Фантастика и время


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shawshin» > Фантастика и время. 60-е
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастика и время. 60-е

Статья написана 2 апреля 2023 г. 09:27

С наступлением 60-х ситуация несколько изменилась. Особенно в первой их половине. «Оттепель» еще не пошла на спад, скорее наоборот, после XXII съезда КПСС, объявившего, что «нынешнее поколение молодежи будет жить при коммунизме», с фантастики осторожно сняли остатки шор «ближнего прицела», и сразу же выяснилось – в нашей стране достаточно писателей, способных увлекательно и многогранно рассказать о горизонтах развития человеческого общества и многих неожиданностях, подстерегающих его на этом тернистом пути. Результат превзошел любые ожидания. Прорезались голоса целой плеяды талантливых авторов.

  В декабре 1961 года журнал «Техника-молодежи», где фантастика давно уже заняла прочные позиции, объявил международный конкурс на лучший научно-фантастический рассказ, предпослав ему краткое напутствие: «XXII съезд КПСС принял новую Программу партии, которая раскрывает советскому народу и всему прогрессивному человечеству конкретные пути построения коммунизма, облик светлого будущего… Сейчас, как никогда, каждый хочет видеть мечты осуществленными, гипотезы – строгими теориями, проекты – величественными свершениями… Представленные на конкурс рассказы должны в интересной и занимательной форме раскрывать блистательные перспективы развития науки и техники, взлеты смелой творческой мысли, показывать романтику технического творчества. Тематика рассказов не ограничивается». Натурально, подобный призыв предполагал участие в конкурсе только авторов из стран социалистического содружества, потому что, как писалось в критических статьях того времени: «… наша советская жизнеутверждающая, полная оптимизма фантастика всем своим существом противоречит буржуазной фантастике, отмеченной печатью неверия в будущее, презрением к человеку и его идеалам».

  Конкурс проводился с 1 января по 1 июля 1962 года, и жюри, подбив итоги, решило «первую премию не присуждать, исходя из повышенных требований, предъявленных к произведениям». Среди тех, кто получил все остальные премии, есть имена, вошедшие в золотой фонд отечественной фантастики. Вторая премия была вручена Е. Войскунскому и И. Лукодьянову за рассказ «Алатырь-камень», третья – И. Варшавскому за «Индекс Е-81» и А. Днепрову за «Подвиг», поощрительные – С. Гансовскому за новеллу «Не единственные сущие» и дуэту М. Емцева и Е. Парнова за историю «Запонки с кохлеидой». Кроме перечисленных жюри отметило С. Павлова (Томск), И. Росоховатского (Киев) и А. Силецкого (Москва). Естественно, все, как один, работали в жестких рамках парадигмы построения лучезарного грядущего – коммунизма. Правда, в большинстве произведений об этом не говорилось прямо, но подразумевалось. Иначе и быть не могло. Иначе о публикациях не стоило и мечтать. Вообще, в 60-е годы, весьма бурное начало которых ознаменовалось «Программой строительства коммунизма» за 20 лет в одной отдельно взятой стране, диктовался именно такой подход в фантастике.

  Тем хватало с избытком – от освоения космоса и прорывов в биологии до глубинного бурения и сотрудничества между различными народами. Твердая science fiction, никакой fantasy. И этой магистральной линии придерживались свято, никому не хотелось себе в ущерб спорить с Главлитом. Сравнительно вольное обращение с сюжетом дозволялось исключительно классикам и молчаливо не замечалось у основоположников, вроде Александра Беляева и Александра Грина. Но избытка книг как-то не ощущалось, хоть и издавались они тиражами, несопоставимыми с нынешними. Перечень «одобренных» авторов был значительно короче. Спасали журналы, печатавшие фантастику почти в каждом номере.

  Однако, несмотря на искусственные преграды, 60-е годы принесли немало книг, привлекательных до сих пор. Настоящие любители фантастики, возраст которых перевалил за шестьдесят, бережно хранят «Молекулярное кафе» и «Солнце заходит в Дономаге» Ильи Варшавского, «Экипаж «Меконга» и «Очень далекий Тартесс» Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова, «Люди Приземелья» и «Особую необходимость» Владимира Михайлова, «Всадники ниоткуда» и «Тень императора» Александра и Сергея Абрамовых, «Ярмарку теней» и «Море Дирака» Михаила Емцева и Еремея Парнова, «Пурпурную мумию» и «Формулу бессмертия» Анатолия Днепрова, «Гианэю» и «Гостя из бездны» Георгия Мартынова, «Шаги в неизвестное» и «Шесть гениев» Севера Гансовского, «Легенды о звездных капитанах» и «Опаляющий разум» Генриха Альтова, «Сиреневый кристалл» Александра Меерова, «Люди как боги» Сергея Снегова, «Открытие себя» Владимира Савченко, «Сода-Солнце» Михаила Анчарова», «Марсианский прибой» Дмитрия Биленкина, «Загадку акулы» Игоря Росоховатского и, разумеется, основной массив произведений Аркадия и Бориса Стругацких, изданных в те годы и незаметно ставших библиографической редкостью. В сравнении с более поздними временами советской поры 60-е можно смело назвать периодом расцвета отечественной science fiction. Творили от души.





60
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 апреля 2023 г. 12:28
Благодарю Вас!


⇑ Наверх