Дилин С., Шифман М. Ракета СС-1. Пьеса. Л.:1932. Архив Санкт-Петербургского театра марионеток им. Евг. Деменни, дело номер 43.
Постановка была приурочена к 75 -летию Циолковского.
*
Знакомое название по книжке Я. Перельмана "Межпланетные путешествия", издание десятое, ОНТИ, Л-д — М. 1935, Книги по ракетному летанию и звездоплаванию, с. 263: Дилин С.А., Шифман М.Б. Ракета ССI" . Пьеса для детей на тему о звездоплавании. Неоднократно исполнялась Ленинградским театром марионеток.
*
Дилин С. А., Шифман М. Ракета СС-1: Пьеса в 3-х действиях. [Ленинград]: Б. и., [1936]. 45 с.
*
КОСМИЧЕСКИЕ ВЫСОТЫ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
…вызывают интерес, побуждают к деятельности мозг, рождает сочувствующих и будущих работников великих намерений48.
К.Э. Циолковский
Так сложилось, что ежегодно 12 апреля наша Северная Столица отмечает две знаменательные даты. Первая – это международный День космонавтики, годовщина полета в космос первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина. Санкт-Петербург имеет полное право считать этот праздник своим: запуск «Востока» был подготовлен трудами ученых и конструкторов, многие из которых жили в нашем городе или начинали здесь свой путь в науку.
Вторая же дата связана с событием из другой области человеческой деятельности – в этот день в 1919 году состоялся первый спектакль Санкт-Петербургского театра марионеток имени Евгения Деммени. Спектакль, ознаменовавший рождение первого в России профессионального кукольного театра, сегодня знакомого большинству старых ленинградцев и новых петербуржцев. Знакомого с самого раннего детства…
Казалось бы, что общего может быть между этими двумя событиями? В нашем обыденном сознании плохо сочетаются космическая техника и театральное искусство. Но, как ни странно, сравнительно легко это общее можно обнаружить: в начале тридцатых годов театр, носивший в те времена сложное название «Кукольные театры Ленинградского ТЮЗа под руководством Евгения Деммени», представил на суд зрителей спектакль о полетах на другие планеты.
…Откроем десятое издание классического труда Я.И. Перельмана49 «Межпланетные путешествия», и в разделе «Книги по реактивному летанию и воздухоплаванию», рядом с работой «Полет реактивных аппаратов в стратосфере» будущего Главного Конструктора
48– Циолковский К.Э. Только ли фантазия? Цитируется по книге «Впереди своего века». М: Машиностроение, 1970, с.295.
49– ПерельманЯ.И. Межпланетныепутешествия. Л.-М: ОНТИ, 1935.
48
С.П. Королева находим ссылку – «…Дилин С.А. и Шифман М.Б. «Ра-
кета СС-I». Пьеса для детей на тему звездоплавания».
…Шел 1932 год. В нашей стране с размахом отмечали 75-летие Константина Эдуардовича Циолковского, и в рамках юбилейных торжеств в Ленинграде состоялась премьера кукольного представления «Ракета СС-I». В форме, доступной маленькому зрителю, авторы попытались рассказать о ракетах, космических перелетах, межпланетных сообщениях, и, надо сказать, им это вполне удалось. В долгой истории древнейшего театрального искусства это был первый научно-фантастический спектакль, по существу, вообще самое первое обращение кукольного театра к научно-технической тематике.
Первоначально премьера спектакля намечалась на торжественный вечер в ТЮЗе, посвященный 75-летию Циолковского50, но юбилейное мероприятие по неизвестным сегодня причинам было отменено, и первое представление состоялось, так сказать, обычным путем 31 декабря 1932 года (режиссер спектакля – М. Дрозжин, ху- дожник-скульптор – И. Павлович, композитор – А. Григорович51).
На обложке пьесы рукой одного из драматургов написано «Циолковскому посвящается…», и авторы постарались донести идеи пионера космонавтики до маленьких зрителей, не потеряв главного при неизбежном упрощении.
Надо сказать, что основной сюжетный ход спектакля был весьма популярен в советской литературе и искусстве того времени. Действие разворачивалось в некой капиталистической стране. Изобретатель – чудаковатый профессор Гаррат – создал «гарратолин», новое топливо, которое дает возможность запустить на Луну большую ракету. Снаряжается научная экспедиция, но проклятые империалисты спят и видят, как использовать эту ракету в качестве оружия. Изображая искренний интерес и готовность помочь изобретателю, они всего лишь выжидают момент, чтобы захватить готовую технику и использовать ее в своих гнусных целях. Но не тут-то было. Профессор вовремя разгадывает эти коварные планы, вместе со своими друзьями забирается в пилотскую кабину, стартует и по-
50– НовыепостановкиТЮЗа. // «Смена», 18 октября1932 года.
51– Книга учета спектаклей кукольных театров ТЮЗа за 1931 – 1932, 1932 – 1933, 1933 – 1934 годы. // ЛГАЛИ, ф.334, оп. 1-2, ед.хр. 44, лист32.
49
сле космического перелета приземляется. Конечно, в Советском Союзе52.
Сегодня можно долго иронизировать – мол, рассказывайте байки, как в советской стране ученые трудились исключительно во имя мира, а вот там, у этих… но вот делать этого, наверное не стоит. Тем более, что маленькие зрители спектакля, школьники тридцатых, такие социальные установки принимали и понимали (достаточно ознакомиться с результатами опросов, проведенных педагогами ТЮЗа в 1933 году53). Куда интереснее поговорить о том, как же средствами кукольного театра подавался научный материал (кстати, даже сегодня непростой для восприятия).
Материал этот был вплетен в ткань спектакля как в форме прямого рассказа – профессор читал лекцию, сопровождая ее демонстрацией диапозитивов, так и активным действием – перед зрителем проходили все этапы космического полета, пассажиры ракеты испытывали перегрузки при взлете, а затем парили в невесомости, наблюдая через иллюминаторы Луну и Землю.
В лекции (а зрители слушали ее вместе с вояками из тамошнего ВПК, переодетыми в ученые мантии) профессор говорил о реактивном движении, о необходимости использования мощного (как сего-
52– Дилин С., Шифман М. Ракета СС-I. Пьеса. // Архив Санкт-Петербургского театрамарионетоким. Е. Деммени, дело№43.
53– Равич В. Как воспринята школьниками «Ракета-СС-I». // В сб. «Кукольные театрыЛенТЮЗа». Л: ОГИЗ, 1934. С. 49 – 59.
50
дня принято выражаться, высокоэнергетичного) топлива, о ракетах для полета к иным мирам. Повернувшись к зрителям и обращаясь непосредственно к ним, профессор сообщал, что Циолковский –
«ученый Советской Страны / первый открыл это средство до-
браться до Луны»; в этот момент на экране появлялся гигантский портрет ученого.
Пьеса написана стихами – с одной стороны, это помогало восприятию, но, с другой, таило в себе некоторую опасность (всем хорошо известная попытка стихотворно доказать теорему Пифагора завершилась предложением «снять и показать»…). Но в данном случае авторы удачно обошли все подводные камни, и даже объяснение физики ракетного полета звучало в устах профессора как вполне удачно зарифмованное изложение одного из способов вывода формулы тяги54:
«…газ в тесной ракете сильно сжат, Он давит на стенки ее – вправо, влево, вперед, назад. Рассудим логично и здраво:
Давление налево – уравновешивается давлением направо. Давление же вперед больше чем давление назад, И вот результат – Газ толкает ракету вперед,
В стремительный, все нарастающий полет!..»
По отзывам зрителей того времени, сцены космического полета в спектакле выглядели особенно эффектно. Профессор и его спутники (а постановка была решена в куклах-марионетках), попав в невесомость, плавали, как и положено, по каюте вперемешку с различными предметами. При этом профессор, повиснув вниз головой, продолжал невозмутимо давать пояснения:
«…Нет здесь друзья, никаких чудес!
Все предметы в ракете потеряли свой вес! Хватайтесь-ка за эти рукоятки И спускайтесь по ним вниз… <ребятки!>»
Впрочем, особо удивляться познаниям авторов в ракетном деле не стоит – научным консультантом спектакля выступил Николай Алексеевич Рынин, профессор Института инженеров путей сообщений, автор всемирно знаменитой энциклопедии «Межпланетные сообщения», увидевшей свет в конце двадцатых годов. Ко времени
54 – ФеодосьевВ. Основытехникиракетногополета. М: Наука, 1981, с. 22 – 23.
51
выхода спектакля относятся появление в личной библиотеке главного режиссера театра Евгения Деммени нескольких томов энциклопедии с автографами автора.
В прессе тридцатых годов отмечалось и мастерство актеровкукловодов, и интересное раскрытие необычной темы55. Можно сказать, что успех спектакля дал своеобразный толчок дальнейшему развитию научно-технического жанра в кукольном театре. В марте 1934 года в ГЦТК у С. Образцова состоялась премьера спектакля
«Братья Монгольфье», «…о великом изобретении XVIII века – полете братьев Монгольфье на воздушном шаре, о том, с каким недружелюбием было оно принято церковью и властями, и о той бескорыстной честности ученых, которая, пережив века, продолжает делать свое доброе дело»56.
Спектакль «Ракета СС-I» имел стабильный успех у зрителей, неизменно включался в программу гастролей и сошел со сцены только перед самой Великой Отечественной войной.
Любопытная деталь – когда в 1949 году театр попытался восстановить спектакль, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (!) разрешения не дало, мотивируя это «отдельными недостатками идейно-политического порядка». Но, скорее всего, дело было не в этом, точнее, не только в этом. Именно в те годы ракетно-космическая отрасль СССР уже вовсю набирала силу, и лишний раз упоминать о таких совершенно секретных вещах цензура посчитала нежелательным. Поэтому пути театра и ракетной техники на некоторое время разошлись.
Разошлись до 1962 года – к тому времени Гагарин уже побывал в космосе, космонавтика, так сказать, «вошла в моду», и в финале спектакля «Сказка одной ночи» герои отправлялись в полет на космической ракете, стартуя… с обложки популярной детской книги П. Клушанцева «К другим планетам». И это заставляет нас предположить, что следующий ракетный полет на сцене СанктПетербургского театра марионеток имени Евгения Деммени состоится, скорее всего, когда театр разменяет свой новый век, а нога землянина уже коснется поверхности Марса.
55– См., например, Ромм С. Деревянный юбиляр.// «Смена», 21 декабря 1933 г.; Новый сезон в кукольных театрах.// «Смена», 6 сентября 1934 г.; Мар Е. Гулливер и куклы. // «ВечерняяМосква», 7 декабря1936 г.
56– Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. М: Наука, 1971. С. 54.
52
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ КОСМОНАВТИКИ И РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ.