автор |
сообщение |
rusty_cat
магистр
|
10 апреля 2009 г. 13:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
итак, создал эту тему не для обсуждения чего-то одного поправьте, если вдруг подобная тема уже существует (не нашел)
в журнале НФ "Полдень XXI век" за апрель 2009 была опубликована интересная статья Ольга Чигиринская " "Проблема Жанра" относительно фантастики" автор с литературоведческой точки зрения определяет некоторые общие моменты среди всех фантастических произведений и, как результат, выводит общую позицию фантастики: 1. фантастика как жанр есть и подобна сказке, т.е. может быть фант. фильм, фант. роман, рассказ и пр. как и может быть сказочный фильм или сказочная повесть 2. фантастика как прием не создает произведения в жанре фантастики как таковой, например, постмодернистские притчи Виктора Пелевина не являются произведениями фантастического жанра, хотя и используют фант. приемы, то же касается "Мастера и Маргариты" Булгакова, "Альтиста Данилова" Олрова и пр. 3. чтобы фант.произведение могло рассматриваться в русле фант. жанра оно обязано иметь самый простой читаемый сюжет на уровне описываемого хронотипа, даже если не имеет иной смысловой, гуманитарной, метафорической и пр. глубины 4. хронотОп включает в себя время, место и предмет. в фантастическом произведении один или несколько этих элементов подвергаются "фантастичности", таким образом, фант.произведение в русле жанра имеет в сюжете либо утопию, либо ухронию, либо ускэвию, где утопия — "место, которого нет", ухрония — "время, которого нет", ускэвия — "вещь, которой нет". если произведение может быть прочитано и обладает понятностью и законченностью с этих позиций (а именно, "... которого нет") — оно в русле жанра, если такое невозможно, и требует знания реальности (место, время или вещь все-таки есть), фант. в нем рассматривается как прием и произведение не может рассматриваться в русле жанра
в целом, очень интересная и грамотная статья, каких немного и единственная к ней незначительная претензия — то, что текст сносок был добавлен в конце статьи в виде двух абзацев рекомендую читать
|
––– слушаю: Симонов "Живые и мертвые" |
|
|
TOD
магистр
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
|
bacumur
философ
|
10 апреля 2009 г. 13:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот это да! А как же быть с... предположим, с человеком, которого нет? Да вся героика на этом... Или с сущностью, формально, к людям не относящейся, которой, опять же — нет? Например, "Враг мой", или Роботы? Или мутанты? А изменение конфигуративности и масштаба — Гулливер? А с некоторыми, как бы "новыми" правилами игры? Предположим, с технологиями, которых нет?.. Капитана Немо с "Наутилусом" куда впихнуть, неужто — в вещь, которой нет? Но ведь после ПЛ появились?.. Чего-то я тут не понимаю. Либо автор предложенной системы несколько... за-алгоритмизировал реальность до неузнавания.
|
|
|
rusty_cat
магистр
|
10 апреля 2009 г. 13:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bacumur предположим, с человеком, которого нет?
человек, которого нет, насколько я понял, условно отнесен к ускэвии. предмет, объект, вещь, которой нет в качестве примера — бутылка и старик-хоттабыч
с другой стороны, героика — если это конан, тогда явно речь о времени, которого нет, а там — могут быть любые персонажи
|
––– слушаю: Симонов "Живые и мертвые" |
|
|
rusty_cat
магистр
|
10 апреля 2009 г. 13:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата TOD эммм... не совсем понял сути данной темы. Обсуждение статей в периодике, посвященных фантастике?
именно. самих статей или знакомство с конкретными мыслями статей
|
––– слушаю: Симонов "Живые и мертвые" |
|
|
rusty_cat
магистр
|
10 апреля 2009 г. 14:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
другая статья Святослав Логинов, "Ответ на засыпку", ЕСЛИ, 4'2009
автор статьи провел опрос (сам или при помощи, неважно) следующего содержания. Вопрос: каково происхождение волшебных героев фэнтези (магов, существ, народов)? ответы: - все это фантазии и вымысел - архетипы сознания - историческая память о вымерших животных и исчезнувших народах - фантасты сверхчувственным способом получают информацию об инопланетных жителях или обитателях паравселенных - они и сейчас есть, просто надо уметь их видеть Логинов причисляет ответы 2-3 категорий к любителям фэнтези, 4-5 — к любителям НФ, 1 — к реалистам и получает вывод, что фэнтези востребована 45% читателей, НФ — меньше 40%, реализм — оставшимися 10% с хвостом. из чего автор статьи делает предложение комплектовать редакционный портфель, чтобы не было слива или книги не "зависали"
в целом, интересный опыт, но больше всего оттолкнула в статье позиция самого автора: "и я отвечу: а я не голосовал. Дело в том, что в личной жизни я очень не люблю крайности, люди оголтелые мне неприятны" если у автора такое отношение к вопросу, зачем ставить в такие условия участников опроса? а если даже приходится примиряться с несовершенством опроса, тогда какие можно делать выводы, если не учитывать позиции сходные с авторской?
|
––– слушаю: Симонов "Живые и мертвые" |
|
|
rusty_cat
магистр
|
10 апреля 2009 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bacumur А изменение конфигуративности и масштаба — Гулливе
Свифта автор статьи, строго говоря, к фантастическому жанру не относит, у него фант. прием
|
––– слушаю: Симонов "Живые и мертвые" |
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
11 апреля 2009 г. 10:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Свифта автор статьи, строго говоря, к фантастическому жанру не относит, у него фант. прием
Ух ты, любопытно. А как это определять-отсепарировать — относится автор или произведение к фантастическому жанру или не относится?
Я интуитивно например могу принять деление в 20-21 веке, когда если писатель фэндомовский (конвенты, круг чтения, места издания) — то его произведения отностяся к фантастике, даже если там её микроскопическое количество, вообще даже еле увидеть можно (Вяч.Рыбаков "Очаг на башне", Дж.Г.Баллард "Бетонный остров", "Храбр" О.Дивова) — тем не менее сила традиции, ага.
А если он, писатель, тусутеся в мэйнстриме, печатается в мейнстриме, нф не читает и не читал — то его фантастические произведения с натяжкой можно отсноить к фантастике, споры все равно будут (например "Кысь" Т.Толстой, "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова, П.Крусанова романы).
А как такое разделение мождно проводить в 19 веке, в 18, в 17? там же не было НФ-традиции.
|
|
|
rusty_cat
магистр
|
|
Veronika
миродержец
|
|
ааа иии
философ
|
11 апреля 2009 г. 17:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата rusty_cat Свифта автор статьи, строго говоря, к фантастическому жанру не относит, у него фант. прием Летающий остров, бессмертные, попытка приспособить великана к делу — фант.прием. Ну-ну.
|
|
|