Представьте, что вышло бы, если главным героем романа «Цветы для Элджернона» был Сири Китон из «Ложной слепоты» в подростковом возрасте. А автором этой книги являлся Чарльз Диккенс. Что вышло в итоге? Правильно, роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки». Конечно же, такое сравнение слишком грубое. Но тут имеется в виду не стиль, не идея романа, а та гамма эмоций, что возникает при чтении. Когда ноты вышеуказанных произведений в «октаве великого писателя» дают нам потрясающе звучный аккорд.
Марк Хэддон прославился как детский писатель. Этот роман ― его первое детище для более зрелой аудитории. Но и дети смогут найти в ней что-то интересное. Истинно, великая литература не имеет возрастных рамок. В который раз читатель убеждается, что не каждый может стать великим писателем, но великий писатель может быть кем угодно: учителем, автором комиксов, мультипликатором, или же прийти к нам из детства ― маленькими шажками своих детских книг.
Под обложкой книги скрывается дневник некоего Кристофера Буна ― подростка, страдающего аутизмом. Отрадно, что аутизм здесь ― не коммерческая приманка, вызывающая у читателей сострадание и скупые слезы, ― отнюдь. Читатель, подобно главному герою, отстраняется от сферы эмоций и погружается в мир логики. Эту историю можно назвать какой угодно: асоциальной, аморальной, жесткой, но никак не эмоциональной. Но не назвать эту историю блестящей нельзя.
Кристофер Бун поведает нам свою историю. Историю жизни человека, который живет в нашем мире, но смотрит на него другими глазами. Он не живет в своем параллельном мире, скорее у него другая система координат реального мира. Кристофер ― ходячая мыслительная машина, абсолютно асоциальная и непонятная окружающим. Его математические способности поражают не меньше, чем полное отсутствие эмоций и, как следствии, непонимание эмоций окружающих. На первый взгляд является странным тот факт, что он любит животных. Но ведь животные, в отличие от людей, поведение которых ему, по большей части, непонятно, ведут себя вполне логично и прогнозируемо ― так что, ничего странного в этом нет.
Мальчик живет в некотором ограниченном самим собой пространством, где все изучено и понятно, где почти нет неожиданностей и жизнь идет по расписанию. И вот случается нечто из ряда вон выходящее: однажды утром он находит труп соседской собаки. И Кристофер принимает решение расследовать это убийство и написать об этом детектив. Он руководствуется исключительно логикой и строит свое произведение на фундаменте математической однозначности, в которой, впрочем, видны некоторые парадоксы. Кристофер излагает голые факты без прикрас и метафор, потому как все это ложь, а он не умеет врать, как и шутить. Его расследование приводит к неожиданным результатам и изменит его жизнь. В поисках ответов, Кристоферу придется совершать поступки, которые раньше не совершал. Вы даже не догадываетесь сколько нужно решительности и смелости главному герою что бы, скажем, проехаться на метро. Но будьте уверены: он выдержит этот экзамен. Грустно, но экзамен жизни Кристофер вряд ли сдаст достойно. Впрочем, это не его вина, что живет он по другим правилам.
Роман интересен тем, что в своем дневнике мальчик описывает события, зачастую не понимая их подоплеки, а вот читатель все понимает прекрасно. Например, он рассказывает как сложно приходится окружающим из-за его действий, но не чувствует за собой вины. Ну что же, не часто встречаются произведения, в которых сочувствуешь скорее не герою, а его окружению. Но Кристоферу Буну не нужно сочувствие читателя: он не поймет его, как не понимает в полной мере любви и заботы родителей, а просто воспринимает их как людей, с которыми ему безопасно и которым он доверяет. Но, как показывает нам автор, это доверие очень хрупкое.
«Загадочное ночное убийство собаки» — замечательный роман о людях, не вписывающихся в наше общество; о сложностях, с которыми сталкиваются как они, так и окружающие их люди. История о человеке, поступки которого вызывают различные эмоции: от сострадания, граничащего с брезгливостью, до раздражения. Но, взглянув на наш мир его глазами, понимаешь, что его поведение вполне логичное. Читатель как будто смотрит театральную постановку: на сцене корчится и орет главный герой, а его же, лишенный эмоций, голос из-за кулис спокойно описывает все это.
Особого интереса роман заслуживает за подробности в описаниях странностей главного героя, простое перечисление которых само по себе вполне может стать повестью; за присутствие логических задач, схем и рисунков Кристофера.
10/10
P.S. Хоть этот роман и не является представителем фантастики, но все же я решил разместить здесь свои впечатления. Ведь роман, безусловно, блестящий и благосклонность читательской аудитории это подтверждает. Всем, кому по душе произведения в духе «Цветы для Элджернона», советую.