Кто жизнью не рискует, тот никогда ее не обретет.
Иоганн Шиллер
Насколько искренними бывают заблуждения! И как приятно иногда избавляться от них! Для меня очередным таким моментом стала книга Елены Ворон «Подземный-Каменный». Впервые взяв ее в руки и разглядывая обложку, я невольно подумал: ну, вот, еще одно fantasy… Но уже аннотация, размещенная, как и полагается, на обратной стороне титула, заставила призадуматься. Начиналась она словами: «Что делать, если мир сошел с ума? Лишь недавно он был разумным и добрым; иное дело – сейчас. Люди становятся жестокими, коварными сребролюбивыми, всюду плодятся доносчики, палачи и просто любители поглазеть на чужие мучения…»
А когда страницы стали переворачиваться как бы сами собой, случилось оно самое – освобождение от иллюзии. Fantasy тут и близко не подбиралось. Это была старая добрая литературная сказка. Вроде «Черной курицы» Антония Погорельского, «Золотого ключика» Алексея Толстого или «Конька-Горбунка» Петра Ершова, не говоря уж о творениях А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Ведь любая сказка – это часть фольклора, то есть души народа, к тому же несущая в себе множество смыслов и непременную мораль. А основная задача fantasy – описание никогда не существовавшего, полностью выдуманного мира с обязательными приключениями героев – победителей всего и вся, невзирая на упорное сопротивление окружающей среды. Естественно, мир этот населен самыми химерическими созданиями (количество и разнообразие их ограничено лишь воображением автора) – эльфами, гномами, орками, троллями, драконами и прочей живностью. То есть fantasy – как правило, подробное изложение представлений самого автора, и почти никакого отношения к народу не имеет.
Чтобы убедиться в правильности выводов, заглянул на форум толкиенистов в интернете, соблазнившись формулировкой «Отличия фэнтези от литературной сказки». Дай, думаю, гляну, что там умные люди пишут. А в результате ничего нового не увидел, но лишний раз удостоверился, что именно роман Елены Ворон может помочь подавляющему большинству знатоков, толкущихся ныне в сети, понять, чем отличается сказка от fantasy. «Людям надо напоминать старые истины, иначе их легко забывают. А молодые – те не знают вовсе…»
В книге Елены Ворон нет даже намека на умозрительно сконструированную реальность и ее обитателей, порожденных западными мифами, зато есть все признаки русских сказок, уходящих корнями в язычество восточных славян. Подземный-Каменный, например, вполне себе ассоциируется со Сварогом, когда-то сотворившим твердь земную из алатырь-камня; Воздушный-Ветренный – со Стрибогом, повелителем небесных стихий и ветров; триада Лесных – Дарящий, Неуловимый и Таинственный – с Лешим, духом-хозяином леса, существом рангом пониже первых двух, но в то же время одним из самых популярных среди наших пращуров. Да и Водяной-Текучий – он же просто Водяной, властелин водной стихии, рек, озер и болот. Он гораздо ближе к простым людям, чем владыки верхнего уровня, не говоря уж о Русалках, которых древние славяне чтили как Берегинь, что безусловно нашло свое отражение у Елены Ворон. Ее водяные девы – теплые, ласковые и заботливые – всегда готовы прийти на помощь своим сухопутным друзьям и любимым в отличие от более поздних фольклорных русалок, затягивающих доверчивых или зазевавшихся путников в темные омуты. Что же до описания мира, на фоне которого происходит действие – то это привычные российскому взору родные просторы, необозримые и манящие, в которые гармонично вкраплены деревни и села, леса и поля, моря и заливы. Каждый штрих к месту. Ничего лишнего.
А теперь от декораций и выстроенной иерархии взаимоотношений перейдем к основному сюжету. Начинается всё довольно интригующе: «Большая туча уверенно сожрала солнце. В один миг все кругом поблекло, потемнело, и знойный летний день прикинулся осенним вечером. Дубы тревожно зашелестели, благодатная тень под ними обернулась зябким сумраком». Серьезный импульс для погружения в атмосферу беспокойства. Рельефно выписано. Точно. Сразу вспоминаются ощущения перед грозой. Из детства. Нежданные порывы ветра и гнетущая тишина, прижимающая к земле. Полное «дежа вю». Да к этому всему еще и булгаковское: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла…» Однако, нет. Этот эпизод вполне в духе автора – Елены Ворон. Потому что далее и сходу – действие. Введение в обстоятельства. Выход главного героя Лиха. Странного какого-то. С камнями разговаривающего. И гладящего их, как кошек… Впрочем, почти тут же выясняется, что он отпрыск владыки Подземного-Каменного. То есть Лих – получеловек-полукамень. И с этим условием связано множество проблем. Разумеется, его личных, потому как унаследовал он от предка каменную твердолобость и редкостное упрямство. Вообще-то Лихолет – человек добрый, отзывчивый и отходчивый, но фамильные черты характера заметно мешают ему жить. И неизвестно, чем бы закончились его мытарства, если бы не Эр-Ветер, очень вовремя появившийся друг и соратник. Он тоже не просто человек, а родич Воздушного-Ветренного, легкий, подвижный, умелый. Они с Лихом органично дополняют друг друга. И в этом их сила.
Как тут не вспомнить, что древние наши пра-пращуры, восточные славяне, верили в свое происхождение от языческих богов. И, конечно, относились они к владыкам стихий, как к первопредкам. Взять хоть «Слово о полку Игореве», где князья назывались детьми Дажьбога, а ветры – сыновьями Стрибога.
Естественно, что как раз Эр-Ветер (он же Эрик) является инициатором и движущей силой в определенной автором паре. Именно он открывает Лиху глаза на зло, пришедшее в их мир, хотя тот и сам уже начинает догадываться: далеко не всё благополучно в родных краях. И князь теперь новый, гораздо хуже предыдущего. И славить его надобно, соблюдая жестокие ритуалы. И незнакомое божество навязывается силой, с призывами забыть прежних владык и искоренять то, что нынче назначено злом. А ведь любых богов поддерживает и питает людская вера! Без нее властелины стихий хиреют и уходят в небытие. Все эти негативные изменения Эрик видит гораздо лучше Лиха, ведь он – Ветер, ему «сверху видно все…» Да и жизненный опыт у него побогаче, и родственники, которые всегда рядом, правильный путь указывают: «Ищи Каменного!» И пробивайтесь с ним к владыке земному (читай Сварогу), он первооснова всего, его выручать надо, иначе всем каюк. А там глядишь – жизнь опять начнет меняться к лучшему.
И отправляются названные братья Лих и Эрик в дорогу, на которой их ждет множество неожиданностей: погони, схватки с княжьими людьми, предательство случайных попутчиков Неула и Томаса, непростые отношения с территориальными владыками Лесным-Дарящим, Лесным-Неуловимым и Лесным-Таинственным; любовь водяной девы Любомиры, которую никак не поделить на двоих и ссора с ее отцом, повелителем рек и озер; эпическое сражение с захватившими власть в столице колдунами и противостояние в глубинах подземных пещер с коварной тварью из иномирья, рядящейся под Подземного-Каменного и присвоившей его древнее имя Мирга-Луэль…
Пересказывать все приключения Лиха и Эрика не имеет смысла, лучше прочесть саму книгу. Тем более, что Елена Ворон мастерски выводит своих героев, столкновение их характеров, эмоции и душевные порывы, размышления и мотивы поступков, короче, любые мелочи и детали, имеющие отношение к развитию образа. Невзирая на зло, преследующее их по пятам и чинящее всевозможные препятствия, Лих и Эрик остаются добрыми малыми: заботятся о слабых и обиженных, не забывают выказывать уважение старым владыкам, прощают ошибки и дурные дела окружающим, в критических ситуациях не теряют присутствия духа и всегда спасают друг друга. И никакие козни их врагов, будь то наглые Огневичи или распоясавшиеся сельские пацаны-живодеры, злые колдуны Черноскал или Марий с женушкой своей Беланой, княжий человек Сбитень или своенравный лиходей Крутень, не могут остановить Лиха и Эра в деле вызволения родных краев с их жителями из западни, куда они попали. Тем более, что друзей и помощников у них гораздо больше. Среди них и Черная Мать со своими котами-воинами, и девочка Леся, и братья-ветры, и лесной отшельник Герхард, и начальник княжеской стражи Мануэль, и тетка Паляниха, и многие, многие прочие. А еще их поддерживает беспредельная, но двойственная любовь: у Эрика позади – Даринка, а впереди – через очищение – Любомира; у Лиха позади – Марийка, а впереди – через преодоление – она же. Названные братья не могут не победить зло. И, натурально, они его сокрушают.
Занятная получилась сказка у Елены Ворон. Не просто философская, но еще и поучительная. Вызывающая массу аллюзий с нашей нынешней реальностью. Ну, еще бы – этакий перекресток мифа с явью образовался. Новоявленный князь «призывает забыть древних владык и обратиться к новому, которого сам же придумал, он воображает, будто древние умрут, а новый народится. Потому что люди станут в него верить, и эта вера якобы даст ему силу… <…> …А нового он такого придумал, что поганей вообразить трудно. Жестокого, жадного, до людских страданий охочего. Но людям пришлось по душе, что отныне можно жить без уважения к древним законам. Теперь кто силен, тот и прав. Опять же, кто хитер и кто лжив, тот в силе». Стало быть, надо славить новое божество, вроде как солнечное (а ежели по теперешним временами – так скорее радужное) и всюду насаждать его культ. И жертвы ему надо приносить обязательно. И неверных врагов его, князем (а кем же еще?!) определенных, изничтожать под корень. Ну, скажем, всех, кто черен. И неважно кто или что это. Курица ли, крольчонок, котенок или человек. А может, и «Черный квадрат» Малевича. Он отличается по цвету? Ату его! Из этих вот самых соображений чуть не затравили насмерть Угольного, обернувшегося кота-воина Рэша, хорошо Лих с Эром вовремя подоспели, выручили.
Ничего не напоминает? Ну, правильно! Старания нынешних «защитников свободы и демократии» с их отрицанием христианства и гендерными вывертами, с назначением виновных и легкой заменой правды на ложь. Во все времена ставка делалась на веру. Вера – очень сильный фактор преобразования реальности! Ее-то и хотят изменить и использовать в своих целях неореформаторы. А вдруг получится, как у Андрея Вознесенского: «И белый фундамент травой прорастет, и мрак, словно мамонт, на землю сойдет…» Но ведь бывает и наоборот: только вера в прежние незыблемые традиции и ценности способна привести к благополучному финалу.
Так что весьма актуальной вышла сказка у Елены Ворон. Как раз вовремя. Всячески рекомендую.