А Беляев Иерихонские трубы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > А. Беляев. Иерихонские трубы. 1940
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А. Беляев. Иерихонские трубы. 1940

Статья написана 21 марта 2024 г. 22:54

К 140-летию со дня рождения одного из основоположников советской фантастики Александра Романовича Беляева коллегой hlynin в газете «Ленинские искры» (Ленинград) №77(1520) (24.08.1940) с.8 найден неизвестный ранее микрорассказ из цикла "Необычайные приключения профессора Небывалова".


А. Беляев

Иерихонские трубы

0x01 graphic

Над головой поднимался железобетонный параболический свод. Акустическая лаборатория помещалась ниже уровня почвы.

-- Вы полагаете, что находитесь в мирной мастерской науки? --спросил я моего соседа Клюева. -- Нет, вы изволите пребывать на батарее могущественного орудия. Никакого орудия, подъезжая к лаборатории, вы не видели. Из земли поднимается только бетонное сооружение, напоминающее спину гигантской черепахи. Возле него на легкой башенке находится вогнутое зеркало двухметрового диаметра и в центре его, на некотором расстоянии, -- рупор, обращенный отверстием к зеркалу. Вот и все. Удивлены? Слыхали ль вы об иерихонских трубах?

-- Слыхал такое выражение: "голос, как иерихонская труба", -- ответил Клюев.

-- Это уж производное. Есть библейская сказка о том, как евреи взяли сильно укрепленный город Иерихон. Они затрубили в трубы, закричали, и крепостные стены пали. Не правда ли, забавная научная фантастика?

-- Забавная, согласен, но не научная, -- возразил Клюев.

-- Эта сказка научна в такой же степени, как сказка о ковре-самолете, заключающая в себе зерно научной идеи о возможности полетов на аппаратах тяжелее воздуха, -- пояснил я и затем отодвинул стальную ставню. Через толстое кварцевое стекло круглого окна виднелось стадо коров, пасшихся вдалеке на лугу возле леса.

-- Мы находимся в звуковом изоляторе, -- сказал я, -- и, тем не менее, наденьте на голову, как и я, вот этот звуконепроницаемый скафандр.

0x01 graphic

Мы надели. Так как мы уже не могли слышать друг друга, я жестом указал Клюеву на стадо, приглашая смотреть, а сам отошел к аппаратам.

Мы почувствовали, как пол и тело начали вибрировать. В то же время все коровы на лугу упали, словно подкошенные. Вибрация усилилась, и, как от урагана, упали деревья...

Вибрация прекратилась. Мы сняли скафандры.

-- Коровы останутся живы, они только контужены, -- сказал я.--Неплохая пушка? Представьте себе армию, на которую направлено мое орудие. Оно скосит солдат лучше пулемета. Если "заряд" невелик, люди будут только оглушены и контужены, и их можно будет взять в плен. Но со слухом они расстанутся навсегда. При сильном же "заряде" все будут убиты. В мирное время моей пушкой можно будет разбивать градовые тучи.

-- Что же это за пушка? -- опросил Клюев.

-- Догадайтесь сами.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К РАССКАЗАМ А. БЕЛЯЕВА

Древне-русская знаменитая былина о Соловье-разбойнике, убивающем людей своим свистом, в сущности, не абсолютно далека от истины. Науке известно о существовании так . называемых "ультразвуков",. т. е. чрезвычайно коротких звуковых волн. Эти волны, не возбуждают звуковых ощущений в человеческом ухе, но вызывают другие явления, в частности, убивают если не тигра, то, во всяком случае, насекомых. лягушек, рыб.

В рассказе "Иерихонские трубы" автор также описывает разрушительное действие звука: "коровы упали словно подкошенные", "как от урагана упали деревья"... Но здесь разрушительное действие зависит не от высоты, а от силы звука. Звук является колебанием, г. е. движением воздуха, и если это колебание будет чрезвычайно велико, оно может быть подобно невиданному урагану.

Как же создать такое сильное колебание?

Придется представить себе сконцентрированные в фокусе особо вогнутого зеркала звуковые лучи от мощного источника звука или даже от нескольких источников. Тогда в этом фокусе возникнет разрушительный "звуковой ураган".

Если звуковой луч, наткнувшись на какую-нибудь отдаленную преграду, например, стену, отразится от нее и вернется к уху говорящего человека, то последний услышит вновь тот же звук в виде так называемого "эхо". Обычно в комнатах мы не слышим эха, т. к. звук в секунду проходит 340 метров, и отраженный звук вернется так быстро, что сольется с основным. В зале же со стенами и потолком, состоящими из расположенных под различными углами плоскостей и сферических поверхностей, звук, раньше чем достигнуть уха слушателя, должен будет многократно отразиться от этих плоскостей и усилиться в фокусах вогнутых поверхностей. Тогда, возможно, и получится то, что изобразил писатель в рассказе "Слыхали ль вы".

В рассказе "На волнах звука" автор использует так называемый в физике "принцип Допплера". Вы знаете, г,что музыкальные звуки существуют разной высоты -- до, ре, ми и т. д. Высота звука зависит от количества возникающих в одну секунду звуковых волн. Чем больше их, тем выше будет звук. Если вы начнете приближаться к источнику звука, издающему тон определенной высоты, количество волн, попадающих за секунду в ваше ухо. увеличится. А если будете удаляться, то уменьшится.

Следовательно. при приближении к источнику звука гон его вам будет казаться выше действительного, а при удалении от него -- наоборот. Поэтому, если двигаться с различной скоростью к источнику звука или от него, высота звука будет . для вас изменяться, и, пожалуй, так можно услышать какую-нибудь мелодию.

Все описанное в рассказах Беляева фантастично и еще неосуществимо. Но основано все это на законах физики. И, не правда ли, какими занимательными кажутся эти законы в таком освещении?..

Инженер М. А. Емельянов

"Ленинские искры", No 77(1520), (24.08.1940), с.8



Тэги: Беляев

Файлы: li-1940-77-8 вар 2.docx (484 Кб)


81
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх