http://www.fantlab.ru/images/editions/big/12856" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
В то время, когда все прогрессивное человечество читает «Эйфельхайм» Флинна, я, наконец, добрался до его первого романа «В стране слепых» и остался очень доволен этим фактом. Перед нами — некий гибрид детектива с элементами боевика и научной фантастики, вот только наукой, о которой идет речь в романе, оказалась не традиционная физика, математика, астрономия, а история. Собственно говоря, главная идея романа и состоит в том, является ли история настоящей наукой, то есть можно ли точно предсказывать грядущие исторические события и влиять на них неким образом в свою пользу. Подобные идеи вообще уже успешно высказывались, например, Азимовым в Фонде/Академии, но в применении этих идей к реальной земной истории, да еще не с помощью перемещений во времени, а с помощью точечного воздействия на ключевые события и соответствующего формирования будущего, Флинн является одним из первопроходцев. Естественно, подобными воздействиями занимаются некие тайные общества и главная героиня романа Сара Бомонт совершенно случайно оказывается в центре их борьбы.
Наиболее интересна первая часть романа, которая выглядит как неплохо закрученный детектив. Едва ли не у любого читателя ёкнет сердце, когда Сара поднимается по лестнице заброшенного здания и обнаруживает на его верхнем этаже документы загадочной организации и удивительные протокомпьютеры, которые в нашей реальности были спроектированы, но так и не созданы знаменитым математиком Бэббиджем. Собственно, история тайных обществ и описание их попыток влияния на историю — пожалуй, самое интересное, что есть в романе.
Хотя и здесь Флинн, конечно, не обошелся без грубых ляпов и без явной америкоцентричности. Как вам, например, такая идея: Тайное общество спровоцировало гражданскую войну в США, чтобы ускорить развитие Америки и чтобы Америка обогнала Германию с созданием атомной бомбы 80 лет спустя? Перестарался автор и с количеством тайных организаций. Одно тайное общество, влияющее на историю — это действительно страшно. Десяток подобных организаций будут, естественно, только мешать друг другу. А уж идея о том, что подобные организации могут больше века не знать о существовании друг друга и только потом додумаются отслеживать и постороннее влияние на исторические события, не выдерживает никакой критики. Примитивны и представления автора о способах подобного воздействия. Далеко не всегда принцип: нет человека — нет проблемы, является оптимальным. Порой на ключевую историческую фигуру можно повлиять гораздо проще, с меньшим риском и затратами. Впрочем, первый блин всегда комом, а автор заслуживает большого уважения хотя бы за то, что поднял столь непростую и неоднозначную тему.
В самом же романе к второй части происходит постепенный переход от детектива к боевику. Погони, взрывы, убийства — всему этому найдется место на страницах книги. В итоге произведение явно стало более эффектным, но заметно проиграло в реалистичности. Впрочем, поклонники триллера наверняка будут довольны. Прямо хоть снимай по книге голливудский блокбастер.
За всеми этими внешними эффектами несколько потерялись герои романа. Сара и Ред старательно выполняют функции продвижения сюжета и даже вызывают определенную симпатию, но чего-то в них все же не хватает. Любовная линия показалась мне очень наивной. Злодеи и вовсе получились слишком схематичными. Зато второстепенные, порой даже эпизодические персонажи нередко радуют.
Несколько удачных эпизодов связяны с размышлениями на тему жизни под чужой личиной, изменения своей судьбы, попыткам приспособиться к обстоятельствам. Причем, далеко не всегда эти эпизоды связаны с главными героями романа.
В результате у Флинна получился достаточно крепкий конспирологический триллер, за яркими сценами которого несколько потерялась основная идея романа. Впрочем, спасибо автору за то, что он хотя бы поднял столь сложную проблему влияния на историю. Возможно, сказать больше ему не позволили бы тайные общества.