Роберт Прайс
Гробница титана
I. Заточённый в книге
Симон сидел в своей съёмной мансарде над оживлённой мощёной улицей внизу. После ухода Гелиоса с небес над древней Филистией, ныне частью Самарии, движение пешеходов на ней поутихло. Лишь с наступлением темноты менее почтенные обитатели древнего города Гитты узнавали, что настала их очередь пробираться по извилистым переулкам, занимаясь сомнительной торговлей. Именно у одного из них, торговца извлечёнными из земли древностями, Симон наконец-то приобрёл ветхий экземпляр давно утраченной и долго разыскиваемой Книги Яшар*, чьи истрёпанные и запятнанные страницы он теперь осторожно перелистывал. Это была своеобразная альтернативная версия еврейских писаний, в которой знакомые библейские истории излагались в совершенно ином ключе. Книга была такой редкой, потому что религиозные власти упорно стремились искоренить содержащуюся в ней ересь. Симону было любопытно, что она могла рассказать о его древнем соотечественнике Голиафе.
* Книга Яшар (Книга праведных или Книга справедливого человека), является утерянной неканонической книгой, дважды упомянутой в Библии — Иисус Навин 10:13 и 2 Царств 1:18. Было написано множество подделок, якобы являющихся вновь обнаруженными копиями этой утерянной книги.
Медленно горящая свеча больше освещала его лицо, чем страницы, которые он изучал: широкие скулы и сведённые брови, прищуренные глаза и блестящие чёрные волосы. Симон без особого труда нашёл нужный отрывок. К своему удивлению, он обнаружил, что титан Голиаф был убит не юным Давидом, как обычно рассказывали, а скорее выведен из строя магическим искусством израильского колдуна по имени Елханан, который сделал так, чтобы его жертву погребли заживо. По крайней мере, так утверждал древний автор.
После этого снова произошла война с филистимлянами в Гове; тогда Сиббехай Хушатянин убил Сафа, одного из потомков исполинов. И вновь случилась война в Гате, где жил человек огромного роста, у которого было по шесть пальцев на каждой руке и ноге, всего двадцать четыре; и он также происходил от исполинов. И Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского, погрузил Голиафа Гиттийца, древко копья которого было большим, как ткацкий навой, в глубокий сон, так что он более не мог поднять свой мечом против мужей Израилевых. И никто по сей день не знает, где он лежит.
Симон оторвал взгляд от страницы, когда его осенило. Он понял, что провозглашаемое в тексте незнание этого факта было уловкой, чтобы сохранить опасную тайну. Должно быть, считалось, что указание на местонахождение гробницы слишком опасно для случайного искателя, а тем более для целенаправленного нарушителя её покоя. Но Симон предположил, что самое логичное решение лежит на виду, хотя отрывок и пытался скрыть его в тумане ложной таинственности: гробница должна находиться где-то в Гитте, хотя, скорее всего, никак не обозначенная, а её название было скрыто в пользу «официальной» версии событий.
Волхва заинтриговала возможность того, что гробница может содержать погребальные предметы, полезные для него, учитывая, что Голиаф, как говорили, был одним из нефилимов: что за фантастическое оружие могло лежать там, недоступное для использования? И, будучи одновременно мечником и чародеем, он мог быть идеальным, если не сказать единственным человеком, кто мог бы им воспользоваться.
Симон отложил книгу и надел свой чёрный плащ, убедившись, что его гладиус надёжно закреплён на поясе. Оставаться совершенно незаметным было невозможно из-за яркого света полной луны.
Вскоре он достиг своей цели — заброшенного кладбища. Насколько самаритянин мог судить, других посетителей на нём не было, и не только по причине позднего времени. Очевидно, здесь никого не хоронили уже много лет. Тут могла бы обитать лишь пара мудрых сов, оплакивающих бренность человеческой жизни, оборванной в тщетных поисках мудрости. Шепчущие ветры, казалось, предостерегали повернуть назад, но он не послушался. Симон безмолвно ступал по дорожкам погоста, размышляя о том, что такое кладбище, как это, было таким же мёртвым, как и его обитатели, и по-хорошему, ему стоило бы оказаться поглощённым землёй вместе с ними. Кто был похоронен в таком забытом месте? Симон нёс светильник, но, даже поднося его к сохранившимся надгробиям, он ничего не сумел узнать, так как время полностью стёрло большинство надписей.
Его поиски не приносили плодов, и он уже собирался сдаться и бросить всю эту затею, когда заметил ветхий мавзолей, едва отличимый от грязи и мусора, скопившихся вокруг него, скрывая очертания. Но, расчистив гробницу, он не обнаружил никаких следов имени, найдя на ней лишь звездообразный символ. Он сразу же узнал в нём легендарный Древний Знак, снятие которого должно было освободить неуклюжие формы тьмы. Симон замер, размышляя, стоит ли ему осмелиться на это?
