https://fantlab.ru/work1640094
Нейросетевой "перевод" первых трёх глав, выполненный в целях изучения возможностей нейросетей.
Вмешательство человека и дополнительная редактура не проводились.
Официальный перевод для сравнения, легально доступный на литрес в свободном доступе — https://www.litres.ru/book/rey-neyler/gor...
В живой нервной системе нет тишины. Электрическая симфония связи ежесекундно течёт сквозь наши нейроны. Мы созданы для общения.. Лишь смерть приносит молчание. — Доктор Ха Нгуен, «Как мыслят океаны»
Глава 1
Ночь. Третий район автономной торговой зоны Хошимина.
Дождь струился по пластиковому тенту кафе. Под его сенью, в облаках кухонного пара и оживлённого гомона, сновали между столиками официанты, разнося дымящиеся миски супа, стаканы кофе со льдом и бутылки пива.
За стеной дождя, словно светящиеся рыбы, проносились электрические мотороллеры.
Лучше не думать о рыбах.
Вместо этого Лоуренс сосредоточился на женщине за столом, протирающей свои палочки для еды долькой лайма. Переливчатый рой цветов, скрывавший её лицо с помощью идентификационного щита, мерцал.
Словно нечто, таящееся в толще воды...
Лоуренс впился ногтями в ладонь.
— Прошу прощения, а у этого устройства есть другая настройка?
Женщина внесла изменения. Щит принял вид безликого женского лица. Лоуренс смутно различал очертания её настоящего лица, проступавшие под поверхностью.
Словно плывущего...
— Я нечасто использую этот режим.
Колебания щита сглаживали интонации женщины.
— Лица, которые он создаёт, кажутся зловещими. Большинство людей предпочитает размытие.
Она поднесла палочки для еды ко рту. Лапша исчезла в искажённой поверхности губ цифровой маски. Внутри виднелась тень других губ и зубов.
Не смотреть на неё. Просто начать.
— Итак, моя история. Вот зачем мы здесь. Я прибыл на архипелаг десять... нет, одиннадцать лет назад. До этого я работал в дайв-центре в Нячанге. Когда я приехал, на Кондао было всего два дайв-магазина — один в модном отеле для западных туристов, а другой, небольшой, у которого дела шли неважно. Я его выкупил. Почти даром. Кондао был сонным местом — малонаселённым, непосещаемым. Местные считали, что там водятся привидения.
— Привидения?
— Вся местность прежде была тюрьмой. Кладбища полны останками бунтовщиков, замученных до смерти одним правительством за другим. Неудачное место для начала дела, верно? Пожалуй. Но это было хорошее место, если хотелось просто выжить, прозябать. Конечно, у него имелись свои препятствия, и немалые. Формально Глобальный Природоохранный Парк покрывал весь архипелаг, как сушу, так и акваторию. Рыбная ловля и охота были полностью запрещены. Существовала даже надзорная организация ООН, которая являлась раз в год для составления отчёта. Но в действительности, туда всегда приплывали рыбацкие лодки, опутывая рифы траловыми сетями, используя цианид и динамит. А смотрители парка были насквозь продажными. Как им было не быть таковыми при тех скудных жалованьях, что им платили? Они сбывали черепашьи яйца, рифовую рыбу, всё, что попадалось. Местные были в доле – промышляли подводной охотой, добывали моллюсков, ныряя без акваланга. Сон, мой помощник, был из таких ныряльщиков.
— И где же он теперь?
— Я уже говорил, я не знаю. Мы потеряли связь после эвакуации.
— Он был с вами на лодке? В день происшествия?
— Да. Я как раз собирался об этом рассказать. Вернее, пытался этого избежать. Место крушения — это таиландское грузовое судно со стальным корпусом, длиной шестьдесят метров. Оно затонуло в конце двадцатого века. Это единственное место во Вьетнаме, связанное с кораблекрушением, куда можно проникнуть с аквалангом. Оно находится всего в двадцати метрах под водой, но условия там обычно плохие. Сильные течения, плохая видимость. Это только для клиентов, которые знают, что делают. На Кондао таких клиентов немного, поэтому мы не были там годами. Это было утреннее погружение. Не сезон. Отвратительная видимость, метра два, не больше. Но парень хотел погрузиться к затонувшему кораблю. Итак, мы вошли в воду и стали спускаться. Только я и он.
Лоуренс сделал паузу.
— Я всё время пытаюсь представить это более драматично, чем было на самом деле. Но это было не так. Всё было как обычно. Вокруг нас сновали кальмары и кобии. Видимость была ужасной. Мы почти добрались до места крушения, когда я решил отменить погружение. Но когда я обернулся, его уже не было. Впрочем, это нормально. Люди постоянно теряются в воде с плохой видимостью. Ты просто остаёшься на месте. Если отправишься на поиски, то легко потеряешь ориентацию.
— Но через пять минут я начал беспокоиться. Я вернулся назад, вдоль леера грузового судна. Он знал, что делает, твердил я себе. Он бы не полез в обломки без меня. Может, что-то случилось с его снаряжением? Может, он решил всплыть?
— Я поднялся наверх, ожидая увидеть, как он там барахтается. Я крикнул Сону, который был на лодке, спрашивая, не видел ли он его. Ничего. Я спустился обратно.
— Я чувствовал, как подступает паника. Мутная вода, полная силуэтов, усугубляла положение. Рыбы кружили, попадая в поле моего зрения. Наконец, я заплыл внутрь затонувшего корабля. Больше ему быть было негде. Оказавшись внутри, я быстро его обнаружил. Он был недалеко: его тело застряло под трапом в главном грузовом отсеке. У него была рваная рана на виске. Рыбы уже уносили прочь кусочки плоти.
— Я поднял его на поверхность. Сон настаивал на реанимации. Но я знал, что он мёртв. Он был мёртв, когда я его нашёл.
— И, по вашему мнению, как он погиб?
— Дело было не в ране — она была поверхностной. Он утонул, потому что кто-то стащил у него регулятор, маску, баллон — всё. Должно быть, потеряв снаряжение, он запаниковал, ударился головой и потерял сознание. Без маски и регулятора он не мог долго прожить.
— А его регулятор? Баллон? Маска? Вы их нашли?
Непроницаемость лица, словно размытая фотография, безжизненность изменённого голоса вернули Лоуренса на остров. К тому, как он снова и снова рассказывал эту историю. Смотрителям, полиции, репортёрам. Обвинения, недоверие – и, в конце концов, безразличие.
— Мы так и не нашли их.
— Но вы обыскали корабль?
— Нет. Я не стал. Я солгал об этом.
— Вы солгали?
— Я не мог вернуться туда. Я заявил стражам порядка, будто мы разыскивали его снаряжение, обшарили всё судно, но... Я не искал. Мне было страшно. Никакого настоящего обыска так и не провели.
Она помолчала.
— Ясно. И что же вы предприняли потом?
— Конкурирующий дайв-центр воспользовался этой смертью, чтобы отвадить моих клиентов. Моё дело пришло в упадок. Но в итоге это оказалось неважно. Через три месяца после инцидента началась эвакуация. К вашему сведению — я рад, что вы, ребята, купили остров. Теперь я, по крайней мере, знаю, что он будет под защитой. Я знал каждый уголок Кондао — каждый риф, который они уничтожили, каждую рыбу, которую выловили браконьеры. Так лучше: эвакуировать всех, оцепить весь архипелаг. Защитить его. Это единственный способ сохранить его. Я был одним из первых, кто принял ваше предложение и уехал. Щедрая компенсация, новое начало. Может, мне и повезло.
Может быть.
Уходя из кафе под дождём, Лоуренс уже не был так уверен. Тамариндовые деревья шелестели на ветру. В его пончо сбоку была дыра, и он чувствовал, как по одежде расползается сырое пятно, холодящее кожу.
— Что вы видели?
Вот о чём его всегда спрашивали – смотрители, полиция, репортёры. Что вы видели?
Ничего. Он ничего не видел. Но он не мог отделаться от ощущения, что что-то видело его.
И это чувство преследовало его. Он был рад покинуть архипелаг. Но этого оказалось недостаточно — чувство возвращалось всякий раз, когда он думал об океане.
Кондао был его домом — первым в его жизни. То, что случилось на корабле, отняло его у него. Именно эту историю он и хотел рассказать. Но женщина из DIANIMA всё равно бы не поняла.
Она точно из DIANIMA? Она ведь не говорила этого, верно?
Впрочем, неважно. Может, она из DIANIMA, а может, из конкурирующей фирмы. ЗСТХ кишит корпоративными шпионами, международными заговорами.
Неделю назад он отправился в Вунгтау, к океану. Он не видел воды несколько месяцев и решил, что пора снова искупаться. Но он вышел из воды, не дойдя и до пояса, взял выпивку в баре на пляже, а затем вернулся в свой гостиничный номер и досрочно выписался.
Он больше никогда не будет заниматься дайвингом.
Теперь он вернётся в свою маленькую квартирку в Третьем районе и продолжит наблюдать, как тает «щедрая компенсация» от DIANIMA, пока он тщетно пытается найти путь вперёд.
В двух кварталах от харчевни у него начались судороги, и он рухнул на землю. Мотороллер остановился. Чьи-то руки подхватили его. Женский голос.
— С вами всё в порядке? Сэр?
Он видел лишь туманный тоннель, наполненный дождём.
— Позовите на помощь. Пожалуйста.
Затем он увидел шприц-инжектор в руке женщины.
Мотоциклы проплывали мимо, очертания, искажённые дождевиками, укрывавшими транспорт и седоков. Капли дождя падали в открытые, неподвижные глаза Лоуренса.
Он снова был там. Корабль. Мутная вода, полная очертаний... неясных очертаний, которые его разум всё время превращал во что-то иное...
Мы вышли из океана и выживаем только благодаря тому, что всю жизнь носим в себе солёную воду — в нашей крови, в наших клетках. Море — наш истинный дом. Вот почему берег так успокаивает нас: мы стоим там, где разбиваются волны, словно изгнанники, возвращающиеся домой. — Доктор Ха Нгуен, «Как мыслят океаны»
Глава 2
Посадочные огни дрона-гексакоптера, чьи лучи были полны гонимого ветром дождя, метались над волнами океана. Они прорезали полосу мангровых зарослей и залили светом взлётно-посадочную полосу аэропорта.
На земле не было ни единого огонька. Разрушенная взлётно-посадочная полоса пересекала большую часть узкого перешейка острова. Посадочный круг для вертолёта представлял собой выцветшее пятно. Старые самолёты ржавели на фоне чёрной линии деревьев. Пластиковая обшивка главного здания была содрана, словно чешуя с мёртвой рыбы.
Гексакоптер заходил на посадку. Он развернулся и сел с рывком, безразличным к человеческому комфорту, но эффективным. Винты остановились. Двери распахнулись, словно крылья.
Ха услышала какофонию насекомых джунглей, перекличку макак. Дождь задувал в кабину. Она вытащила свои вещи из багажного отделения. Двигатели дрона щёлкали, остывая.
Между деревьями виднелся зыбкий ореол налобных фонарей: её встречающая сторона. Ходовые огни дрона погасли. Теперь Ха увидела полную луну, наполовину скрытую пеленой перистых облаков. Кучевые облака нависли низко, поливая дождём тропические леса острова.
Ха вдохнула, закрыла глаза, открыла их, приспосабливая зрение к темноте. Раздался треск коммуникационной системы гексакоптера.
— Наземный транспорт приближается. Отойдите от вертолёта.
Ха собрала свои сумки и побежала под навес аэропорта. Огни гексакоптера снова включились. Он оторвался от земли и взмыл под таким углом атаки и с такой скоростью, что пассажир потерял бы сознание. Через несколько секунд он исчез, окутанный облаками.
Наземный транспорт оказался бронированным, из бывших военных: беспилотный бронетранспортёр с усиленными окнами-иллюминаторами, огромными бескамерными шинами с сотовой структурой.
Внутри он был приспособлен для большего удобства. Пассажирский салон был обит мягким материалом для подавления шума и сотрясений от брони. Двигатель автомобиля, работающий на топливных элементах, функционировал достаточно бесшумно, но трансмиссия подвывала и передавала странные вибрации по салону. Ха приглушила свет в салоне.
Толстые слои стекла и поликарбоната в иллюминаторе искажали вид снаружи. Сквозь него Ха наблюдала за колышущейся стеной джунглей, подступающей к узкой дороге. Разрушенные стены из щебня, словно зубья, усеивали небольшие прогалины, строения, которые когда-то могли быть крепостями. Или мельницами, или заводами. Да чем угодно. Полная луна бросала блики на морскую гладь.
Автомобиль въехал в тёмный городок, зажатый между лесом и океаном. Тяжёлые крыши домов французской колониальной эпохи, крытые красной черепицей, истекали дождём, их оштукатуренные стены были покрыты пятнами от сырости. Ставни были закрыты, сады заросли лианами и мхом. Кое-где попадалось брутальное здание коммунистической эпохи: средняя школа, административное здание Коммунистической партии. Бетонные чудовища, покрытые лишайником, бесцветные в ночи.
