.
И объяснять, почему так, можно, исходя из самых разных интерпретаций. и самое простое объяснение, что всех устраивало и так.
цитата ааа иии
Получается, фантастику создали "ревущие двадцатые" США.

я, со своей колокольни, сказал бы, что американскую создали их ревущие, а советскую — наши, ибо мы тогда уступали только сужением тематического разнообразия и источниками финансирования.
Ибо ваша трактовка подразумевает, что только американская фантастика и есть, а все другое — суть аберрации.

однако не прилетит ли нам от модераторов?


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 22:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
не были специализированными журналами авантюрного жанра


Гхм. Ну, в общем, случались разные периоды, но в целом — именно такими и были. Полистай: https://readitfree.org/PU/ARG_2.htm
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 января 2024 г. 23:04  
цитировать   |    [  ] 
цитата vvladimirsky
Полистай:

зачем?
я только что про этот период писал
ни Аргози, ни ОллСтори и близко не были специализированными, чтоб их в список начала века вносить
а фантастики уже везде было до хрена, модный жанр был
а так, листай первый год Аргози и найди мне там специализацию
А потом ту же процедуру да хоть с тем же МП, или со второй инкарнацией Вокруг света сравни. Почему ты его игнорируешь?
а уж кто куда выплыл в тридцатые — другой разговор
У нас фантастику журналы по мореходству печатали. Романы, как мы англичан мочим
Впрочем, спор о терминологии. "Что такое фэнтази", ага


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 01:23  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
и близко не были специализированными


Оба были целиком специализированными журналами авантюрного жанра. Ну блин, вот же они, открой, почитай.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 06:41  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky
Ок
Что скажешь про Вокруг света?


философ

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 07:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата Karavaev
Странные истории опираются на куда более древнюю литературную традицию.
Не аргумент — панегирики и басни тоже опирались на традицию.
цитата Karavaev
Ибо ваша трактовка подразумевает, что только американская фантастика и есть, а все другое — суть аберрации.
В этом предложении какая-то путаница с временами — по состоянию на 1933-1937 годы, дела обстояли примерно так, нет?

Вам удалось показать преемственность для Вокруг света и Уральского следопыта — но как насчет жанра?Из всей советской фантастики 1920-х в 1970 прорвались: Александр Грин (первый фантаст, получивший музей), Беляев с его трехтомником и Булгаков — книжкой, которая при жизни автора эпоху не издавалась. Научник только один. Уже и Казанцев не писал про смелых и умелых.
А влияние западной НФ на Ефремова бесспорно.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 08:09  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Не аргумент — панегирики и басни тоже опирались на традицию.

не аргумент к чему? Что странные истории вполне себе никуда не делись и даже претерпели специализацию?

цитата ааа иии
какая-то путаница с временами — по состоянию на 1933-1937 годы, дела обстояли примерно так, нет?

а! на тридцать седьмой год советская фантастика уже восстановилась в ээээ... несколько самобытном виде
т.е. вполне себе была жива, но ваш тезис я понял, с таким пояснением вполне с ним согласен

цитата ааа иии
но как насчет жанра?

это интересный и долгий разговор
дело в том, что на 1931й год наша фантастика вполне себе наработала платформу и была вполне конкурентноспособна.
Но тут разные системы отбора заработали. В США коммерческая с известным результатом, в СССР идеологическая, с тоже известным результатом. Нельзя считать нормальным отбор, когда произведение вычеркивалось за упоминание Бухарина или за то, что автор враг народа. Или за то, что в системе будущего не упоминается плановое хозяйство, и автор свои тезисы строит не на этом. "Остров гориллоидов" был хитом настолько, что через много лет Днепров фактически сделал с него кальку. Ну и кто его помнил?
Я уверен, что сохранись ситуация 20х — мы б ничем американцам не уступали. Но это уже из разряда про бабушку.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 08:16  
цитировать   |    [  ] 
vvladimirsky
И да, я вполне понимаю соблазн включить Аргози в линеечку.
Так Стрэнд на голову выше Аргози. И уж авантюрности в нём по гланды, а уж имена... Аргози рядом не валялся.
Но если ты его обзовешь авантюрным специализированным журналом, это будет смешно. И никто отчего-то его таковым не считает, вот же загадка!
Ну мы уже спорили про это в фб.
Если ты включаешь Аргози, то ты не можешь игнорировать Стрэнд и даже Вокруг света.
И тогда мы принимаем за специализированные исходный тип универсального "мэгазина", который печатал все подряд, и именно развитие таких журналов породило специализацию. Как по мне, тоже подход, но это ничего общего не имеет со специализацией.
Так из общих электрических журналов Гернсбека с фантастикой вырос специализированный Эмейзинг.
Нельзя между ними ставить знак равенства. Это размывает Путь :)))))


миродержец

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 08:58  
цитировать   |    [  ] 
Не в плане дискуссии, но по моему впечатлению Argosy, Adventure, Blue Book — вполне себе авантюрные журналы. А чистая специализация физически и экономически невозможна, всегда будут какие-то отклонения, смешения жанров, заказные материалы и прочий журнальный шлак.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 10:01  
цитировать   |    [  ] 
swgold эмейзинг — чистая специализация

Я вам всем даже больше скажу, в том контексте, что тут трактуют, все журналы вполне себе авантюрные.
Что делает обсуждение бессмысленным абсолютно.
Все авантюрные, все специализированные.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 10:25  
цитировать   |    [  ] 
Karavaev Смотря что считать чистой специализацией. Чисто литературных журналов же почти не бывает? Вот Amazing выдерживал чистую специализацию по-моему только пару-тройку первых номеров. Потом пошли essay by... дискуссии и голосования читателей, письма в редакцию, статьи типа "Существует ли телепатия" и прочий побочный продукт. Надо бы чётче определить термин "специализация", типа какой процент площадей относится к заявленной тематике, тогда и вопрос разъяснится сам собой. :-)


авторитет

Ссылка на сообщение 9 января 2024 г. 10:38  
цитировать   |    [  ] 
swgold нет, у Эмейзинг как раз было развитие в рамках специализации по традиционной схеме. Сначала тексты, потом их обсуждение, потом жанровые дискуссии.
А концепция "иллюстрированный сборник" даже в СССР была давно не актуальна, это примитивная исходная форма.
"Следопыт стихов не печатает".
Страницы: 123...330331332333334...358359360    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастиковедение: книги, брошюры, фэнзины, etc»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх