II 2 Направленный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А.Б.» > II.2. Направленный ассоциативный поиск, или Пишем рассказ – 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

II.2. Направленный ассоциативный поиск, или Пишем рассказ – 1

Статья написана 23 мая 2010 г. 20:22
(Продолжение. Начало в предыдущих записях.)

II.2.1. НАПРАВЛЕННЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ПОИСК

цитата Эпиграф


Муха
мура
тура
тара
кара
каре
кафе
кафр
каюр
каюк
крюк
урюк
урок
срок
сток
стон
СЛОН

Происхождение метода

Предлагаемый метод родился на основе подходов, почерпнутых из следующих областей знания:

1. теория принятия решений, в частности – некоторые принципы решения многокритериальных задач,

2. генетические алгоритмы,

3. поисковая оптимизация в математике, а именно – метод наискорейшего спуска.

Сейчас уже невозможно детально проследить историю его рождения. Он – результат моего многолетнего знакомства с указанными областями и попыток в последние месяцы применить их логику к созданию художественных текстов (fiction).

Однако можно точно назвать последнюю каплю, переполнившую для меня и чашу познания, и чашу терпения и заставившую четко сформулировать метод.

Этой каплей стало...

...так называемое «латеральное мышление» Эдварда де Боно. Слышал я о нем давно и еще в юности пытался прочитать «Шесть шляп мышления». Догрыз нетолстую, в общем-то, книжку до середины и отбросил – очень много общих слов и в результате скучно… С тех пор об идеях де Боно я не вспоминал. И только свежий интерес к существующим в мире творческим техникам заставил с большим вниманием вернуться к «латеральному мышлению».[/p]

И я вернулся. И подумал: если человек строит карьеру мирового масштаба буквально на пустоте, если оказывается, что вообще отсутствуют сколь-нибудь алгоритмизированные описания того, как применять «латеральное мышление», и все заменено примитивнейшими рекомендациями и избыточным количеством непонятно на каких основах собранных примеров, из которых читатель вынужден лишь извлекать догадки в меру своих умственных способностей, если «методы» де Боно не предусматривают никакой проверки полученного с их помощью результата, а целиком ориентированы на эмоционально-привлекательный процесс, который, в свою очередь, бесконтролен по самой сути «техник», и, судя по всему, рассчитан на людей со столь закостенелым мышлением, что для них известное тысячелетиями использование случайности в решении задач является откровением и они охотно верят, что де Боно – первый, кто это придумал, а сами не допускают даже мысли, что в жизни можно отклоняться от предписаний и составленных кем-то инструкций, и хвалят его книги и раскупают их многомиллионными тиражами – так вот если все это так, то на фоне дебоновского словоблудия мой инструмент есть революция в творческом мышлении!..

Нет, я не собираюсь выстраивать на нем карьеру и уж тем более ставить на нем знак торговой марки, как господин де Боно сделал с другим своим «изобретением» – parallel thinking(TM) (хотя прошу ссылаться на меня, если вы станете использовать любые мои методы в преподавании). Я понимаю, Эдвард де Боно – продукт своей культуры. Он коммерциализировал свои элементарные идейки в обществе американском, где это не только принято, но и приветствуется, – и на коммерческой волне стал широко признанным авторитетом.

Интересно сравнивать его судьбу с судьбою Генриха Альшуллера и «латеральное мышление» – с ТРИЗ. Альтшуллер – практик, имеющий множество авторских свидетельств (патентов) на технические изобретения. Де Боно – чистый теоретик, не создавший с помощью своих вымыслов ничего заметного. ТРИЗ Альтшуллера ориентирован на овеществленный результат. «Латеральное мышление» де Боно – на продажу теории в форме книг и семинаров. Альтшуллер – советский эксперт в области творческого мышления (при всех недостатках ТРИЗ, которые я здесь не обсуждаю), де Боно – американский. Давайте мы с вами останемся, кем нам положено – наследниками советской школы.

Описание метода

Предлагаемый творческий метод носит название «Направленный ассоциативный поиск» (НАП).

Он основан на следующих концептах Части I моей колонки:

  1. объект – статья «I.2. Основные понятия», включая диалог с фантлабовцами в комментариях,
  2. ассоциация – там же,
  3. ассоциативное поле – там же,
  4. иерархия объектов – там же,
  5. регуляторы ассоциаций – статья «I.3. Регуляторы ассоциаций»,
  6. фокус – статья «I.6. Фокус».

Направленный ассоциативный поиск представляет собой последовательность мыслительных операций (алгоритм). Этот алгоритм таков.

1. Сфокусироваться на некотором физическом или воображаемом объекте а.

2. Оценить по шкалам Таблицы 2 объект а и занести оценки в первые два столбца Таблицы 1.


Инструкции по заполнению Таблицы 1:

  1. В каждую ячейку столбца «Значение» ставить числовую оценку соответствующей шкалы. Для определения оценки воспользоваться Таблицей 2.
  2. Оценки любой из трех шкал «Оценка – Сила – Активность» (ОСА) заносятся с указанием знака (кроме нуля).
  3. Оценки могут быть дробными. Диапазон оценок: [–3; 3].
  4. Каждая ячейка столбца «Ожидание» должна содержать желаемую величину оценки по соответствующей шкале. В некотором смысле, оценки в столбце «Ожидание» – это ответ на вопрос «Чего не хватает объекту a
  5. Величины в столбце «Ожидание» не фиксированы, и можно их менять на каждой итерации (проходе алгоритма), т.е. при каждой смене объекта.

3. Если для всех шкал величины «Значение» и «Ожидание» равны, закончить выполнение алгоритма – искомый объект найден. Иначе перейти на следующий пункт алгоритма.

4. Если ни для одной шкалы величины «Значение» и «Ожидание» не равны, заменить объект a на произвольный, перейти на шаг 1. Иначе перейти на следующий пункт алгоритма.

5. Если хотя бы для одной шкалы величины «Значение» и «Ожидание» не равны (т.е. оценка хотя бы одной из шкал не соответствует желаемой), перейти на следующий пункт алгоритма.

6. Если величины «Значение» и «Ожидание» не равны более чем для одной шкалы, провести ранжирование этих шкал. Иначе перейти на следующий пункт алгоритма.

Инструкции по ранжированию шкал с несовпадающими фактическими и ожидаемыми значениями:

  1. определить, какое из свойств ОСА выражено более всего непосредственно в объекте а (не путать с величинами значений шкал!),
  2. присвоить данной шкале ранг I,
  3. свойства объекта а по второй подобной шкале не учитывать.

7. Если величины «Значение» и «Ожидание» равны более чем для одной шкалы, провести ранжирование шкал. Иначе перейти на следующий пункт алгоритма.

Инструкции по ранжированию шкал с совпадающими фактическими и ожидаемыми величинами:

  1. определить, какое из свойств ОСА выражено более всего непосредственно в объекте а (не путать с величинами значений шкал!),
  2. присвоить данной шкале высший ранг,
  3. присвоить второй подобной шкале с ранг II.

8. Провести мысленное разбиение а на иерархию объектов.

9. Определить в полученной на шаге 8 иерархии объект b, который является причиной несовпадения величин «Значение» и «Ожидание». Если шкал с несовпадающими величинами две, то выполнить данное действие только для той, которой присвоен ранг I на шаге 6. Занести объект b в Таблицу 1 в столбец «Определяющий объект в иерархии».

10. Определить в полученной на шаге 8 иерархии объект cd, если величины «Значение» и «Ожидание» совпадают для двух шкал), который является причиной совпадения величин «Значение» и «Ожидание». Занести объект c (d) в Таблицу 1 в столбец «Определяющий объект в иерархии».

11. Мысленно фиксировать в полученной на шаге 8 иерархии объект, т.е. считать его неизменным, своего рода неприкасаемым. Если выделен объект d, то также фиксировать его, однако степень фиксации определять в каждом случае отдельно, т.е. допускать возможность его изменения.

12. Мысленно изменить а так, чтобы в нем непременно остался объект cd, если выделен и ценен), но объект b оказался преобразован так, чтобы минимизировать расхождение между фактической и ожидаемой оценками по шкале, на основании которой был определен объект b в пункте 9.

Инструкции и варианты по изменению объекта a:

  1. объект b может быть вовсе исключен из a,
  2. из a может быть исключен некоторый объект e,
  3. в a может быть добавлен объект e,
  4. поиск объекта e проводить как в иерархии самого объекта a (тогда e – результат локальной или глобальной реорганизации структуры a), так и в ассоциативном поле объекта a,
  5. наряду с объектом cd, если выделен) можно сохранять любые другие составляющие объекта a, без ограничений.

13. Перейти на шаг 1 алгоритма.

Комментарии к НАП

Каким бы сложным алгоритм ни казался при первом прочтении, он в действительности очень прост. Суть его сводится к следующему: определить отклонения фактических свойств объекта от желаемых, изменить объект так, чтобы данные свойства соответствовали пожеланиям.

Описанная техника творческого мышления является основой и связующим звеном всех дальнейших творческих инструментов в моей колонке. (Здесь и далее я использую слова «метод», «техника», «инструмент» как синонимы.)

Почему НАП работает? Выделю три причины.

1. НАП последователен. Алгоритм исключает «творческие» метания. Об их негативных сторонах не буду даже говорить. Видимо, их называют творческими, только чтобы оправдать неумение достигать результата (см. «латеральное мышление»). НАП на каждой итерации (проходе алгоритма) устанавливает градиент и механизм движения в направлении градиента.

2. НАП – алгоритм эволюционный. На каждой следующей итерации мы сохраняем то, что нравилось нам прежде. А если от чего хорошего отказываемся, то только потому, что нашли что-то еще лучше на замену. Таким образом, с каждым разом мы улучшаем объект как целостность.

3. НАП моделирует эмоции. Градиент в НАП задают языковые категории, в отношении которых экспериментально доказано, что они выражают фундаментальные особенности человеческого восприятия. Таким образом, руководствуясь этими категориями при формировании объектов в фокусе восприятия, писатель моделирует будущую реакцию тех читателей, которые имеют психологические особенности, сходные с его собственными.

Таковы предпосылки успешной работы НАП. Но предпосылки к успеху – это еще не успех. Для получения качественного результата вы как пользователь алгоритма должны выполнять три обязательных условия.

1. Подвергать обработке по НАП только такие мысленные представления, которые соответствуют определению объекта. Это значит, вы лично должны воспринимать данные представления, как целостность, неразрывное единство. При этом чем конкретней оно будет, тем лучше.

2. Быть честным с самим собой. Когда вы работаете над преобразованием объекта методом НАП, вы должны постоянно дотошно спрашивать себя: действительно ли я отношусь к этой вещи так, как оценил в таблице? соответствуют ли оценки моим ощущениям? действительно ли я считаю, что причиной моего недовольства является вот этот объект в иерархии или что-то другое? правда ли стоит сохранять вот эту составляющую? и т.д. Компромиссы могут привести вас к слабым результатам.

3. На каждой итерации анализировать объект только данной итерации, выкинув из головы все его предыдущие варианты! Вы можете разветвлять анализ, создавая несколько вариантов одного объекта, но важно не смешивать их ни между собой, ни с предшествующими.

Все это непросто, но критически важно. Придерживайтесь этих условий!

Текстовый вид Таблицы 1

В дальнейшем, чтобы не использовать графику, заполненная Таблица 1 будет записываться в текстовом виде. Следующие произвольные примеры демонстрирует это.

Пример 1

О: +2,4 (+0,7) – I; объект b

С: –1 (–1); объект c

А: –2 (–1)

Пример 2

О: –0,4 (–0,4) – I; объект c

С: +2 (+2) – II; объект d

А: +1 (+2,2); объект b

II.2.2. ПИШЕМ РАССКАЗ – 1: АССОЦИАТИВНОЕ ЯДРО

Итак, мы с вами приступаем к практическому применению изложенной в Части I теории и творческих техник Части II – мы с вами начинаем писать рассказ. Фантлабовцы, я бы очень хотел видеть ваше активное, творческое участие. Но даже если его не будет, я все равно доведу рассказ до логического завершения. Я всегда воспринимал свою колонку как вещь, чья настоящая ценность проявится, только когда она будет доделана до конца. Поэтому рассказ родится обязательно.

Задаю обязательные параметры. Они не будут изменены в дальнейшем ни при каких условиях. Их причины не детализирую, но в общем они вызваны спецификой аудитории «Фантлаба» и самим фактом поэтапной публичной проработки произведения в режиме с обратной связью.

1. Рассказ пишется в жанре фантастики.

2. Действие происходит в современном реальном мире.

3. Рассказ пишется в серьезном, т.е. не юмористическом ключе.

4. Рассказ содержит не менее одной второстепенной смысловой линии (делается для демонстрации работы инструментов).

5. Рассказ уделяет большее внимание психологии и отношениям персонажей, нежели фантастическому допущению.

6. Объект реального мира, который кладется в основу фантастического допущения, определяется в данной статье и не может быть изменен в дальнейшем. Я признаю, что сам выбор объекта во многом определит вашу заинтересованность в участии. Как и неизбежно оттолкнет кого-то из-за несовпадения наших с ним психологических особенностей.

Заверяю вас, что у меня нет абсолютно никаких заготовок рассказа и представлений, каким он получится в конце. Все, что у меня есть – это набор инструментов и знание, как их применять. Для нашего эксперимента этого достаточно.

Начнем.

Принято считать, что в основе произведения лежит идея. Это страшное заблуждение. Страшно опасное для малоопытного писателя. Ему твердят со всех сторон об этом непонятном, но невероятно важном нечто. Он вырастает и, обретя собственный противоречащий таким утверждениям опыт, начинает обманывать себя и учить других, что идея – основа основ и книга без нее – ничто. И повторяет многовековую ошибку.

Наш мозг работает не от идеи. Он работает от наблюдений, которые он абстрагирует, декомпозирует, комбинирует и только под конец классифицирует, т.е. выводит обобщение. Почему писательское творчество должно идти иным путем?

Многоопытные авторы знают, что в основе художественного произведения лежит факт. Он может быть реальным или выдуманным, но он – единичное конкретное событие. Идея как обобщение не только читателем выводится из уже готового текста, но и автору является лишь на поздних этапах работы. Потому, если вы верите, что произведение сильно, потому что в нем сильна «идея», то советую утратить веру. Сильное произведение сильно лишь потому, что правильные слова расставлены в правильном порядке. Иначе говоря, ценность представляют исключительно конкретные вербальные связи – то, что позже проанализируют и назовут идеей. Впредь я этим словом пользоваться не буду.

Сам исходный факт может привлечь внимание писателя случайно («Тема сама нашла меня», «Герой сам нашел меня») либо быть рационально выбран – с точки зрения результата это равнозначно.

Мы не будем ждать у моря погоды, милости от природы, озарений от жизненной рутины и случайных Великих Идей! Мы выберем объект из текущих новостей и модифицируем его так, чтобы он обрел необходимые в дальнейшем свойства. Результат его преобразований назовем ассоциативным ядром (АЯ).

Несмотря на то что способ выбора исходного объекта не дает писателю никаких итоговых преимуществ, сам исходный материал и его качество важны. Выбираемый объект должен отвечать одному, но обязательному условию: он должен вызывать эмоцию писателя. Хорошая она или плохая, и каким словом бытовой психологии она обозначается – безразлично. Главное – чтобы она была, т.е. чтобы объект притягивал устойчивое писательское внимание.

В качестве отправной точки работы над рассказом я ввожу следующий объект реального мира: утечка нефти, начавшаяся 22 апреля с.г. в Мексиканском заливе.

цитата Исходная информация, по материалам rian.ru.


На принадлежащей British Petroleum буровой установке, которая расположена в 64 километрах от побережья Луизианы, произошел скачок давления нефти в скважине и нефтяной прорыв. Последовавший взрыв на нефтедобывающей платформе унес жизни 11 рабочих и ранил 17. Всего на момент аварии на платформе, которая по размерам больше, чем два футбольных поля, работали 126 человек. После 36-часового пожара платформа затонула. Из скважины, расположенной на глубине 1,5 км, в море выливается, по разным оценкам, от 5 тыс. до 70 тыс. баррелей в сутки. Представители американской администрации потребовали от компании ВР обнародовать полную информацию о состоянии разлива нефти в Мексиканском заливе, качестве проб воздуха и воды и местах распространения дисперсантов. Предпринимаются постоянные попытки накрыть скважину подводными колоколами для откачивания нефти, но до сих пор они терпели неудачу. На борьбу с утечкой мобилизованы силы Национальной гвардии США, около 530 судов направлены на очистку акватории. Также в процессе очистки участвуют около 13 тысяч сотрудников BP, других компаний и государственных ведомств, им помогают порядка 16 тысяч добровольцев. Тем временем, жители прибрежных районов продолжают рыбачить в местных водах. Президент США в ближайшие дни подпишет указ о создании президентской комиссии для расследования аварии в Мексиканском заливе. Комиссия будет контролировать принятые в индустрии практики, обеспечение безопасности на нефтяных платформах и госнадзор.

Из ассоциативного пространства, заданного этим текстом и любыми другими источниками об аварии и ее последствиях, необходимо выделить один или несколько объектов и превратить объект или их совокупность в АЯ.

Какими необходимыми в дальнейшем свойствами должно обладать ассоциативное ядро? Это свойство одно: исчерпание возможностей развития ядра в рамках последовательности циклов НАП. Оно означает, что любое улучшение каких-либо оценок на новой итерации алгоритма приводит к ухудшению/потере/изменению тех объектов, которые унаследованы от предыдущих итераций. Достижение данного состояния есть показатель сформированного ассоциативного ядра.

Именно до этой стадии необходимо модифицировать исходный объект методом направленного ассоциативного поиска.

Начали!

НАП-1

Объект 1: Много людей работают на большом пространстве: ставят заградительные понтоны, собирают нефть, сжигают нефть на поверхности воды, управляют глубоководными роботами для закрытия скважины, ведут самолеты, распыляющие дисперсанты, чистят морских животных и птиц. Каждый из этих людей ощущает свою принадлежность к коллективу, занимающемуся ликвидацией масштабной катастрофы.

Анализ – 1:

О: +2,6 (+2,6) – I; простор, открытое пространство, большой масштаб

С: +0,2 (+1,4); люди по отдельности и вместе делают тяжелую работу, но их труд теряется на фоне масштаба событий

А: +1 (+1) – II; людей много, люди суетятся, каждый делает свою маленькую часть большой работы

В Объекте 2 требуется:

  1. обязательно оставить простор, открытое пространство, большой масштаб происходящего;
  2. желательно оставить большое число людей, каждый из которых делает маленькую часть общей работы;
  3. устранить эффект низкой результативности труда из-за большого масштаба событий.

Изменения Объекта 2: сделать природный простор фоном событий, придать каждому из многочисленных участников событий локальную мотивацию действий. В результате отдача от работы каждого будет сопоставима с требуемым результатом.

НАП-2

Объект 2: Много людей действуют в районе выброса нефти из подводной скважины. Люди делятся на две группы: одна пытается собрать как можно больше нефти для собственных нужд и на продажу, другая – помешать им, для чего уничтожает разливы и пытается закрыть скважину. Происходят локальные вооруженные конфликты.

Анализ – 2:

О: –0,4 (+1); кровопролитие, жертвы

С: +1,4 (+1,4) – II; масштабное использование техники и оружия

А: +1,7 (+1,7) – I; слежение групп друг за другом и одновременный сбор и уничтожение нефти;

В Объекте 3 требуется:

  1. обязательно оставить, слежение группировок друг за другом и сбор и уничтожение нефти;
  2. желательно оставить использование техники и оружия на большом просторе;
  3. устранить кровопролитие и жертвы.

Изменения Объекта 3: группы действуют в пространствах, где эффективное применение техники и оружия затруднено, поэтому взаимное слежение и противостояние не приводят к жертвам.

НАП-3

Объект 3: Много людей действуют в районе выброса нефти из подводной скважины. Люди делятся на две группы: одна из них действует под водой и пытается собрать как можно больше нефти в собственных интересах, другая – над водой и старается помешать им. Использование ею подводного оружия неэффективно из-за хаотичности действий и многочисленности первой группы. Для второй группы единственный способ помешать действиям первой – закрыть скважину.

Анализ – 3:

О: +0,3 (+0,3); каждая группа имеет выраженные особенности поведения: действия под водой и над водой;

С: +0,3 (+1,4) – I; группы мало взаимодействуют между собой;

А: +0,6 (+1,7); перемещения людей под водой медленны.

В Объекте 4 требуется:

  1. обязательно оставить выраженные особенности поведения групп: действия под водой и над водой;
  2. устранить слабое взаимодействие групп между собой.

Изменения в Объекте 4: вторая группа решает двойную задачу: наряду с попыткой перекрыть скважину, она тем же самым пытается установить контакт с первой группой.

НАП-4

Объект 4: Существуют две многочисленные группы людей. Они живут в очень разных природных условиях, и ни одна из них не может устанавливать контакты с другой. Происходит глубоководный выброс нефти, принадлежащей одной из групп. Эта группа не способна остановить утечку. Вторая группа начинает откачивать нефть прямо с глубины, и в этом принимают участие множество ее членов. Первая группа не одобряет воровство ценного ресурса и после подготовки закрывает скважину. При этом параллельной целью является установление контакта со второй группой.

Анализ – 4:

О: +1,8 (+1,8) – I; совмещение двух действий: устранение потери ресурса и контакт со второй группой;

С: +1,5 (+1,5); преодоление технологических сложностей при устранении потерь ресурса и контакта с другой группой;

А: +0,2 (+1,2); отсутствие контакта между группами.

В Объекте 5 требуется:

  1. обязательно оставить совмещение двух действий: устранение потери ресурса и контакт со второй группой;
  2. желательно оставить преодоление технологических сложностей при устранении потерь ресурса и контакта с другой группой;
  3. устранить отсутствие контакта между группами.

Изменения в Объекте 5: контакт между группами возможен только по инициативе второй группы.


Примечание: как видно по Объекту 4, начались ухудшения некоторых унаследованных элементов иерархии, в частности – слежение групп друг за другом. Такое ухудшение – верный показатель «зрелости» ядра. Вообще, после НАП-4 были произведены еще две итерации алгоритма, но они только подтвердили «насыщение» ассоциативного поля в рамках данной последовательности циклов НАП. Это позволяет сформировать вариант окончательного ядра – Объект 5.

НАП-5

Объект 5: Происходит аварийный выброс нефти из глубоководной скважины. Существует группа очень богатых людей, которая живет в плавучих домах в районе загрязнения. В этом же районе проводятся работы по очистке акватории. В ходе безуспешных попыток перекрыть скважину ее владельцы обнаруживают, что к ней подведена труба, производящая частичный забор нефти. Труба замаскирована, потому отследить, куда она ведет, невозможно. Однако вскоре возникают подозрения о причастности к ней группы проживающих в океане богачей. Никаких доказательств этого нет, но начинается слежка за богачами и их ответная слежка за владельцами скважины. С какого-то момента взаимодействия с богачами владельцы скважины начинают решать двойную задачу: закрыть скважину и этим спровоцировать некие изменения, которые заставят богачей разоблачить себя.

`

Я предлагаю основывать рассказ на данном ядре. Но если вы предложите мне собственные выведенные с помощью НАП варианты развития объекта «Утечка нефти, начавшаяся 22 апреля с.г. в Мексиканском заливе», то я очень внимательно рассмотрю их, и возможно, именно они станут основой рассказа. Только прошу об одном: не задумывайтесь сейчас о сюжете, о персонажах и прочем. Всему свое время, и оно еще не пришло. Какое бы ядро мы ни приняли в работу, оно претерпит заметные изменения, оставшись, однако, тем же самым.


В статье много слов. Из-за этого у вас может создаться впечатление, будто предлагаемый творческий метод трудоемок и сложен. Но нет. Немного практики – и вы почувствуете, насколько он прост и естественен. Да, он требует думать. Но думать – эффективно.

Предвижу скепсис большинства. Но если найдется хотя бы два активных участника начавшегося «лабораторного эксперимента», то этого уже достаточно для полноценного «соавторства».

Я принимаю ваши обоснованные творческие решения до четверга, 27 мая, включительно. Второй этап создания рассказа запланирован на следующие выходные.


Написано 22-23 мая 2010 г.
Продолжение – в статье «II.3. Построение иерархии АЯ, или Пишем рассказ — 2».




175
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 03:04
Нда... По моему, у вас больше шансов написать не рассказ, а программу, проходящую тест Тьюринга. %-\

У меня с трудом в голове укладывается мысль, что можно там умно, долго и подробно расписывать то, что, скажем, я делаю быстро и не задумываясь.

Лично меня предложенный метод только затормозит, это как нагружать расчетами графики основной процессор при наличии мощной видеокарты.

цитата

Принято считать, что в основе произведения лежит идея. Это страшное заблуждение. Страшно опасное для малоопытного писателя. Ему твердят со всех сторон об этом непонятном, но невероятно важном нечто. Он вырастает и, обретя собственный противоречащий таким утверждениям опыт, начинает обманывать себя и учить других, что идея — основа основ и книга без нее — ничто. И повторяет многовековую ошибку.

Согласен и не согласен одновременно.:-)))
Идея — вещь в структуре произведения очень полезная для чего-то более-менее красивого и сложного совершенно необходимая. Что-то вроде строительного раствора. Но иногда ее может и не быть, а иногда она заводится сама. Но процесс создания произведения обычно начинается не с нее.

цитата

Многоопытные авторы знают, что в основе художественного произведения лежит факт. Он может быть реальным или выдуманным, но он — единичное конкретное событие.

Как это? Я вот всю жизнь начинал с образа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 05:15

цитата Hermit

У меня с трудом в голове укладывается мысль, что можно там умно, долго и подробно расписывать то, что, скажем, я делаю быстро и не задумываясь.

Львиная доля программистской работы состоит в том, чтобы долго и подробно расписывать то, что человек делает не задумываясь. Это стоит огромных усилий в начале, но в итоге за счет массовости использования готовой программы экономит пользователям много времени и сил и делает их работу более эффективной. Этот пример из другой, мало относящейся к писательству области я привожу, чтобы показать, что процесс, будучи технологизирован, повышает качество работы — как индивидуальной, так и суммарной, «валовой».

Вы указываете, что выполняете действия, которые я оформил в виде алгоритма, интуитивно. Но есть несколько «но».

Во-первых, утверждение, что вы делаете именно то, что предписывает НАП, проверить невозможно. Итоговый авторский текст крайне редко несет отпечаток методов его создания (этой темы я коснусь вскользь в дальнейших статьях).

Во-вторых, вы, похоже, имеете достаточный опыт создания художественных текстов и не испытываете потребности в его переоценке. Я ориентируюсь на людей, либо не имеющих серьезного писательского опыта, либо чувствующих необходимость повысить его эффективность (к последним отношусь сам; о целевой аудитории Части II колонки писал в II.1).

В-третьих, я нигде не находил того, что начал делать здесь: системного изложения практических действия писателя. Не находил — и был по-хорошему зол из-за этого! Я встречал море разливанное увещеваний о том, как важно пестовать в произведении ту же пресловутую идею, как много значит трехактная структура и полифония тем, как важно делать персонажей «larger than life» — живыми сверхчеловеками, а то и вовсе сразившие меня наповал сотни страниц Сартра о том, что надо писать о Свободе, и тогда у вас выйдет Великое Произведение, и что-де вся настоящая литература о Свободе... В редких случаях встречались в англоязычной части Сети конкретные рекомендации по структурированию произведений, и я дам ссылки на них в соответствующих статьях в дальнейшем. Но и они носили описательных характер. И нигде, т.е. нигде абсолютно, я не встречал изложения технологии писательского ремесла! Тогда-то моя добрая злость и вынудила меня подумать: раз никто ее не изложил, проведи анализ процесса своего труда и изложи его для других сам, потому что ты со своими проблемами и поисками не одинок. Точно так же тысячи людей бросаются искать что-то конкретное по писательству — и вляпываются в те самые мантры. И сражаются с ними и либо отступают, осознав скудость своих первых творческих результатов, либо продолжают продираться в одиночку через заросли чужих бесполезных советов, либо растут вопреки, но совершая по пути банальнейшие, типовые ошибки, коих можно было избежать, всего лишь вовремя узнав, чего не надо делать.

...а потом Рунет полнится возгласами о кризисе российской фантастики, о ее низком качестве. Так вы, кричащие и рассуждающие о кризисах, взяли бы да внесли практический вклад в его устранение! Сам я, кстати, кризиса фантастики не вижу, я вижу кризис образовательный и делаю, что могу для выхода из него начинающих русскоязычных авторов.

Знаете, скажу честно: будь я моложе и неопытнее, то точно ухватился бы за цикл статей, подобный начатому мною. Утверждаю это без хвастовства.

цитата Hermit

Как это? Я вот всю жизнь начинал с образа.

Уточните, что вы понимаете под словом «образ». Возможно, мы с вами имеем в виду ровно одно и то же, потому что я точно так же могу назвать «образом» Объект 1 в данной статье: образ копошащихся в акватории во имя высокой общей цели людей. Однако я предпочитаю называть это «единичным фактом», потому что его непосредственные истоки лежат в реальной жизни, и он еще тесно увязан с моим сенсорным опытом.
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 09:54

цитата А.Б.

за счет массовости использования готовой программы

т.е. Вы хотите массового производства произведений?
суть искусства как раз и состоит в том, чтобы создавать единичные и неповторимые произведения. Знаете, почему ТРИЗ не прижился? Потому что ТРИЗ-решение, несмотря на его его обобщаемость и обобщенность, в итоге является единичным для каждого случая.
И, ТРИЗ в разы понятнее, чем то, что написано в Ваших статьях8-)
Вообще, идея применения оптимизационного поиска в процессе работы над текстом меня вдохновляет, но несколько в ином ключе и с иными целями. Пожалуй, я даже распечатаю текст последних статей и попробую вникнуть. С экрана это оказывается совершенно невозможным. Наибольшие вопросы вызывали два момента. Во-первых,

цитата А.Б.

Анализ — 1:
О: +2,6 (+2,6) — I; простор, открытое пространство, большой масштаб
С: +0,2 (+1,4); люди по отдельности и вместе делают тяжелую работу, но их труд теряется на фоне масштаба событий
А: +1 (+1) — II; людей много, люди суетятся, каждый делает свою маленькую часть большой работы

— как получились эти цифры, какова методика подсчета?
Во-вторых,

цитата А.Б.


НАП-1
...
НАП-2
...
НАП-3
...

— зачем так много? Не лучше ли остановиться на одном примере, зато подробнее проиллюстрировать детали Вашей методики? Нежели плодить сущности???
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 19:41

цитата rusty_cat

т.е. Вы хотите массового производства произведений?

Да. А разве сейчас его нет?

цитата rusty_cat

суть искусства как раз и состоит в том, чтобы создавать единичные и неповторимые произведения

Поскольку все они состоят из стандартных слов естественного языка, то значит, при всей их уникальности, они имеют что-то общее. Это общее я и пытаюсь выделить. При этом будьте уверены, что уникальность из произведений, созданных с помощью предлагаемых инструментов, никуда не денется (см. ниже ответ, как получены цифры в Анализе — 1).

цитата rusty_cat

И, ТРИЗ в разы понятнее, чем то, что написано в Ваших статьях8-)

:-) Вы же знаете, сколько усилий приложил Альтшуллер, чтобы популяризовать его. И при этом он всю жизнь слышал в свой адрес одни и те же высказывания, что творчество — это полет мысли, а ваши алгоритмы нам не нужны. Эти реплики следует интерпретировать однозначно: мы не понимаем, как использовать ваши разработки.

Я начал понимать, что мне тоже потребуются огромные усилия, чтобы убедить людей, пишущих художественную прозу, в реальной пользе моих техник. Что ж, возможно, это имеет смысл. Я всерьез подумаю над целесообразностью активной популяризации своей творческой системы...

цитата rusty_cat

— как получились эти цифры, какова методика подсчета?

Для этого нужно быть мной. :-) Цифры абсолютно, совершенно субъективны! Именно этот учет авторского субъективизма в алгоритме позволяет с помощью предложенного метода создавать уникальные произведения.

Вы поставите иные оценки для того же объекта по тем же шкалам, и выделите иные объекты, на основании которых поставили их. И тогда у вас получится иная цепочка решений, которая приведет вас к уникальному, творческому результату. Вы, похоже, действительно не поняли предлагаемый метод, о чем я сужу по вопросу:

цитата rusty_cat

— зачем так много? Не лучше ли остановиться на одном примере, зато подробнее проиллюстрировать детали Вашей методики? Нежели плодить сущности???

Остановиться на одном примере никак нельзя! Потому что он не окончательный и для практических целей бесполезен. А вы же помните, что своей целью я ставлю подробное освещение процесса создания рассказа.

4 прописанных НАП-перехода — это не много, а ровно столько, сколько мне понадобилось, чтобы сформировать основу будущего рассказа (похоже, все-таки он будет полностью моим, без творческого вклада фантлабовцев, хотя уточняющие и даже критические комментарии я очень приветствую). Я не плодил сущности сверх необходимости. Каждый из пяти НАП-переходов был мне совершенно необходим. Прочтите один за одним все подразделы Объект 1, Объект 2, ..., Объект 5, пропуская анализ и решения. Вы увидите, как формируется, концепт до стадии, после которой менять его уже излишне (см. Примечание после НАП-4).
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 20:42

цитата А.Б.

Да. А разве сейчас его нет?

Есть. И мне это не нравится. Я бы предпочел, чтобы было меньше. А Вы научную базу подводите:-)))
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 19:57

цитата rusty_cat

Я бы предпочел, чтобы было меньше.

А я бы предпочел, чтоб было лучше! Вы смотрите на книги, как на самостоятельную ценность. Но посмотрите на них в контексте общества в целом. Взгляните на те тысячи и тысячи плохих «сетераторов», как на социальный процесс. И тогда вы увидите, что «сетература» выполняет полезнейшую общественную функцию: она дает людям ощущение смысла жизни. Вот сидит такой человек за компьютером, крапает книгу слабую, но эта писанина оказывается попыткой найти себя. Пусть ищет и найдет! Но чтобы он нашел ее с большей вероятностью, давайте дадим ему метод.

Я не призываю сделать всех гениальными писателями, но вся история человечества доказывает, что, стоит обучить людей формальным правилам — и общий уровень пользования навыком возрастает. А уж среди массы обученных людей обязательно найдутся индивиды, которые возвысятся над ней. Чем больше масса, тем больше будет вершин. Если же массу не обучать формальностям, то число значительных фигур будет значительно меньше. И что печально для этих самородков — оценить их будет некому.

По этим причинам я за массовое писательство.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 08:17

цитата А.Б.

Я начал понимать, что мне тоже потребуются огромные усилия, чтобы убедить людей, пишущих художественную прозу, в реальной пользе моих техник.


Боюсь, это будет нелегко. Я, например, не понимаю вообще ничего (это я уже говорила), потому что в принципе думаю каким-то другим образом. И подозреваю, что интуитивный метод, работа с помощью художнического инстинкта, является естественным для большинства писателей. Математический подход в принципе противоречит их способу мыслить. Ну, моему, поскольку за других отвечать не могу. Боюсь, чтобы это понять, надо быть как раз не-писателем. Кто разберется — в качестве программиста гораздо больше денег заработает. А остальным оно просто не нужно — оно как-то само получается... 8:-0 Да уж, на свете стало бы гораздо меньше портящих бумагу, если бы для получения диплома писателя надо было сперва получать образование, как у физика-ядерщика...
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 19:43
О, спасибо за комментарий, Елизавета! Вы совершенно правы:

цитата Завета

интуитивный метод, работа с помощью художнического инстинкта, является естественным для большинства писателей. Математический подход в принципе противоречит их способу мыслить.

Писательская и аналитическая работы — разные виды работы, зачастую друг друга подавляющие. Я не обольщаюсь насчет успеха своих техник среди писателей. Однако, вторгаясь в среду пишущих, я не вижу в этом противоборстве интуиции и разума большой проблемы для себя. Почему? Обращу внимание на несколько вещей, которые здесь никто во внимание не принимает. Об одной из них я упомянул выше в ответе Hermit'у, другую затрагивал в комментариях к I.10. А третью укажу впервые.

Первая вещь — обучение. Посмотрите, современная российская фантастика подвергается сильнейшей критике. Все кричат о кризисе в фантастике, показывают пальцем на пресловутых МТА, называют много причин, среди которых отсутствие у молодых писателей знания, как писать. В России, в отличие от США, нет массового писательского образования. В США само обучение писательству — устойчивый бизнес. Многие авторы, едва успев получить признание, начинают давать коммерческие семинары. И на них идет огромное число неофитов. Считается нормой посетить несколько workshops — групповых тренингов, — хотя бы во время подготовки первой рукописи. И так во многом формируется единая школа и национальная литература. А что у нас?.. Но я уверен, что, если сообщество жанровых писателей желает поднять свой жанр, оно будет вынуждено пойти по тому же пути, причем с выгодой для всех участников. Почему сейчас это не делается в достаточных масштабах? Я вижу причину в неналаженных контактах между писателями и... издателями. Однако на каком-то этапе издатели скажут писателям (да уже говорят — вспомните нашумевший «манифест Крылова», — только коряво, и их услышать не готовы): «Хорош гнать ***, поднимай качество». Вот тогда-то формальные техники и потребуются. И сослужат во благо, ничуть не убивая одухотворенность писательского творчества.

Вторая вещь — организация процесса. Я ссылался на нее в беседе с Krono в комментариях к I.10. Традиционно писатель — человек, предоставленный самому себе. Начиная, он рискует лишь собственным временем и силами, и даже после очень медленно идет к ситуации, в которой от результатов его работы зависят другие люди. Такая зависимость наступает лишь по достижению писателем огромных тиражей. И в этой независимости писатель может, действительно, творить, что хочет — выражать себя и свой «внутренний мир». Но посмотрите на сценаристов — людей, вынужденных действовать в прокрустовом ложе кино- и особенно телеформата. В сценарной среде использование творческих инструментов — норма. Там вы найдете сценарные планы, графики и графы, строгую временную привязку и проч. И ведь при всем при этом в результате тоже подавай душевность! И ведь нередко подают! Это снова значит, что сами по себе формализмы ничуть не убивают творческую возвышенность.

Третья вещь — смена поколений. Люди, воспитанные за компьютерами с детства, будут смотреть на литературу иначе, чем их родители. Многие из них без труда смогут проводить мосты между формальной творческой техникой и высокой художественностью. Так, в среде молодых художников уже никто не кричит, что Photoshop убивает искусство. Они выросли с этим инструментом и понимают его чисто инструментальную роль. А вот их преподаватели — нет; и я слышал от знакомых художников, что пожилое поколение сетует, что ручное рисование уходит.

Поэтому я очень позитивно смотрю на то, что делаю, и верю в то, что излагаю в колонке. Я сам этим пользуюсь и не стесняюсь опоры на формализмы. Они — мои помощники, но они не заменяют мои чувства и разум.
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 16:46

цитата

Во-первых, утверждение, что вы делаете именно то, что предписывает НАП, проверить невозможно. Итоговый авторский текст крайне редко несет отпечаток методов его создания (этой темы я коснусь вскользь в дальнейших статьях).


Ну не совсем. Я просто хочу сказать, что поскольку у меня сколько себя помню есть некий творческий метод, у меня с трудом в голове укладывается, что его у кого-то может может не быть или что его можно подвергать такому глубокому и скрупулезному анализу.

цитата

Я встречал море разливанное увещеваний о том, как важно пестовать в произведении ту же пресловутую идею, как много значит трехактная структура и полифония тем, как важно делать персонажей «larger than life» — живыми сверхчеловеками

Это просто материалы не о самом писательском навыке, а рекомендации к его использованию.:-)))

цитата

Уточните, что вы понимаете под словом «образ». Возможно, мы с вами имеем в виду ровно одно и то же, потому что я точно так же могу назвать «образом» Объект 1 в данной статье: образ копошащихся в акватории во имя высокой общей цели людей.


Тут, боюсь, все упирается в способы мышления.
Образ ну эта такая картинка, выражающая персонажа, идею(не в том смысле) или концепцию. Не знаю как другие, а мое сознание оперирует по большей части картинками. Соответственно произведение и все его части я просто «вижу»8:-0
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 20:02

цитата Hermit

Я просто хочу сказать, что поскольку у меня сколько себя помню есть некий творческий метод

Вообще, свой творческий метод есть у любого, кто пишет что-то литературное, даже у самых «зеленых» авторов. В чем состоит ваш? Назовите, пожалуйста, самую суть. Спрашиваю без всякого подвоха. Мне действительно интересно, и критиковать не собираюсь.

цитата Hermit

Это просто материалы не о самом писательском навыке, а рекомендации к его использованию.:-)))

В том-то и дело, что воспользоваться этими рекомендациями невозможно. Вы будете возражать, но из абстрактно правильных статей тех же Олди (молодцы они, конечно! Одни из немногих в русскоязычной фантастике, кто ведет просветительскую работу для молодых коллег по цеху; но обратите внимание, сколько возражений они встречают даже со своими традиционалистскими рекомендациями и привычными терминами) совершенно непонятно, как именно включить в произведение «многоголосие», «полифонию тем» (см. «О бедном романе замолвите слово») и проч. Оно все, вроде бы, и понятно, но вот когда садишься за собственный текст — затык!

цитата Hermit

Образ ну эта такая картинка, выражающая персонажа, идею(не в том смысле) или концепцию. Не знаю как другие, а мое сознание оперирует по большей части картинками. Соответственно произведение и все его части я просто «вижу»

Тогда мы говорим об одном и том же. Однако проблема, которую я пытаюсь решить в т.ч. с помощью НАП, в том, что сами по себе картинки пред внутренним взором нисколько не определяют качество текста. В процессе создания текста как истории одним визуальным мышлением не обойтись.
 


Ссылка на сообщение24 мая 2010 г. 20:53

цитата А.Б.

Вообще, свой творческий метод есть у любого, кто пишет что-то литературное, даже у самых «зеленых» авторов. В чем состоит ваш? Назовите, пожалуйста, самую суть.

Хех, я тут подумал.. похоже мой метод похож на предложенный. Я беру один или несколько интересных мне образов, развиваю и соединяю их, и подгоняю под наиболее подходящую на мой взгляд литературную форму.
Только итоговый результат я оцениваю не в цифровой форме, а чисто эмпирически «шоб было красиво».

цитата А.Б.

Вы будете возражать, но из абстрактно правильных статей тех же Олди (...) совершенно непонятно, как именно включить в произведение «многоголосие», «полифонию тем»

Таки буду возражать.:-D По мне так все просто и понятно. (В отличие от некоторых других статей и семинаров) Если угодно, «многоголосие», «полифония» и прочее — это тоже объекты/образы, только не явные.

цитата А.Б.

Однако проблема, которую я пытаюсь решить в т.ч. с помощью НАП, в том, что сами по себе картинки пред внутренним взором нисколько не определяют качество текста. В процессе создания текста как истории одним визуальным мышлением не обойтись.

Ну я просто разделяю эти навыки — сочинение отдельно, записывание сочененого отдельно.
Тут просто все решается расширением активного словарного запаса и экспериментами со стилем.
Ну и при образном мышлении каждое слово и предложение тоже отдельно от содержания вызывает картинку, которую можно эмпирически оценить.)
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 20:41

цитата Hermit

У меня с трудом в голове укладывается мысль, что можно там умно, долго и подробно расписывать то, что, скажем, я делаю быстро и не задумываясь.

цитата Hermit

Только итоговый результат я оцениваю не в цифровой форме, а чисто эмпирически «шоб было красиво».

По-моему, я со второго раза наконец услышал вас. Не думайте, что сам для себя я постоянно все делаю в цифрах! Нет, большинство ассоциативных поисков я, конечно, провожу в уме, пользуясь лишь ощущениями. Если и фиксирую промежуточные результаты, то в словесной форме.

Однако на публику я сознательно вынес формализм, потому что такое представление информации заставляет человека действовать однозначным образом. Вы же понимаете, что любое обучение в самом начале строится на четком исполнении предписаний. Сколько ни появляется «новаторских» методов, где декларируется свобода ученика, в действительности все они основываются на традиционной учебной рутине, только разбивают ее на части и лучше увязывают их друг с другом, что улучшает у учащегося целостный взгляд на вещи и повышает мотивацию ученика.

А теперь представьте человека, который ничего художественного никогда не писал, но очень хочет. Он может быть даже не ребенком и не подростком. Я сам впервые захотел написать художественную вещь только в зрелом возрасте. И вот он слышит: роман должен иметь полифонию тем. Ну да, скажет он, я понимаю, о чем идет речь, сам много раз замечал ее у признанных прозаиков. Но, простите, я всего лишь наблюдал результат чужой работы. А что я сам должен сделать, чтобы добиться подобного?! И нет ответа. Вот о чем я, когда говорю, что все правильные слова уважаемых Олди и других советчиков непрактичны. Я и сам понимаю, чего надо добиться. Но мне важно — как. И вот об этом никто не говорит.

Раз так, решил, то должен сказать я.
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 08:27

цитата А.Б.

тех же Олди... совершенно непонятно, как именно включить в произведение «многоголосие» , «полифонию тем» (см. «О бедном романе замолвите слово») и проч. Оно все, вроде бы, и понятно, но вот когда садишься за собственный текст — затык!


Мне как раз очень нравятся их материалы. Правда, я впервые с ними познакомилась, когда уже все то же самое знала по собственному опыту, поэтому практической пользы они мне не принесли, но я читала и все думала: вот, правильно, так оно и есть! Человек, пишущий «инстинктом», а не «методом», понимает, что они имели в виду и как это к делу применяется.

Я тоже вижу скорее «картинку» — сразу целую жизнь, людей, характеры, их отношения, события. И начинаю постепенно все это разглядывать подробнее и описывать. Причем увидеть то или иное событие, образ, чувство во всей полноте можно только один раз и тогда же поймать нужные слова. Пережить роман можно один раз — дальше только дорабатывать и доглядывать детали, уже имея перед глазами зафиксированную основу. Поэтому лично для меня составлять заранее подробный план романа по эпизодам, как советуют, означало бы все погубить — план-то будет, а роман — нет. Я вовсе не отрицаю, что другим людям методики, подобные вашей, могут принести пользу. Но лично для меня справедлива народная мудрость программистов: пока работает — НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ!
 


Ссылка на сообщение25 мая 2010 г. 20:55
Ой, сколько я тут всего всем наговорил, и вам на предыдущий комментарий в том числе. Этот комментарий остался без ответа последним на данный момент. Отвечаю.

цитата Завета

Правда, я впервые с ними познакомилась, когда уже все то же самое знала по собственному опыту

Так получилось, что на эту тему я ответил Hermit'у в 20:41 в предпоследнем абзаце.

цитата Завета

Поэтому лично для меня составлять заранее подробный план романа по эпизодам, как советуют, означало бы все погубить — план-то будет, а роман — нет.

Судя по многочисленным сведениям из разных источников, писатели очень четко делятся на две группы: те, кто планируют, и те, кто проживают роман. Причем это не зависит ни от пола, ни от возраста... Встречал даже гипотезу, что планируют «левополушарные», а проживают — «правополушарные», и очень уж она мне нравится, т.к. стыкуется с иными жизненными наблюдениями.

Потому я совсем не ожидаю всеобщего одобрения и понимания моих методик. Но я ожидаю, что в России наконец должны начать учить писать. Что могу сделать для этого — делаю.


Ссылка на сообщение28 мая 2010 г. 17:31
Шизоидный бред. Ощущение, что автор сошел с ума, когда занимался своим графоманством. Если в идеях ассоциативного ряда заложен ряд полезных мыслей, то в остальном, в целом, картина печальная. С одной стороны, явная тупая попытка связать программирование с литературой при чем неудачная. Понятно, что связать их можно, но только не так. С другой стороны, хорошая задумка, что писательству нужно обучать профессионально. Однако то, что здесь преподносится, к этому не имеет никакого отношения. Это скорее попытка выдать свою некомпетенцию, свое непонимание литературы за некую глубину, как в случае с квадратом Малевича :) С другой стороны, явная самовлюбленность собственным гением. В общем, бездарность и шизофрения.. за, которой стоит просто графоманство, хотя и продуманное, не спорю. Почитал Эмульсию. Сразу понял, что человек не чувствует, что пишет, что человек не умеет писать и, что человек либо физик, либо программист. Как видно, не ошибся. Имею опыт чтения тысяч книг. Привет Стругацким, Гейману, Стивенсону и пр. :)
Понравилась, конечно, идея конвейера бестселлеров и Нобелевских. Только вот не так их надо штопать. Не там копать. Упорство в изучении тупикового или неправильного подхода еще более делает работу неэффективной. Бритва Оккама вам в помощь. Хотя, конечно, дело далеко не в ней. Всего не опишешь! :-[
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2010 г. 23:24
Принято. Ответил вам личным сообщением.


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 13:28
Прошу прощения, что дошел до Вашей колонки с таким опозданием. Хочу поделиться некоторым недоумением по поводу...

цитата А.Б.

Принято считать, что в основе произведения лежит идея. Это страшное заблуждение.

Для начала вот это высказывание приведем, на будущее.
Далее переходим собственно к процессу уточнения (так называемая R-технология)

цитата А.Б.



НАП-1

Объект 1: Много людей работают на большом пространстве: ставят заградительные понтоны, собирают нефть, сжигают нефть на поверхности воды, управляют глубоководными роботами для закрытия скважины, ведут самолеты, распыляющие дисперсанты, чистят морских животных и птиц. Каждый из этих людей ощущает свою принадлежность к коллективу, занимающемуся ликвидацией масштабной катастрофы.

Анализ — 1:

О: +2,6 (+2,6) — I; простор, открытое пространство, большой масштаб

С: +0,2 (+1,4); люди по отдельности и вместе делают тяжелую работу, но их труд теряется на фоне масштаба событий

А: +1 (+1) — II; людей много, люди суетятся, каждый делает свою маленькую часть большой работы

В Объекте 2 требуется:

   * обязательно оставить простор, открытое пространство, большой масштаб происходящего;
   * желательно оставить большое число людей, каждый из которых делает маленькую часть общей работы;
   * устранить эффект низкой результативности труда из-за большого масштаба событий.

Изменения Объекта 2: сделать природный простор фоном событий, придать каждому из многочисленных участников событий локальную мотивацию действий. В результате отдача от работы каждого будет сопоставима с требуемым результатом.

Суть недоумения — почему в Объекте нужно сделать именно перечисленное? Это можно сделать только в том случае, если понятно, что именно нужно получить. То есть есть такие некая идея или основная мысль или тема рассказа. Ведь точно так же можно ограничить действие совсем маленьким участком, оставить 1-2 персонажей и описать совсем локальное событие, оставив все остальные характеристики объекта как фон. То есть развитие объекта, направление его уточнений зависит именно от сложившегося изначально варианта развития событий. Если захотеть другое развитие событий, то уточнения будут совсем другие. Не находите? Прошу прощения, если свои мысли я выразил сумбурно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 13:43
Ответ на ваше недоумение. Не стану касаться каждой отдельной фразы вашего комментария, укажу на его причину, как я ее вижу.

Вы упускаете главное: то, как в этой статье на каждом шаге преобразую объекты я, является моим авторским взглядом. Вот в чем суть. В данном случае мне и только мне важно оставить простор, устранить низкую результативность труда и прочее, потому что моя интуиция ставит приведенные оценки по шкалам ОСА.

Вы, преобразовывая тот же объект, получите другие результаты. В этом и есть гибкость метода: он заставляет автора следовать за собственными эмоциями, и только организует их и превращает в сознательные усилия автора.

Таким образом, приведенный в статье разбор есть не более чем пример использования, а вовсе не шаблон. И вы совершенно правы:

цитата bbg

Если захотеть другое развитие событий, то уточнения будут совсем другие.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 13:49
То есть некая априорная идея есть. Идея в смысле авторским взгляд на развитие событий.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 14:04
Авторский взгляд — безусловно! Он и есть первооснова произведения.

Я отвергаю идею в смысле масштабного концепта, под который подгоняется материал. Мой принцип — идти от материала: есть некая смысловая целостность со своими внутренними связями и потенциалом, и эту целостность нужно развивать пошагово, принимая на каждом отдельном этапе обработки только локальные решения и не задумываясь, куда развитие тебя приведет и как бы его подстроить под заранее созданные планы.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 14:25
А подогнать материал у Вас и не получится, ибо результат буде неправдоподобен и нелогичен. Пошаговые решения — понятно. Это именно Р-технология и есть. Пропагандировали в программировании такое в 70-80 годы прошлого века...
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 14:37
Ну, чтобы подогнать, есть испытанный способ, применяющийся, к сожалению, очень часто, — рояли в кустах. Так что подгоняют, и еще как.

А вы тоже программист?
 


Ссылка на сообщение4 августа 2010 г. 14:40
Программист. Правда, по специальности не работаю уже 12 лет.


⇑ Наверх