Днём заброшенный город был бы соткан из облупившихся пастельных тонов. Фикусы с выцветшими белыми стволами выстроились вдоль улиц, усеянных растительным мусором — листьями, упавшими ветвями, семенными коробочками и плодами.
Транспорт выехал на бульвар, ограниченный дамбой. Его фары выхватили из темноты двух обезьян, дерущихся, как человеческие дети, за сомнительное сокровище. На краю города дома сменились лачугами с просевшими крышами, уже наполовину разобранными лианами.
Дорога огибала побережье. Слева ландшафт обрывался к скалам и океанским волнам, бурлящим в лунном свете. Чёрные спины небольших островов архипелага горбились в воде. Справа от дороги поднимался хребет главного острова, поросший деревьями.
Прожекторы заливали светом крышу пагоды на склоне холма, создавая иллюзию жизни на эвакуированном архипелаге. Но освещение здания, вероятно, было автоматизированной муниципальной привычкой. Маяком для туристов, которые никогда не вернутся.
Исследовательская станция располагалась на месте заброшенного отеля — белого шестиэтажного строения, воздвигнутого на неудачном, подветренном месте самого ветреного островка. Отель высился над окрестными зарослями, освещённый сзади прожекторами. Сторона строения, обращённая к дороге, была в тени, окна зияли тьмой. Подъездная дорога вела вниз к охранному периметру из двойного ограждения, увитого колючей проволокой.
Ограждение было новым и блестящим, но отель, должно быть, был заброшен задолго до эвакуации острова. Рваные занавески свисали из разбитых окон на верхних этажах. Полосы сырости и плесени покрывали фасад.
Транспорт остановился перед двойными воротами.
Фигура в дождевике отделилась от здания и направилась к воротам. Она отодвинула первые ворота в сторону. Транспорт въехал в зону ожидания. Первые ворота закрылись за ним, вторые открылись. Транспорт проехал внутрь, на площадку за отелем, террасу из разбитой терракотовой плитки, усеянную мёртвыми листьями пальм, чуждых острову, которые окаймляли территорию отеля.
На террасе возвышался аляповатый бассейн, заполненный водорослями и сорняками. Вероятно, когда-то это был один из тех популярных бассейнов с солёной водой, позволяющих гостям отеля плавать в океане, на самом деле не плавая в нём. Что-то в бассейне испугалось вида транспорта и скрылось в воде.
Рядом с бассейном грузовой дрон сбросил два мобильных исследовательских блока, размером со стандартный грузовой контейнер. Они выглядели как промышленные кабинки для переодевания у бассейна.
Дверь транспорта открылась. Внутрь хлынул дождь, искрящийся в свете прожекторов. Фигура в дождевике наклонилась. Женское лицо, скрытое тенью капюшона. Высокие, широкие скулы, раскосые тёмные глаза. Дождь струился по её щекам. Она выплюнула фразу на языке, которого Ха не знала. Затем поверх её голоса раздался безразличный, властный женский голос, словно голос диктора на вокзале, транслируемый через защищённое от непогоды и ударов устройство-переводчик, пристёгнутое к её воротнику:
— Приветствуем вас на передовой исследовательской базе Кондао. Меня зовут Алтанцецег. Я наёмный охранник. Сейчас возьму ваши сумки. Погода – дождь срёт.
Ха моргнула. На мгновение ей захотелось расхохотаться истерическим смехом: это была долгая поездка.
Алтанцецег уставилась на неё и произнесла фразу на своём языке, словно частокол из согласных.
— Что, переводчик не работает? Побыстрее.
— Нет. Работает нормально. Сносно.
— Тогда идём. Убрала лишние слова.
Женщина возвышалась над Ха. Её рост был два метра, не меньше. Ха только сейчас заметила винтовку с коротким, недвусмысленным стволом, висящую у Алтанцецег за плечом.
Дождь усилился. Без воя транспорта и толщины его брони, заглушающих звук, Ха слышала шуршание ветра в пальмах, крики и уханье животных в ночной тьме острова, шум волн на пляже, скрытом из виду под террасой отеля, — и всё это тонуло в монотонном шуме дождя.
Они быстро пошли, наклонившись, чтобы уменьшить количество капель, попадающих на лицо. В отеле горело несколько ламп, с этой стороны, на первом и втором этажах. Разбитая цементная урна подпирала стеклянную дверь вестибюля.
