Год назад посмотрел одноименный фильм, который очень мне понравился. Появилось желание прочитать книгу. Вот сбыча мечт состоялась, правда не скажу, что стал счастлив: фильм и книга существенно различаются.
______________________________
Читаем издательскую аннотацию:
Роман «99 франков» представляет собой злую сатиру на рекламный бизнес, безжалостно разоблачает этот безумный и полный превратностей мир, в котором все презирают друг друга и так бездарно растрачивается человеческий ресурс... Роман Бегбедера провокационен, написан в духе времени и весьма полемичен. Он стал настоящим событием литературного сезона, а его автор, уволенный накануне публикации из рекламного агентства, покинул мир рекламы, чтобы немедленно войти в мир бестселлеров.
______________________________
Да всё так, эта книга посвящена рекламе. Не знаю, читал ли Бегбедер Виктора Пелевина «Generation «П»», но мы то товарищи грамотные, мы то читали. Поэтому могу сказать точно, кто читал Пелевина, ничего нового в романе Бегбедера не обнаружит. Причем при всей моей нелюбви к Пелевину, он явно выигрывает. Думается продвинутые читатели увидят много схожего и с иностранными авторами. Так я, например, не особый чтец другой литературы, увидел схожести с первыми романами Д. Коупленда и Ч. Паланека. От схожести с Паланеком совсем местами глаза режет. Бегбедер искренне хочет быть провокационным и писать также жестко и натуралистично, как Паланек, но у него не получается абсолютно. Все его эпотажные приколы не вызывают того эффекта, что натуралистичные сцены у Паланека. Видно все таки у старины Чака есть талант, а здесь — увы... Не хочется особо вдаваться в подробности, но итог этого абзаца можно подвести следующей формулой, полностью характеризующей роман: Бегбедер = недоП (недоПаланек + недоПелевин).
О чем книга: креативщик Октав малодушничает и бросает свою беременную подругу, в которую влюблен. Всю книгу главный герой страдает о своей былой любви, бухает, нюхает кокаин, отдыхает с проститутками, убивает пожилую женщину и т.д. На фоне всего вот этого автор нам показывает сущность рекламного бизнеса, щедро рассыпая по книге рекламные паузы в виде описаний роликов, а также рекламные лозунги, создаваемые криативщиками. Отдельного упоминания заслуживает множество торговых марок, которых сотни лично мне ничего не говорящих названий, но наверно некоторым продвинутым читателям скажут о крутизне главного героя. У автора, безусловно, есть несколько интересных мыслей, цитат, но они как-то теряются в однообразной мешанине, которую Бегбедер повторяет постоянно. Если первые 50 страниц читаешь с интересом, потом начинаешь узнавать повторы, к концу это уже надоедает. И после 50 повторений всем еще непонявшим становится ясно: «Реклама — зло!». Один из немногих плюсов: это простой язык (=перевод), книжку прочитал за вечер! К тому же интересна форма романа, она состоит из 6 глав, каждая из которых повествует от указанного лица:
1. Я
2. Ты
3. Он
4. Мы
5. Вы
6. Они
В романе можно встретить фантастическую составляющую (УРА! хоть что-то новое): Бегбедер в своем романе по своему «занимательно» изображает загробный мир, который находится на Каймановых островах, куда попадают главные герои, закончившие жизнь самоубийством, где они встречаются с Буковски, Кастаньедой, Монро, Кэнеди и т.д. Так что, кто знает, может и старина Бегбедер появится у нас на сайте в качестве библиографии.
Итог: роман не понравился абсолютно, хоть и его называют гениальным. Я ничего подобного не усмотрел (4 из 10 баллов). Очень рад, что после понравившегося фильма, я не купил сей хит на бумаге, а встретил его сейчас в библиотеке. С остальным творчеством автора больше знакомиться абсолютно не хочется. Но, стОит отметить, книга стала популярна! И вот уже недоБегбедеры идут по стране: Минаев с его Духлессом — яркий представитель этого «нового» направления.
В общем, если хотите таки получить удовольствие от творчества Бегбедера, то лучше посмотрите одноименный фильм по книге.
______________________________
ЗЫ И, да, спасибо всем за вчерашние поздравления!