автор |
сообщение |
prouste 
 миродержец
      
|
16 февраля 2020 г. 17:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У Барабтарло есть обстоятельная статья " Очерк особенностей устройства двигателя в " Приглашении на казнь". Там про подтексты и аллюзии. Есть статья С.Давыдова " Гносеологическая гнусность" — тож информативная.
|
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
16 февраля 2020 г. 17:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
prouste Спасибо. А так я постепенно покупаю книжки по набоковедению. Барабтарло Сочинения Набокова уже взял.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
16 февраля 2020 г. 18:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата prouste К нему сильно по- разному относятся набоковеды, но человек был увлеченный и яркий.
В этом я уже убедился. Почитал общие статьи и материалы, но основную часть возьмусь читать, когда закончу все основные набоковские романы. Не хочется спойлерить себе романы и отсылки. Я может их большую часть не понимаю, но всё же есть моменты ловлю. Отсылки 2-3 к Пушкину и Дюма я смог в Приглашении на казнь считать.
цитата prouste Интересно писал.
Язык и стилистика у него замечательные. Но из-за них весь текст и сливается в единое неразрывное полотно, из-за чего определить те же подтексты ещё затруднительнее.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Bunin1 
 авторитет
      
|
16 февраля 2020 г. 20:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Насколько же, на мой взгляд, в Набокове ощущается сильнейший анти-визионерский пласт, что сказанное выдающимся искусствоведом М. В. Алпатовым о Леонардо да Винчи применимо к Набокову:
И все же при всем совершенстве и обаянии в работах Леонардо есть и некоторые утраты... Они особенно заметны благодаря совершенству их выполнения. Казалось бы, художник, овладев всеми средствами выполнения, стал властным, как государь. Но он остыл к творчеству, как к созданию прекрасных произведений. Его влекла только возможность ставить и решать новые задачи, и если он справлялся с ними, то бросал работу или предоставлял ее решать помощникам. Сам он владел всеми тайнами мастерства, но «святое ремесло» художника для него не существовало, он почти пренебрегал им, презирал его. Живопись – дело ума (cosa mentale), утверждал он без устали.
Ум художника, знания, умелый расчет – все это вооружало, обогащало его. Но чувство, непосредственность, способность радоваться всему, что происходит вокруг себя, все это оказалось оттесненным на второй план. Искусство перестало быть делом веры, убеждения, воли – это тонкая, холодная игра. Универсализм художника не спас его от мучительной двойственности.
Искусство освобождалось от своего назначения наставлять, внушать благоговение к тайне. Казалось, художник мог упиваться безграничной свободой, но в душе его открывалась пустота и он попадал в иную, более тяжелую неволю. Искусство стало служить наслаждением.
- М. В. Алпатов. Художественные проблемы Итальянского Возрождения. М.: «Искусство», 1976.
Вроде бы Сартр писал об "Отчаянии" Набокова, что это — учёная литература. Это определение кажется близким к истине. Насколько вот можно противопоставить между собой — совершенно несравниваемое вроде всего Селина и "Маленький Принц" Экзюпери, но они, как и, скажем, Газданов всем своим творчеством и Георгий Иванов своим "Распадом Атома" — являют собой тотальную противоположность творческому подходу Набокова. Наверно это связано с отсутствием сколько-нибудь серьёзного экзистенциального опыта. Может с чем-то ещё. Но факт остаётся фактом...
|
––– “Кто мы есть? Почему мы должны быть? Что есть сущее? Почему свершается бытие?” — Мартин Хайдеггер. |
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
|
glazier 
 авторитет
      
|
16 февраля 2020 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Bunin1 Вроде бы Сартр писал об "Отчаянии" Набокова, что это — учёная литература нет, это всего лишь интеллектуальная литература, занятая сопоставлением и составлением виртуозных коллажей из чужих, но проанализированных и очищенных от эмоциональных ляпов идей. Собственный экзистенциальный опыт аккуратненько задвинут в сторонку, персонажи, за исключением ГГ (альтер эго) — мастерски изготовленные манекены. И да, конечно, Набоков в своих писаниях — прямая противоположность Селину и Газданову но... не всегда! Временами, как в концовке "Дара", личные "существовательные" эмоции автора прорываются и воплощаются, освещая как редким солнечным лучом все эти кроссворды и ребусы. И кстати, Сартр расходясь идеологически с Набоковым, в творчестве был таким же иллюстратором умозрительных идей.
|
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
|
glazier 
 авторитет
      
|
17 февраля 2020 г. 00:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата prouste Да уж какие умозрительные идеи Мы тут противопоставили непосредственный опыт автора как источник лит. творчества и опыт опосредованный кем-то еще, сублимированный и перестроенный в воображении, то бишь — умозрительный. В общем случае, писатель болтается промежду двумя абсолютными полюсами. Полагаю, Газданов, Белый или Шукшин ближе к первому полюсу, а Набоков, Мережковский или Гоголь — ко второму. По крайности, на каком личном опыте построены Подвиг и Пнин? Другие берега — это мемуары, не беллетристика, и к теме не относятся.
|
|
|
andz72 
 авторитет
      
|
24 февраля 2020 г. 17:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Появилась книга Михаил Шульман — "Набоков, Писатель. Манифест". Аннотация к книге "Набоков, Писатель. Манифест" Лучший "карманный путеводитель" по карте воображаемых миров Набокова и по их основным законам, которые превосходно объясняет прозаик, эссеист и переводчик Михаил Шульман. Набоковская прозу Михаил Шульман превращает в острое эстетическое удовольствие, а заодно учит читателя бежать от общих мест, видеть сокрытое и радоваться свету, мерцающему сквозь мрак и мерзости жизни. Это текст-зеркало, в котором переплелись голоса Набокова, писателя и Шульмана, читателя. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/726960/
|
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
24 февраля 2020 г. 18:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В аннотации особо радует указание на магические способности автора " превратить" набоковскую прозу в " острое эстетическое удовольствие". Хочется думать, что книжка получше аннотации к ней.
|
|
|
Грешник 
 магистр
      
|
24 февраля 2020 г. 20:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Это муж Екатерины Шульман, как я понимаю, специалист по Газданову, подготовивший одно из его изданий.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
24 февраля 2020 г. 20:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чей муж это понятно. Книжка про Набокова у него ( другая) давно вышла, да и в беседе с Долининым по поводу выхода комментария к Дару Шульман звучал достойно.
|
|
|
glazier 
 авторитет
      
|
25 февраля 2020 г. 00:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата andz72 Появилась книга Михаил Шульман — "Набоков, Писатель. Манифест". ....Лучший "карманный путеводитель" по карте воображаемых миров Набокова Короче, Набоков в кармане у мужа Екатерины Шульман. Что за злосчастная судьба!
|
|
|
andz72 
 авторитет
      
|
|
prouste 
 миродержец
      
|
15 апреля 2020 г. 13:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Начал читать толстенную томину Бабикова про опыт прочтения Набокова — это сборник обстоятельных статей на разные темы, которые, в общем, чрезвычайно добросовестны, но мало как на восприятие Набокова влияет. Набоковиана разрослась до неимоверных масштабов, но, полагаю, что чего то знакового, прорывного или освежающего ждать не приходится. Вот и расхваленный долининский комментарий к Дару ни разу не впечатлил ( разве что указанием в научном комментарии на идиотизм городских властей СПб, которые переименовали какую- то улицу).
|
|
|
streetpoet 
 философ
      
|
15 апреля 2020 г. 13:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне еще по лекциям Долинина на Арзамасе показалось, что он как-то чересчур под себя интерпретирует Набокова. Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.
|
|
|
V-a-s-u-a 
 гранд-мастер
      
|
16 апреля 2020 г. 10:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата streetpoet Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.
Ну, из интервью Набокова явно видно, что высоко он его не ставит.
|
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
17 апреля 2020 г. 02:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата streetpoet Особенно навязчиво он трактовал отношение Набокова к Гумберту как осуждающее и отрицательное.
цитата V-a-s-u-a Ну, из интервью Набокова явно видно, что высоко он его не ставит.
В Строгих суждениях есть момент, где Набоков говорит, что Гумберт Гумберт ему сугубо неприятен. У самого лежит и Долинин, и Бабиков, но читать их пока не собираюсь. Для начала осталось дочитать русские романы Набокова и пьесы, а потом хотя бы возьмусь за Долинина.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
19 июля 2020 г. 20:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Такой вопрос по Бледному огню: Кинбот постоянно в одних комментариях ссылается на другие (я прочёл подряд и не стал запариваться игрой в классики), но есть ли те, кто сразу же читал указанные комментарии? Меняет ли это что-то или может гиперссылки специально ведут к разгадкам?
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|