II 4 Пишем рассказ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > II.4. Пишем рассказ – 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

II.4. Пишем рассказ – 3

Статья написана 3 июня 2010 г. 21:31
(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

II.4.1. ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

С момента публикации статьи II.2 я чувствую себя фокусником, который раскрывает публике секрет фокуса. Не все понимают, не все в него верят, считая меня шарлатаном, да и не многим интересно его знать. Однако отношусь к реакции людей до странности спокойно. Ведь главное, что фокус удается.

Едва я начал отвечать на вопросы прошлой статьи, мой мозг взорвался мыслями. Я спрашиваю себя: не производи я преобразований жизненной ситуации в ассоциативное ядро с помощью НАП, не сделай графа ассоциативного ядра, не задавай к нему вопросы, не редуцируй граф в причинно-следственную форму – смог бы я получить вспыхнувшие в голове довольно многообещающие результаты? Отвечаю однозначно: нет, нет, еще раз нет.

Уже по окончании статьи II.2 смотрел на сформулированное АЯ и по нему не мог определить, за что хвататься. Знаю: то же чувствовали и читатели моей колонки.

Ситуация не уникальна. В начале любого нетривиального дела пред человеком прорва возможностей. Всегда необходимы некие ограничения, чтобы отсечь большинство вариантов развития. Но важный вопрос в том, что это за ограничения и какова процедура отбора возможностей. Пытайся я развить ядро с помощью мозгового штурма, пошел бы по неэффективному пути (проверил ради интереса); воспользуйся я методом «снежинки», ядро б расползлось во все стороны и стало мусором. Потому что на главном – на факте подводного выброса нефти – в нынешней формулировке акцента нет вообще. А что уж говорить о реальной трагедии в Мексиканском заливе, в которой есть место и для экологического памфлета, и для политического детектива, и для технологического триллера, и для семейной драмы – для чего угодно.

Выбор огромен, определенности нет. Определенность требовалось создавать искусственно. Она была создана, и путем целенаправленных пошаговых модификаций получено то, что расписано в следующем разделе.

Мои долгожданные злобные критики ожидаемо смешивают (и новые по мере появления смешают еще много раз) две вещи: результат применения каждой техники в отдельности и ту цель, которой инструменты служат в совокупности. Критики хотели б видеть, как я каждым шагом приближаю писателя к богатой образности и глубоким смыслам. Я же поступаю в точности наоборот. Изложенные на сегодня методы направлены на то, чтоб максимально редуцировать, сжать смыслы, абстрагировать реальность.

Зачем? Все просто: чтобы подготовить разум. Тот полет мысли, который обычно считается творчеством, способен совершить лишь разум подготовленный. Подготовленный – значит, обладающий хорошо структурированной информацией в объеме, достаточном для выполнения определенной задачи.

Критики указывают, что мой собственный разум подготовлен не очень. Мои художественные тексты дают им повод утверждать, что мне категорически нельзя учить кого-либо писать.

Они не понимают главного: то еретическое учение, что разрабатываю я, не может создать автор состоявшийся. Иначе он бы его давно изложил. Поиски, подобные моим, возможны лишь на ранних этапах литературных экспериментов. Я не имею богатого писательского опыта, но в данном случае это не недостаток, а необходимое условие новаторства. Я не отягощен академическими взглядами на литературу, устоявшимся собственным стилем и затвердевшими ошибками и прихожу к писательскому ремеслу с позиций филологии, программирования, компьютерной лингвистики. Если мои взгляды останутся не поняты и мои собственные тексты благодаря им не улучшатся, то я окажусь единственной жертвой. К этому готов.

Вынося свои взгляды на публику, я руководствуюсь принципом: «Не навреди». Не наврежу. Сейчас я застрахован тем, что мои методы имеют высокие входные барьеры – возрастной, образовательный, интеллектуальный, но в первую очередь – психологический. Поначалу их преодолеть решаться только те, кто разглядит полезность техник. У таких людей они сработают.

Насколько хорошо сработают? Этот волнующий меня вопрос получил на днях неожиданное подкрепление.

Я подписан на рассылку небезызвестного американского автора фэнтези Дэвида Фарланда. Вы тоже можете подписаться на нее на официальном сайте Дэвида www.DavidFarland.net. Дэвид вот уже около 4-х лет почти ежедневно пишет примерно 3/4 странички текста, освещая разные вопросы писательского творчества, издательского бизнеса (еще один характерный пример завидной организации преподавания писательства в США. Назовите мне хоть одного российского автора, кто занимается подобным. Блоги наших писателей о чем угодно, но только не об их ремесле. Жаль). В последний день мая я получил очередное письмо, и кое-что в нем заставило всерьез задуматься.


цитата David Farland: Daily Kick – The Secret to «Giving Your Story Its Head». 31.05.2010

Sometimes with major characters, I find it helpful to “interview” a character. By this I mean, I sit down and visualize my character—the way he or she is pacing across the room, the tone of his or her voice, the character’s dress and mannerisms—then I fire questions at random and imagine my character’s responses. For example, in a recent novel I asked a character, “Why are you so attracted to women with dark eyes?” He explained, “When I was young, my brother found a fawn in the woods. Its mother had been killed, and it was starving, so we tried to nurse it back to health. I remember looking into its eyes and thinking, No woman has ever had eyes so beautiful. Even my wife’s eyes only come close.”


