Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри»
Аннотация: Городской клерк Смоки Барнабл женится на Дейли Элис Дринкуотер, дочери детского писателя, и отправляется жить с ней в не отмеченную на картах усадьбу Эджвуд — загадочное сооружение, которое, чем глубже в него заходишь, тем больше становится и, кажется, вмещает в себя окружающие леса и поля, а то и весь мир. Герои «Маленького, большого», поколение за поколением, видят себя персонажами некой Повести, ощущают неочевидное соприсутствие сверхъестественных сил и неосознанно разыгрывают романтическую оперу по мотивам шекспировского «Сна в летнюю ночь», либретто которой мог бы написать Льюис Кэрролл. Жанр:
Вызывает ассоциации:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
ALLEGORY: Редко, крайне редко встретишь роман, который со всей ответственностью хочется назвать «воплощенным волшебством». Еще реже можно встретить объемную, масштабную семейную сагу, наполненную, казалось бы самыми банальными событиями — встречами и расставаниями, рождениями и смертями, дружбой и изменами — но рассказанную так, что та самая Повесть, которую проживают герои, становится, пожалуй, крошечной частичкой и твоей собственной жизни. «Маленький, большой» — из подобных редкостей. Ни за что не возьмусь утверждать, что поняла абсолютно всё, а имеющегося кругозора явно не достает на то, чтобы поймать все цитаты и аллюзии, но… право, не это главное. Большинство авторов и фэнтези, и магреализма помещают сказку в реальную жизнь и пытаются заставить нас в неё поверить. Краули, похоже, пошел другим путём — наоборот, поместив реальную жизнь в сказку. Эта «вывернутая призма» в сочетании с тонким психологизмом дает настолько сокрушительный эффект, что всё время чтения балансируешь где-то Как-то (да-да, с той самой большой буквы) в диапазоне между улыбкой, полуулыбкой и гранью слёз, и не знаешь, разрешат тебе дальше дышать или велят не дышать. И еще. Когда-то, во времена «доминирования в организме» юношеского максимализма, мне казались симпатичными слова небезызвестного автора о том, что «все, что тебя не убивает — делает тебя сильнее». Сейчас мне, пожалуй, ближе Краули со своей максимой о том, что «все, что делает нас счастливыми — делает нас мудрыми»...
оценка: 10
Claviceps P.: Ну, вот и все... Более уже ничего не будет прежним... Мы сделали шаг, и шагнули вместе со Смоки...
Майкл Суэнвик, так сказать, «приоткрыл нам шторы» в своем легендарном эссе об архипелаге твердой фэнтези, Михаил Назаренко их «раздвинул» в статье о Краули, а Александр Гузман в компании с переводчиками «распахнул нам окно»... Свершилось...
А ведь мы могли увидеть этот «культовый, но потаенный» шедевр современной фэнтези и еще раньше, т.к. проект затевался редактором Александром Гузманом довольно давно, и сначала роман был отдан в перевод другому тандему — Махлаюку и Слободянюку. Но мы в итоге получили ЛиттлБига от Сергея Сухарева и Людмилы Бриловой, что тоже замечательно, и видимо это лучший вариант из возможных...
Купил я сей роскошный темно-зеленый томик сразу как только привезли по заказу. Но читать не спешил, книга лежала перед глазами несколько дней, я лишь иногда прикасался к ней, и немного приоткрывал... Как-то настраивался на подходящую волну видимо, ловил нужный момент. И спустя неделю поймал. И отправился неспеша, настраиваясь на долгое, плавное и медитативное чтение мелкими порциями. Ах, где там! Не удержался, да и дни выдались морозными, срочные дела отменялись, я пил какао и читал...
Это толстый роман, огромный, почти бесконечный... И я читал его целых четыре дня, то отдаляясь, то приближаясь и снова входя в книгу как в дом...
И послевкусие — такое, что несколько дней невозможно было взяться читать что-то другое. Куча новинок лежало еще — а ЛиттлБиг не отпускает...
Еще не стихший гул во мне, гуляющее эхо... Все мысли там еще. Ввязался... Выйду ли? Вот так... Вот так...
Чертовски мне понравилось блуждать по этим коридорам и закоулкам. Ловушек там — на каждом шагу, это верно. В какие-то я попался, какие-то предугадал. И вмещает в себя эта книга действительно больше, чем может показаться на внешний вид, так много всего там... чего только нет! Как и сам Эджвуд — внутри она больше, чем снаружи. Поэтому и читать ее можно по разному, и перечитывать неоднократно, и каждый раз есть шанс забрести куда-то, где еще не был... И это не метафоры!
Удивительная, многомерная, уникальная книга. Много книг в одной. В ней шикарно все — форма, содержание, стиль, язык. И гармонично, что самое главное. Взаимосвязано. Построение очень понравилось, все очень тонко, изящно, пространственно-временные сдвиги сглажены, без швов. И как все неоднозначно!! Действительно, когда мы вместе со Смоки делаем первые шаги по направлению к Эджвуду — все впереди видится нам в одном спектре, а будучи у конца Повести, и собирая вместе с ним саквояж и оглядываясь назад — да, все иначе, совсем по-другому... И это здорово завораживает.
Как завораживает и «the happy turn of events unlooked-for...» или как оно там... Привкус трагедии...
А вы какого конца ожидали? Как по вашему еще могло завершиться такое Слишком реалистично... Или наоборот — слишком сказочно и как-то не так?
Это же пограничье... порог... дверь... Посмотришь в одну сторону — увидишь одно, а в другую — иное...
Я не перечитывал ее с тех пор. Но без всяких сомнений могу сказать, что «Маленький, большой» — одна из самых главных книг в моей жизни!
оценка: 10
suhan_ilich: Еще одна книга, которую давно собирался прочитать и вот наконец! «Маленький, большой, или Парламент фей» — четвертый роман Джона Краули, принесший автору в 1982 году World Fantasy Award за лучший роман. Интересно, что роман Краули соревновался с очень сильными соперниками, среди них «Коготь миротворца» Джина Вулфа и «Пес войны и боль мира» Майкла Муркока. Выбор тем более любопытен, что из этих трех книг «Маленький, большой» выглядит менее всего фантастикой. Хотя, впечатление довольно обманчиво...
Действие романа разворачивается в США, здесь недалеко от большого Города находится Эджвуд — удивительный дом выстроенный известным дизайнером для своей семьи, дом который вмещает в себя все прочие дома. У него 54 входа и 365 лестниц, в одной из его башен находится гигантская модель звездного неба. И в нем живет многочисленная семья Дринкуотеров. Довольно необычное семейство. Что понимает один из главных героев Смоки, когда решает жениться на представительнице этого семейства. Несмотря на то, что буквально все, начиная со способа, которым он должен добраться до невесты, и кончая бесконечными раскладами карт Таро, кричит ему о том, что он оказался в сказке, но он все списывает на простую странность семейства.
То что я описываю, это буквально завязка сюжета. Читать Краули непросто, он пишет очень концентрированно. На протяжении романа, большого конечно, но всего одного, Краули вмещает историю пяти поколений семьи Дринкуотеров. Да, кое-где переходы довольно резки, но ощущения, что это вредит повествованию нет. Не стоит и думать, что от густоты страдает художественная сторона текста, каким-то немыслимым образом автор помимо изложения сюжета умудряется давать совершенно классные описания каких-то вещей — меткие, умные и очень емкие. Вторая важная сторона книги — это количество отсылок к другим произведениям литературы, многое я узнал, особенно когда читал выделенные в предложении комментарии, но кое что для меня осталось за кадром. Я достаточно быстро выловил Шекспира, Киплинга, Кэролла, ряда мифологических и сказочных сюжетов, и конечно же — Маркеса (с последним ИМХО очень много общего, и в чем то даже «Маленький, большой» почти перепев «Ста лет одиночества»). Кто то остался для меня за кадром, Китса я просто мало знаю, а вот за К.С. Льюиса и особенно Набокова обидно, совершенно не почувствовал их, а судя по примечаниям petro_gulak, были они там представлены. Концовка оставила для меня много вопросов, не знаю когда, но обязательно перечитаю роман.
В целом, умная, постмодернистская книга, возможно не очень увлекательная в плане сюжета, но очень оригинальная. 9/10
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)