Последняя ставка, Пауэрс
I read, much of the night, and go south in the winter. Т. С. Элиот. Бесплодная земля
Начал читать и понял — моё! Огромная, глубокая книга про случайности, тайных властителей мира, Таро, Югна, суеверия, призраков и, конечно же, покер. "Последняя ставка" — развёрнутый оммаж "Бесплодной земле" Элиота, легенде о Короле-рыбаке и артуриане в целом. В свою очередь, название "Бесплодная земля" взята Элиотом как раз из легенды о Короле-рыбаке, а сама поэма цитирует таких авторов, как Гомер, Софокл, Петроний, Вергилий, Овидий, Аврелий Августин, Данте, Шекспир, Спенсер, де Нерваль, Кид, Чосер, Мидлтон, Уэбстер, Конрад, Мильтон, Марвелл, Бодлер, Вагнер, Голдсмит, Гессе, Хаксли, Верлен, Уитмен и Стокер.
Надо ли говорить, что пришлось (с удовольствием) прочитать поэму Элиота на русском и английском, благо там всего около тридцати страниц, освежить память о Короле-рыбаке, что, в свою очередь повлекло углубление в артурианский миф. Также с удовольствие прочитал полдюжины статей про Таро. Вот такое гиперчтение я люблю.
Помимо очевидных параллелей (главный антагонист, самозванный Король-рыбак, в первых главах ранен в пах, как и персонаж легенды. Пустынная Невада и Лас-Вегас — его Бесплодная земля), есть и менее очевидные отсылки.
Зацените глубину проработки на вот таком примере: троица героев едет в сторону Невады, видит какой-то Лондонский мост. Ну мост и мост. А вот и нет. У Элиота: A crowd flowed over London Bridge... Погуглил — и правда, в Аризоне, соседнем с Невадой штате, есть Лондонский мост, купленный американским миллионером у мэрии Лондона и перевезённый в Америку. Это же надо было Пауэрсу найти такое совпадение реальной жизни и поэмы Элиота и затем так аккуратно вплести всё это в сюжет... я потрясён и восхищён!
Или вот ещё. В поэме: "Вот ваша карта — утопленник, финикийский моряк. (Стали перлами глаза. Видите?)" ... "Я помню Были перлами глаза."
В романе: "Скулы и глазницы превратились в коралл, и в левой глазнице мерцала большая жемчужина."
В одной главе диалог персонажей-антагонистов полностью дублирует диалог из поэмы, в другом месте друг героя сыплет цитатами из "Бесплодной земли". Дальше отсылки ищите сами, их мириады!
По настроению — дорожное приключение в духе старого грайндхаусного Голливуда. Компания по-разному дисфункциональных американцев мыкается по мотелям и казино Лас-Вегаса, а также по ближним невадским окрестностям. По пути им встречаются безумцы, обаятельные киллеры и киллеры-толстяки, маньяки, косплеящие Элвиса, таксистки-азиатки, и многие другие странные и колоритные личности.
Главный герой скорбит об умершей жене, борется с алкоголизмом и пытается свергнуть своего отца, мистического Короля-рыбака; его друг с помощью стечения случайностей хочет излечиться от рака; сводная сестра героя пытается спасти своих детей и стать воплощением богини плодородия. Фанатам конспирологии, криптоистории, мистики Таро и атмосферы Лас-Вегаса конца восьмидесятых.
Мне, по стечению обстоятельств, по-прежнему нравятся "Американские боги" Геймана (и не нравится его остальное творчество). Но, прочитав "Последнюю ставку", я понимаю, что "Боги" по сравнению с ней — неглубокий дилетантский эпигонский фанфик, в котором магию Таро заменили на скандинавскую мифологию.
"Последняя ставка" Пауэрса — уникальный по эрудированности, интересности и степени погружения магический реализм. Долгое, приятное послевкусие: даже рецензию собрался дописать только через неделю после прочтения романа. 10(ШЕДЕВР)
|