цитата Дэвид Фарланд: Ежедневный пинок – Секрет того, как дать истории «жить своим умом» . 31.05.2010

Иногда я нахожу полезным «брать интервью» у главных персонажей. Это значит, я сажусь и представляю персонажа пред внутренним взором: как он идет по комнате, тон его голоса, одежду и манеры, а затем начинаю забрасывать его случайными вопросами и воображаю ответы. Например, в недавней книге я спросил персонажа: «Почему тебя так притягивают женщины с темно-карими глазами?» Он объяснил: «Когда я был маленьким, мой брат нашел в лесу олененка. Его мать убили, он умирал от голода, и брат попытался выходить его. Я помню, как смотрел в его глаза и думал: ‘Ни у одной женщины нет таких прекрасных глаз. Даже у моей жены глаза всего лишь похожи’».

Прочтя это, я подумал: можно ли получить подобной силы комплексную ситуацию с помощью направленного ассоциативного поиска? Ведь это вызов. Конечно, отстроить обратную цепочку просто – мы все сильны «задним умом». А вот прийти к умирающему глазастому животному прямым движениям по ассоциациям – не знаю (хотя опять же: надо смотреть на контекст произведения; возможно, ничего сложного и не окажется). В любом случае, времени понадобится больше, чем тратит наше подсознание в пиковые моменты работы.

И тем не менее решусь утверждать, что в процессе рутинной работы над текстом автору требуется значительно больше ярких образов, чем может выдать бессознательное. Тогда-то и необходимо включать механизмы рассудочного контроля за процессом сочинительства. Указания на это встречал во многих источниках и охотно им верю. А вот конкретные приемы приходится создавать самому.

Ну, что ж, я – фокусник-разоблачитель. Желает публика узнать секреты? Ей, думаю, по большей части все равно. Мы все прекрасно понимаем, что фокусники-манипуляторы прячут шарики и карты в рукавах, но это не мешает поражаться мастерству исполнения уловок. Так и с книгами: зная, как они сделаны, ты не теряешь вкуса к ним. А может быть, приобретаешь. Вот только созерцание, и даже сопереживание, не ведет к умению. Фокусы не повторить простому зрителю. Тысячи увиденных картин не сделают из вас художника, тысячи прочтенных книг не превратят в писателя, десятки тысяч встреченных людей не делают вас мастером общения. Но несколько хороших алгоритмов, организующих ваш личный опыт, в состоянии настроить вас на эффективную работу.

Довольно лирики! Продолжим наш эксперимент.


II.4.2. ПИШЕМ РАССКАЗ – 3: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СТАТЬИ II.3

? Какова истинная причина аварийного выброса нефти?

Ход поиска ответа:

Это самый первый, основополагающий вопрос. Мы можем почерпнуть информацию для ответа на него только из графа исходной ситуации (см. часть 1 алгоритма в II.3). Точнее – из известных нам сведений об обозначенных на графе объектах реального мира. В поисках ответов на последующие вопросы мы, помимо графа и эрудиции, должны опираться на информацию из предыдущих ответов.

1. Смотрим на графе исходной ситуации, какие объекты являются причинами объекта «Аварийный выброс нефти», т.е. предшествуют ему по времени в иерархии. Таковых четыре: «Нефть», «Скважина», «Дно», «Океан». Объекты «Труба» и «Владельцы платформы» хоть и соединены с ним входящими ребрами, но являются его следствиями, более поздними по времени включениями в ситуацию, моделируемую графом.

2. Начинаем трактовать каждый из объектов-причин как центр ассоциативного поля. Иными словами, извлекаем из головы сведения о том, чем характеризуется каждый объект: мысленно исследуем его свойства и возможные влияния на локальное и глобальное окружение в условиях моделируемой ситуации, его составляющие части и их влияние на окружение. Можно бегло фиксировать эти сведения в письменной или графической форме.



Рекомендация 1: Ищите рядом
В исследовании объектов-причин необходимо двигаться по иерархии вверх. Т.е. в данном случае по цепочке: «Нефть – Глубоководная скважина – Дно – Океан». Чем дальше от исходного объекта, тем хуже решение. И напротив: чем сильнее ассоциативная связь между объектами, тем больше воздействие на читателя в случае, когда особенности одного объекта подаются как следствие другого.

3. «Примеряем» каждый из перебираемых объектов в качестве годной причины аварийного выброса нефти. Например:

  1. «Нефть»: резкий скачок давления в скважине и разрушение трубы, ведущей на платформу (реальная причина катастрофы на Deepwater Horizon),
  2. «Глубоководная скважина»: разрушение трубы на выходе из скважины вследствие износа;
  3. «Дно»: сейсмические подвижки и придонное разрушение трубы;
  4. «Океан»: перенапряжение и повреждение трубы под влиянием течений; столкновение с трубой крупных морских животных и повреждение трубы.

Эти причины шаблонны и не интересны. Какая бы из них ни была выбрана, ее следует модифицировать с помощью НАП. Вообще, НАП предназначен конкретного для того, чтобы начать с тривиального и последовательно перейти к достойному внимания.


Рекомендация 2: Выбирайте разветвленность ассоциативных связей
Как и в нашем примере, обычно в анализируемом ассоциативном поле легко подобрать несколько причин специфики целевого объекта (в данном случае аварийного выброса нефти).
Из всех вариантов следует выбирать тот, который обладает наибольшим числом ассоциативных связей в масштабах всего АЯ в целом.
Иными словами, вы лично должны осознавать, что сумеете использовать выбранный объект в разнообразных взаимодействиях с другими объектами исходного графа АЯ.

Так, среди перечисленных примеров самым подходящим по критерию разветвленности ассоциаций является «сейсмические подвижки». Он повлияет и на водную толщу (цунами), и на прибрежных жителей, и на богачей в плавучих домах и проч., проч.

Но лично мне он не нравится. И здесь я сделаю незапрещенный ход. Я выберу в качестве «причины» объекта «Аварийный выброс нефти» такой объект, о котором на данный момент не знаю, как он может обусловить аварию. Однако знаю о нем следующее:

  1. он найден в правильном месте (является частью объекта «Дно»),
  2. лично для меня он обладает обширными ассоциативными связями.

(Сейчас, читатель колонки, ты наблюдаешь вмешательство авторского фактора и гибкость предлагаемых техник, способных выдержать подобный произвол, подстроиться под уникальные решения.)

Выбранный объект – «Газогидраты». Его первичная декомпозиция дает следующее ассоциативное поле: «донное расположение», «топливо будущего», «ценный ресурс», «подводная добыча».

В последующие за этой находкой секунды в моем сознании построилась история.

Наверное, это можно было бы назвать озарением, потому что я пережил эмоциональный всплеск. Но категорически отказываюсь использовать термин. То не озарение. К тому моменту были известны все главные объекты и необходимые взаимосвязи, были сформулированы вопросы о недостающих связях – я знал, что искать. Подсознание было подготовлено.

Отмечу интересные детали, с какими уже сталкивался прежде: когда история приходила ко мне, перед глазами возникали части графа, и помню, в сознании всплыли слова: «Роботы – для богачей», и будто стрелка прочертилась от «Аварийного выброса нефти» до «Группы богатых людей».

Этими деталями хочу в который раз сказать, что, в принципе, мозгу все равно, с каким работать материалом. Будь то искренняя вера автора, что персонажи есть живые люди, либо объективный взгляд на них, как на вербальные конструкты, – процесс творчества как накопления и преобразования информации един. Использование формализмов нисколько не преуменьшает ценность авторского труда. Пора бы, наверно, уже прекратить убеждать в этом моих читателей. Точно пора. Вернусь к теме только при крайней необходимости.

Сейчас я изложу историю в той форме, какой ее знаю на данный момент. В ней есть самое главное: завязка и развязка. Обе определены для базового уровня, что есть просто идеальный вариант! Хуже, когда известны развязки только нижних иерархических уровней. Мы наблюдали подобное совсем недавно в финале сериала Lost. Образцовым примером того, как должны работать развязки на всех уровнях, является «Властелин колец». Но уже забегаю вперед...

История, как она будет изложена, содержит в себе ответы на некоторые из вопросов, относящихся к нижележащим иерархическим уровням. Стану ссылаться на нее, отвечая на вопросы.

Ответы, которые будут получены в ходе последующей обработки вопросов, не скажутся сейчас на ее виде. Т.е. оставлю изложение в исходной форме. Таким образом, вы можете проследить влияние последующих решений на начальные представления. Исходная история такова.



************************************

На океаническом шельфе производится добыча нефти с платформ. В этом же районе производится не афишируемая, тайная добыча донных газогидратов с помощью автономных высокоинтеллектуальных роботов. Добычу гидратов ведут некоторые из людей, проживающих в плавучих домах прямо над районом добычи. Плавучие дома составляют большое поселение, которое организовано для маскировки, содержит технические помещения и обеспечивает хорошую связь с донной техникой. Все жители поселения богаты, и большинство ничего не знает о добыче гидратов.

Однажды работающий на дне робот врезается в выходящую из нефтяной скважины трубу, ломает ее и ломается сам, оставаясь на месте. [Именно в этот момент я сказал себе: «Роботы – для богачей» и увидел ползущую стрелку.] Происходит экологическая катастрофа, вовлекаются владельцы скважины и местные жители.

Тем временем богачи решают воспользоваться ситуацией и с помощью других роботов они вставляют в скважину с вырывающейся нефтью трубу, через которую начинают откачивать часть нефти.

Владельцы скважины спускают аппараты для ее обследования лишь через некоторое время после аварии. К этому моменту богачи не успевают убрать сломанного робота, ставшего ее причиной. Фото и видеосъемка дна вокруг скважины запечатлевает робота, что заставляет владельцев скважины провести закрытое расследование, в результате которого у них появляются подозрения насчет богачей. Откачивающая труба на данный момент еще не обнаружена.

Параллельно проводятся попытки закрыть скважину колоколами. Только в ходе них выясняется наличие трубы.

Дальнейшее развитие событий не определено. Развязка истории: в скважину с хлещущей нефтью через установленную богачами трубу закачивается добытый из донных гидратов газ, из которого в стволе скважины снова образуются гидраты и закупоривают ее. [Интересно, это решение кем-то предлагалось?]


************************************

Вы вправе резонно спросить у меня: «Так что же, иерархия вопросов – вещь ненужная?»

Она необходима. Сейчас ситуация сложилась так удачно, что ответ на базовый вопрос позволил установить важнейшие неопределенные прежде связи. Так бывает не всегда. Вполне возможно, что организующее начало возникает лишь на самом нижем иерархическом уровне и обратным путем увязывает все в историю. А до того приходится накапливать решения, руководствуясь только логикой частных взаимодействий. Когда как – не угадаешь.

Но иерархия вопросов нужна даже сейчас. Она определяет частности, которые история в нынешнем виде упускает и поэтому, кстати, не содержит середины – недостаточно данных. Повторю, что править историю выше на основании полученных далее ответов я не буду.

II. Группа богатых людей

? Кто эти люди? – См. выше историю. Дополнение: в плавучем поселке проживает обслуживающий персонал, одна часть которого непосредственно занята в добыче гидратов и при этом также занимается техническим обслуживанием поселка, а другая не осведомлена ни о чем и обслуживает жителей.

? Какую цель преследуют, воруя нефть? – Пользуются ситуацией. Хотят подзаработать. Хотят поквитаться с владельцами платформы за прошлые обиды [проработать при необходимости; см. также ответ на след. вопрос].

? В каких отношениях состояли с владельцами платформы и скважины до аварии? – Дома в поселке и нефтяная платформа построены по одной и той же технологии гашения колебаний океанических волн. Организаторы поселка (они же организаторы добычи гидратов) проектировали элементы нефтяной платформы и на этой почве знакомы с ее владельцами.

? Почему выбрали жизнь в плавучих домах? – О тех, кто занимаются добычей гидратов, см. выше историю. Мотивы тех, кто не осведомлен о целях поселка, таковы: престижность, жизнь среди равных и бегство от мира.

? Чего ожидают от владельцев скважины теперь? – С момента аварии – скрыть ее причины и урвать нефть. С момента, когда близки к разоблачению владельцами скважины, ищут способы договориться по-хорошему. Далее – варианты концовки рассказа. Если договориться удастся, то ожидают совместного устранения аварии и совместной добычи гидратов в компенсацию ущерба за нефть. Если договориться не удастся, собираются отомстить, самостоятельно заткнув скважину (ни себе – ни людям), и «смотать удочки», уплыв под чужую юрисдикцию, даже против воли некоторых поселенцев. (Таким образом, к вопросу в объекте «Плавучие дома» на графе: дома – не стационарные, дрейфующие.) Предпочитаю второй вариант.

? Каким образом отслеживают действия владельцев скважины? – Основную опасность для организаторов кражи нефти представляет обнаружение следующих вещей: вертикального отрезка трубы, ведущей к нефтеналивным судам, специфики самих судов, портовой разгрузки нефти. Организаторы кражи оберегают их от раскрытия в первую очередь. В остальном стараются просто не проговориться и вести себя естественно.

? Как давно присутствуют в районе загрязнения? – Достаточно давно для того, чтобы, во-первых, отладить технологию скрытной добычи гидратов и, во-вторых, полностью распродать дорогие дома в поселении. Итого, срок не менее года.

? Как относятся к загрязнению, как воспринимают его? – Организаторы добычи гидратов про себя приветствуют, но внешне возмущаются. Часть жителей поселка требует вывести поселок из зоны загрязнения в близлежащие чистые воды. Другая часть против перемещения и соглашается терпеть загрязнение по той причине, что им требуется находиться вблизи определенного участка суши, где находится их работа. Таким образом, в поселении возникают внутренние противоречия.

? Как взаимодействовали с теми, кто прокладывал трубу: где искали исполнителей? как платили? что сделали с ними после? – Внимание! Возможный важный сюжетный ход: для того чтобы проложить трубу, хозяева поселения увольняют полностью или частично тот обслуживающий персонал, который не знает о добыче гидратов, и нанимают новых, проверенных людей. Эти люди прокладывают трубу, позже имитируют мониторинг акватории и ее очистку (см. также ответ на последний вопрос к объекту «Группа богатых людей»). Данная активность подается под видом реорганизации поселка, вызванной утечкой нефти и нефтяным пятном вокруг.

? Как и с какими целями взаимодействуют с прибрежными жителями? – Долгое время провоцируют пикеты и митинги, экологические акции, стараются с помощью местных жителей максимального затруднить работу владельцев скважины и оттянуть их конструктивные действия по решению проблемы.

? Какое влияние борьба местных жителей с загрязнением оказывает на действия богачей? – Прибрежные жители в общем мешают, потому что вынуждают отвлекаться на имитацию экологических действий. В основном команда, ворующая нефть, старается избегать контакта с населением.

III. Труба

? Когда проложена: до аварийного выброса или после? – См. выше историю.

? Какое отношение труба имеет к началу аварийного выброса? – См. выше историю.

? Из какого материала изготовлена труба и как это влияет на ее маскировочные свойства? – Труба из отвердевающих материалов: гибкая в начале, но становящаяся жесткой под действием водной среды. Это позволяет уложить ее на дно в точности в соответствии с рельефом.

