"Вышиванка" Хоттабыча.
Множественность Хоттабычей проще всего пояснить с помощью иллюстраций.
Нет, я не о том, что джиннов рисовали очень разными.
Как раз наоборот — Хоттабыча все художники рисуют примерно одинаково. Объясняется это просто — в книге автор довольно детально описал его внешний облик.
"Хоттабыч был великолепен в новой пиджачной паре из белого полотна, украинской вышитой сорочке и твёрдой соломенной шляпе канотье. Единственной деталью его туалета, которую он ни за что не согласился сменить, были туфли. Ссылаясь на мозоли трёхтысячелетней давности, он остался в вычурных, богато расшитых золотом и серебром туфлях, которые в своё время свели бы, наверное, с ума самого большого модника при дворе калифа Гаруна аль Рашида...".
Любовь джинна к "вышиванкам" вскоре забылась, а вот шляпа-канотье и восточные туфли с загнутыми носами без задников стали непременными атрибутами Хоттабыча, без которых его изображать запрещается.
Создателем же канонического визуального облика Хоттабыча считается знаменитый иллюстратор Константин Ротов, первым изобразивший джинна в журнальной публикации в "Пионере".
Он был первым, но не последним — во второй публикации, в "Пионерской правде", Хоттабыча рисовал другой хороший художник, Николай Радлов, уже знакомый нам по первопубликации "Волшебника Изумрудного города". Но газета, к сожалению, не дает художнику таких возможностей, как журнал, поэтому рисунки Радлова были крошечными и без деталей.
Вот, например, газетная иллюстрация Радлова к эпизоду в цирке.
А это, для сравнения, ротовский рисунок в журнал:
Поэтому первое книжное издание вышло с ротовскими иллюстрациями — по обычаям тех лет, заново перерисованными.
В целом же Хоттабыча иллюстрировали много раз, и классическими, кроме ротовских, считаются работы трех художников.
Первые послевоенные издания выходили с иллюстрациями тогда еще начинающего книжного художника Генриха Валька, которому до его классических работ вроде "Незнайки на Луне" было очень далеко. Тем не менее, "Хоттабыча", несмотря на недостаток опыта и образования (Вальк был самоучкой), он отрисовал довольно неплохо.
Через пару десятилетий книгу Лазаря Лагина стали издавать с иллюстрациями Германа Мазурина. Он сначала нарисовал два диафильма — "Старик Хоттабыч" и "Брат Хоттабыча Омар Юсуф".
И эти диафильмы оказались настолько удачными, что Германа Алексеевича позвали в книжку.
Ну а в последние годы советской власти книжку "Старик Хоттабыч" издавали в основном с рисунками Виталия Горяева
Мне они нравятся меньше других, но именно Хоттабыч кисти Горяева изображен на надгробном памятнике Лазаря Лагина.
Чтобы было проще сравнивать, я решил показать вам небольшую галерею иллюстраций на одну тему. Например, изображение полета Хоттабыча и Вольки на ковре-самолете.
Начнем сначала — Константин Ротов журнальный:
Константин Ротов книжный
Генрих Вальк
Герман Мазурин диафильмированный
Герман Мазурин книжный
Виталий Горяев
Я думаю, у вас уже наверняка возник вопрос — а откуда такое изобилие? Почему "Мэри Поппинс" центральные издательства всегда издавали с иллюстрациями Калиновского, с "Волшебником Изумрудного города" — обходились только иллюстрациями Владимирского, а к "Старику Хоттабычу" чуть не каждые 10 лет рисовали новую линейку иллюстраций, причем художники первого ряда?
А я скажу: "Во-о-от! В этом-то все и дело!".
А объясню все в следующей главе.