Красота по-американски
Есть все-таки своеобразное очарование в этих киноспектаклях. В них на помощь актеру не придут спецэффекты, оператор не усилит эффект от игры впечатляющими кадрами, а композитор — пронзительной музыкой. Есть только актер. И текст. И тогда сразу видно, кто настоящий, а кто так, звезда продюсерского пиара и студийной раскрутки. И игра настоящих актеров в таких фильмах производит совершенно ошеломительное впечатление.
Посмотрите «Гленгарри Глен Росс» — когда уже практически конец фильма, а в кадре Аль Пачино и Джек Леммон. Это высший класс. Космический уровень, который даже не снился большинству современных актеров. Это искренне и пронзительно, это практически до слез. Драма из жизни нескольких мошенников (по сути ведь герои — мошенники, обманом впаривающие людям то, что они никогда бы не купили, зная правду) кипит шекспировскими страстями. Потому что это — люди, отчаянно старающиеся выжить и прокормить себя и своих близких.
Аль Пачино, Джек Леммон, Эд Харрис, Кевин Спейси, Алан Аркин играют совершенно феноменально. Алек Болдуин в роли заезжей звезды, золотого мальчика на спортивном BMW, делающего втык нерадивым коллегам прекрасен, я эту сцену пересмотрел три раза. Равно как и сцену, когда Аль Пачино «учит жизни» давшего маху начальника. Это все сыграно так, что если бы «Гленгарри» с этими актерами шел на сцене, зал взрывался бы аплодисментами при каждом из этих монологов.
Большой талант режиссера — не просто собрать звезд на одной площадке, но и заставить их играть единым ансамблем, не превратить драму в капустник. В данном случае Джеймсу Фоули это удалось сполна.
Фильм, правда, несколько провисает в середине и из-за этого становится несколько скучновато — Алек Болдуин уже отнеистовствовал, а кульминация еще не настала. И только отчаянно ищущий выхода из тупиковой ситуации Джек Леммон не дает умереть от скуки. Но в фильме наступает утро, события переплетаются в узел и ты понимаешь, что каждому из актеров можно давать «Оскара». И каждому — за главную роль. Они создали образец настоящей игры, а такое не забывается. Особенно глаза Джека Леммона перед развязкой… Потому что это — гениально.