Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги
Давненько не брался я за Головачёва (хотя и размещал отзыв на его «Реквием машине времени»: https://fantlab.ru/work12366), но одолели разные графоманы – в частности, Злотников с его «Генерал-адмиралом» и «Землянином», которые в связи с переизданием огромных томищ пытался прочесть, но не пошло, потому как первый — это сухой, почти тысячестраничный попаданческо-бухгалтерский отчёт, а второй и вовсе ахинея с выпихнутой зачем-то в космос Ангелой Меркель...
К тому же опять доконали фирменные «обрезы» Злотникова – на этот раз «верхние обрезы женских туфелек» (по поводу злотниковских «обрезов» см. мои отзывы к «Обречённому на бой» https://fantlab.ru/blogarticle66517 и «Элита элит» https://fantlab.ru/work116185).
Ну, думаю, может недооценил позднего Головачёва, а тут в руки попалась «Ко времени моих слёз», да ещё и одиночка!
Как оказалось, это самый худший роман из всех, что я читал у Головачёва ранее (помню, как когда-то плевался от его «Логова зверя», а ещё раньше от «СМЕРШ-2»). Тем не менее, я всё ещё надеюсь найти у него что-нибудь стоящее из кучи позднего хлама. Кстати, если кому такие вещи попадались, пишите в комментариях (поздний Головачёв в моём понимании начинается с цикла «Запрещённая реальность»).
Но вернусь «Ко времени моих слёз» — книга написана настолько бездарно, что можно практически всю её пробежать по диагонали без страха упустить что-либо важное, ибо это никак не отразится на концовке, которая словно бы оторвана от всего, что происходило в книге ранее. Все мысли и чувства героев, их переживания, даже обе романтические линии — все пойдут коту под хвост. Собственно, только задумка сделать концовку в 2-х вариантах и есть единственная попытка спасти это убожество. Попытка, к сожалению, неудачная, поскольку
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В книгу понапихано множество типично головачёвских картонных персонажей с типично головачёвскими же дурацкими именами: Феликс Константинович Дзержанский, полковник Пищелко, Гена Пашкевич, Герман Райхман, Иван-Доржо Итигилов и т.п.
По сюжету: главный герой — Гольцов Арсений Васильевич – мужик в пенсионных летах, живёт себе, никого не трогает, растит красавицу-дочь, пока в нём не пробуждаются некие эзотерические силы:
цитатаАрсению раскрыли секрет — он человек, «отмеченный Вышней Сущностью», и что ему предстоит в скором времени стать неким «внешним оператором», управлять формированием энергоинформационных процессов, корригирующих Систему экосфер. Визитёры сообщили Арсению, что он «избран для важных деяний на благо всех людей», ибо отмечен «высшим духом» и способен стать «великим вершителем путей» за пределами Земли и Солнечной системы.
А вот как проявляют себя пробудившиеся силы:
цитатаУсилием воли Арсений Васильевич удержал себя в сознании, вбирая всем телом энергию открывшегося канала связи с иным континуумом, направил часть потока по своим чакрам и энергетическим меридианам, используя его как чистящий инструмент. Скачком пришло ощущение, что он может все! Даже вынуть из черепной коробки мозг и «очистить его от шлаков и разнообразной информационной грязи». Делать этого он, однако, не стал, побоялся, но кровеносную, симпатическую и нервную системы «почистил» излучением канала, цвет которого воспринимался как «нежно-синий ультрафиолет».После этого Арсений Васильевич начал искать источник излучения и обнаружил его «высоко вверху», что соответствовало одновременно и космосу, и глубоким внутренним слоям материи кваркового уровня.
Кто-то посмотрел на него оттуда удивленно и недовольно, однако Арсений Васильевич вошел в раж и попытки определиться не оставил. Пошел дальше, поднимаясь еще «выше», пока перед ним словно не разорвалась невидимая силовая завеса и он очутился в ином мире, насыщенном движением и жизнью.
Короче говоря, по заданию неких «смотрящих», Арсению предстояло контролировать и поддерживать равновесие положительных и отрицательных потенциалов в открывшейся ему метавселенной.
Делалось это следующим образом:
цитата«Метавселенная проявилась перед глазами объемным светящимся сетчато-волокнистым образованием, ниточки-лучики которого имели разный цвет. Многие из них светились малиновым и коричневым светом, что говорило о преобладании в этих точках пространства «отрицательных» энергий. С ними надо было работать – подавлять экспансию негативных сил, очищать от «грязи и пыли», а если не удавалось – безжалостно отсекать, отрезать от общей структуры. Впрочем, то же самое надо было делать и с очень яркими «белыми» нитями и узелками, чтобы вся структура сохраняла некое таинственное «равновесие».Арсений Васильевич шевельнул «скальпелем» воли, отсекая одну из сияющих шерстинок в поле коррекции (часть сознания продолжала работать в прежнем ритме), и тотчас же пейзаж внизу изменился. Гигантская «гора пены», очень симпатичная, гармонично вписанная в ландшафт, красивая, напоминающая растущий цветок, вдруг расплылась дымными струями, испарилась, исчезла. А на ее месте возникла зеленовато-коричневая опухоль, из которой вырос черный коготь и начал разваливать один за другим сверкающие перистые облака.
Между прочим, Арсений вовсе не исключение — в головачёвской версии России 2000-х полно и других экстрасенсов, свободно разгуливающих чуть ли не на каждом углу. Есть даже специальный прибор для их выявления — пси-сканер «Беркут»:
цитатаС виду прибор походил на цифровой фотоаппарат, на самом же деле он представлял собой чудо нанотехники, последнее поколение биолокаторов, «искателей психоэнергетических объемов», и мог засечь практикующего экстрасенса на расстоянии до полукилометра.
Кстати, Гольцов назвал открывшийся ему иной мир Карипазимом – очень оригинально, учитывая, что есть такое лекарство для лечения остеохандроза и радикулита. Хотя по мере чтения, у меня этот Карипазим засел аж в печёнках…
После пробуждения эзотерических сил Гольцов из немощного пенсионера превратился в типичного головачёвско-злотниковского супермена, кладущего всех недругов одним мизинцем. Естественно, он решил противостоять «смотрящим», поскольку чувствовал некую фальшь в своей работе по поддержанию баланса Карипазима (выходило, что своими действиями он поддерживал там бесконечную войну и препятствовал миру), и на него тут же напустили кучу плохих парней, да ещё и дочку похитили. Благо, нашёлся один влюблённый в неё спецназовец, решивший на пару с Гольцовым противостоять силам зла. Хотя под конец и его похитили, так что пришлось Арсению выручать обоих…
Окончательно добивает книгу скудный, «деревянный» язык и самоповторы. Даже удивительно, что в приведённом лингвистическом анализе текста на страничке романа указан высокий словарный запас. Но я думаю, это достигнуто за счёт использования нестандартных словечек типа «энергетические меридианы», «психоэнергетические объёмы», «кварковые уровни», «чакры» и того же «Карипазима»…
А чего стоят только однообразные манипуляции с головой главного героя во время ну очень длинного и скучного диалога о судьбе России в конце книги:
цитатаАрсений Васильевич опустил голову…
цитатаАрсений Васильевич невольно покачал головой…
цитатаАрсений Васильевич опустил голову…
(наверное, ещё ниже)
цитатаАрсений Васильевич понурил голову…
(совсем низко)
цитатаАрсений Васильевич встрепенулся и поднял… трубку телефона
(а я-то надеялся!)
И лишь в следующей главе:
цитатаАрсений Васильевич поднял голову... чтобы посмотреть на дождливое небо.
(ну хоть так!)
В общем, данный роман никому не советую, бесполезная трата времени.
Моя оценка 1 из 10, не читать!