Место проведения: |
«Мир фантастики» №2 (Том 6) |
Дата проведения: |
февраль 2004 г. |
В прошлом номере журнала вы могли ознакомиться с «Рейтингом ожиданий» нашей редакции на 2004 год. Мы перечислили все будущие фантастические проекты, достойные внимания: книги, кинофильмы и игры.
В новом, февральском номере мы подводим итоги прошлого года, который во многом можно назвать выдающимся. Итак, перед вами лучшие из лучших, по версии «Мира фантастики».
- КИНО 2003
В 2003 году вышли последние фильмы трилогий «Властелин Колец» и «Матрица», а ведь это были проекты, о которых любители кинофантастики могли говорить без остановки часами! Уже по этой причине прошедший год оставил глубокий след в киноистории.
Мы даем свою оценку только тем фильмам, которые вышли в Америке и Европе до конца 2003 г., а в отечественном кинопрокате — до конца января 2004 года включительно. Некоторые фильмы, выходящие в мировой прокат в самом конце 2003 года и подающие надежды (например, «Час расплаты»), оказались за рамками наших «Итогов года» — мы не можем оценивать картинку, не увидев ее. Им найдется место в «Итогах 2004» ровно через год.
- Лучший фантастический фильм:
Четыре года Энди и Ларри Вачовские томили фанатов «Матрицы» обещаниями выпустить сиквел. Четыре долгих года поклонники фантастического кино выискивали крохи информации о текущих съемках. Четыре года надежд не прошли даром.
«Перезагрузка» прошла «в целом успешно». Ждавшие умопомрачительных трюков получили лучшие спецэффекты в истории кинематографа, искатели философских глубин — тонны новых вопросов, а ценители стиля — 1001 совет, как совместить в своем костюме черную кожу и темные очки.
«Перезагрузка» — коварный фильм без начала и конца. Он требует как минимум однократного пересмотра: то, что не понравилось в кинотеатре, распознается лишь при повторном показе. Если бы не относительная неудача «Революции», третьего фильма трилогии «Матрица» (о которой подробнее — в специальной статье «Видеодрома»), «Перезагрузка» реально могла бы претендовать на звание «Кинокартины года».
- Лучший приключенческий фильм с фантастическими элементами:
Голливуд в последнее время радует нас выпуском кинокартин со сверхдлинными названиями. Как говорят, наличие «второй половины» у заголовка фильма позволяет проще придумать название для продолжения. А в том, что у «Пиратов Карибского моря» будет продолжение — можно не сомневаться.
Капитан Джек Воробей в блестящем исполнении Джонни Деппа очаровал и детей, и взрослых. Его образ совершенно не похож на устоявшееся представление о пиратских капитанах, а разрушение привычных штампов — залог успеха ленты в классическом жанре, в данном случае — жанре пиратского кино.
Фантастическая линия с кораблем, полным мертвецов, гармонично вписалась в псевдоисторическую сюжетную канву. Кстати, в компьютерной игре по фильму (от отечественной компании «Акелла») действие, несмотря на недвусмысленное название кинокартины, развивается вовсе не в Карибском бассейне, а на неизвестном, вымышленном архипелаге. Так что наш фильм можно смело относить даже к жанру фэнтези.
- Лучший фэнтези-фильм:
Фильм, которому был посвящен предыдущий номер «Мира фантастики» Мощный финальный аккорд в величественном произведении Питера Джексона. Третья часть снята с еще большим эпическим размахом, чем «Братство Кольца» и «Две крепости».
Подробную рецензию и анализ всей кинотрилогии мы планируем опубликовать в следующем номере «Мира фантастики». Здесь же констатируем факт: этот фильм необходимо посмотреть, и в первый раз обязательно — в кинотеатре, на большом экране.
Великое путешествие Фродо к жерлу Ородруина закончилось, и перевернута еще одна страница в истории кинофантастики. Жаль, что четвертой серии «Властелина Колец» не будет. Ждем, когда Джексон решится экранизировать «Хоббита».
- ФИЛЬМ ГОДА:
Третьему «Властелину», практически без колебаний (хотя отдельным фанатам «Матрицы» пришлось бороться с эмоциями), мы присваиваем титул «Кинокартины 2003 года». Король вернулся. Все свободны.
- КНИГИ 2003
В 2003 году российские издательства порадовали читателей множеством свежих и неожиданных вещей в самых разных жанрах фантастики. Новинки, одна лучше другой, появлялись едва ли не каждый месяц, и выбрать из них самое-самое — труд непростой и столь же неблагодарный. Но — мы попробуем.
Отдельным событием хотелось бы отметить активное продвижение на рынке фантастики издательства «ЭКСМО». За год появилось более десятка серий, еще несколько на подходе, и это не просто серии «для галочки»: в них издаются добротные, качественные книги, как отечественных, так и зарубежных авторов.
- Лучшее зарубежное фэнтези:
Нил Гейман со своим странным, неожиданным и неформатным романом «Американские боги» на чуть-чуть, но опередил всех конкурентов.
Америка, в которой живут боги, завезенные сюда переселенцами из Европы, Африки, Азии. Америка маленьких заштатных городков, мелких и крупных мошенников. Америка, живущая в ожидании Рагнарека: когда старые боги выйдут на последнюю битву с новыми — богами Интернета, мобильной связи и прочими техно-богами.
Роман выпущен издательством АСТ в серии «Альтернативная фантастика».
- Лучшая зарубежная фантастика:
Несмотря на то, что научной фантастики выпускается несколько меньше, чем фэнтези, тут конкуренция оказалась даже выше. Пальма первенства же досталась другому Нилу — Стивенсону за кибер-панковский роман «Лавина».
Жутковатая и отчаянная история двух миров — «внешнего», расколотого на сотни мелких государств, и «виртуального» — объединенного в компьютерную Мета вселенную.
Там — лучше. Но необходимо соблюдать жесткие «правила игры»...
Здесь — проще. Вот только убить могут вполне по-настоящему...
Но ни Здесь, ни Там не прекращается война за «Лавину» — наркотик счастья в мире «внешнем» и старейший из вирусов, какой угрожал когда-нибудь миру «виртуальному»!
Роман выпущен издательством АСТ в ныне почившей серии NewWave.
- Лучшее отечественное фэнтези:
Рецензию на этот сборник вы уже могли видеть в третьем номере нашего журнала. Смелый эксперимент «ЭКСМО» оправдал себя. Короткие произведения, собранные под одной обложкой с чувством меры и хорошим вкусом — это то, чего так сильно не хватало настоящему любителю фэнтези.
- Лучшая отечественная фантастика:
Поскольку ярких вспышек звезд во вселенной отечественной НФ не произошло, в число номинантов попали целых два сборника малых произведений. Одному из них мы и отдаем пальму первенства. Это очередной сборник, выпущенный изда тельством «АСТ» в серии «Звездный лабиринт», и качество «звездо-лабиринтовской» подборки произведений растет с каждым новым томом. За это мы и присуждаем первое место.
- КНИГА ГОДА:
Мы не беремся присвоить титул «Книга года» ни одному из произведений. Из сотен наименований фантастических книг 2003 года нет такого, которое ассоциировалось бы с действительным прорывом. Возможно, в наступившем году выдающихся романов и сборников будет больше?
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 2003
В целом весь 2003 год для жанра компьютерных игр стал чрезвычайно продуктивным. Особенно обильным был урожай за последние пару месяцев. А посему наш выбор не был легким. Честно говоря, хотелось поставить на наш постамент сразу несколько уже ставших культовыми проектов, но место на нем нашлось только для одного — самого достойного.
Мы оценивали оригинальные игры (аддоны не рассматривались), изданные на английском или русском языках с января по декабрь 2003 года включительно. Некоторые проекты, вышедшие в самом конце года (например, Legacy of Kain: Defiance), не попали в список претендентов, поскольку мы физически не могли их посмотреть. Однако мы не забудем о них на будущий год!
- Лучший компьютерный экшен:
Делать действительно оригинальные, абсолютно не похожие на другие проекты — великое искусство. В этом смысле разработчики из Monolith Productions — признанные художники игрового жанра. Такая стильная и роскошная игра по кинохиту двадцатилетней давности, как «Tron 2.0», — это маленький шедевр индустрии компьютерных развлечений. А ведь, казалось бы, надо совсем немного, всего лить создать яркий мир виртуальной реальности, добавить интересных персонажей и приправить блюдо тонким юмором сферы высоких технологий... Парни из Monolith Productions дали нам глоток чистого воздуха в душном мире бесчисленных Quake- и Unreal-клонов. И мы благодарны им за это!
- Лучшая компьютерная ролевая игра:
Компании Bioware, разработчику игры, не впервой занимать верхние строчки хит-парадов — ведь на ее совести такие шедевры, как «Baldur's Gate» и «Newerwinter Nights». Рецепт успеха прост — берем культовую вселенную, придумываем захватывающий сюжет, наполняем игровой мир колоритными персонажами и запоминающимися локациями — и тысячи игроков по всему миру на пару недель оказываются потерянными для общества. Выбор темного или светлого пути; напарники, которые ссорятся, флиртуют и решают собственные проблемы; абсолютно разные планеты и нелегкий моральный выбор в каждом диалоге — вот то, что превращает игру из погони за опытом и артефактами в эпическое действие, заставляющее полностью погрузиться в тщательно воссозданную атмосферу Звездных Войн. С нетерпением ждем продолжения!
- Лучшая компьютерная стратегия:
Отечественный игрострой понемногу развивается — и начинает выдавать проекты действительно мирового уровня. Казалось бы, непопулярный ныне жанр тактических стратегий — не самое удачное вложение средств. Однако «Операция Silent Storm» побила все рекорды и, вне сомнения, стала самой популярной отечественной игрой 2003 года. Впрочем, простое в освоении управление, увлекательный игровой процесс, полностью разрушаемые уровни и просто невероятный по своим возможностям графический движок способны покорить любого, вне зависимости от национальной принадлежности. Ну, а поддержка пользовательских модификаций и идущий в комплекте редактор обеспечат игре долгую жизнь и внимание поклонников. Остается лишь пожелать успехов в завоевании западного рынка — думаем, с этим особых проблем не будет!
- Лучшая онлайновая игра:
Еще один проект по мотивам «Звездных войн» был самым очевидным претендентом на лидерство в своей категории. Именитый разработчик, поддержка LucasArts, знаменитая вселенная, эпический размах, достойная графическая реализация — список бесчисленных достоинств этой игры можно продолжать бесконечно. И пусть часть поклонников, нарисовавших воздушные замки в своем воображении на этапе разработки, слегка разочаровалась в кумире после релиза, нельзя не признать — даже с учетом стандартных недоработок мы получили, пожалуй, самый качественный онлайновый проект. Учитывая, что дальнейшее наполнение игры идет семимильными шагами, а в недрах Sony Online Intertainment зреет полноценный аддон, будущее «Star Wars Galaxies» представляется исключительно в розовых тонах. Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь!
- КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА 2003
Все еще свежи впечатления от мира «Звездных войн», надолго прописавшегося на наших компьютерах. Мы не можем противиться очарованию самой культовой фантастической вселенной. Да и сама игра в исполнении мастеров из Bioware получилась просто великолепной «Star Wars: Knights of the Old Republic» удостаивается титула «Лучшей компьютерной игры 2003 года». Live the Saga!
- НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ 2003
Несмотря на то, что в прошлом году в нашей стране появились игры разных жанров (коллекционные карточные — «Берсерк», «WarCry» военно-тактический «Властелин Колец»), мы все же считаем, что присуждать приз за лучшую игру в каждом из жанров пока невозможно из-за нехватки претендентов. Также не станем мы выделять и «Игру года», считая, что номинантов для такой премии недостаточно. Учитывая, что нас интересуют только настольные игры с фантастическим или фэнтези-сюжетом, проблема становится еще более ощутимой.
Лишь в одном жанре в 2003 году в России было издано немало игр, и мы берем на себя смелость определить в нем победителя.
- Лучшая настольная стратегия:
Изданные компанией «Хобби-игры» в октябре 2003 года «Сумерки Империи» более года ожидались наиболее просвещенными фанатами. И ожидания, как и подзаголовок на четырехкилограммовой коробке — «Глобальная космическая стратегия» — себя вполне оправдали.
Дипломатия, экономика, освоение звездных систем, производство, разработка технологий, торговля, военные действия — вот неполный перечень тех направлений, за которыми придется следить игроку по ходу партии, одновременно поглядывая, как развиваются в этих отраслях противники.
Прекрасное качество всех компонентов игры (особенно хочется отметить сотни пластиковых кораблей и космических станций, которые для игры изготовила компания «Технолог») и отличная сбалансированность игрового процесса заставляют закрыть глаза на такие недостатки (некоторые могут считать их серьезными), как большая протяженность партии (от 2—6 часов) и достаточно высокая цена.
* * *
Таким образом, итоги фантастического 2003 года по версии «Мира фантастики» стали общественным достоянием. Если вы, по какой-либо причине, не читали/смотрели/играли в одно из упомянутых выше произведений, мы даем вам повод сделать это. Уверены, что вы не пожалеете!
© «Мир фантастики» №2 (Том 6), 2004
|
|
|