
Родриго Кортес «Часовщик»
Аннотация: Во всем Арагоне, во всей Кастилии нет часовщика искуснее Бруно Гугенота. Он настолько преуспел в своем мастерстве, что дерзнул бросить вызов самому Создателю, решив взять и повернуть ход времени. И немудрено, время действительно неспокойное: повсюду рыщут шпионы, вынюхивая очередного еретика, чтобы оттащить его на костер. Время, считает Бруно, течет в какие-то совсем уж мрачные дебри. Надо чуть-чуть подправить: поменять шестерни, затянуть пружину, перевести стрелки. И вот уже пошло другое время — полегче, повеселее... Но, увы, не менее кровожадное, чем прежнее. И Бруно предстоит очень скоро убедиться в этом. Жанр:
Вызывает ассоциации:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
suhan_ilich: Роман «Часовщик» начинается на территории современной Испании незадолго до конца Реконкисты. Два крупнейших христианских королевства Арагон и Кастилия близки к объединению. Пока рядом друг с другом мирно живут христиане, иудеи и мусульмане, работает система местного самоуправления, никаким абсолютизмом даже и не пахнет. А затем все идет прахом, мир на Пиринеях буквально взрывает Римская Католическая Церковь, которая в погоне за мирским начинает свою игру. В центре романа ученик часового мастера — Бруно, странствующий по дорогам Кастилии, который становится не только наблюдателем, но и невольным участником всего происходящего. Бруно механик от Бога, и видит мир именно в свете механики. Винтики и передачи заменяют ему эмоции и человеческие отношения. В каком то смысле он предшественник французских вульгарных материалистов 18 века Ламетри, Кабаниса и других, точно так же подбиравших ключи к окружающей действительности. Такое виденье мира, накладывает отпечаток и на поступки главного героя, воспринимая общество, как сложный механизм, он рассматривает людей, которые мешают привычному ходу событий, как испорченные детали, которые надо или исправлять или уничтожать с заменой на новые. Его позиция на первый взгяд кажется безумной, но в безумии оказывается какая та система, ведь события, происходящие на территории Испании, точка зрения Бруно объясняет крайне легко, как изменение программы часов, и что самое главное, используя свою систему, он может подсказывать простые и быстрые решения для тайных дирижеров происходящего. Решения Бруно просты с точки зрения механики, но каждое такое решение при переходе от механистического уровня к обычному человеческому оборачивается чем то, что Бруно не видит, зато это может увидеть читатель, узнающий о том, что происходит через других героев, ни один из которых до конца книги не доживет. Кортес проводит своего героя от обычного ученика часовщика до человека, который оказывается способен полностью изменить мир, направить его в русло своей механистической мысли, однако в этом Бруно так мало человеческого, как и в том мире, который в итоге получится.
Корень, от которого питается творчество Кортеса, лежит не в русской классической прозе. Кортес — иноземец, пишущих на русском языке. Он писатель европейский, холодный, малоэмоциональный, препарирующий не столько душу, сколько разум, логику своих персонажей. И это свою нерусскость он подчеркивает своим испанским псевдонимом, отстраняясь от России, заставляя сравнивать свои книги с похожими европейскими интеллектуальными триллерами о социопатах «Парфюмером» Зюскинда, «Каталогом Латура» Фробениуса и другими. Кортес на мой вкус даже получше большинства, он умеет писать увлекательно, его герои необычны, он ловко использует нестандартные сюжетные ходы и еще, что тоже немаловажно, умеет заканчивать книги). Все это держит читателя в напряжении от первой и до последней страницы романа. Да и, конечно, подобно коллегам он хорошо прорабатывает исторический фон, я многое подчерпнул для себя из того же «Часовщика». Что любопытно, Кортес, выстраивая свой роман, играет и здесь, совершенно сознательно искажая хронологию некоторых фактов, что внимательный читатель заметит без труда. А зачем это нужно, можно ответить прочитав книгу ).
Ценность Кортеса этим не ограничивается увлекательным повествованием, триллер — это только покров, в который Кортес заворачивает свой цивилизационный скепсис. Многие вещи о которых он пишет справедливы, и почему то когда читаешь о них, становится очень горько.
