Лучшие рассказы начала ХХ века англо-американской фантастики
Я разбил — возможно и не совсем оправданно — ХХ век на 6 периодов: 1) начало века (с 1901 по 1937 годы), 2) Золотой век (с 1938 по 1960 годы), 3) 60-е годы (с 1961 по 1970 годы), 4) 70-е годы (с 1971 по 1980 годы), 5) 80-е годы (с 1981 по 1990 годы), 6) 90-е годы (с 1991 по 2000 годы). Сегодня представляю список для первого периода — начала века.
Конечно годы с 1901 по 1937 в истории фантастики в одну общность трудно объединяются (почему именно по 1937 год обосную в статье про Золотой век). Прежде всего, нельзя не выделять 1926 год и период, начинающий с него — это год появления первого полностью ориентированного на фантастику журнала Амейзин Сториз Гернсбека. Напрашивается и выделение отдельно и самого первого десятилетия ХХ века. Однако я решил объединить все эти годы в один период, так как, во-первых, ярких рассказов, вошедших в сокровищницу мировой фантастики, всё-таки за первые тридцать семь лет набирается не очень уж и много, во-вторых, все рассказы этого времени хоть и разношёрстные, но почти не относятся к строгой научной фантастике (за некоторым исключением — но об этом ниже), и в-третьих, сразу наступивший за этим периодом Золотой век ну очень уж разительно отличался в большинстве своём именно в качественном отношении от рассказов начального периода.
Критерий по отбору лучших был только один — включение того или иного рассказа в состав крупных антологий Best SF (один рассказ смог попасть в составленный журналом Локус список лучших рассказов ХХ века). Списки составлялись, как и ранее, отдельно для новелл (novellette) и отдельно для небольших рассказов (short story). Так как критерии отбора были ограничены (по сравнению с остальными периодами, где появляются премии и сборники лучшего за год), я установил минимальный балл для попадания в списки на уровне трёх баллов.
НОВЕЛЛЫ
1. Стенли Вейнбаум “Марсианская одиссея” — 12 (1 Прем + 11 Бест).
2. Джон Кэмпбелл “Сумерки” — 8.
3. Кэтрин Мур “Шамбло” — 6.
4. Джулиан Хаксли “The tissue-culture king” — 6.
5. Гарри Бэйтс “Alas, all thinking” — 5.
6. Стэнли Вейнбаум “Безумная Луна” — 4.
7. Герберт Уэллс “Страна слепых” — 4.
8. Джек Лондон “Красное божество” — 3.
9. Абрахам Меррит “Три строчки на старофранцузском” — 3.
10. Абрахам Меррит “Лесные женщины” — 3.
11. Раймонд Галлун “Глубина” — 3.
12. Раймонд Галлун “Old faithful” — 3.
13. Стэнли Вейнбаум “Лотофаги” — 3.
14. Стэнли Вейнбаум “Высшая степень адаптации” — 3.
15. Кэтрин Мур “Поцелуй Чёрного Бога” — 3.
16. Дэвид Келлер “Революция пешеходов” — 3.
17. Ральф Фарли “Liquid life” — 3.
18. Остин Холл “Человек, который спас Землю” — 3.
РАССКАЗЫ
1. Герберт Уэллс “Новейший ускоритель” — 7.
2. Джек Уильямсон “Металлический человек” — 6.
3. Лесли Стоун “Завоевание Голы” — 6.
4. Герберт Уэллс “Неопытное привидение” — 5.
5. Майлс Брейер “Куздра и бокры” — 5.
6. Герберт Уэллс “Дверь в стене” — 4.
7. Абрахам Меррит “Обитатели бездны” — 4.
8. Герберт Уэллс “Волшебная лавка” — 3.
9. Артур Конан Дойль “Ужас высот” — 3.
10. Эдгар Берроуз “Последний из плейстоцена” — 3.
11. Стэнли Вейнбаум “Под знаком “Если” — 3.
12. Джон Кэмпбелл “Ночь” — 3.
13. Эдмонд Гамильтон “Деэволюция” — 3.
14. Эдмонд Гамильтон “Эволюция доктора Полларда” — 3.
К этим спискам никак нельзя не добавить важный комментарий. Рассказы Говарда Лавкрафта “Зов Ктулху” и “Дагон” набрали по 2 балла, некоторые его рассказы — по 1 баллу. Также несколько рассказов Роберта Говарда и Кларка Эштона Смита набрали по 1 баллу. Но я для них учитывал только антологии фантастики (SF) и фэнтези (Fantasy). В то же время они попадали во многие сборники ужасов (Horror). Я хоррор не люблю и практически не читаю, поэтому в сборниках ужасов не разбираюсь — я полный профан в них. По идее как-то эти сборники тоже надо учитывать, но какие именно следует относить к Best я не знаю. В этой связи приведенный мной список всё-таки не совсем объективный и полный. Даже не разбираясь в ужасах, я прекрасно осознаю, что, по крайней мере, “Зов Ктулху” и “Дагон” Лавкрафта должны входить в эти списки — но какие места они должны занимать в них совсем не представляю.
Также отмечу, что новелла Джулиана Хаксли “The tissue-culture king” (“Король плоти”) переведена А. Бурцевым и издана в микротиражке. Но перевод мне найти нигде не удалось — так что считаю эту новеллу не переведённой.
Ну и в заключение последний комментарий-вывод, хотя эта информация мне стала известна ещё лет 7-8 назад. Но теперь она легко обосновывается. Считается, что создателем (отцом-основателем) Золотого века фантастики является Джон Кэмпбелл, который, став редактором журнала Эстаундин, потребовал под любую фантастику подводить научную базу и таким образом породил science fiction и Золотой век фантастики, выпестовав Азимова, Хайнлайна, дель Рея, Саймака, Ван Вогта, Старджона и многих других. Но это не совсем точно. В 30-е годы фантастических рассказов писалось очень даже много, и все они подпадали под три мощных потока — безудержные космические бесбашенные фантазии а-ля Берроуз, необычные и загадочные земные истории а-ля Меррит и фантастические ужасы а-ля Лавкрафт и был ещё тонкий ручеек апеллирующих к науке рассказов, в основном, социально-философской направленности. И вот в середине 30-х годов настоящим откровением стало творчество Стенли Вейнбаума — увы очень кратковременное (он умер в 35 лет) и это лично для меня очень и очень жаль. Все его рассказы (ну почти все) — строго научны, обоснованы, сюжет развивается исключительно последовательно и логично. И все они очень увлекательны. Они настолько пленили Кэмпбелла, что он и постановил писать (печатать) фантастику (в его журнале) теперь только строго в стиле Вейнбаума. Ну и подтверждением данного вывода фактически является то, что новелла Вейнбаума “Марсианская одиссея” является бесспорным лидером рейтинга, а среди попавших в число лучших 32 рассказов и новелл первых 37 лет ХХ века находится 5 его произведений (ещё 3 получили по 2 балла).
PS. Для заинтересовавших составляемыми мною списками лучших рассказов и новелл ХХ века сообщаю, что списки лучших произведений малой прозы Золотого века (по новеллам и рассказам) готовы и я представлю их до Нового года. Список лучших рассказов 90-х годов также готов, но он меня удивил, и я пока не принял окончательного решения оставить всё как есть, или доработать (снизить проходные баллы). Поэтому пока не знаю, когда его представлю (склоняюсь к тому, что уже в январе 2025 года). Черновик списка лучших 60-х годов уже есть, но ещё очень много надо проверять, так что его опубликую, скорее всего, не раньше февраля – марта следующего года. Ну и после этого всё подобью и выведу списки 100 лучших новелл и 100 лучших небольших рассказов англо-американской фантастики ХХ века. По ХХI веку списки лучших составлять не буду (по крайней мере, в ближайшие лет 5 точно).