Предисловие
Много лет назад молодой, но уже известный автор-детективщик принес в издательство необычную книгу. В ней были все родовые признаки фэнтези, однако куда больше она походила на исторический роман в фэнтезийном антураже. Детально продуманный мир, очень похожий на наш, но — другой. Тщательно и с любовью выписанный. С той книги должен был начаться большой цикл со множеством сюжетных линий. Целая авторская вселенная, рожденная совсем не забавы ради. В ней шла отчаянная борьба, которую Хирос, когда ему открылась вся правда о мире, где он — бог, деловито назвал "игрой". Жестокая игра жизни со смертью, игра во имя жизни... Увы, типичная фэнтези, на которую был устойчивый спрос, в те годы выглядела совсем иначе. История простого доброго юноши, будущего великого мага Альтара Тарнисского, и сурового, но обаятельного конунга Хайрегарда, будущего Рерика Бернарского, опережала свое время. Она действительно слишком походила на исторический роман. Тогда так не делали. Редактор не стал рисковать. Ничего личного, только бизнес. Отказ от публикации всегда удар для автора, а если тот успел вжиться в свой мир и возлагает на него большие надежды — удар вдвойне. Нет, автор не сдался, он много раз возвращался к той вселенной, расширяя и углубляя ее, но цикл так и остался — с издательской точки зрения — фактически в черновике. Несколько книг, очень далеко разнесенных во времени и пространстве, связанные только общим миром, пусть и написанные вполне прилично, мало кого интересовали. И уж совсем никто не хотел их видеть под женским именем: все деловые переговоры начинались с того, согласен ли автор взять мужской псевдоним. До печати, и то в журнальном варианте, добрался только "Крест", самый компактный и крепко сбитый из романов цикла, упакованный в формат повести. Это случилось десять лет назад. Плотно нагруженный смыслами, с напряженным действием, роман производил сильное впечатление и западал в душу надолго, но совсем не годился для развлекательного чтения по диагонали. Там все было по-взрослому. Неспроста про "Крест" говорили раздраженно: "Это не фэнтези, потому что фэнтези так писать нельзя!" Даже в 2005 году он опережал время. У него не было громкой прессы и наград. Его постарались не заметить, настолько он выбивался из канона. Тем не менее, читателям "Крест" запомнился, его полюбили и вспоминают до сих пор. Простодушный Оттар, которому предстоит совершить дурное дело, а потом искупить свой грех самым жестоким образом, и благородный, но слишком еще юный Эрик пришли к нам из мира, проработанного настолько мощно и профессионально, что с ним сливаешься и видишь его, как наяву. А если вас немного настораживают какие-то термины и названия — поверьте, это неспроста. Ведь "Крест" только приоткрывает самый краешек большой тайны огромной авторской вселенной. Это отметили в издательстве "Эксмо", но даже лучший друг всех фантастов Леонид Шкурович не мог поместить роман в формате повести под твердую обложку, а других обложек у него не было. Появилась договоренность об издании троекнижия "Крест. Корона. Меч.", начиная с которого цикл мог раскрутиться стремительно и легко. Но тут, как случается много чаще, чем хотелось бы, автор сел за работу — и опустил руки. Что-то не получалось, что-то не складывалось, ничего ему не нравилось, все казалось плохо. На самом деле, автор больше не верил в себя, не верил в успех, он устал от неудач. Не спешите осуждать его, жалеть тоже не спешите — судьба фантаста Светланы Прокопчик, ранее популярного детективщика 1990-х Владислава Морозова, создателя первой в России настоящей гангстерской саги, сама годится для авантюрного романа с перестрелками и мордобоем. А еще у нее есть кавказская овчарка. Минуло десять лет, и благодаря добрым подвижникам из "Шико", роман "Крест" вернулся к нам отдельной книгой. Вместе с ним возвращается автор. Что теперь будет дальше, зависит от нас, читателей. Головокружительная история хулигана и забияки Иогана Ладенгира, трагическая жизнь добрейшего Юлая Валенсара, эпические битвы, верная любовь, крепкая дружба, мелочные интриги всемогущих богов и великие подвиги маленьких людей — придуманы не ради забавы, повторю. Вселенная "Креста" работает на большую и благородную задачу. Сейчас эта вселенная балансирует на лезвии ножа. Хирос сказал "игра", он был циником, как любой бог, но в целом ухватил смысл верно. Теперь вопрос, кто кого одолеет. Надо, чтобы выиграли вы. Ведь покупая эту книгу, вы вступаете в "игру" наравне с героями.
Олег Дивов
|