? Где и как труба выходит на поверхность? Это поверхность суши или океана? – Поверхность океана, достаточно далеко и от берега, и от скважины. Труба выходит в районе, куда течением сносит нефтяные выбросы. К трубе подсоединяются нефтеналивные суда, принадлежащие хозяевам поселка. Суда имитируют процесс очистки акватории либо маскируются под исследовательские. При опасности обнаружения труба отцепляется от корабля, ее вертикальный отрезок отсоединяется от идущего по дну и затапливается. После исчезновения опасности поднимается роботами, а соединения восстанавливаются.

? Как труба замаскирована? – Труба укладывается в желоб, вырытый в мягкой поверхности дна, затем засыпается.

? Каким образом труба соединена со скважиной? – Подведена через специально пробуренный наклонный отводной канал длиной в несколько метров. Отверстие канала находится на стенке скважины в нескольких метрах от поверхности дна.

? Каким образом проложена: кто прокладывал? с помощью каких технических средств? – Труба подавалась с корабля (разматывалась). Корабль обслуживали люди из вновь нанятого персонала поселения. Укладка на дне велась теми же роботами, что добывают гидраты.

? Кем и как используется откачиваемая по трубе нефть? Какие выгоды получают участники процесса? – Нефть продается ни о чем не подозревающим третьим лицам по рыночным ценам. Организаторы кражи получают «живые» деньги.

? Кто обслуживает получение нефти из трубы на поверхности? – Вновь нанятый персонал.

VI. Прибрежные жители

? Какие цели преследуют прибрежные жители? – Очистить среду своего обитания. Получить компенсацию от владельцев скважины. В конце – изгнать из прибрежных вод и богачей, и владельцев платформы.

? Чего хотят достичь в ходе очистки района загрязнения? Что хотят получить от владельцев платформы? Чего хотят добиться от богатых людей? – Владельцев платформы всегда воспринимают, как виновников трагедии. Подают на них в суд, желают получить компенсацию, устраивают массовые мероприятия против их действий. Богачей поначалу воспринимают, как таких же пострадавших. Ценят их видимое участие в очистке акватории, ждут финансовой помощи на проведение очистки и акций протеста и сполна получают финансирование последних (см. вопрос о целях взаимодействия с местными жителями в «II. Группа богатых людей»). В конце оборачиваются против них так же, как против владельцев платформы.

VII. Владельцы платформы

? Что заставляет начать подозревать богатых людей, живущих в плавучих домах, в причастности к несанкционированной откачке нефти? – См. выше историю. Дополнение: единовременная смена большого количества обслуживающего персонала в поселке, необычно активное перемещение нового персонала между берегом и поселком. Все это вспоминается постфактум, после обнаружения сломанного робота. Кроме того, обнаруживается, что богачи подпитывают негативные настроения прибрежных жителей. Подозрения также вызывает нахождение некоторых кораблей в точно одном и том же месте и частая их смена.

? Каким образом взаимодействуют с богатыми людьми? – Телефонные и видеопереговоры, личные визиты представителей, дистанционное наблюдение за поселком, слежка за его отдельными жителями.

? Какую цель преследуют, желая отыскать владельцев трубы, через которую воруется нефть? Что собираются сделать с ними? – Позиция непримиримая: найти, получить компенсацию и наказать. Но методы поиска осторожные.

? Какие меры предпринимают для выяснения пути прокладки трубы по дну и места выхода трубы на поверхность? – Гидроакустическая разведка, видеосъемка дна. Аппаратуры для расчистки маскировки трубы у владельцев платформы нет.

? Какие технические решения используют для перекрывания скважины, с учетом подключения к ней чужой трубы? – Подводные колокола. См. выше историю.

? Как и с какими целями взаимодействуют с прибрежными жителями? – Цели развиваются: сначала – привлечь на свою сторону, затем – усмирить гнев в свой адрес, в конце – обратить гнев населения против богачей.

? Какое влияние борьба местных жителей с загрязнением оказывает на действия владельцев платформы? – Всегда мешает. Взаимопонимание никогда не устанавливается, несмотря на попытки.

? Кое влияние борьба владельцев скважины с загрязнением оказывает на попытки перекрыть скважину? – Отбирает финансовые ресурсы, направляемые на компенсации местным жителям и финансирование очистных работ, отвлекает людские ресурсы.

Приведенные ответы внесены в граф в приложенном файле «II.4._AK_With_Answered_Questions._v.1.0.txt». Файл в формате Windows-программы Explain.

Итак, по итогам ответов на вопросы мы получили более чем достаточно сведений для построения энтропийного перехода. Следующая статья будет посвящена его формированию и будет состоять из теоретической и практической частей. После нее нам останется разработать персонажей под специфику и ассоциативного пространства произведения, и энтропийного перехода и на последней стадии перед созданием текста своеобразно связать все воедино.



Написано 2-4 июня 2010 г. (даты по часовому поясу GMT+8).
Отредактировано 7 июня 2010 г.
Продолжение – в статье «II.5. Создание энтропийного перехода, или Пишем рассказ – 4».





189
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 июня 2010 г. 08:58
Когда ожидать выхода текстогенератора с настройкой драйва ползунками, и кнопкой «сделать мне зашибись рассказ»?

Читаю записки с большим интересом. Но мне кажется, что подобный разбор — полезнее для современных комп. игр. Всё больше используется концепция «песочница», а она, без генератора контента — быстро наскучивает.

Хотя в целом — разбор всё больше напоминает не дизассемблер, а разборку часов до винтика, и последующий распил шестерёнок и корпуса.

И да. Алгоритмизация отличная. Одно НО. это ВАША алгоритмизация.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2010 г. 06:17

цитата Цефтриаксон

Когда ожидать выхода текстогенератора с настройкой драйва ползунками, и кнопкой «сделать мне зашибись рассказ»?

В каждой шутке есть доля шутки. Сроки выхода генератора неопределенные. :-)

цитата Цефтриаксон

Но мне кажется, что подобный разбор — полезнее для современных комп. игр.

Шире: для сценарной работы. В комментариях к комментариям к прежним статьям я неоднократно указывал на специфику работы сценаристов. На них висят большие риски, чем на писателях, работа, как правило, коллективная либо требующая согласования массы параметров со специалистами других профессий, вовлеченных в процесс создания продукта. Поэтому их творчество изначально более «технологизировано». Возможно, именно они первыми обратят внимание на мои наработки.

И все-таки я глубоко уверен, что они нужны и писателям тоже. Конечно, я сужу по себе, потому что мои поиски есть попытки решения моих собственных творческих задач. Но рано или поздно, когда психологическая инерция других людей будет преодолена, неожиданно для них окажется, что я предлагаю вещи очень работоспособные. Нескромно, но утверждаю уверенно.

цитата Цефтриаксон

Хотя в целом — разбор всё больше напоминает не дизассемблер, а разборку часов до винтика, и последующий распил шестерёнок и корпуса.

Верну акценты на правильные позиции. Это не дизассемблер, это именно генератор. Разница кардинальная. Мои инструменты направлены на созидание, а не на разбор созданного другими (как большинство учебников литературного мастерства).

И тогда вторая часть вашего замечания теряет смысл. Да, я прописываю работу с деталями («шестеренками и корпусом»), но не разрушая их, а создавая. И поскольку описываю процесс разработки текста «с чистого листа», то вполне естественно, что начинаю с самых нижних уровней — с «шестеренок». А как иначе? Ваш комментарий можно трактовать так, будто до мелочей опускаться не нужно, а необходимо мыслить и работать сразу крупными блоками (т.е. сразу «готовыми часами»; правда, непонятно откуда взявшимися). С такой трактовкой согласиться не могу.

цитата Цефтриаксон

Одно НО. это ВАША алгоритмизация.

Любая разработка поначалу является авторской. Вопрос в том, насколько она соответствует специфике задачи. Подчеркиваю: именно специфике задачи, а не общепринятому способу ее решения в данный период. Если моя соответствует, то рано или поздно обязательно найдутся люди, кто начнет использовать и развивать предложенную технологию.


Ссылка на сообщение4 июня 2010 г. 09:33
Я понимаю только лирическую часть, поэтому на нее и пишу ответ :-)

цитата А.Б.

Тот полет мысли, который обычно считается творчеством, способен совершить лишь разум подготовленный. Подготовленный — значит, обладающий хорошо структурированной информацией в объеме, достаточном для выполнения определенной задачи.


Когда я это прочитала, сразу вспомнила... догадайтесь кого? Одина, Отца Колдовства, чье имя трактуется как Вдохновленный Разум. Причем вся сущность, сила и роль Одина во вселенной в целом тоже, как ни странным это может показаться, достаточно жестко структурирована. Его главное богатство, руны — система понятий, которые в своей строгой взаимосвязи описывают вселенную, все существующие в ней энергии и связи.

цитата А.Б.

Мои художественные тексты дают им повод утверждать, что мне категорически нельзя учить кого-либо писать.


Это точно ерунда: далеко не все гениальные тренеры были в молодости чемпионами мира. Чтобы понимать, как это работает, не обязательно быть в состоянии все это сделать самому. Уметь понять и объяснить иногда важнее.

цитата А.Б.

Они не понимают главного: то еретическое учение, что разрабатываю я, не может создать автор состоявшийся. Иначе он бы его давно изложил.


Возможно, не стал бы, потому что у него нет такой потребности. У него все работает, и ситуация его устраивает, так зачем напрягаться? Лучше он еще один роман напишет, чем тратить время на какие-то методики, которые лично ему не нужны.

цитата А.Б.

Блоги наших писателей о чем угодно, но только не об их ремесле. Жаль).


Творчество в немалой степени воспринимается как процесс глубоко интимный, поэтому расписывать, как он протекает, без большой нужды как-то кажется ни к чему.

цитата А.Б.

Прочтя это, я подумал: можно ли получить подобной силы комплексную ситуацию с помощью направленного ассоциативного поиска?


Не очень понимаю, что такое направленный ассоциативный поиск, но я тоже могу задать любому из своих героев любой вопрос, и он ответит. Автор же вообще знает о своих героях гораздо больше, чем входит в текст.

цитата А.Б.

И тем не менее решусь утверждать, что в процессе рутинной работы над текстом автору требуется значительно больше ярких образов, чем может выдать бессознательное. Тогда-то и необходимо включать механизмы рассудочного контроля за процессом сочинительства.


