А Беляев Создадим советскую


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Андрона» > А. Беляев "Создадим советскую научную фантастику" (окончание)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А. Беляев «Создадим советскую научную фантастику» (окончание)

Статья написана 2 августа 2008 г. 16:11
цитата
                                       Доброкачественность научных данных

На трудностях, которые стоят перед писателем в области научной фантастики, следует однако, остановиться несколько подробнее, по крайней мере, на главнейших из них.

В настоящее время быть энциклопедистом, быть на высоте современных знаний в различных областях неизмеримо труднее, чем это было во времена жюля Верна, не говоря о более отдаленных временах. лесаж в своем романе "Жиль Блаз", действие которого происходит в ХVII веке, описывает знаменитого врача, весь метод лечения которого от всех болезней состоял в том, чтобы "пускать больным кровь и поить их теплой водой". Такую "науку" нетрудно было изучить. В настоящее время даже такие крупные и высококультурные писатели не могут обойтись в своей работе без научного консультанта.

Надо прямо сказать, что научный багаж советского писателя-фантаста, в особенности в области физико-математических наук еще не очень велик, тем более, если иметь в виду обширность, глубину и быстроту развития этих областей науки. Это дело, конечно, поправимое, если писатель возьмется за серьезную учебу и если ему будет обеспечена солидная научная консультация. К сожалению, пошумев о связи науки с литературой, Союз Писателей, издательства и редакции журналов ничего реального не сделали, чтобы обеспечить постоянную деловую связь писателеи с научными работниками, Вопрос о научной консультации и редакции в процессе работынеобходимо разрешить возможно скорее, иначе неизбежно будут повторяться такие же истории. как с недавно рецензируемым в журнале "Детская литература" романом Адамова "Победители недр". Когда роман уже вышел из печати, в нем нашли немало мелких и крупных недостатков. Но разве невозможно было на пользу автору и читателям убрать эти недостатки в то время. когда еще автор работал над рукописью?

Следующая трудность стоящая перед читателем в изложении научных проблем, это невозможность проведения точных границ между научным и ненаучным, практически выполнимым, хотя бы и в отдаленном будущем, и абсолютно никогда невыполнимым. и ученый иногда подавляя своим научным авторитетом, дает уничтожающую критику фантазии писателя, а на поверку (увы, иногда слишком поздно для автора) оказывается, что писатель был ближе к истине, чем ученый, что не наука, а научная костность продиктовали столь суровый приговор.

                                             Трудности сюжета.

Очень велики трудности в создании сюжета при условии, что действие романа происходит, когда классов уже нет, а с ними и классовых противоречий. нет и антогонизма между городом и деревней, разницы между умственным и физическим трудом и т.п.

Старые сюжетные стандарты "литературного наследства" тут уже не годны. В капиталистическом мире "человек человеку волк, все на одного, один против всех" ("Человек-невидимка"). У нас человек человеку брат", "все за одного и один за всех". там сюжет строится на борьбе за капитал внутри класса капиталистов, на конкуренции, на борьбе классов, на антогонизме города и деревни. на антогонизме расс, национальностей и т.д. Сюжетные конфликты в произведениях, описывающих советское будущее, естественно. должны строиться на иных основах. ДЛя переходного периода, пока СССР находится в капиталистическом окружении, может и должна быть использована для сюжета борьба с осколками класса эксплуататоров, с вредителями, шпионами, диверсантами.

Но роман, описывающий более отдаленное будущее, скажем бесклассовое общество эпохи коммунизма, должен уже иметь какие-то совершенно новые сюжетные основы. Притом такого рода роман должен иметь довольно много описаний, а они всегда являются тормозом в развитии сюжета. Дело осложняется еще и тем, что читатель научно-фантастической литературы уже приучен к остроте, особенной динамичности, сюжетной "закрученности", которые присущи старым образцам этих жанров. он ждет этого от всякого научно-фантастического романа. И остается неудовлетворенным, не найдя привычной остроты.

Нередко редакторы выражают пожелание, чтобы роман был и по содержанию, и по форме, и по сюжету новым, построенном на нашем материале, и в то же время, чтобы он был столь же занимателен, ка старые привычные. Разумеется занимательность обязательна для каждого романа. Вопрос только в том, что самый характер занимательности изменяется, часть же читателей отстает от этих изменений. отсюда возможный конфликт с автором. Хвостизм, потакание вкусам наиболее отстающей части читателей, разумеется, недопустимы. Но и отрыв опасен.

Писатель, например, может изобразить человека будущего с огромным самообладанием, умением сдерживать себя, свои чувства, порывы, эмоции. И возможно, что писатель очень точно предугадает эту черту в характере человека будущего и даст прекрасный портрет. А читателю может показаться такой человек бесчувственным, бездушным, холодным и невозбуждающим симпатий (например сцена: умирает единственный ребенок, а мать не стонет, не проливает ни единой слезы).

Мы перечислили далеко не все трудности, которые приходится преодолевать, писателю, создавая жанр советской научной фантастики. Но и сказанного, полагаем достаточно, чтобы показать, насколько сложна задача создания полноценных произведений. Удовлетворительно разешить эту задачу невозможно, если писатель посвятив себя этому жанру, будет продолжать работать, как это имело место до сих пор, в одиночку, кустарно, на свой страх и риск решать труднейшие и ответственные проблемы. Мало учиться на ошибках друг друга по уже вышедшим из печати произведениям. Необходимотворческая среда, творческий контакт, товарищеский совет, научная консультация в процессе работы. Необходимо коллективное обсуждение проблем научной фантастики на собраниях и в печати. Необходимо предупреждать ошибки, а не только критиковать, когда они сделаны. До сих пор положение было именно таково: когда книжка уже вышда, критиков много, когда работаешь над нею, помощников и советчиков нет или, по крайней мере, их трудно получить. Этот порядок должен быть изменендружными усилиямиобщественных организаций Союза писателей, издательств и редакций, представителей науки и критики.

                                                                          "Детская литература", 1938 год, № 15-16, с 1-8




209
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх