Думаю, что аудитории Фантлаба небезынтересна будет и стенограмма моей презентации издательства «Снежный Ком М» — по причинам указанным в предыдущей статье. Возможно, где-то что-то я сказал не то, что хотел и не так, как хотел, где-то откровенно слажал, но, я полагаю, что живая речь всегда даёт большее представление о предмете, чем самым тщательным образом продуманная и выверенная статья. Да и вообще, что сказано, то сказано…
Ведущий: Прошу подтягиваться, садиться. Начинаем презентацию издательства «Снежный Ком – Москва», прошу Глеба Гусакова к микрофону.
Реплика из зала: А где майка? Где «Злопастный Гусаков»?!
Глеб Гусаков: Издатели в майках не ходят!
Реплика из зала: Тогда, где «тройка»?
Глеб Гусаков: А в «тройках» – еще не заработал.
Реплика: Тройка – в смысле лошади.
Глеб Гусаков: Тем более. Лошади, они дороже «Мерседеса» стоят». Итак, всё же начнём. Издательство «Снежный Ком – Москва». Как вы помните, существует издательство «Снежный Ком – Рига», которое создал Эрик Брегис, которого я пытался всеми силами сюда вытащить… но не вытащил.
Ну, наверное, немного об истории вопроса: начиналось все, как положено, на конвенте… На «Звездном Мосту». Шел я эдак коридором, ночью естественно, вижу, сидит в холле грустный Эрик… Ну, говорю: «А что?» Да, вот, говорит, все плохо. Потому что в Латвии издавать книжки бесперспективно, везти их сюда невозможно, дорого, издательство не коммерческое, что делать – не знаю, хочу каким-то образом перенести центр тяжести в Москву. Ну, пошел разговор, что, в общем-то, вместе, наверное, это делать лучше.
Разговор продолжили в Донецке, решили совместно регистрироваться в Москве. Сразу столкнулись с кучей проблем. Очень много было проблем, в первую очередь: юридический адрес. В Москве, два нерезидента, два жителя глубоко враждебных России государств – Латвии и Украины. (смех в зале) Очень сложно. Например, заключить договор субаренды у арендатора, невозможно, потому что Моском… Мосгор… Мосстрой… Госмосимущество, это взятки, это страшно, это правда страшно. Найти владельца собственности в Москве — тоже тяжело… В общем, мыкались мы так и этак, пока в голову, кстати, в голову Эрика, не пришла гениальная идея привлечь в соучредители издательство «Вече». Почему именно «Вече»?
Я тут же за эту идею зацепился. Во-первых, с «Вече» я уже работал, «Вече» является спонсором фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг», о котором я буду в субботу рассказывать… в очередной раз. В «Вече» работает редактором наш друг Дима Федотов, который у нас теперь генеральный директор «Снежного кома», «Вече» выпустило по итогам прошлогоднего «Аю-Дага» сборник, который тоже, кстати, продаётся на стенде «Реальности Фантастики». И у «Вече» этот сборник довольно хорошо разошелся, это я привёз то, что оставалось. А надо сказать, что «Вече» не издавало фантастику – долго, довольно долго. То есть, соваться в ЭКСМО и говорить: «Ребята, давайте организуем совместное предприятие, чтобы издавать фантастику!»… Ну, вы понимаете. Как и в любое другое издательство с хорошей сетью распространения, которое уже издает фантастику – это просто бессмысленно. Они скажут: «А нахрена? У нас и так всё хорошо!»
А у «Вече» был негативный довольно опыт в начале двухтысячных… У них не пошло в своё время. И они фантастику перестали издавать. У них была даже некоторая идиосинкразия, не побоюсь этого страшного этого слова. И тут вот наш сборничек таким образом эту идиосинкразию нарушил. И у нас пошел переговорный процесс, который тоже длился мучительно долго и трудно. Но в конце концов мы договорились. О долевом участии, о том, об этом… В общем, книги «Снежного кома» будут в основном продаваться по сети реализации «Вече». То есть, они будут на Украине, естественно, и в Белоруссии, и в Казахстане, я думаю, они будут. Будут в «Лабиринте», будут на «ОЗОНе». Но часть книг мы будем продавать по своим каналам, Эрик открывает свой Интернет-магазин, там будет дешевле. Здесь, на «Мэдвине» тоже дешевле, на Росконе тоже было дешевле. Некоторую часть тиража мы забираем себе, остальное продает «Вече». Труднее всего было договориться, конечно, с их книготорговлей, но сошлись на некой золотой середине. И вот – вот наши первые книги. Типография у нас очень неплохая, это тверская типография «Парето-Принт».
Пока у нас намечено две серии: «Настоящая фантастика», вот, вы видите, «Операция Вирус»» Веров, Минаков и «Нереальная проза». Обратите внимание, что в серии «Нереальная проза» слово «фантастика» вообще отсутствует как класс. Это, собственно говоря, хорошая проза с элементами фантастического. С любыми элементами фантастического. Это может быть сюрреалистический, абсурдистский, фантасмагорический элементы, это может быть мистика, пожалуйста. Фэнтези – нет. Фэнтези, его и без нас довольно много издают, поэтому – нет. Элементы сказочного, чего угодно. Но это должна быть хорошая проза, качественная проза. Этой серией в общем-то занимается Эрик, то есть именно он, советуется он со мной только в каких-то сложных случаях. Второй серией, «Настоящая фантастика», занимаюсь я, являюсь ее ведущим редактором. «Настоящая фантастика», понятно, сокращается как «НФ», но это не означает, что в серии будет печататься только «hard»-НФ. В серии будет печататься все, что не связано со сверхъестественным, скажем так. Социальная фантастика – это вполне возможно, естественно – киберпанк, естественно — рибофанк… Я все это отношу к НФ, безусловно. Естественно, «soft»-НФ, во всех её проявлениях, естественно, альтернативная история, если это – хорошо продуманная, основанная на социологических выкладках, моделировании «альтернативка»; если существование параллельных миров обосновано как-то с научной точки зрения – вообще прекрасно. «Hard»-НФ – само собой, просто у нас мало кто ее пишет. У нас там на сайте написано, что хотим наших Симмонсов и Винджей, ну, будем искать… Будем искать, может быть, найдем.
То есть, понятие НФ мы трактуем в данном случае максимально широко. Популяризаторская НФ… Ее время, наверное, уже прошло, давно прошло. То есть, Жюль Верны – уже всё. Писать сейчас популяризаторски о достижениях современной науки, видимо, невозможно, никто не поймет попросту говоря. Обыкновенные уравнения квантовой механики как их популяризировать в иной форме, чем это делал Симмонс в «Троянском цикле» — ну я не знаю! Там он это сделал очень хорошо, без всяких уравнений. Со стороны это, конечно, выглядит чудом… и прекрасно! Когда Толстой писал «Аэлиту» и писал об эйнштейновском парадоксе, помните? Конечно, он допустил там определённые ошибки, но это тоже казалось чудом тогдашним обывателям. Ну что, прилетели, у них там прошел месяц, а на Земле – несколько лет. Тоже казалось чудом – людям непросвещённым. Но в художественной форме все это прекрасно выражается и доводится до читателя через систему образов. То есть, всякие разные разговоры о том, что гнусный НФ-возрожденец Гусаков будет печатать про всякие лунные трактора и прочее – все эти разговоры лишены всякой почвы. Будет печататься хорошая, качественная фантастика. Редакционные планы на ближайшее время мы выложили в нашем комьюнити. Я напомню, что адрес нашего сайта очень простой: skomm.ru, а там есть ссылочка на комьюнити «Снежный ком», где выкладывается информация, идут дискуссии, разыгрываются книжки – сюрпризы тоже еще будут.
Следующим в НФ пойдет Амнуэль, уже делается обложечка, причем очень хорошая повесть (Амнуэль вообще в повестях очень хорош). Действие завязано на оперу, происходит в восемнадцатом веке, во времена Верди и в наше время. Очень достойная вещь, я считаю. Следующим пойдет Максим Хорсун, это мое личное открытие, нашего крымского КЛФа, уже выходит две книги в ЭКСМО, а третью книгу ЭКСМО не взяло, сказали, что слишком сложно. Ну, вот он у нас еще два месяца поработал над текстом… Слишком сложно? Я считаю, публика оценит, как получилось. То ли это очень хорошая космоопера с сильным элементом НФ, то ли сильное НФ с элементами космооперы… Лично мне очень нравится, ну, а вы оцените. Это после Амнуэля.
Потом будет Мерси Шелли «Сорок восьмой год», – это совершенно крышесъемный киберпанк, по крайней мере, на уровне Гибсона и Стерлинга, не хуже. Это я говорю совершенно серьёзно. Совершенно не хуже. Всячески рекомендую. Вещь большая, будет в двух книгах, но она и планировалась в свое время в «Амфоре» в двух книгах: «Лицевая сторона» и «Изнанка», просто серия закрылась, не повезло. Потом ее хотели издать в ЭКСМО, «Перпендикулярном Мире», и тоже серия закрылась. Значит, судьба издать нам.
Вопрос из зала (с иронией): Не боитесь, что закроетесь?
Глеб: Я не боюсь, что мы не закроемся. До выхода Шелли денег хватит, а потом пойдет возврат, я надеюсь, с продаж.
Вопрос из зала: А издать Шелли одной книгой-перевёртышем?
Глеб Гусаков: Нет, перевёртышем, нет. Там будет дизайнерское решение, разумеется, обыграем название частей – лицевая сторона, изнанка, но как-то по-другому…
Пытался договориться с Шумилом. Опять не договорился. Причём не про «Драконов» даже, про «Процент соответствия». Но с Шумилом видимо, договариваться невозможно, решительно невозможно. Ну, что еще? Я вам даже немножко расскажу о тех вещах, на которые пока не заключены договора, но, видимо, будут заключены.
Далия Трускиновская сейчас пишет совершенно обалденную НФ-вещь, она прислала мне две первые главы, я сказал «ДА!!!», да, да. Через месяц она сказал: у меня уже семь авторских, через неделю сказала: к концу мая я её закончу. Что называется, попёрло… Вещь очень интересная, я не буду, конечно, рассказывать, о чем, но здОрово. Она может… Может.
/информация устарела — роман дописан и принят. – Г.Г./
Антон Первушин пишет для нас роман, причем программный роман. Хороший такой роман…
Андрей Валентинов: Про энергетику?
Глеб Гусаков: А вот и нет.
Андрей Валентинов (изумлённо): Это как так?
Глеб: А вот так. Одно дело — в Партените вечерком разглагольствовать про энергетику, а другое – писать.
Андрей Валентинов: Ага-а!!
Глеб: Ага-ага… Ну и есть еще несколько рукописей совершенно неизвестных авторов, — парочка по крайней мере, которые на мой взгляд очень хороши. О них я рассказывать пока не буду, там будет отдельная программа.
Что касается второй серии – «Нереальная проза», там тоже Эрик выложил на сайте ближайшие планы, с кем заключены договора. Та же Даля Трускиновская, тот же Данихнов, если вы помните. В общем, все достойные авторы. Есть там и некто Веров… вот… да… с неким романом «Третья концепция равновесия». Увидите. Про себя рассказывать не буду. Но в принципе – всё то же самое: должна быть прежде всего качественная литература.
Теперь – немножечко об этих вещах. «Время Бармаглота». Думаю, много рассказывать не надо – Колодан пишет хорошо. В основе лежат мотивы – всего лишь мотивы! — «Алисы в Зазеркалье» и «Охоты на Снарка», но очень сильно переиначенные, триллер жестокий, море кровышши, очень интересно… Рекомендую читать.
По поводу «Операции «Вирус»». Прошу обратить внимание, что это все же сборник. Заглавная вещь занимает половину места, 5,5 авторских, о ней вы все слышали. Но там ещё есть кое-что почитать. И повесть, и рассказики, и все наши статьи. Последняя статья была издана в «Если», в четвёртом, апрельском номере, но усеченная почти вдвое. Так что – всячески рекомендую. Серийное оформление… (показывает) Ну, вот оно будет примерно такое же, только будут меняться картинки и цвет. У Амнуэля обложка в красных тонах, будет не оранжевый цвет букв, а красный. Вообще у нас все обложки будут рисованные, будет персонально работать художник, я вот даже вчера ребятам, кто сидел в кафе, показывал рисунок к Амнуэлю…
(Скай кивает, одобрительно показывает большой палец)
Самому Амнуэлю тоже понравилось. Что еще мы будем делать? Будем делать такую нерегулярную серию сборников или антологий каких-нибудь интересных, то ли межавторских, то ли проектных. Есть некоторые идеи, есть некоторые наработки… тут рано рассказывать, потому что идёт сбор материала, работа с авторами. Это будут какие-то концептуальные сборники. Единственное, что я могу сказать: вот Воха Васильев настоятельно предлагает нам свой морской сборник, который в своё время он долго собирал – морская фантастика и космическая, похожая на морскую. Мы над этим думаем… Это, повторяю будет нерегулярная серия, по мере накопления материала будем радовать приятными и неожиданными сюрпризами.
Да! Платим гонорары, поскольку мы – коммерческое издательство, естественно. Тираж у нас три тысячи, если будет идти хорошо – будем увеличивать тиражи. Будем стараться, чтобы шло хорошо. Кстати, вот на «Операцию «Вирус»», на саму повесть, крупнейшая фирма, занимающаяся аудиокнигами, уже хочет заключить договор на озвучку. На довольно хороших условиях.
И дальше мы будем проводить различные пиар-кампании, дабы довести до сведения. Почему? Вот вам моя личная концепция серии «НФ»: любители нормальной фантастики перестали ходить в магазины, потому что знают, что там нет нормальной фантастики. Там залежи «Альфа-книги» и много чего в пестрых обложках. Надо сориентировать аудиторию, что существует издательство, которое издает нормальную фантастику – ребята, пожалуйста, приходите в магазины, ищите, покупайте. Поэтому мы, например, сотрудничаем с «Наукой и жизнью», «Химией и жизнью» … Я надеюсь, что наши аудитории каким-либо образом пересекаются. Мы сейчас ищем медийные контакты более-менее посещаемых ресурсов, чтобы внушить людям то же самое: вот вам качественные тексты, ребята, вот вам хорошая фантастика. Читайте, покупайте. Примерно такая концепция.
Если есть у вас вопросы – готов отвечать... Да, Григорий?
Григорий Панченко: Насколько я знаю, может быть, не у всех издательств, но очень у многих самое слабое звено – оптовики, некоторые не хотят брать то, что им кажется нестандартным. Вы планируете как-то обходить эту проблему, или вам тут не видится проблемы?
Глеб Гусаков: Оптовик у нас – фирма «Весть», дочерняя фирма издательство «Вече», которое всем и занимается. У которой, в свою очередь, куча мелких оптовиков, у которой договор с «Библио-Глобусом», по Москве – со всеми, (кроме «Буквы», которые АСТ), у которой договор с фирмой «Арий», которая поставляет на Украину книги, у которой соответствующий договор с минскими оптовиками… Но конечно, мы подаём заранее аннотации, рекламу… всё это будет делаться как положено для оптовиков. Но я думаю, к этим книгам интерес есть и будет... Да, Вадим?
Вадим Кирпичёв: А планируется какая-нибудь ударно-узнаваемая обложка? Серийная?
Глеб Гусаков: Ну вот же они – серийные обложки. Концепция анрила примерно вот такая (показывает), то есть – неброское что-то, где трудно разобрать, что написано, но это специально так сделано. То, что не читается, не надо читать, Не для того предназначено. И в центре вот нечто яркое, такое цветовое пятно, здесь УФ-лакировочка даже сделана, да... А в серии, где «Операция «Вирус»», как я уже говорил будет меняться цвет… Кстати, есть фишки и в этом серийном дизайне. Вот здесь, внизу (показывает) маленькими буквами будет обязательно некий «рыбный слоган», такая хлесткая ударная фраза… В данном случае (декламирует с выражением): «Максим Каммерер в сердце Островной империи? МАССАРАКШ!»
Реплика из зала: А мелким шрифтом не читают!
Глеб Гусаков: Читают, читают!
Вопрос из зала: А есть смысл при тираже три тысячи давать хлесткую ударную фразу?
Глеб Гусаков: Так допечатаем! Надо будет – допечатаем. Сзади, естественно, отзывы, как положено. Вот на «Операции «Вирус»» действительно отзыв Бориса Стругацкого, он действительно разрешил разместить его на обложке, поскольку был одним из первых читателей… кроме Черткова, пожалуй. Поскольку сперва хотели во «Время Учеников» Черткова отдать. Но потом он охладел к этому проекту. И когда я послал Борису Натанычу «Операцию «Вирус»»… а он говорит: « А я уже чита-ал!». Я говорю: «Андрюша, что ж ты вещь без ведома авторов передал Борису Натановичу Стругацкому?» «А не утерпел!» — отвечает Чертков… Да, то есть, с разрешения Стругацкого всё печатается. И с его личного одобрения.
То есть, серийный дизайн будет такой. Но картинки будут очень разные. Вот увидите Амнуэля (обращаясь к Скаю) ну, ты видел… А поставь теперь рядом с «Вирусом» Амнуэля. Чувствуешь, да, в чём здесь фишка? (Скай согласно кивает) А расположение букв, всякие такие штучки, естественно – серия, это всё будет сохраняться. Слоган, отзывы на обороте, черный цвет…Это всё будет так. Картинки будут очень сильно варьироваться. Если здесь все техногенно, то у Амнуэля всё будет по-другому. Там будет театрально, поскольку всё завязано на оперу. И к каждому произведению будет индивидуальный подход художника. Анрил? Анрил – это не фантастика, ребята, это почти мейнстрим, имейте в виду, здесь совершенно другая концепция. Это – совершенно разные серии, совершенно разные тексты, совершенно разные авторы, кроме разве что Трускиновской, которая с лёгкостью может писать все, что угодно, она еще в «Вече» исторические романы пишет…
Реплики из зала: Да, да!
Вопрос из зала: Мне кажется, или книга заужена? Под амфоровскую серию?
Глеб Гусаков: Нет, не заужена, она сверстана на 386 страниц. Для экономии. Для экономии денег. Она сперва была свёрстана на 416 страниц. Но бумага! Бумага. Белая, красивая, полиграфия качественная. И очень хорошо, что пачки упакованы в полиэтилен.
Вопрос из зала: А бумага какая?
Глеб: Котлас. Котлас-65, это плотность, белизна высшая, сто процентов. Очень качественное издание, типография отличная. Конечно, помучились мы с ними, чтобы заставить напечатать к Роскону, ты не представляешь как. Короче, к Роскону выдернули две первые палетты из типографии, по восемьсот экземпляров, попросту говоря, чтобы там презентовать и поторговать. Фактически в ночь с 1-е на 2-е апреля приехали только первые восемьсот экземпляров, остальные ещё допечатывают…
Вопрос из зала: На Украину дойдёт?
Глеб Гусаков: Я же говорил – «Арий». «Арий» — довольно крупная торговая фирма. В Украине будет, вот в Крым – сомневаюсь, я Крымкнигу окучиваю, но с трудом.
Реплика: Им под сезон нужно.
Глеб Гусаков: Да, они так и говорят: нам под сезон давайте. Я им пихнул зимой три пачки «Настоящей Фантастики» — с огромным трудом… Ого, целых три пачки… не, не возьмём. Летом – сколько угодно. Но ничего, взяли... Да, Григорий?
Григорий Панченко: Кстати, о Крымкниге, и о «под сезон» — можно сделать сезонный сборник фантастики для отдыхающих… Его тоже можно сделать хорошим.
Глеб Гусаков: Ну-у… Заявка, концепция – и на сайт. Если говорить о заявках и рукописях, то на сайте и в комьюнити – требования к авторам и наши с Эриком адреса. nf@skomm.ru – мне, unreal@skomm.ru – Эрику. Просьба не путать: анрил – туда, НФ – сюда. Обычно мы принимаем самостоятельно решение о публикации, но в сложных случаях советуемся. Савеличев вот прислал «Черного Ферзя», кто в курсе, тот поймет… Это тоже по Каммереру, но во-первых, 32 авторских, а во-вторых, это скорее мистика. И хоррор. А в-третьих, у нас не серия сиквелов по Стругацким…
Хотя, мы будет печать сиквелы и приквелы, в редакционном портфеле лежит очень даже неслабое продолжение «Одиссеи» Кларка, очень любопытное, подумаем…то есть, я смотрю на него периодически и думаю: издать – не издать… И очень интересный роман по мотивам ефремовского мира – это мы точно издадим, только там 25 листов и много воды, заставим автора сократить. Сумеет сделать восемнадцать – будет отлично. Ещё вопросы?
Вадим Кирпичёв: Идея сиквела «Обитаемый остров Крым» пойдет?
Глеб Гусаков: Аксёнов, что ли?
Реплика: Ну не Стругацкие же!
Глеб Гусаков (с удивлением): «Обитаемый Остров Крым? А чей сиквел?
Вадим Кирпичёв: Надо подумать…
(смех в зале)
Глеб Гусаков: Ну, когда придумаешь… Ты лучше напиши классное такое вот типа «Вечника» своего.
Вопрос из зала: (очень тихо)…. Дубинянская?
Глеб Гусаков: Дубинянская номинирована на «Фиолетовый кристалл» и у нее большие шансы его получить.
Вопрос (неразборчиво)
Глеб Гусаков: Я сказал, что есть шансы получить. Я не могу за всю комиссию решать. Каждый голосует, как считает нужным. Но я лично свой голос отдал за это произведение. Кстати, никаких личных предпочтений к авторам у меня не существует, для меня существует только текст. Симпатия, антипатия – не имеет никакого значения. Текст хорош – всё в порядке. К тексту претензии, значит… значит, не в порядке. Ещё вопросы?
Вадим Кирпичёв: У меня есть неопубликованный роман…
Глеб Гусаков: Ну, пришли, конечно. nf@skomm.ru С рассказами поосторожнее. Если сборники тематические, либо объединенные сквозным персонажем, либо миром – это шансы есть. Особенно, если хорошо написаны. Если просто разрознённые рассказы, так, надёрганные по темам – скорее всего, шансов нет. Мы ведь издаем всего по книге в месяц в каждую серию.
Вопрос: Роман – приоритет?
Глеб Гусаков: Да, в общем-то, роман – приоритет.
Григорий Панченко: Планируется ли у вас включать изданные, но давно и непрозвучавшие книги?
Вопрос из зала: (тихо, неразборчиво) … Шумила…
Глеб Гусаков: Нет, «Процент соответствия» не издавался, я хотел «Процент соответствия». Я знаю, что дракона для Шумила нарисовать невозможно. Мы в 2003 почти нарисовали, когда он нас тупо кинул и ушел в «Домино». Которое ему тоже не нарисовало. Я хотел «Процент соответствия», и вроде мы почти договорились, но он снова стал с обложкой капризничать. А, да, кстати, забыл сказать: по крайней мере в «Настоящую фантастику» обязательно будет предисловие или послесловие в каждую книгу. Господа критики, желающие! Я вот Жарковскому давеча предложил к Мерси Шелли написать предисловие, но что-то он молчит.
/примечание: информация устарела. Предисловие к первому тому М. Шелли пишет Сергей Соболев, послесловие ко второму – Сергей Жарковский. – Г.Г./
Вопрос из зала: А вообще планируется публицистика и критика отдельно?
Глеб Гусаков: Отдельно – нет, не планируется. Пока. Но. Вот у автора есть блестящая повесть на восемь авторских листов, но почему, если у него есть ещё и хорошая критика – не дополнить ею? Можно дополнить и рассказами. Это возможно, но должна быть сильная заглавная вещь. Такое мы практикуем, да. Да, так вот о критике. К Амнуэлю будет послесловие кандидата технических наук… Это вполне естественно для Амнуэля, это будет хорошо звучать. На каждый текст будет продумываться соответствующий критик, который мог бы написать. Поскольку у нас коммерческое издательство, все оплачивается, абсолютно всё.
Вопрос из зала: А в «Нереальной Прозе» каково оно?
Глеб Гусаков: Я считаю нужным «Настоящую фантастику» снабжать предисловиями или послесловиями. В зависимости от. Почему, к примеру, к Амнуэлю послесловие, – потому что оно несколько спойлерное, всего-навсего. То есть, если кто-то полез смотреть сразу послесловие, тот сам себе злобный Буратино. Никто не заставлял.
Вадим Кирпичёв: От скольких листов? Минимум?
Глеб Гусаков: Двенадцать-пятнадцать – наш оптимум, восемнадцать – предел. Можем десять взять, но растягивать придется… Ещё вопросы?..
Вопрос из зала: То есть, Шумила так и не издадут?
Глеб Гусаков: Шумила так и не издадут. Потому что, когда он сказал – обложка только через моё утверждение, а я уже это проходил… я всё понял. Попытки объяснить, что у нас художник читает полностью весь текст, а это уже работа, что предварительные эскизы – тоже работа, что мы предоставим возможность составить обширный список пожеланий к обложке, возможность внести замечания по ходу… Нет, только пункт договора, что Шумил утверждает обложку. А я знаю, что это такое. В 2003-2004 эпопея с драконами длилась полтора года. Хелемский очень хотел издать. Не помогло.
Вопрос из зала: Имел счастье полемизировать с Шумилов в Интернете….
Глеб Гусаков: О! Сочувствую!
Вопрос: … он и с издателями так же разговаривает? И неужели никто не смог нарисовать ему дракона?
Глеб Гусаков: Издателей пять не смогло нарисовать: и «Домино», и «ЭКСМО», и «АСТ»… И мы, и многие другие.
Вопрос: То есть сага на тему, как Шумилу рисовали дракона?
Глеб Гусаков: Объясняю ситуацию. В 95 году «Центрполиграф» издал пять его «Драконов», причем пятый был контрафактный, поскольку Шумил запретил. Драконы были изображены фэнтезийные, а у него дракон – продукт генной инженерии. Причем, как я понимаю, Шумил сам не понимал, что написать-то он написал, а инженерные решения не очень-то себе представлял. Потом Шумил гулял по «Крупе» в Питере. И он увидел, как некая девушка взяла его книгу, сделала брезгливую мину, сказала «Фу! Снова фэнтези!», и швырнула ее на прилавок. После этого его заклинило… Видимо, что-то болезнетворное. Нуивот… И что делать? Талантливый писатель, безусловно. Великолепный, ценю немногих наших писателей… Филенко люблю, Шумила люблю… по пальцам можно пересчитать наших писателей, которые пишут хорошую научную фантастику. Хотел издать. Хотел – честно. Но… Обложку без картинок – мы не могём, у нас серийный дизайн.
Голос из зала: Шумила нарисуйте!
(смех)
Голос из зала: Ещё вариант — ящик с дырочками!
(дружный смех)
Глеб Гусаков: Кстати ещё об обложках. Мы практически не будем изображать людей, это – мое личное, я ненавижу, как изображают людей на «фантастических обложках», они как манекены выходят… Если больше вопросов нет, предмет презентации можно считать исчерпанным. Благодарю за внимание.
Аплодисменты