А Беляев На волнах звука


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > А. Беляев. На волнах звука. 1940
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А. Беляев. На волнах звука. 1940

Статья написана 21 марта 2024 г. 23:03

К 140-летию со дня рождения одного из основоположников советской фантастики Александра Романовича Беляева коллегой hlynin в газете «Ленинские искры» (Ленинград) №73(1516) (10.08.1940) с.8 найден микрорассказ из цикла "Необычайные приключения профессора Небывалова", ранее печатавшийся в газете "Юный пионер" (Киев) № 17(158), 4 марта 1940 г., с.4

На волнах звука

Я сидел в цирке. На арене играл музыкальный клоун. К метле, через надутый бычачий пузырь, привязана одна струна. Вот и весь инструмент. Артист играл на нем смычком, как на виолончели, старинный романс Алябьева "Соловей". Публика аплодировала. Это меня возмутило.

0x01 graphic

-- Напрасно аплодируют. Ничего особенного, -- сказал я соседу. -- Вы, конечно, слыхали о знаменитом скрипаче Паганини? Говорят, у него во время одного концерта порвались все струны скрипки, кроме баска. И он на одном баске окончил труднейшую вещь.

-- Но это был великий Паганини, -- возразил сосед.

-- Однако и Паганини не удалось бы исполнить даже "Чижика", если бы в его распоряжении был только звук одной тональности, как в фабричном гудке, -- наставительно заметил я. -- Вы смеетесь? А между тем, я берусь сыграть вам на одном звуке любую мелодию. Не верите? Идемте со мной, я докажу вам.

Мы вышли из цирка. Такси доставило нас на окраину города. В саду у одинокого домика стоял небольшой ангар. Я выкатил из него маленький самолет.

-- Вы никогда такой самолет не видели и не увидите. Он может подниматься и опускаться вертикально, стоять неподвижно в воздухе, летать быстрее звука, давать задний ход.

Через минуту мы летели выше туч с невероятной быстротой, и спустились на высокогорном плато у одинокого серого здания моей лаборатории. Я привел в действие аппарат, усиливающий направленный звук в миллионы раз.

Затем я поспешно вышел из лаборатории, сел в самолет и пригласил моего спутника.

Мы поднялись в воздух и полетели. Под нами лежали горы, покрытые льдом и снегом. Гудок звучал непрерывно, потом вдруг умолк.

-- Мы перестали слышать гудок потому, что летим сейчас со скоростью звуковой волны, -- объяснил я. -- Можете в этом убедиться.

Я затормозил. Необычайный самолет остановился неподвижно в воздухе, и мы вновь услышали ровный звук гудка.

-- А теперь можно начать и концерт, -- сказал я, и дал самолету задний ход. Теперь мы полетели навстречу звуковой волне со все усиливающейся скоростью, и звук начал повышаться, как у сирены, пока не поднялся до ноты фа. Я уменьшил скорость полета, и звук понизился на полтона. Двинул самолет в направлении звуковой волны и звук гудка понизился на тон.

0x01 graphic

Так, двигая с различной скоростью самолет то по звуковой волне, то против нее, я достигал повышения и понижения звука. И мне таки удалось сыграть "Соловья", хотя и с большими "подъездами", как говорят скрипачи, когда переходят от тона к тону, скользя пальцем по струне.

Моему спутнику без привычки нелегко было переносить ускорения и замедления скорости полета. Если бы не специальные амортизаторы, он не выдержал бы такой "музыки". Он говорил, что его положение хуже, чем у мухи, прикрепленной ножками к смычку виртуоза, и уже начал просить меня прекратить снования взад и вперед.

Я сжалился над ним и прекратил концерт.

***

ПОСЛЕСЛОВИЕ К РАССКАЗАМ А. БЕЛЯЕВА

Читатель, ты вероятно не. раз в летний день > ( стоял на берегу речки или пруда и, бросая в во- ? > ду камешки, с интересом наблюдал, как от ме- < ста падения камня возникает круговая волна, > как такие волны разбиваются о берег, отража- ?

/ ются от него обратно, встречаются друг с \ < другом-.

< Наверное ты испытывал большое удоволь- ? > ствие, видя, как спокойная гладь воды ожива- < г ет и волнуется от нескольких брошенных то- > А бой камешков. Но едва ли ты думал при этом, ? \> что такие вот безобидные волны помогли уче- < ? ным понять многие явления природы, изучить ) < их законы и применить в развитии техники, ? > что подобные волны возникают не только в \ ? воде, но и в воздухе, в твердых телах, и да- $ < же-, в безвоздушном пространстве. ?

5 Звуковые явления также об'ясняются рас- < ? пространением воздушных волн. Всякое зву- >'' чащее тело вызывает в воздухе волны, подоб- г > ные тем, которые возникают в воде, и эти < ? волны, попадая в наше ухо, вызывают через

него в мозгу ощущение звука. ?

В рассказах, которые печатается ниже, ■ писатель А. Р. Беляев в увлекательной форме / описывает некоторые явления из области аку- << стики, которые, хотя и не могли произойти в <у действительности, но очень интересны и помо- $ ? гут тебе при изучении физики.

Инженер М. А. ЕМЕЛЬЯНОВ

«Ленинские искры» (Ленинград) №73(1516) (10.08.1940) с.8



Тэги: Беляев

Файлы: li-1940-73-8 вар 2.docx (488 Кб)


83
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 марта 2024 г. 11:28
Укажи, что это ленинградская газета, а то «Ленинских искр» было много.
То же — и для другого рассказа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 марта 2024 г. 20:38
Скопировал из статьи: К 140-летию со дня рождения одного из основоположников советской фантастики Александра Романовича Беляева коллегой hlynin в газете «Ленинские искры» (Ленинград) №73(1516) (10.08.1940) с.8 найден микрорассказ из цикла «Необычайные приключения профессора Небывалова», ранее печатавшийся в газете «Юный пионер» (Киев) № 17 (158), 4 марта 1940 г., с.4


⇑ Наверх