http://www.fantlab.ru/images/editions/big/47266" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Уотт-Эванс — крепкий автор произведений фэнтези средней руки. Порой ему удается написать что-то, заслуживающее внимания, но в большинстве случаев из-под его пера выходят произведения, которые неплохо читаются в первый раз, но перечитывания явно не заслуживают. Вот и «Лорд-Чародей» не является исключением.
Несколько слов о мире, в котором происходит действие, и о главном конфликте произведения. Страна Барокан населена многочисленными духами — леррами. Для того, чтобы держать лерров в узде, обеспечивать людям сносные условия жизни в Барокане — от хорошей погоды, до отсутствия преступности — в Барокане правит Лорд-Чародей, наделенный огромной колдовской властью. Но в таком случае всегда есть большая вероятность того, что Лорд-Чародей употребит свои возможности во зло, став Темным Лордом. Вот на этот случай в Барокане есть восьмерка Избранных, среди которых Воин, Лучник, Вор, Ведун, на которых магия Лорда-Чародея не действует. В случае, если очередной Лорд обратится ко злу, их задача — убить Темного Лорда. Впрочем, это случается далеко не каждое столетие.
Однажды старый Избранный Воин в поисках преемника, которому он может передать свое мастерство, добирается до тихой деревушки Безумный Дуб. На его призыв откликается местный парень Крушила. А дальше все идет как и положено. Крушила становится учеником воина, а затем и занимает его место. Странствия по миру сперва вызывают в нем сомнения в добродетельности нынешнего Лорда-Чародея. Постепенно сомнения перерастают в уверенность. И вот уже начинается квест, цель которого — собрать воедино всю восьмерку Избранных и бросить вызов набирающему силуу Темному Лорду. Достаточно типично, не правда ли?
Произведение не лишено ряда достоинств. Во-первых, мир, созданный Уотт-Эвансом, получился достаточно интересным и необычным. Жизнь рядом с леррами, которые в каждом селении ставят свои условия людям, и вытекающая отсюда разница в обычаях жителей разных городков и сел, а также сложности в перемщениях между ними. Необычная система магии. Сложная система сдержек и противовесов, контролирующая использование власти. Интерсеные и необычные правила, по которым живут Избранные. Достаточно нетривиальное поведение персонажей, порой не желающих исполнять навязанные им роли. Неплохо показанное становление главного героя, его размышления об ответственности и долге.
Увы, все остальное, на мой взгляд, скорее можно отнести к недостаткам, чем к достоинствам романа.
Во-первых, роман чрезвычайно прямолинеен, а развитие сюжета, за исключением пары-тройки эпизодов, совершенно предсказуемо. Во-вторых, подробное разжевывание ключевых идей автора рассчитано, видимо, на не самых толковых читателей. Уже давным-давно всем все понятно, а автор продолжает в десятый раз растолковывать, как же действет система Избранных. В-третьих, большинство персонажей так и не стало живыми людьми, оставшись просто типовыми масками — Лучник, Ведун, Пророчица. А уж мотивы действий Темного Лорда и вовсе подойдут скорее капризному ребенку, чем могущественному магу.
Произведение обладает неким нравоучительным потенциалом, но и в данном случае идеи автора о губительности власти, о соотношении долга и личной жизни поданы совершенно прямолинейно.
Вывод. Для взрослого читателя роман покажется чересчур простым и наивным. Зато он достаточно неплох в качестве подросткового фэнтези. Хотя, я не уверен, что автор рассчитывал именно на подростковую аудиторию.