15. В рубрике «Рецензии комиксов» на стр. 76 размещены два текста.
15.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича/Waldemar Miaśkiewicz носит название:
Благодаря рекламной интернет-компании «Первая бригада» угнездилась в сознании потребителей задолго до ее бумажной премьеры. Компании – следует добавить – столь же новаторской, каковой были те, которые продвигали “The Blair Witch Project” или “Heyah”. Ну так вот, команда “Retrostacja” опубликовала несколько панелей «Новых приключений Стася и Нел» — неизвестного до тех пор комикса 1913 года. Подлинность историй подкрепил своим авторитетом Адам Русек – известный историк и исследователь польского комикса. И мистификация удалась. Взбудоражились форумы. Шум вокруг стимпанковой фальшивки нарастал вплоть до момента, когда начали говорить о «Первой бригаде» (выраставшей из «Новых приключений…») как о самой ожидаемой польской комиксной премьере.
Действие в «Варшавском пациенте» опирается на эпизодах из жизнеописания Пилсудского – ссылке в Сибирь, бравурном побеге из петербургской психлечебницы, японской миссии – и кружит вокруг попыток обретения независимости в 1918 году. Станислав Тарковский выступает здесь польским аналогом агента 007. Ему помогают литературные персонажи: Вокульский, Борыня, Охоцкий, Боровецкий. Правдоподобия стимпанковой машинерии добавляют известные деятели научного мира: Склодовская, Циолковский и Ольшевский. Сценаристы гениально конструируют механизмы представленного мира – они функционируют столь же безупречно, как часы марки «Varsovia». Целое дополняют интересная, прозрачная графика ВЫЖИКОВСКОГО, динамический монтаж кадров и ненахальная колористика в сепии. А динамический разворот с «Изабелей» (Лецкой) достоин журнала “Playboy”. Уже за один этот рисунок звание «Playmate года» Польского комикса у парней уже в кармане.
«Бригада…» превосходит все ожидания. В ней есть «нечто», что может не только понравиться горстке любителей комиксов, но и завоевать литературные и кино-салоны. Она обладает потенциалом для того, чтобы стать современной школьной литературой, связывающей прошлое с настоящим и фантастику с историей. Среди вала западной продукции она мило тешит нашу национальную гордость. Вопреки сложившемуся мнению она имеет больше общего с историцизмом Сенкевича, чем с «Лигой выдающихся джентльменов» Алана Мура. Она напоминает также нам о том, сколь огромный сюжетный заряд дремлет в литературе, успевшей нам надоесть из-за неудачных адаптаций и никуда не годных программ обучения.
Janusz Wyrzykowski, Tobiasz Piątkowski, Krzysztof Janicz “Pierwsza Brygada # 1, Warszawski Pacient”. “Kułtura Gniewu”, 2007 (ЯНУШ ВЫЖИКОВСКИЙ, ТОБИАШ ПËНТКОВСКИЙ, Кшиштоф Янич «Первая бригада – 1. Варшавский пациент». “ Kułtura Gniewu”, 2007)
(Окончание следует)