Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 01:06  
цитата tick
У Стругацких, насколько я могу сейчас вспомнить, вообще нет персонажей женского пола, таких, чтобы авторы прописывали им внутренний монолог, рассуждения и переживания.

А как же (проходной, правда, но в ЖВМ весьма, даже полновесный) персонаж Майя Тойвовна Глумова?


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 02:26  
цитата gersim_al
А как же (проходной, правда, но в ЖВМ весьма, даже полновесный) персонаж Майя Тойвовна Глумова?
Перечитайте ЖвМ. Там всё, что происходит с Глумовой, подаётся через восприятие Каммерера. Она ему говорит, он слушает. Даже в момент эмоционального срыва, когда она выговаривает Максиму всё своё нутро, её речь передана косвенно. Она, её.
А потом сравните с отрывками, где Максим говорит про себя. Я, меня, мне.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 02:43  
цитата gersim_al
(проходной, правда, но в ЖВМ весьма, даже полновесный) персонаж Майя Тойвовна Глумова

Майя, тогда еще не Тойвовна, между прочим, куда более полновесный персонаж "Малыша". Но в целом я вполне согласен с коллегами — функция ПОВа (который point of view), у Стругацких всегда строго (ну, в совсем ранних вещах чуть менее строго, и речь, само собой, о "разделах" книги, не о тексте целиком) привязанная к конкретному персонажу, женщинам не достается примерно никогда. Только в одной из новелл П22В, если не ошибаюсь, и в эпизоде "Бессильных".


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 02:53  
i_bystander О, я ещё вспомнил, в новелле "Частные предположения" одна из глав дана с PoV артистки Ружены Насковой. Но это 1959й год, блин.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 03:15  
tick Да, точно.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 10:04  
цитата tick
Вообще, где Стругацкие проходят тест Бекдел?


Зачем Стругацким дурака-то валять? Хорошо хоть их творчество не зависит от модных леваческих трендов.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 10:19  
Насчет П22В я, кстати, все-таки ошибся. Мне казалось, там в одном месте ПОВ — Акико, но вроде бы все же нет. Ну или там просто ПОВ чуть гуляет, как оно бывало в ранних вещах, я не стал вчитываться.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 11:57  
Кстати, и с БМС, оказывается, та же ерунда — при том, что я, прежде чем сюда писать, проверил: сцена начинается с участием ровно двух персонажей, один явно не ПОВ, значит, убедился я, другой, т.е. другая. А ведь нет, ПОВ появляется только в следующем абзаце. Т.е. вообще, выходит, только "Частные предположения"...


философ

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 12:01  
цитата tick
Перечитайте ЖвМ. Там всё, что происходит с Глумовой, подаётся через восприятие Каммерера. Она ему говорит, он слушает. Даже в момент эмоционального срыва, когда она выговаривает Максиму всё своё нутро, её речь передана косвенно. Она, её.
А потом сравните с отрывками, где Максим говорит про себя. Я, меня, мне.
А ничего, что там всё повествование — от лица рассказчика? Бывают, конечно, литературные приёмы, когда первое лицо может меняться на третье, Стругацкие его тоже использовали, но не в «Жуке». Ну, и я думаю, БНС был прав в том интервью — если не умеешь в женскую психологию, то не надо и пытаться. Никто не может обязать автора выполнять гендерную квоту. Слава богу, засилье SJW-повестки Стругацким в их времена не грозило, хватало и своей, советской партийной цензуры…


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 16:01  
цитата Vramin
А ничего, что там всё повествование — от лица рассказчика? Бывают, конечно, литературные приёмы, когда первое лицо может меняться на третье, Стругацкие его тоже использовали, но не в «Жуке».
А ничего, что половина Жука — это отчет Абалкина, где первое лицо не основной рассказчик? А главы "Тайна Личности Льва Абалкина" с (продолжением) написаны вообще обезличенно, там всё повествование идёт от третьего лица. Приёмы поворота PoV в Жуке очень хорошо представлены.
цитата Vramin
Ну, и я думаю, БНС был прав в том интервью — если не умеешь в женскую психологию, то не надо и пытаться. Никто не может обязать автора выполнять гендерную квоту. Слава богу, засилье SJW-повестки Стругацким в их времена не грозило, хватало и своей, советской партийной цензуры…
Мы углубились в вопросы женской репрезентативности, но я начал с другого. У Стругацких конфликт часще всего не межличностный, а на уровне взаимодействия человека и общества. К Абалкину нет претензий у Каммерера или Сикорски оттого, что он плохой человек. Даже якобы убийство Тристана является лишь формальным поводом к расследованию. Основа ненависти и страха Сикорски — это его переживания за общественную устойчивость. Каммерер вообще скорее симпатизирует Абалкину, т.к. не верит в его опасность.
Конфликт Руматы связан с его любовью к Кире, но не лежит в нём. Он может увезти Киру на Землю в любой момент, но препятствует этому не, предположим для примера, запрет её отца, как в мелодраме, и не его чувства к другой женщие, как в драме, а его долг перед обществом. Это поднимает повесть до уровня трагедии.
И т.д. и т.п. Всё творчество Стругацких лежит на стыке общественного и личного.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 16:39  
Прошу прощения, но
цитата tick
они стеснялись писать про женщин

и
цитата tick
Женские персонажи у Стругацких сугубо функциональны. Как сливной бачок для мужской токсичности героев. Жена, любовница, подруга

Это как бы не совсем одно и то же.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 16:42  
цитата tick
Всё творчество Стругацких лежит на стыке общественного и личного

Трудно не согласиться. Однако, проблемы не с обществом, а с героем, так что это не межличностные, а просто личностные проблемы. И межличностных конфликтов там хватает, если конечно не считать таковыми обязательные выяснения отношений.
Так например
цитата tick
Конфликт Руматы связан с его любовью к Кире, но не лежит в нём.
— я бы сказал, что конфликт Руматы лежит в самом Румате.
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 16:58  
цитата tick
а его долг перед обществом.
Какой долг мешает увезьти ее на Землю? Какой долг мешает оборудовать дом по последнему слову техники?
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 17:00  
просточитатель вы опять начинаете. ..
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 17:04  
цитата tick
Он может увезти Киру на Землю в любой момент, но препятствует этому не, предположим для примера, запрет её отца, как в мелодраме, и не его чувства к другой женщие, как в драме, а его долг перед обществом.

Тот не самый частый случай, когда я согласен скорее с коллегой amlobin, чем с вами. Румата всю повесть находится в жутком раздрае не только и не столько с должностными инструкциями (хотя и с ними тоже, но коммунары их, похоже, склонны понимать весьма вольно), сколько с самим собой. У него ноги в грязи, причем с каждым шагом все больше и больше, к концу уже по уши будет.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 18:02  
цитата i_bystander
Румата всю повесть находится в жутком раздрае не только и не столько с должностными инструкциями, сколько с самим собой.
Я бы согласился, если бы внутренний конфликт Антона-Руматы не был следствием общественного конфликта. Это не Румата решает вопрос, до какой степени нужно вмешиваться в судьбу другой цивилизации. Это Земля решает, через своего представителя Антона.
Деградация личности земного историка-наблюдателя несомненна. Он запутался, потерял моральный ориентир. Но это не его личная проблема, а проблема представителя земного общества в контакте с обществом Арканара. Он решает не проблему, хочет ли он быть наблюдателем по факту прогрессором , или ему надо улететь на Землю с Кирой. Он решает проблему бескровного воздействия.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 18:14  
цитата amlobin
конфликт Руматы лежит в самом Румате.
Если бы Антон не стал историком-наблюдателем на средневековой планете, то никакого внутреннего конфликта у него, скорее всего, не было бы. Он летал бы себе пилотом, потом нашел бы что-то ещё по душе. Его внутренние терзания, неудовлетворённость жизнью, или несчастную любовь, если бы они возникли, заметили бы друзья, коллеги. Помогли бы справиться, а если что-то совсем серьзеное, то обратились бы к врачам.
Все проблемы Руматы проистекают из того, что Земля решила заняться экспериментальной историей.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


философ

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 18:16  
цитата tick
Он решает не проблему, хочет ли он быть наблюдателем по факту прогрессором , или ему надо улететь на Землю с Кирой. Он решает проблему бескровного воздействия.
Простите он робот? Он не робот он человек!И да если бы Кира ему была важна он бы решал проблему Киры но..так же и с Рэбой. его эскапада в финале не решила НИЧЕГО а вот если бы он сразу по тихому его убил...
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 18:19  
цитата tick
н летал бы себе пилотом, потом нашел бы что-то ещё по душе.
а потом СЛУЧАЙНО попал бы на Арканар как Каммерер:-)))
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 8 октября 2022 г. 18:27  
цитата просточитатель
а потом СЛУЧАЙНО попал бы на Арканар как Каммерер:-)))
А может, Каммерер попал не случайно? Может его туда привели? Сикорски решил экспериментально проверить новую теорию кондиционирования... Кто знает, чем Максима облучали в первые недели на Саракше, в лаборатории, где ему мозги просвечивали?

И кстати, на Арканар нельзя попасть случайно. Там есть полярная База, пространство вокруг планеты наверняка мониторится. К тому же, планета есть во всех каталогах, ещё со времён детства Антона про неё широко известно на Земле.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх