http://www.fantlab.ru/images/editions/big/29584" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Если бы американский фантаст Роберт Силверберг жил в СССР, он наверняка бы получил звание Героя Социалистического Труда. Во всяком случае, такого стахановца среди фантастов еще надо поискать. За свою долгую жизнь автор написал больше сотни романов! Пожалуй, среди фантастов только Айзек Азимов может конкурировать с Силвербергом по количеству изданных произведений. Конечно, далеко не все произведения у автора написаны на высоком уровне. Есть среди них и откровенные поделки. Тем не менее, цикл «Маджипур» и роман «Человек в лабиринте» по праву считаются шедеврами мировой фантастики. И если с романами Силверберга отечественный читатель знаком достаточно неплохо, ведь на русском языке издавалось около сорока из них, то в качестве автора рассказов Силверберг на протяжении многих лет оставался для нас своеобразной «терра инкогнита». Впрочем, о чем можно говорить, если до недавнего времени единственным удачным русскоязычным сборником рассказов Силверберга был «На дальних мирах», выпущенный издательством «Мир» еще в 1990 году.
И вот, наконец, издательство «Эксмо» в 2009 году предприняло попытку изменить сложившуюся ситуацию, выпустив сборник рассказов Силверберга «Железная звезда». В результате из сорока с небольшим рассказов добрая треть на русском языке была издана впервые.
«Железная звезда» включает в себя рассказы разных периодов творчества Силверберга и дает возможность читателю проследить изменения писательского стиля, тематики его произведений, проблем, которые волновали автора.
Ранние рассказы Силверберга написаны в духе классической научной фантастики. В центре внимания автора – преодоление человеком неких испытаний для достижения своей цели. Характерен для этого периода творчества рассказ «Слабак», в котором главному герою на планете с удвоенной силой тяжести удается доказать аборигенам, что сила духа не менее важна, чем сила мускулов. Еще одна тема, привлекавшая внимание Силверберга в то время – контакт землян с иными цивилизациями и соперничество разных цивилизаций. Нередко проблему противостояния с инопланетянами автор решает в ироничном ключе, ищет парадоксальные выходы из ситуаций. Например, в «Двойной работе» землянам удается превзойти хитрецов-домеранжи, пытавшихся поставить ученым невыполнимое техническое задание, а в «Нейтральной планете» добиться расположения аборигенов удается, лишь применив весьма нетривиальный способ. Творчество Силверберга этого периода имеет немало сходства с рассказами Шекли или Эрика Рассела.
Постепенно автор уходит от традиционных тем, все больше обращая внимания на внутренний мир своих героев, их эмоции и желания. Так, в «Восходе на Меркурии» контакт с негуманоидным разумом показывает всю противоречивость желаний земных космонавтов. «Теплый человек» рассказывает нам о существе, питающемся человеческими эмоциями, в первую очередь, отрицательными.
Нередко Силверберг оказывается в числе первопроходцев, выдвигающих интересные, необычные фантастические допущения. Например, в рассказе «Элари» автор поднимает тему коллективного разума, столь блистательно развитую потом Урсулой Ле Гуин в рассказе «У меня девять жизней».
В своих лучших произведениях этого периода Силверберг показывает весьма незаурядное мастерство. Особенно запоминается «Озимандия» — потрясающая история о гордыне, одиночестве, тщетности усилий, впечатляющее предостережение тем, кто уверен во всемогуществе человечества.
Не чужда автору и социальная тематика. Особенно характерен в этом плане «Паспорт на Сириус» — история о несуществующей войне, придуманной политиканами для достижения своих целей. С художественной точки зрения рассказ не так хорош, но как социальное предупреждение очень актуален до сих пор.
Порой же автору удается соединить в своих рассказах социальную остроту и блестящую стилистику текста. Очень хорош в этом плане «Контракт», в котором Силверберг поднимает проблему зависимости человека от крупных корпораций. До чего же живо, тонко, остроумно написан этот текст! Не менее хорош и «Увидеть невидимку», хоть и сделан он совсем в другом ключе. Эта жесткая история повествует о том, как общество регламентирует поведение человека, пытаясь любой ценой загнать его в определенные рамки, и о том, как человек, несмотря ни на что, все же не может существовать без общества. Антиутопия обычно требует достаточно большого объема текста, а вот Силверберг сумел сказать очень много всего на десятке страниц. В мудром рассказе «Пересадочная станция» автор поднимает проблему значимости человека для общества и его ответственности перед другими людьми, права распоряжаться чужими судьбами.
С конца 1960-х годов стилистика рассказов Силверберга претерпела заметные изменения. Все чаще в его произведениях проявляются мотивы, которые в начале двадцатого века назвали бы декадентскими. В повестях «Ночные крылья», «На большой дороге», «Плавание в Византий» перед нами предстает картина далекого будущего, несущего на себя отпечаток упадка и гибели цивилизации. Печальные, причудливые, даже вычурные картины умирающей Земли переданы с большим мастерством. При этом героям приходится делать нелегкий выбор, принимать тяжелые решения в почти безнадежной ситуации. Пожалуй, эти произведения заставят читателей вспомнить о творчестве Вэнса или Муркока.
Эксперименты автора со стилем и проблематикой очень разнообразны. Есть среди рассказов сборника и сатирический «Как мы ездили смотреть конец света», и жесткая антиутопия «Дом двух разумов», и киберпанковский «Торговец индульгенциями» и совершенно сюрреалистичные «Слоны Ганнибала». Не все из этих экспериментов можно признать удачными, но, пожалуй, каждый читатель найдет среди этих историй те, которые придутся ему по вкусу.
Впрочем, даже в позднем творчестве Силверберга есть классические фантастические истории, написанные в духе подлинного гуманизма, например, «Костяной дом».
Конечно, рассказать обо всех произведениях сборника, заслуживающих внимания, очень сложно, учитывая их количество и разнообразие. Читателю «Железной звезды» предстоит побывать в прошлом и будущем, на Земле и на самых отдаленных планетах, столкнуться с известными историческими личностями, причудливыми инопланетянами и разумными животными. Среди этих историй есть добрые и жестокие, грустные и веселые. Попадаются в «Железной звезде» и не слишком примечательные произведения. Например, заглавный рассказ сборника – довольно заурядная история о контакте, в которой автор перестарался с обширными астрофизическими пояснениями. Но рассказы невысокого качества в этой подборке – в явном меньшинстве.
Серия «Шедевры фантастики» нередко радует читателей удачными подборками произведений, дающих возможность получить впечатление от творчества того или иного известного автора. Но даже учитывая общий высокий уровень сборников серии, «Железная звезда» — один из лучших томов серии. Остается надеяться, что все же увидит свет и второй том из запланированного двухтомника малой прозы Силверберга, доставив тем самым немало удовольствия поклонникам этого мастера. Ну а пока приходится довольствоваться этим замечательным сборником.