PS Да и еще хотелось отметить, Кортес заставляет вспомнить не только французских материалистов, главы, посвященные построению идеального общества в Парагвае, очень зло пародируют идеалы коммунистов.
9/10, очень рекомендую ознакомиться.
оценка: 9
duke: Хороший роман. Читается с большим интересом и очень легко. Как верно заметили предыдущие рецензенты — книга, на мой взгляд, излишне «сухая» и написана совершенно без эмоций. А так как эта моя первая прочитанная книга Кортеса, не могу однозначно утверждать, что Кортес сознательно писал именно так. Надо бы почитать что-нибудь еще. Я тоже для себя из этого романа многое подчерпнул в плане информации об исторических событиях в Испании. Хотя, конечно, хотелось бы знать, много ли здесь выдуманного. Перечитывать книгу не буду однозначно. Главная причина — отсутствие «положительного» героя или, хотя бы, какого-нибудь персонажа (пусть «злодея»), вызывающего хоть какую-нибудь симпатию. Лично мне это нужно. Интеллектуально-исторический триллер — так бы я охарактеризовал жанр этого романа и в рамках этого жанра книгу можно признать «блестящей». Обязательно продолжу знакомиться с творчеством Кортеса, но «Часовщика» рекомендую с осторожностью, поскольку, как мне кажется, понравится он, главным образом, тем, кто сантиментам предпочитает «голый» рассудок (и динамику).
оценка: 8
kkk72: Очень необычное и сильное произведение. Начинается «Часовщик» как исторический роман из истории Испании 16-17 веков. В размеренную жизнь небольшого испанского городка вмешивается, казалось бы, незначительное событие. В стране начали чеканить новые деньги, менее качественные, чем раньше. Однако, это оказывается камешком, который сдвигает огромную лавину, началом грандиозного замысла Ордена иезуитов по переустройству средневекового общества. И вот уже начинают вертеться безжалостные жернова, в которые попадают и часовщик Олаф, и ученик лекаря Амир, и ростовщик Исаак и тысячи других людей.
Как историк не могу не отметить прекрасное знание автором исторических реалий средневековой Испании в частности и Европы в целом. Постепенно начинаешь замечать мелкие исторические несоответствия, но позднее выясняется, что они отнюдь не случайны. С большим знанием дела показана деятельность иезуитов — могучей и страшной организации.
Сюжет романа несколько раз преподносит весьма неожиданные сюрпризы. Одни действующие лица выходят на первый план, другие уходят в тень. Поле действия то сужается до маленького испанского городка, то расширяется на всю Европу. Главного героя жизнь кружит как щепку в водовороте могучих событий и он ведет себя совершенно по-разному, пытаясь выжить в столь быстро меняющемся мире.
Персонажи романа, поначалу весьма яркие, к середине постепенно тускнеют и становятся более схематичными. Некоторые, казалось бы ключевые, действующие лица, порой неожиданно гибнут или просто уходят в сторону от событий. Но, видимо, в этом и был замысел автора — показать, как отдельные люди, пытаясь противостоять безжалостной машине, изменяющей мир, оказываются перед страшным выбором — или стать шестеренками этой машины, потеряв свою личность и индивидуальность, либо стать жертвами, перемолотыми системой.
Но есть еще один шанс — попытаться самому стать механиком, конструктором этой машины. Вот только под силу ли это героям да и кому бы то ни было? Вообще, как ни странно, «Часовщик» чем-то напомнил мне Оруэлла. Только здесь проблемы тоталитаризма и личности рассматриваются с другой точки зрения.
А еще этот роман — о влиянии времени и истории на людей, и о влиянии людей на историю и время. Очень необычный философский подход, который заставит читателя изрядно задуматься.
При этом события в романе развиваются весьма динамично, иной раз даже слишком.
«Часовщик» — весьма жесткий, порой жестокий роман о жестоком времени и страшных событиях. Но прочитав его вдумчиво, начинаешь лучше понимать многие события и нашей истории.
Общий вывод — сложное, незаурядное произведение, которое стоит прочесть всем любителям философской фантастики и хороших исторических романов. Поставил бы «Часовщику» и высший балл, но к концу книги становится совершенно некому из персонажей сопереживать, и это ее ощутимый минус.
P.S. Так сложилось, что «Часовщика» я читал во время поездки в Чехию. И, когда вечером читаешь в романе об искусстве средневековых мастеров часовых дел, а утром смотришь на удивительные часы на Пражской ратуше, или читаешь о кознях иезуитов, а затем разглядываешь могучие стены и величественные башни иезуитских монастырей, история, фантастика и реальность переплетаются в единое целое и впечатление еще усиливается.
оценка: 9
Nonconformist: Родриго Кортес — явление в современной литературе, определённо заслуживающее пристального внимания. Его «Часовщик» производит впечатление очень качественного текста, изначально писавшегося на русском языке, что опять говорит в пользу Кортеса, по уровню мастерства, на мой взгляд, не уступающего тому же автору нашумевшего «Парфюмера» — Патрику Зюскинду. Можно сколь угодно проводить параллели между героями этих двух романов, но Бруно Гугенот, если позволите, более человечный персонаж, о чём говорит хотя бы его искренняя привязанность к приёмному отцу Олафу.
До определённого момента ты и сочувствуешь главному герою, и с интересом следишь за тем, какой нелёгкий путь проходит Бруно от простого подмастерья до настоящего Мастера. Пока не понимаешь, что для него не существует людей — только детали громадной беспощадной машины жизни...
Небольшими, лаконичными главами-росчерками автор пишет масштабное полотно, охватывающее период возрождения в Испании XV в. Святой инквизиции, могущественного и безжалостного механизма, именем Господа вершившего немыслимые зверства, государственной структуры, обладавшей фактически неограниченной властью. Чтобы организация подобного масштаба функционировала, над ней нужно было много работать, чем занимались расчётливые, неглупые люди, такие как Томас Торквемада, преданные делу — «Делу Веры», как не раз прозвучит в романе.
Родриго Кортес до конца остаётся беспристрастен: словно демон Астарот, он в одного за другим вселяется в участников событий и ведёт повествование от разных лиц, позволяя читателю видеть мир глазами персонажей, одержимых каждый своей Идеей.
Прекрасное воплощение и глубокий философский контекст.
оценка: 9
armitura: Единственный, на мой вкус, серьезный недостаток «Часовщика» — это отсутствие возможности взглянуть автору в глаза и виртуально пожать ему руку за столь захватывающую книгу. Загадочный Родриго Кортес, призрак издательство ЭКСМО. выпустил, пожалуй, самый динамичный исторический роман в истории мировой литературы (ну хорошо, хорошо — самый динамичный из всех, что я читал).
Недрогнувшей рукой Кортес отсекает от текста все лишнее — пейзажи, описания одежд и зданий, пустые разговоры о погоде и здоровье тетушки Агнесс, рефлексии героев и описания их внешности (например, все описание падре Томазо свелось к тому, что он «монах с лицом нотариуса»)... В досуха выжатом тексте не остается ничего, кроме заговоров, интриг, приключений, многоходовых афер и опасностей — почти пять сотен страниц драйва и комбинаций, некоторым из которых позавидовал бы и великий Капабланка.
Роман начинается с места в карьер — не утруждая себя предысториями, знакомствами с персонажами и внятным разъяснением геополитических отношений того времени Кортес с первых страниц закручивает пружину повествования — и ни на секунду не ослабляет напряжения. Серьезно, как начинается в романе кульминация (странице эдак на десятой), так и не спадает до самого финала...
Тут в отзывах сравнивали Бруно Гугенота (Часовщика) с Гренуем, героем «Парфюмера»... Мне же Бруно больше напомнил Развияра из дяченковского «Медного короля». В самом деле параллель провести легко — Бруно так же был приговорен к смерти, но спасся и, стремительно преодолев путь от всеми гонимого подмастерья до самого настоящего вершителя судеб, начал собственноручно творить историю.
Резюмирую — Кортес написал широкими мазками написал эпический приключенческий роман о том, как создавалась история Европы времен инквизиции. Очень захватывающе, ярко и динамично. Рекомендую!
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море» (2025-01-04)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)