Внутри Алтанцецег провела Ха через пустынный вестибюль. Обветшавшие кресла, поставленные на столы, сырые мягкие диваны, сгрудившиеся в кружки для бесед, давно умолкших. Несколько столов стояли на расчищенном пространстве в центре комнаты. Вокруг них были разбросаны ящики со снаряжением, полевая кухня, кофемашина. Электроника. Немного уюта в пещеристом зале из искусственного мрамора.
Комната Ха находилась этажом выше. Это был королевский люкс, пахнущий сыростью и запустением, но чистый. Алтанцецег бросила сумки Ха у двери и удалилась.
Ха уже несколько часов мечтала о душе. Вместо этого она рухнула на кровать, не удосужившись даже раздеться. По крайней мере, кто-то застелил её чистым бельём.
Ей снова приснилась каракатица.
Иногда, когда головоногий моллюск отдыхает, его кожа переливается цветами и меняет текстуру, словно бессознательно — как будто электрохимический поток его мыслей проецируется на поверхность. В этом состоянии он и впрямь похож на разум, плывущий в открытом океане, без оболочки из плоти. — Доктор Ха Нгуен, «Как мыслят океаны»
Глава 3
Во сне Ха никогда не видела каракатиц в расцвете сил — ярких и сияющих, расцвеченных калейдоскопом сменяющихся красок, складывающих свои щупальца в семафоры угрозы или любопытства. Нет. Во сне она спускалась вниз, заключённая в клетку из белого шума своего респиратора. Вниз, в воду, мутную, мелового цвета. Вниз, в воду, замутнённую чернилами, осквернённую плывущими сетями тьмы. Вниз, на илистое дно, усыпанное камнями.
В расщелинах скал были разбросаны яйца каракатиц. Мальки внутри яиц светились, искорки света, заключённые в мембраны скорлупы.
Яйца не должны были быть оставлены вот так, открыто, в иле: каракатицы подвешивают свои драгоценные яйца к нижней стороне камней, в укромных местах. Что-то здесь пошло совсем не так.
Над яйцами плыла гигантская самка каракатицы, охраняя их. Ха не сразу заметила её в воде, затянутой пеленой чернил и ила. Ха отпрянула, испугавшись, но каракатица не отреагировала. Она плыла там, лицом к Ха, но не видя её.
Каракатица умирала. Её тело было белым, местами покрытым ржавчиной, словно проказа. Без здорового танца узоров и красок на её коже она выглядела обнажённой и беззащитной.
Несколько её щупалец были оторваны. Одно, более ловкое, щупальце безвольно болталось в слабом течении.
Камни здесь образовывали подобие круга, напоминая разрушенный замок. Навесы казались обрушенными башнями. Щели — бойницами. Ха увидела ещё трёх каракатиц под каменным уступом. Они тоже лишились большей части своей кожи, и у всех недоставало щупалец. Они парили, призраки головоногих, болезненно-жемчужные, созерцающие. Веера тускло-красного и коричневого цветов пересекали оставшуюся на них кожу, словно карта мёртвых связей.
Затем первая каракатица, которую увидела Ха, поплыла вниз к яйцам. Её рваные плавники были слабы. Она плыла, как корабль-призрак, причаливающий к доку под рваными парусами. Когда Ха наблюдала, каракатица погладила одно из яиц неповреждённым щупальцем. Пятна на её коже засветились слабым жёлтым светом. Казалось, это движение и этот цвет потребовали от неё неимоверных усилий.
Внутри яйца в ответ мерцал тусклый огонёк.
Теперь каракатица начала подниматься. Ха поплыла вверх вместе с ней. Когда они нагнали трёх других, парящих под каменным выступом, Ха почувствовала, как между ними что-то промелькнуло: лёгкая дрожь. Узнавание? Может, распознавание?
Самка каракатицы поднималась по спирали в толще воды, выпуская чернила прерывистыми струйками, словно дым из двигателей падающего самолёта — самолёта, который поднимался, а не падал.
Они вместе прорвались к поверхности, в мир яркого солнечного света, хаотичного шума и движения.
Хотя каракатица была неподвижна, и Ха знала, что она мертва, она подплыла к ней и взяла её на руки, сняла перчатку и погладила её израненную голову, её порванные щупальца.
Наверху кружили и орали чайки, ожидая, когда Ха бросит добычу, которую они заприметили. Не очень понятно. Ха поплыла к своей лодке, укачивая каракатицу, как утонувшего ребёнка.
Ха проснулась со слезами на щеках, как и всегда.
Это видение, которое она видела во сне, было и сном, и воспоминанием. Она уже не могла понять, какие элементы были чем. Она была там, в том месте, в реальной жизни. Но чернила были гуще, не так ли? Чернила, словно занавес, отбросивший её назад. Она была в том месте уединения, видела трёх старых каракатиц, дрейфующих, как монахи, под обрушенными карнизами своего замка. Но яйца не светились. Это невозможно. И не было умирающей самки, плывущей к поверхности, словно сбитый самолёт.
Её разум снова и снова возвращался к воспоминаниям о том месте. И каждый раз, когда её разум возвращался к нему, сцена менялась. Разве она искажалась в процессе воспоминания, отдаляясь от истины с каждой последующей версией? Или же, наоборот, каждый раз она чуть больше приближалась к истине?
— Ты плачешь. Тебе снова приснился этот сон?
Ха села. Сама того не помня, она, должно быть, развернула терминал накануне вечером и поставила его на тумбочку. Или она установила его на автоматическое раскрытие по таймеру?
Он стоял там, икосаэдрический, на своих складных ножках, словно оригами, из его окуляра лился свет. И в свете окуляра был Камран, стоящий у изножья кровати и пьющий чашку, которая могла быть только с кофе.
Она видела очертания двери сквозь воротник рубашки, которую он носил. Она видела призрак ковра сквозь его ботинки.
— Да. Тот же сон.
— Тебе нужно отпустить его, Ха. Оставь его в прошлом. Ты ничего не могла поделать.
Были вещи, которые она могла бы сделать, и она это знала. Были также вещи, которых она могла бы не делать. Но Камран никогда не позволил бы ей взять на себя вину за что-либо — даже не позволил бы ей взять на себя ответственность. Не стоило снова обсуждать это с ним — всё сводилось к тому, что ей нужно «отпустить это».
Вместо этого она сменила тему.
— Где ты?
— В лаборатории.
— Там уже больше двух часов ночи! Что ты там делаешь?
Камран пожал плечами.
— Прошу, перестань. Как прошла твоя поездка?
— Долго. И был шторм, когда мы покидали Автономную Торговую Зону Хошимина. Пилот дрона оказался бесчувственной скотиной. Меня вырвало во время переправы на Кондао.
— Тебе удалось встретиться с самой этой дамой?
— Доктор Минервудоттир-Чан? В Хошимине? Нет. Она в Оси SF-SD, занимается объединением прибрежных исследовательских институтов. Во всяком случае, так сказал мне её Помощник-4. И больше ничего. Всё таинственно. Либо же люди сами не знают, что происходит. Помощник-4 сказал мне, что руководитель группы на Кондао проинструктирует меня, когда я прибуду сюда.
— Они проинструктировали?
— Я ещё не встречалась с ними. – Ха уже встала и рылась в своих сумках в поисках чистой одежды. Она шагнула сквозь ногу Камрана. – Извини.
— Едва почувствовал, – сказал Камран.
— Я должна рассказать тебе о сотруднице службы безопасности, которая встретила меня прошлой ночью.
— Да. Я не могу дождаться, чтобы услышать о ней, – сказал Камран. – Но не сейчас. Ты торопишься. Я вижу это по твоему лицу. Тебе нужно освоиться там, осмотреться. А мне нужно использовать этот кофейный прилив.
— Что тебе нужно, так это пойти домой и поспать. Ты избегаешь квартиры?
Камран отвёл взгляд.
— Возможно.
— Ну, не будь таким сентиментальным, чтобы начать спать под лабораторными столами.
— Иди прими душ. Ты выглядишь грязной. У тебя волосы жирные.
— Спасибо. Какой ты милый.
— Всегда.
Камран исчез, не попрощавшись, как обычно.
Мы знаем о кодировании генетических последовательностей, о сворачивании белков для создания клеток тела и даже многое о том, как эпигенетические переключатели управляют этими процессами. И всё же мы до сих пор не знаем, что происходит, когда мы читаем предложение. Смысл — это не нейронные вычисления в мозге, не аккуратные кляксы чернил на странице, и не области света и тьмы на экране. Смысл не имеет ни массы, ни заряда. Он не занимает места — и всё же смысл меняет мир. — Доктор Ха Нгуен, «Как мыслят океаны»