Последний год стал настоящим испытанием для истинных поклонников Шерлока Холмса. Сначала в конце 2009-ого выходит фильм Гая Ричи, в котором великий детектив предстает в несколько ином образе, чем принято считать среди любителей советского киносериала. Затем нынешним летом выходит первый сезон «Шерлока» от ВВС, который «перенес» действие рассказов Конан Дойла в современность. Со всех сторон раздаются крики «Да как они посмели!», «Не тронь святую классику!» и «Чтоб они в аду горели!». А между этими двумя событиями скромная кинокомпания Asylum тихо и незаметно выпускает свой фильм о Шерлоке Холмсе. Интересно, что сказали бы подобные любители о таком варианте трактовки детективных историй? О Шерлоке Холмсе в жанре стимпанк.
1940 год. Лондон. Вторая мировая. Уже старенький седой доктор Ватсон, сидя в кресле и глядя на горящий Лондон, вспоминает свою молодость и приключение, которое Холмс запретил публиковать, так как человечество по его словам к этому еще не было готово. История эта начинается с нападения на английский корабль, что перевозил золото, огромного морского чудовища. Корабль разбит, из команды выжил только один человек, а все золото таинственным образом исчезло. Скотленд-Ярд просит помощи у Холмса, чтобы разобраться в этом странном деле. Холмс, естественно, соглашается. И не зря. Ведь только вмешательство этого талантливого сыщика и доктора Ватсона спасло Лондон от разрушения, а королевскую семью от смерти. По ходу расследования героям фильма предстоит встретиться с динозавром, роботом-драконом, «железным человеком» девятнадцатого века и женщиной-киборгом. Такая вот история.
Конечно же, ничего общего с произведениями Артура Конан Дойла этот фильм не имеет, хотя создатели не поленились указать в названии «Шерлок Холмс сэра Артура Конан Дойла». Так же «Угрозу из прошлого» нельзя назвать переосмыслением, постмодернистской игрой или новым взглядом на известных литературных героев. Это просто интересная история о Холмсе и Ватсоне, местами забавная, местами захватывающая. Многие черты персонажей сохранены. Остались привычные и знакомые моменты. Холмс все также дурачит Ватсона своим талантом маскировки, демонстрирует изощренную силу дедукции и удивляет логическими заключениями. Хотя, надо признать, с последним в сценарии есть некоторые просчеты, а в начале фильма скрывается даже большой «косяк». Ватсон пытается определить причину смерти мистера Смита (имени не помню, назовем его так), к нему в комнату вбегает Холмс и говорит, что срочно надо срочно выезжать из города из-за нового расследования. Ватсон отнекивается, ссылаясь на занятость, что ему нужно закончить начатое дело с мистером Смитом. Холмс тут же быстренько логический умозаключений определяет причину смерти «клиента» и убеждает, что мистер Смит «подождет». Ватсон в растерянности: «Холмс, как Вы узнали имя погибшего?» «Я прочитал его на бирке на ноге у покойного» — отвечает Шерлок. А вот тот факт, что Ватсон сам несколькими мгновениями раньше назвал имя Смита, в расчет почему-то не берется. И подобные пробелы в картине встретятся не единожды. Правда, внимания я на них больше не обращал.
Актеры по большей части дебютанты. Да и самого режиссера с двумя фильмами, включая и этот, за спиной профессионалом не назовешь. Самый опытный из действующих лиц – это Доминик Китинг, кто сыграл брата Холмса. А вот для самого Шерлока- Бена Сидера «Угроза из прошлого» стала первой кинокартиной. Поначалу было непривычно видеть Холмса в таком облике: с длинными волосами, невысокого роста, таким же невысоким звучанием голоса. Словно не великий сыщик, а провинциальный врач что ли… Но потом привык, а концу фильма даже понравился ненамного меньше, чем Холмс в исполнении Джуда Лоу.
А в целом кино получилось интересным, динамичным, с перестрелками и погонями. Спецэффекты чуть плоховаты, но вполне пристойно выглядят. История, может, и не идеальна, но пришлась мне по вкусу. Фантазия создателей практически ничем не ограничивается – это хорошо. И да, это первый фильм от Asylum, про который я с твердой уверенностью могу сказать, что он мне понравился.
8 из 10