Детская антиутопия Дети


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Детская антиутопия~Дети синего фламинго
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Детская антиутопия~Дети синего фламинго

Статья написана 20 июля 2010 г. 23:38

Послушал аудиокнигу и, право слово, ограничился бы отзывом, но, заглянув в текст книги, обнаружил, что сходство между аудиокнигой (как оказалось, аудиоспектаклем) и книгой — не так, чтобы уж очень было заметно. Так как отзыв мой, как оказалось, не очень относится к книге — размещать его на странице произведения было бы нехорошо. Кладу сюда.

Хорошая «детская» антиутопия, если можно так выразиться. «Мы» Замятина умножить на «Дракон» Шварца. После нее читать «Мальчик и тьма» Лукьяненко совершенно необязательно, потому что здесь — все лучше, грамотней, тоньше.

Начинается все, как обычно у Крапивина, с попадания мальчика в «волшебную страну», но далее — Волшебная страна, оказывается далеко не страной Питера Пэна, а обществом, за своим, пусть не железным, но тоже «занавесом». Для антиутопии мир повести не так уж и уникален, однако, тут следует отметить, что Крапивин строит антиутопию минимальным числом средств: антиутопия Крапивина в этой повести — Страх. Страх, вбитый в детские головы, превращает их сразу во взрослых послушных и до корней пропитанных боязнью людей. Тут можно также провести аналогию, что «взрослость» можно охарактеризовать, как стадию развития человека, когда страх становится устойчивым. Дети могут пугаться, но они ничего не боятся и способны противостоять всему, чему угодно, но стоит страху закрепиться в ребенке, и он уже — «взрослый», т.е. безнадежный человек.

Мальчик, подобно рыцарю в «Драконе» Шварца, готов сразиться с чудищем, с Ящером, который символизирует ужас горожан, и, в конце концов, Ящер будет побежден, Дракон падет, но... ничего не изменится. Потому что Ящер, как и Дракон, — в сердцах людей, страх, вбитый с самого детства, ставший привычкой, второй натурой, он — это сами люди.

Повесть хороша своими героями. Здесь Женя, который легко заводит друзей, который не задумывается, трус он или нет, поступает согласно первому порыву, и даже раскаяние превращается в Тень птицы, которую он носит в себе, в дальнейшей жизни, как напоминание, как Символ того, что он перерос свою ошибку. Здесь Юлька, привыкший всегда доказывать, что он не девчонка, который боится показаться трусом; он считает предательством то, что предательством совсем не является и готов самоуничижать себя за это. Не по этой ли причине он оказывается самым смелым, хоть и до безрассудства, из ребят? Здесь и двуликий правитель-советник — очень колоритный персонаж.

Архитектура повести хороша. Все детальки, как кусочки паззла, найдут своем место в повествовании: и ключ, и кинжал, и порох, и пушки, и каждый из ребят, и легенда, и Ящер — все и всё. Очень хороши метания персонажей, люди здесь живые — они мыслят, они ошибаются, они строят планы, и планы эти рушатся в одночасье, а потом случаются неожиданности, а с ними отчаяние, или надежда — все как в жизни. Повесть-сказка, повесть-квест с дополнительными смысловыми слоями.

Пожалуй, единственное, в чем автор уступил своей целевой аудитории — это финал. Он удлиннен на целый эпизод и искусственно сделан счастливым, светлым, «десантники» атакуют дворец, Юлька снова встречает родителей. На мой взгляд, повесть должна была закончится разговором с Толиком — это эмоциональный пик. Женькина исповедь — боязнь, что тебя не поймут, что тебе не поверят, решимость лететь в одиночку и спасать Юльку, причем, не имея никакой уверенности, что есть кого спасать, вновь всколыхнувшаяся вина перед Юлькой. И решительный ответ Тольки. Мы — вместе. Стоп. Эмоции идут на взлет. Мы не знаем, есть ли там Юлька, есть ли кого спасать, но Женька и Толька в этот момент сделали все: они принимают решение, и остальное — для их внутреннего развития уже неважно.

Оставшееся — хеппиэнд для мальчишек, которые уверены, что Рыцарь всегда побеждает Дракона.

_

Прошу обратить внимание на последний абзац. Финал эмоционально очень сильно отличается от текста повести.

Оценка 8-9.

Аудиоспектакль превосходен, вот только интересно теперь, это — отсебятина постановщиков или аудиоспектакль ставился по пьесе?





265
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 13:36

цитата rusty_cat

хеппиэнд для мальчишек, которые уверены, что Рыцарь всегда побеждает Дракона.

И взрослым хеппиэнда тоже ужасно хочется. Может, без этого последнего абзаца книга была бы сильнее, но я все равно каждый раз ему радуюсь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 15:02
Если Вы о книге — то там хэппиэнд примерно на той же волне, что и само повествование, сильного контраста нет. Я специально вчера листал текст — много мелочей, вроде стихов, скарлатины, а эмоционального диалога с Толькой — и нет как такового. Это в аудиоспектакле — очень резкий переход8:-0
 


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 18:28
Да, я о книге. Теперь попробую достать аудиоспектакль. Спасибо!
 


Ссылка на сообщение21 июля 2010 г. 23:34
Жду впечатлений. Сравним;-) Этот пост можно будет найти по тегу «Крапивин»:beer:


Ссылка на сообщение29 июля 2010 г. 17:41
> Начинается все, как обычно у Крапивина, с попадания мальчика в «волшебную страну»,
Как обычно?

Вообще прочитав несколько книжек Крапивина, заметил, что главные негодяи у него те, кто хочет стабильности, порядка (как они его понимают). Интересно, как это соотносится с текущей политической ситуацией ;)


⇑ Наверх