“Еврокон” — крупнейший и самый престижный фантастический конвент на европейском пространстве — стартовал в 1972 году. Он проводится под эгидой Европейской ассоциации писателей-фантастов, и считается вторым по значимости жанровым конвентом после WorldCon’а. Местом действия тридцать второго “Еврокона” в нынешнем году стал старинный болгарский город Пловдив, а временем — три дня с 6 по 8 августа.
Тихий южный городок превратился в литературную Мекку — место паломничества писателей, критиков, издателей, переводчиков, редакторов журналов и просто любителей фантастики со всей Европы. На нынешнем “Евроконе” замечены делегации из России и Украины, Ирландии и Англии, Чехии и Польши, Румынии и Италии, Германии и Испании, Франции и Дании, Сербии и Хорватии, Литвы и Латвии, Венгрии и Швейцарии и, конечно, самой Болгарии. Почетными гостями стали фантасты Роберт Шекли, Йен Уотсон и Анджей Сапковский, а вот Сергей Лукьяненко приехать так и не смог. Впрочем, он записал для “Еврокона” видеоприветствие, которое и привезла в Пловдив российская делегация.
Отличительная особенность всех “Евроконов” — “сопутствующие” мероприятия, посвященные самым разным проявлениям фантастики. В этом году одновременно с конвентом писателей проводился целый ряд международных турниров по компьютерным и настольным играм: Warcraft III, Lord of the Rings TCG, Magic: The Gathering.
Сам “Еврокон” по сложившейся на бывшем соцпространстве традиции проходил в залах городского ДК. На докладах и конференциях обсуждались самые разнообразные темы: моделирование мира будущего, исторические аспекты НФ и фэнтези, вопросы кинофантастики и изобразительного искусства... Другими заметными событиями стали выставка фантастической живописи, жаркая дискуссия о современном состояние европейской фантастики, образование писательских и издательских ассоциаций.
Пожалуй, самым заметным итогом конвента стало создание “Пловдивской группы” — ассоциации европейских журналов фантастики. Цели и задачи просты и благородны: обмен авторами и материалами, популяризация европейской НФ и фэнтези, а в перспективе — утверждение твердых позиций европейской фантастики на международном рынке. Даже в нашей самой читающей в мире стране (без кавычек и иронии) современная фантастика Западной и особенно Восточной Европы практически не известна, а в остальной Европе положение не лучше. Так что принятое в Пловдиве соглашение открывает двусторонний туннель: европейцы получат возможность ближе узнать российскую фантастику, а наши читатели — познакомиться со звездами НФ и фэнтези Сербии, Венгрии или Испании.
Второй примечательный результат — идея создания под эгидой “Еврокона” ежегодных антологий “Лучшая европейская фантастика”. В сборники войдет по одному произведению от каждой страны континентальной Европы и Британских островов. Планируется, что такой ежегодник будет выходить поочередно в каждой из европейских стран.
Кроме того, в рамках этого “Еврокона” состоялись две европейские кинопремьеры — российского “Ночного дозора” и голливудского “Я, робот”. Приятно, что к первому участники конгресса проявили существенно больший интерес.
В 2005 году “Еврокон”, объединившись с WorldCon’ом, пройдет на Британских островах в городе Глазго. Зато уже в 2006 главный европейский конвент переместится на территорию СНГ — в Украину, так что многочисленные русскоязычные поклонники фантастики получат реальный шанс лично поучаствовать в этом празднике любимой литературы.
Мир Фантастики http://mirf.ru/Articles/art456.htm