Внезапно раздался тихий ломкий голос:
— Осторожнее, Симон Волхв! Даже ты можешь оказаться не ровней тому, что там лежит!
Симон резко обернулся, весь напрягшись, чтобы увидеть произнёсшего эти слова. Был ли то собственный внутренний голос самаритянина, упрекавший его здравый смысл? Но нет, теперь он увидел затенённую фигуру согбенного старика.
— Кто ты, дедушка? Уж точно не смотритель этого места! Ибо очевидно, что оно не видело ухода много лет, нет, столетий!
— Я забочусь о глупцах, которым время от времени приходит мысль нарушить ужасное священное спокойствие этого места. Ибо магия, удерживающая обитателя гробницы в дремлющем состоянии, истончается и слабеет — как и я сам.
— Но я спрашиваю снова, кто ты? И кто поручил тебе это дело?
— Меня зовут Елханан.
Симон узнал это имя.
— Так ты потомок того, кто заточил могучего Голиафа в этой земле? Значит, это твоя наследственная задача?
— Нет, Симон Волхв, я и есть тот, кто изгнал Исполина из Гата, или, как говорят люди этого времени, Гитты.
Другой бы посмеялся над таким заявлением, но Симон жил в более широком мире, чем большинство людей, обладая знанием о возможностях и реальностях, о которых остальному человечеству лучше не знать, чтобы спать спокойнее.
— Так ты тот, кого Ибн Шакабао* называет Умаром ат-Тавилем, Долгожителем?
— Я — нет. Но он из моего рода.
* Древний мистик, упоминается в рассказах Лавкрафта «История Чарльза Декстера Варда» и «Праздник».
— И откуда же, скажи на милость, ты знаешь моё имя, старик?
— Я предвидел многое, включая и твоё прибытие. Предвидел себя, спрашивающего твоё имя, и тебя, отвечающего, так что теперь мне нет нужды спрашивать.
— Но тогда ты ошибся, не так ли? Иначе ты бы на самом деле спросил!
Старый голос издал сухой, почти захлёбывающийся смешок.
— Зачем беспокоиться, раз я уже знал?
Симон покачал головой, чтобы прояснить мысли, затем спросил:
— Значит, ты хочешь мне помешать?
— Нет, ибо я видел, что ты войдёшь.
— А если я решу не входить?..
— Но на самом деле ты это сделаешь.
Всё более заходя в тупик, Симон ответил с ноткой раздражения в голосе:
— Но стоит ли мне? Не случится ли от этого несчастье?
— Для кое-кого — да.
— Аррргх... Ладно, как мне войти? Могу я сломать печать?
— Нет нужды. Вот, я предвидел, что сам тебя впущу.
Симон благоразумно решил не задавать дальнейших вопросов, чтобы не запутаться ещё больше.
— Тогда сделай это!
Елханан подошёл, или, скорее, подплыл, к Симону. Он наклонился к каменной плите с пятиконечной звездой и пламенем в центре. Старик что-то прошептал ей, тщательно оберегая свои слова от ушей Симона. Пять лучей звезды втянулись, словно лепестки спящего цветка. Звезда сжалась в пятиугольник. Когда это произошло, тяжёлая каменная дверь загрохотала и задрожала, а затем упала наружу, разбившись о землю перед двумя посетителями, которые едва успели отступить.
Как и предполагал Симон, Голиаф был погребён со своим оружием. Его могучее копьё действительно было размером и весом с ткацкий навой. Здесь же находились меч и щит, реликвии ушедшей эпохи войн и вооружений, гораздо более ранней, чем тот исторический период, с которым был связан великий воин. Но никто из присутствовавших не обратил на это внимания; взгляд широко раскрытых глаз Симона мгновенно устремился на обитателя гробницы. Ибо Голиаф, даже облачённый в свои доспехи, превосходил все его ожидания. Его физическая форма была настолько чудовищно чуждой, что глазам было больно смотреть на него. Края и очертания, казалось, то и дело непредсказуемо изменялись. Очевидно, Голиаф был беженцем с другого плана бытия.
Он полностью соответствовал своему легендарному росту — более девяти футов. Его лицо было козлиным. То, что на первый взгляд могло показаться роговыми украшениями на шлеме, при ближайшем рассмотрении оказалось настоящими бараньими рогами, растущими из его уродливого черепа. Руки, похожие на стволы деревьев, в целом напоминали человеческие, но были пятнистыми и чешуйчатыми, словно у какой-то вымершей рептилии. Громоздкая пластина брюшной защиты отвалилась, её кожаные ремни давно истлели. Когда-то она защищала ужасное гнездо змееподобных щупалец, теперь неподвижных и сморщенных. Ноги были изогнуты крюком, как у собаки или волка, ступни вытягивались вперёд на целых двадцать дюймов и заканчивались шестью пальцами. На руках тоже было по шесть пальцев.
Симон долго молчал, прежде чем спросить Елханана:
— Что это такое? Неужели это может быть Голиаф из Гата?..
— Но это он, мой юный друг, это он! Хочешь спросить его имя? Я разбужу его для тебя...
— Я поверю тебе на слово, о мудрый Елханан.
II. Не Мертво То, Что Может Лежать Вечно
Существо на плите зашевелилось. Симон заметил это и непроизвольно крепче сжал рукоять своего меча.
— Я начинаю подозревать, что именно ты привёл меня сюда, Елханан, а не моё собственное любопытство. В таком случае скажи, что задумал. Если речь идёт о том, чтобы вступить в битву с этим существом, признаюсь, я не подхожу для этого. Сомневаюсь, что моё оружие окажет на него хоть какое-то воздействие.
— Да, это так, юный Симон, хотя ты и могучий воин. Но у меня действительно есть для тебя задание. Твои немалые навыки в мистических искусствах, я думаю, нам очень пригодятся.
— Для чего, старик?
К этому времени тот, кого звали Голиафом, сел. Неверящий взгляд Симона по-прежнему был устремлён на него, хотя он говорил с Елхананом.
— Ты, разумеется, должен рассказать мне больше, гораздо больше.
Голиаф пока ничего не сказал, но, как и его соотечественник-гиттиец, довольствовался тем, что слушал.
— Мы с Голиафом происходим из эпохи рассвета времён, до Великого Потопа. В те дни люди жили долго, сотни или даже тысячи лет, и ветшали вельми скудно, как ты можешь убедиться сам.
— Да, если ты говоришь правду.
— Да, с учётом этого условия. Ты знаешь, что Азатот, коего некоторые называют Саваофом, высвободил Йамм*, Живое Море, чтобы смыть сотворённый им мир. Он сделал это, дабы очистить землю от порочного человечества. А как оно стало порочным? Это произошло в результате смешения человеческого рода с похотливыми Древними. Некоторые теперь говорят, что это были греховные козни смертных женщин, соблазнивших невинных богов, другие — что эти божества возжелали дочерей человеческого рода. Но ни то, ни другое не было истинной причиной.
* Обожествлённый образ моря в угаритской мифологии.
— Тогда что же, Елханан?
Невероятно старый человек продолжал:
— Причина стоит перед тобой сейчас, Симон.
— Он? Голиаф? Я слышал, его обвиняли во многих преступлениях, но в этом?
— Нет, нет. Это я, именно я призвал Древних из-за тверди небесной, из Юггота, Шаггая и Йаддита, где они обитали. Я сжалился над хрупкостью сынов человеческих, над тем, что они становились жертвами зверей, болезней и ядовитых плодов. Я верил, что людской род может быть укреплён вливанием в него божественной сущности. Древние вняли моему зову, и таким образом небо и земля соединились во плоти. Их потомством стали печально известные нефилимы. Ни один из них не был в точности похож на другого. Некоторые напоминали Голиафа, находящегося перед нами. Глупец, я не предвидел, что они используют свою великую силу, чтобы властвовать над землёй и её обитателями. Отсюда и вулканическое извержение крови и насилия, когда эти титаны сражались друг с другом и относились к подчинённым им людям как к рабам и скоту. Ты знаешь их имена: Нимрод, Энкиду, Орион, Кедорлаомер*, Гильгамеш и остальные. Настал день, когда они объединили свои усилия и попытались построить великую башню как осадную машину для штурма самого неба. В конце концов они потерпели неудачу, и большинство из них погибло, фактически все, кроме Голиафа, который жил, как и я, век за веком.
* Ветхозаветный царь Эламский. В союзе с тремя другими царями Востока предпринял поход в Ханаан, чтобы наказать возмутившихся царей пяти городов на месте нынешнего Мёртвого моря (Содома, Гоморры, Адмы, Севоим и Белы), одержав победу.
— Весьма серьёзное откровение, почтенный старец, согласен. Но что тебе нужно от меня? И зачем возвращать этого уродливого типа?
Елханан, очевидно, ожидал этот или подобный ему вопрос.
— Как Истинный Дух, обладающий искрой Плеромы Света, ты обладаешь знанием, которого недостаёт даже мне, древнему днями. Мне нужно такое знание или тот, кто им обладает, чтобы завершить замысел, который я лелеял многие века, коими люди исчисляют время. Что касается Голиафа, он может оказаться полезным союзником; однажды попытавшись вторгнуться на небеса, он с готовностью попытается сделать это снова, и на сей раз, вместе с тобой, вполне может преуспеть!
На этот раз заговорил Голиаф. Речь его, как и ожидалось, звучала совершенно по-неземному. Она была похожа на раскатистое эхо без какого-либо первоначального голоса, произносящего слова:
— У меня есть свой план! Ты знаешь, что это такое!
Симон вздрогнул, но не от самих слов, а от их звучания. Он даже не был уверен, что вообще их услышал, скорее, восприняв речь исполина каким-то иным образом. Елханан же вовсе не был ими удивлён, уж точно не больше, чем фантастическим видом великана.
— Поистине, Голиаф, оружный ткацким навоем, я прекрасно это знаю. Именно поэтому я пробудил тебя после тысячи лет сна! Но всё же прошу объяснить твой замысел своему гиттийскому родичу.
Симону очень хотелось, чтобы это нескладное существо не смотрело прямо на него. У самаритянина заболела голова, как только кроваво-красные глазные яблоки остановились на нём.
— Моего рода больше нет. Мне нечего делать в этом полумире. У меня здесь не осталось никого. И это не моя вина. Теперь у меня есть только ненависть.
Симон, который иногда сам чувствовал себя так же, невольно кивнул. Омерзительный гибрид перед ним был проклятием для других, но гораздо большим для самого себя, и Волхв теперь мог испытывать к нему только сочувствие...
— Кто же заслужил твою ненависть, великий Голиаф?
— Те, кто породили меня и бросили на нескончаемые муки в этой яме боли! Из-за моей человеческой части я страдаю в течение каждого мига пребывания в людском мире!
Симон почувствовал, как кусочки головоломки складываются в его мыслях с явственным звучным щелчком.
— Ты был зачат Владыками Боли, чья пища и питьё — страдания всех земных существ! Но поскольку ты таков, каков есть, бедняга, их пир — это твоя отрава!
— Так и есть! Я бы сделал всё, чтобы положить конец моим мучениям.
— Значит, ты хочешь уничтожить самих Владык Боли! Голиаф, твоя дерзость превосходит даже твою великую силу! — улыбнулся Симон. — Как мы это сделаем?
Теперь настала очередь Елханана улыбнуться. Он подозвал Симона ближе и возложил свои унизанные перстнями руки на головы самаритянина и Голиафа. Старик начал нараспев произносить заклинание на коптском языке, и смысл его был таков:
— Я вижу неописуемые глубины. Как мне сказать вам, сыны мои? Как я опишу вселенную? Я — Разум, и я вижу другой Ум, тот, что движет душой! Я вижу того, кто выводит меня из чистого забвения. Вы даёте мне силу! Я вижу себя! Я хочу говорить! Страх сдерживает меня. Я нашёл начало силы, которая превыше всех сил, той, что не имеет начала. Я вижу фонтан, бурлящий жизнью. Я сказал, сыновья мои, что я — Разум. Я видел! Язык не способен выразить это. Для всей Огдоады*, сыны мои, и для душ, что в ней, и для ангелов — спойте гимн в безмолвии. И я, Разум, слышу.
* Огдоада (др.-греч. ογδοάς, «восьмёрка») — в египетской мифологии восемь богов-демиургов по космогонической системе города Гермополя (Хемену). Огдоада состояла из четырёх пар, в каждую из которых входило космическое божество мужского и женского пола. Боги изображались с головами лягушек, а богини — змей. Их имена известны из «Текстов саркофагов»: Нун и Наунет (водная стихия, первозданный океан); Хех (Хух) и Хаухет (бесконечность пространства); Кекуи (Кук) и Каукет (мрак); Амон и Амаунет (сокрытое).
III. Паломничество проклятых
Были ли они в своих телах или вне их, они не знали, но Симону и Голиафу показалось, что оба сидят верхом на огромных крылатых тварях, именуемых в некоторых старинных книгах шантаками. Они неслись на их спинах сквозь небеса так, словно летели уже долгое время, будто внезапно пробудились от сна прямо в сёдлах. Это ощущение не было новым для Симона Мага, поскольку он много раз летал, или ему так казалось, под воздействием некоторых редких зелий, но филистимский великан испытывал острый приступ паники.
— Что за безумие? Мы непременно погибнем!
Симон попытался подавить смех.
— Не бойся, могучий воин! Это, должно быть, сон. В любом случае просто держись за поводья, как держал бы своего земного скакуна! Ты не упадёшь.
— Глупец! Ты думаешь, что человек моего сложения может ездить на лошади? Они для меня не больше собак!
На этот раз Симон расхохотался.
— Я понимаю, что ты имеешь в виду, мой друг! Тем не менее тебе нечего бояться... Но что это?
Впереди появилась толпа из трёх дюжин фигур, более или менее человекоподобных, но с целым зверинцем животных голов: львы, бараны, ослы, козы, рыбы, скорпионы, змеи и даже крабы! Словно в один голос, они выкрикнули:
— Мы — тридцать шесть стихиалей, мироправители этой тьмы. И вам двоим никоим образом не одолеть нас!
Инстинкт взял верх, поэтому Симон с Голиафом погнали своих шантаков вперёд, в гущу схватки, и взялись за мечи. Орда стихиалей пустила в ход своё оружие: громадные тучи, ветры, слепящий снег, град, палящие молнии. Но всё это оказалось неэффективным против тех, кто их не боялся. Голиаф взревел:
— Вы думаете обратить нас в бегство плохой погодой?
Мечи обоих всадников отбивали снаряды, отклоняя, растапливая, разбивая всё на своём пути, пока они продвигались к паникующим стойхейям. Обычные люди не могли обладать реальной защитой от буйствующих сил природы, но эти воины на шантаках не были — по крайней мере, больше не были — простыми смертными. Симон крикнул своему боевому товарищу:
— Мы сражаемся не против плоти и крови, но против Господств и Сил*, против духовных воинств нечестия в небесах!
* Здесь – космические силы зла, пытающиеся осуществлять свою власть в нынешней эпохе.
Когда поверженные духи рассеялись, словно весенний дождь, Симон воскликнул:
— Посмотри вперёд!
Он указал на странное зрелище — огромную стену, простирающуюся во весь горизонт и не имеющую никакого иного основания, кроме огромной облачной гряды. А посреди неё, словно пряжка на поясе, возвышались огромные укреплённые врата. Когда двое всадников приблизились, из ниоткуда появился страж. К их удивлению, эта сущность имела облик обнажённой женщины, на которой не было ничего кроме изысканных драгоценностей. Её плоть светилась зелёным. Нагло ухмыляясь, она вопросила:
— Кто осмелился приблизиться к моей лунной сфере?
Голиаф чуть было не назвал своего имени, но Симон жестом приказал ему замолчать:
— В её устах наши имена станут оружием против нас!
Затем он обратился к сущности:
— Кажется, я не могу вспомнить своего имени, госпожа, но помню твоё! Если я не ошибаюсь, ты — Оноскелис!*
* Демоница с ослиными ногами, женщина-сатир, упоминаемая в Завете Соломона — псевдоэпиграфическом тексте, приписываемом царю Соломону, но не считающимся каноническим писанием ни в иудаизме, ни в христианстве. Написан на древнегреческом языке и основывается на традициях, уходящих к началу I тысячелетия н. э., но, вероятно, завершён в том виде, в каком он дошёл до нас, только в Средние века. Завет описывает, как Соломон смог построить Храм, подчиняя демонов с помощью магического кольца, переданного ему архангелом Михаэлем.
В одно мгновение её чарующая красота исчезла, явив взорам огромную змею с головой волка! Но она не оказала дальнейшего сопротивления, скользнув в сторону, когда двое всадников прошли через врата, открывшиеся при этом сами собой.
Голиаф, казалось, на мгновение отбросив свою неприязнь к смертным людям, крикнул своему товарищу:
— Впечатляет, Симон Волхв! Как ты это сделал?
— Благодаря знаниям, которых не хватало Елханану. Он стар, как Мафусаил, и накопил много мудрости, но он не Истинный Дух, каким я являюсь по природе. И моё обучение дало мне возможность вспомнить часть знания, которое является моим по праву рождения — тайные имена Архонтов. Услышав их, они обязаны пропустить возносящуюся душу.
— А я?
— Ты, мой могучий друг, гибридное порождение Древних, не обладающее душой, которой у тебя не больше, чем у этих огромных птиц, на которых мы летим.
Впервые с момента пробуждения Голиаф разразился смехом, звук которого заставил Симона, а также шантаков, вздрогнуть в полёте.
IV. За пределами Огдоады
Симон не мог не вспомнить свои дни в монастыре ессеев, когда его мудрые наставники открыли ему тайные ангельские имена, а также величайший секрет: что «ангелы», властвующие над планетарными сферами, были на самом деле Архонтами, дьявольскими помощниками самих Древних, обитавших в мирах, о которых не подозревали даже величайшие астрологи Персии и Вавилона. Симон хорошо усвоил уроки, запомнив могущественные имена и их правильное произношение, ибо только так возносящаяся душа могла беспрепятственно миновать Стражей Врат. Теперь это знание доказало свою исключительную ценность. Используя его, Симон и Голиаф быстро продвигались от одной небесной сферы к другой.
Какая галерея гротеска предстала перед ними! Вторым дежурным Архонтом был Эфиппас, явившийся в виде столпа пурпурного тумана. Следующим был Астериот, имевший все конечности человека, но без головы. Возможно, язвительно предположил Симон, он потерял её из-за ужасного Триболайоса, который щеголял не менее чем тремя! После него они проехали мимо Обизут, женской головы без поддерживающего её тела. Архонт Птеродракун обладал лицом и руками человека, в то время как все его конечности, кроме ступней, были драконьими, дополненными перепончатыми крыльями на спине. Ужасающая Энепсигос приняла женскую форму, но из её плеч росли две головы, каждая с крыльями из человеческих рук по бокам. Кунопастон* был, пожалуй, самым причудливым, передняя часть его была лошадиной, а задняя — рыбьей. Когда всадники проезжали мимо последнего, Голиаф отметил его сходство с Дагоном, рыбохвостым божеством его соплеменников-филистимлян. В качестве запоздалой мысли гигантский воин добавил:
— Самсон был одним из нас. Знаешь, одним из нефилимов.
* Все вышеперечисленные демоны упоминаются в Завете Соломона. Эфиппас — аравийский демон ветра, захваченный Соломоном. Триболайос ослепляет младенцев в утробе, делает младенцев глухими и немыми, заставляет мужчин падать, пускать пену изо рта и скрежетать зубами, как при конвульсиях. Обизут — демоница, подобная Лилит, имеет много черт схожих с чертами суккуба, убивающая детей во время родов; приносящая боль в теле, душевные заболевания, глухоту, искушение злом, связывание речи. Птеродракун соблазняет женщин, заставляя их желать извращенного секса. Энепсигос — изменяющая форму. Кунопастон живет в волнах, нападает на корабли, появляется в человеческом облике перед моряками.
Симон задумался на мгновение, затем сказал:
— Полагаю, семь прядей волос на его голове были щупальцами?
Голиаф кивнул.
— Ну, маленький человек, куда дальше? Мне кажется, у тебя есть ответы на все вопросы.
— Боюсь, далеко не все. Но в этом случае у меня есть обоснованное предположение. Владыки Боли, которые питаются страданиями разумных существ, пребывают на планете Юггот, о которой не подозревали даже величайшие звездочёты. Она не похожа на семь известных планет, которые мы с тобой только что миновали, а скорее является своеобразным продолжением в нашу вселенную совершенно иной области. Ты, так сказать, одной ногой стоишь в одном мироздании, а второй в другом, отсюда и твоя сила, и твои мучения. Древние манускрипты называют эту область Огдоадой, пребывающей за пределами семи сфер. Я бы назвал это сверхкосмосом, в котором наш собственный является не более чем атомом. Мы направляемся на этот план бытия. Там нам придётся столкнуться с самими Владыками Боли. Что с нами тогда произойдёт, я не могу сказать. Великий Голиаф, мы с тобой первопроходцы, прокладывающие путь. Молюсь, чтобы мы справились с этой задачей.
Филистимский колосс проворчал:
— Твоё невежество красноречиво, Волхв, оно содержит всё, кроме ответа.
Симон не мог с ним не согласиться.
Наконец они увидели под собой странную затенённую поверхность. Спускаясь к ней, всадники мельком заметили цитадели из базальта, медлительные реки расплавленной смолы и даже редкие вулканы, извергающие чёрно-сияющую лаву. Поначалу они не видели никаких признаков жизни, как будто что-то могло жить среди такого адского пейзажа, но затем оказались прямо посреди местных обитателей! То были крылатые демоны, более всего напоминавшие огромных крабов или морских раков с хитиновыми экзоскелетами и многосуставчатыми ногами и усиками. Ни у одного из них не имелось настоящих голов, лишь дрожащие пучки ресничек там, где должна была быть голова. Голиаф, сам не отличавшийся красотой Адониса, брезгливо хмыкнул, потянувшись за мечом:
— Эти твари хуже демонов, охранявших Врата! У тебя не найдётся для них тайного слова, колдун?
Но на этот раз им бы не удалось пробиться силой. Орда ракообразных держалась на расстоянии, вне досягаемости оружия пришельцев, а затем обрушила на них своё собственное: их многочисленные ноги начали тереться друг о друга, усики и антенны тоже вибрировали. И этот массив жужжащих звуковых волн сплетал какое-то непреодолимое гипнотическое заклинание. Потеряли ли Симон и Голиаф сознание, вывалившись из сёдел, или просто поменяли своё местонахождение в сновидческой дрёме, они так и не узнали. В любом случае, всё изменилось в одно мгновение. Каждый из них оказался в одиночестве, или, по крайней мере, так им показалось.
Симон очнулся на полу из грубо отёсанных досок. Он перевернулся и увидел в полумраке соломенную крышу комнаты, поддерживаемую деревянными стропилами. Казалось, самаритянин оказался в скудно обставленном доме какого-нибудь бедного фермера или мелкого ремесленника. Как только затуманенные глаза привыкли к темноте, Симон понял, что в комнате он не один.
В одном углу стоял грубый стул со сложенными на нём слоями покрывалами. Такие же покрывала укутывали сгорбленную фигуру, почти скрывая её лицо. Должно быть, этот человек страдал от неизлечимого озноба, которому подвержены пожилые люди, хотя и не дрожал слишком заметно. Его лицо выглядело восковым, что указывало на какое-то серьёзное кожное заболевание. Но, что ещё более странно, губы у него не двигались в такт слабому голосу. И его окоченелые руки ни разу не шевельнулись.
— Ах, мой друг, я вижу, что ты наконец-то проснулся! Ты проделал долгий путь, возможно, более долгий, чем кто-либо из людей. Должно быть, ты очень устал. Если хочешь, то можешь снова заснуть. Но для начала не сочти за труд выслушать дружеское предложение.
Всё ещё немного осоловелый, Симон дал ожидаемый ответ:
— Прости, уважаемый, но кто ты? И как я здесь оказался? Где находится это место? Я не вижу своего спутника. Где он? И, конечно, спасибо за гостеприимство.
— Что касается моего гостеприимства, то это пустяки. Большую часть мебели мне пришлось пустить на дрова. Жаль, что я не могу обеспечить тебе больше удобств. Но на самом деле я могу предложить тебе гораздо больше.
Осматривая пустую комнату, Симон спросил:
— Что, кроме приветствия, ты можешь мне предложить, почтенный старец? У тебя спрятано золото под половицами?
— Я знаю, что ты не ищешь таких вещей, Симон Волхв. Секреты и тайны — вот твой интерес, не так ли? И я могу ими поделиться.
— Так я спрашиваю снова, кто ты такой? Что ты такое?
— Я — Его Посланник, — сказал одетый в мантию человек. — Я послан в этом податливом облике, чтобы даровать тебе великую судьбу. И великое, великое знание. Симон, хотел бы ты увидеть рудники на Югготе? Катакомбы Ирема, водовороты Шаггая, неописуемое размножение протошогготов? И прежде всего, хотел бы ты вкусить восхитительных страданий всех живых существ? Ибо это настоящий пир наслаждений! На нашей службе ты можешь увеличить эти страдания среди смертных, увеличивая нашу жизненную силу, а также свою собственную. Ты станешь Царём Боли! Лишь поклонись мне и Тому, кто меня послал!
Симон едва слышал слова странной фигуры; его разум блуждал среди хаотических видений жестокости, садизма, плача матерей по убитым детям, отчаяния долговых рабов, стонов угнетённых — и наслаждался этим! Это, подумал он на мгновение, было достаточно щедрым даром, даже без обещанного гнозиса!
V. Козёл отпущения с тысячью младых
Симон издал ужасный крик, прижав обе руки к пылающим вискам. Он полузадыхался, полукричал:
— Отойди от меня, Ньярлатхотеп!
Шепчущий во тьме издал странный жужжащий звук, который Симон, должно быть, подсознательно слышал и раньше. Но этот взрыв смеха, скорее всего, оказался наиболее сильным, что могло издать это замаскированное существо, как теперь понял Симон.
— Если ты мне не доверяешь, Волхв, думаю, ты прислушаешься к голосу своего друга. Слушай.
Симон понял, что сидящая фигура говорит о Голиафе, поэтому он ещё раз оглядел комнату. На этот раз самаритянин увидел то, чего не заметил раньше: на длинном столе стояли в ряд семь или восемь цилиндров, сделанных из какого-то тускло блестящего металла, сияющих даже в этом слабом свете. Они были одинакового размера, около локтя высотой. На каждом был установлен набор небольших сложных устройств, одно из которых имело форму трубчатого рога, расширяющегося к раструбу. Из ближайшего донёсся голос. Он звучал как голос Голиафа, словно пропущенный через слегка искажающую среду.
— Ты можешь ему доверять, Симон. Он сдержал обещание, данное мне до того, как разбудил тебя. Ты сказал мне, что я никогда не смогу вознестись в Плерому духов, не имея одного из них внутри себя. Ты сказал правду. Но Владыки даровали мне кое-что не хуже этого! Я сбросил своё уродливое тело. В этом металлическом цилиндре покоятся только моя голова и мозг. В таком виде их крылатые слуги пронесут меня сквозь звёздные небеса, нет, даже к самому трону Азатота! Радуйся со мной, брат по оружию!
— Да будет так, как ты говоришь, мой гигантский друг!
Но в глубине души Симон был уверен, что его товарища обманули. В конце концов, что насчёт остальных цилиндров на столе? Неужели все они ждали подобной экскурсии? Гораздо вероятнее было то, что эти цилиндры содержали головы жертв, чьи мозги, подвергнутые искусственной стимуляции, подвергались немыслимым пыткам, и всё это ради наслаждения Владык Боли. Голиафу вскоре предстояло разделить их ужасную участь.
— Ты не обманешь меня так легко, дьявол! Подвергни меня своим мучениям, если хочешь, но для меня было бы куда хуже стать таким, как ты, упивающимся мучениями невинных!
— Какая жалость! Но если таково твоё желание, ты имеешь на это право!
Внезапно Симон снова проснулся. Сон во сне? В его уши ворвался оглушительный океан раздирающих горло криков, не в последнюю очередь его собственных. Он судорожно завертел шеей в приступе грубой и ужасной боли. Не оглядываясь вокруг, он тем не менее заметил, в каком положении находится его пылающее от боли тело. Он мог двигать только головой; туловище было прикреплено к огромному кресту из неопознаваемого вещества — ни дерева, ни металла. У него не было конечных размеров; вертикальные и горизонтальные перекладины, казалось, простирались в бесконечность.
Это был кошмар: он страдал не от телесных ран — их не было, — а скорее от бесконечных волн ужасных мучений, обрушивающихся на него извне. Ему казалось, что он был обречён чувствовать на себе всю боль населённых миров. Симон знал, что очень скоро он погрузится в милосердное безумие. Он не представлял, как долго продолжалось это испытание, так как у него не было ощущения времени. Самаритянин был заключён в застывшую вечность Настоящего, наполненную пронзительными муками. В краткий миг просветления, который только усилил агонию, он закричал:
— Елханан! Елханан! Почему ты оставил меня?
И внутри своей звенящей головы он услышал тихий спокойный голос:
Я не оставил тебя, сын мой. Истинно говорю тебе, это момент твоей победы! Жестокие Владыки, наслаждающееся болью, думали сокрушить тебя силой вселенского страдания, слабо понимая, что тем самым отрезают тот самый источник, который питал их существование! Обрекая тебя на небесный крест, они невольно подписали себе смертный приговор. Их больше нет. Человечество продолжит страдать из-за собственной глупости, но ты облегчил его бремя! Отлично сработано, добрый и верный слуга!
Утреннее солнце, проникавшее сквозь окно съёмной мансарды Симона, разбудило его. Он не чувствовал себя отдохнувшим и свежим. Самаритянин потянулся и зевнул, пытаясь вспомнить сон или, может быть, кошмар, но это было бесполезно. Он умылся, надел свежую тунику и спустился вниз, чтобы принять любой вызов, который может принести ему грядущий день.
Другие рассказы цикла
Роберт Прайс Предисловие. Меч Аватара
1. Ричард Тирни Меч Спартака — лето 27 года н. э.
2. Ричард Тирни Пламя Мазды — осень 27 года
3. Ричард Тирни Семя Звёздного бога — осень 31 года
4. Ричард Тирни Клинок Убийцы (ранняя версия с Каином-Кейном К. Э. Вагнера) — январь 32 года
4. 1 Ричард Тирни Клинок Убийцы (переработанная версия с Нимродом) — январь 32 года
5. Ричард Тирни, Роберт Прайс. Трон Ахамота — осень 32 года
6. Ричард Тирни Барабаны Хаоса (роман) — весна 33 года. Части 1,
7. Роберт Прайс Изумрудная скрижаль
8. Роберт Прайс Гробница титана
9. Ричард Тирни Душа Кефри — весна 34 года
10. Ричард Тирни Кольцо Сета — март 37 года
11. Ричард Тирни Червь с Ураху, части 1, 2, 3, 4 — осень 37 года
12. Ричард Тирни. Проклятие крокодила — февраль 38 года
13. Ричард Тирни Сокровище Хорэмху — март 38 года ч. 1, 2, 3
14. Роберт Прайс Секрет Нефрен-Ка — 39 год
15. Ричард Тирни Свиток Тота — январь 41 года
16. Ричард Тирни Драконы Монс Фрактус — осень 41 года
17. Гленн Рахман, Ричард Тирни Свадьба Шейлы-на-гог — день летнего солнцестояния 42 года
18. Гленн Рахман Пёс херусков — весна-осень 47 года
19. Ричард Л. Тирни, Гленн Рахман Сады Лукулла (роман) — осень 48 года. Части 1. 2. 3. 4.
20. Роберт Прайс Культ кастраторов
21. Ричард Л. Тирни Столпы Мелькарта — осень 48 года
22. Ричард Тирни В поисках мести (стихотворение)
Перевод В. Спринский, Е. Миронова