Думаю, на одном бессознательном далеко не уедешь. Я ведь не говорила, будто вообще не понимаю, что делаю. :-) Процесс сознательной обработки материала, приходящего из бессознательного (и из источников заодно) начинается одновременно с его поступлением. Чем-то похоже на обработку руды — мало выкопать кучу образов, их еще надо подать наилучшим образом, и это в основном делается сознательно. Это все очень сложный многоплановый процесс, но поскольку лично у меня он начал формироваться в возрасте 14 лет и формируется уже (ой, кошмар!) в течение 26 лет, то мне и правда почти невозможно разобрать его на составные части. В этом вы тоже правы — человеку с подходящим образом мысли и не отягощенному привычкой, разобраться в процессе гораздо легче.[/q]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2010 г. 06:40
Всегда очень рад вашим комментариям, Елизавета! Они вносят что-то очень живое в малоэмоциональный стиль моих записей. Прокомментирую некоторые из ваших высказываний. С остальными, считайте, согласен.

цитата Завета

Возможно, не стал бы, потому что у него нет такой потребности. У него все работает, и ситуация его устраивает, так зачем напрягаться? Лучше он еще один роман напишет, чем тратить время на какие-то методики, которые лично ему не нужны.

Буду судить по себе: поскольку я глубоко переживаю ощущение полезности своих разработок, то для меня становится критически важным донести их до других. Мне трудно представить себе писателя, кто додумался до подобного, но «прикарманил» идеи, чтобы получить какие-то преимущества в виде более качественного продукта. Маловероятно. По-моему, если художник хорошо осознает процесс работы, то он стремится поделиться им с неофитами. Олди — яркий пример. Из их образовательной деятельности можно, кстати, сделать вывод, что авторы, скорее всего, поясняют другим механизмы творчества точно в тех же терминах, в которых думают сами. Поскольку походы, подобные моим, никто не озвучивает, значит, никто их не выработал.

цитата Завета

Творчество в немалой степени воспринимается как процесс глубоко интимный, поэтому расписывать, как он протекает, без большой нужды как-то кажется ни к чему.

Вы очень точно ответили на вопрос! Но, по-моему, в вашем ответе скрывается больше, чем вы сами заметили. Для наших авторов литературная работа — самостоятельная ценность. Написал, издал — получил гонорар и отзывы читателей, взялся на новую вещь. В этом нет ничего плохого, но в этом отсутствует многое из того, что есть «там». «Их» авторы воспринимают свой труд, как часть большого, сложного общественного процесса. В него вовлечены не только писатели, издатели, читатели, но и другие писатели, шоу-бизнес, tie-in merchandize (сопутствующие товары на основе книжных историй), читательские объединения и др. Интимность процесса во многом теряется, зато у автора появляется больше возможностей для самореализации.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2010 г. 07:52

цитата А.Б.

По-моему, если художник хорошо осознает процесс работы, то он стремится поделиться им с неофитами. Олди — яркий пример.


Я думаю, тут все зависит от личности этого художника — у некоторых есть некая педагогическая жилка, у некоторых нет. Такой художник живет «вдвоем» со своим творчеством, остальные по большому счету для него не существуют. Логика примерно такая: я научилась писать сама, мне вообще никто не помогал, я сама искала дорогу «пробираясь, как в туман, от пролога к эпилогу». Если в вас (потенциальный ученик) заложен писатель — вы тоже найдете свою дорогу. А если нет — графоманов и так слишком много. Если меня спрашивают, как надо писать, я отвечаю, скрывать тут на самом деле нечего. Но в глубине души живет убеждение, что учиться и искать ответы надо самому. Ведь талант у всех разный, и способ выражения должен быть подобран исключительно индивидуально. Если человека, «переживающего» роман, начать учить его придумывать и планировать, он будет загублен.

цитата А.Б.

Для наших авторов литературная работа — самостоятельная ценность. Написал, издал — получил гонорар и отзывы читателей, взялся на новую вещь.


Даже еще короче: для меня книга утрачивает актуальность в тот момент, когда я исправляю последний повтор и внутренне чувствую, что она закончена, что лучше ее сделать уже нельзя. Издание, отзывы, гонорары — это уже надстройка, которая по большому счету близко к сердцу не принимается. Важен процесс общения между мной и текстом. Как общественный процесс я это воспринимаю так же мало, как, не знаю, нормальная женщина процесс рождения своего ребенка. Да, он вырастет человеком и гражданином, станет врачом и кем-то еще, но для нее сейчас имеет значение только ее личное участие в процессе его появления на свет... Не знаю, что в данном случае «правильнее». В конце концов, и у книги есть производитель и есть потребитель — мы же не считаем общественным процессом шитье ботинок... Хотя, разумеется, было бы великолепно, если бы общество побольше интересовалось литературой.


Ссылка на сообщение6 июня 2010 г. 13:49

цитата А.Б.

Выбранный объект — «газогидраты». Его первичная декомпозиция дает следующее ассоциативное поле: «донное расположение», «топливо будущего», «ценный ресурс», «подводная добыча».

В последующие за этой находкой секунды в моем сознании построилась история.

Ну вот и пришли все к тому же. :-))) То есть таки приходит внезапное озарение или называйте его как хотите. Да, оно не приходит само, но и не исходит целиком исключительно из логических заключений.

цитата А.Б.

Тем временем богачи решают воспользоваться ситуацией и с помощью других роботов они вставляют в скважину с вырывающейся нефтью трубу, через которую начинают откачивать часть нефти.

Кстати, обратите внимание, что когда сюжет в общем сложился, этот момент из него можно изъять. (я бы убрал) Хотя он вроде бы был нужен для создания самого сюжета.

Ну что же, сюжет есть. Персонажей, думаю, вполне можно будет смоделировать под требуемые задачи. Но как вы решите вопрос атмосферы и общего настроения?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июня 2010 г. 01:43

цитата Hermit

Ну вот и пришли все к тому же. То есть таки приходит внезапное озарение или называйте его как хотите. Да, оно не приходит само, но и не исходит целиком исключительно из логических заключений.

цитата А.Б. в данной статье

Наверное, это можно было бы назвать озарением, потому что я пережил эмоциональный всплеск. Но категорически отказываюсь использовать термин. То не озарение. К тому моменту были известны все главные объекты и необходимые взаимосвязи, были сформулированы вопросы о недостающих связях — я знал, что искать. Подсознание было подготовлено.

Я никогда не утверждал необходимости исключительно логических заключений. Вся моя колонка строится вокруг одного: последовательность движения к цели. Я против случайных идей, и не только в писательстве. Общаясь с коллегами по некоторым вопросам, регулярно произношу: первую пришедшую в голову идею — забыть! Потому я испытываю глубокое внутреннее несогласие, когда творчество пытаются представить, как спонтанность.

цитата Hermit

Кстати, обратите внимание, что когда сюжет в общем сложился, этот момент из него можно изъять. (я бы убрал) Хотя он вроде бы был нужен для создания самого сюжета.

Нельзя изъять. Вы бы убрали, потому что он вам по каким-то причинам не нравится. Но я не могу его убрать, потому что на нем завязано всё. Он был заложен изначально, еще через НАП в II.2. Он — не случайность, надиктованная мне высшими силами. Он не «вроде бы нужен для создания самого сюжета», он — главная движущая сила истории. И вы предлагаете его выкинуть?!

Ну, хорошо, хорошо, давайте разберемся. Почему вы предлагаете его убрать?

цитата Hermit

Но как вы решите вопрос атмосферы и общего настроения?

Хм, меня всегда озадачивали эти два термина... Поясните, их пожалуйста.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2010 г. 03:53

цитата А.Б.


Я никогда не утверждал необходимости исключительно логических заключений. Вся моя колонка строится вокруг одного: последовательность движения к цели

Знаете, у меня постепенно складывается впечатление, что значительная часть пишущих людей создает сюжет сходим с вашим способом, только графы строит в голове, а не на бумаге.
То, что озарение приходит само и внезапно, это не значит, что его не надо готовить. При чем именно таким способом — выяснить все, что может понадобиться про то, что уже известно.

цитата А.Б.

Я против случайных идей, и не только в писательстве

А почему? По моему, единственная проблема здесь в том, что новая идея может поломать структуру произведения, ну так это просто надо уметь увидеть и уметь встраивать.

цитата А.Б.

Ну, хорошо, хорошо, давайте разберемся. Почему вы предлагаете его убрать?

По логике сюжета — «богачи» вроде бы должны бояться спалиться и сидеть тиши мыши, а не новые трубы прокладывать. (в принципе противоречие можно решить, введя какого-нибудь жадного и безответственного персонажа, например)
По структуре про произведения. Робот устраивает аварию — все, завязка и конфликт уже есть. В еще одном «большом» событии нет необходимости.
Если можно провести такую аналогию — при строительстве арки нужны леса для поддержки ее центра, но когда арка готова, в лесах нет нужды, поскольку арка держится за счет самой своей конструкции.

цитата А.Б.

Хм, меня всегда озадачивали эти два термина... Поясните, их пожалуйста.

Хммм... ну грубо говоря. Один и тот же сюжет в разном исполнении может стать и комедией и трагедией. При чем в случае трагедии читателю может слегка взгруснуться, а может он отправится вешаться.
Хороший пример книги Хобб — читатели вздыхают и рыдают, а объективно в книге какая-та нелогичная чепуха твориться.%-\
 


Ссылка на сообщение7 июня 2010 г. 19:05
Насчет атмосферы и общего настроения. В данный период я стараюсь не задаваться вопросами о них. Рано. Когда будут персонажи, когда будет разбивка на сцены — тогда и озадачусь.
 


Ссылка на сообщение10 июня 2010 г. 15:56
Банально и слабо. Автор запутался в собственной системе. Эффективнее было бы расставлять приоритеты. Здесь же мы сталкиваемся с каким — то хаосом. Он структирован, но все равно хаос, так как не отделено первичное от вторичного. Очень слабо. Апостериори   сам автор это «превосходно» реализует в своей работе. Глянул на его сайт, а на нем никакого прогресса: нет ни новых строк, ни обновлений в течение нескольких месяцев: только много старых запутанных слов с плохим стилем! Да, тут всего не опишешь: нет никакого прогресса! :cool!:
Да, и Фарланд тоже не Дэн Браун, мой любимый и обожаемый автор. Да, «Код да Винчи» не очень, но остальные его работы — превосходны. Вот, как надо писать!!! Вы выбираете кумиров со слабой компетенцией. :-[
 


Ссылка на сообщение13 июня 2010 г. 11:04
Извините, я не могу больше отвечать на ваши комментарии и личные сообщения.


⇑ Наверх