455 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 455. Иллюстрированный Успенский: Чебурашка-2 (худ. В.Алфеевский, Г.Калиновский, Б.Степанцев, Л.Шварцман)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

455. Иллюстрированный Успенский: Чебурашка-2 (худ. В.Алфеевский, Г.Калиновский, Б.Степанцев, Л.Шварцман)

Статья написана 8 января 2023 г. 16:21

Продолжим изучение феномена Чебурашки. Юридические казусы авторства — тут. Сегодня другой вопрос. Как работы разных художников, изображавших Чебурашку, сочетаются с характером литературного персонажа из повести Э.Успенского?

Характер Чебурашки

Внешность, конечно, влияет на характер, и даже формирует его, примером чему Квазимодо или Гуинплен — это герои угрюмые, одинокие, ранимые, неуверенные. В литературном первоисточнике уродливый Чебурашка, вообще-то, должен был встать в ряд этих героев. Но не встал.

Чебурашка — персонаж литературного произведения

Во вступлении к повести "Крокодил Гена и его друзья" (1966) Э.Успенский дал такое описание игрушки по имени Чебурашка, которая у него якобы была в детстве:

цитата

Неуклюжий плюшевый зверёк... Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова — круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат.

В самóм тексте при первой встрече с Крокодилом Геной:

цитата

...какой-то неизвестный зверь. Он был коричневым, с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом.

Ну и, конечно, показательно, что Чебурашку пришлось квалифицировать как бракованное изделие, чтобы в этом качестве можно было предоставить ему работу и жильё.

Скажем прямо: Чебурашка некрасив. Вытаращенные жёлтые глазища навевают жуть.

Чебурашка — персонаж графического произведения

Что получилось у иллюстраторов повести? Они следовали словесному описанию. Если Алфеевский был вообще первым портретистом, то над Калиновским довлел образ мультяшного персонажа. Ушки персонажа в обоих случаях не очень большие (но всё же выдающиеся).

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Алфеевский формально воспроизвёл основной признак литературного Чебурашки — огромные круглые глаза (но всё же не жёлтые — как видно на нескольких цветных картинках в чёрно-белой книге). Здесь необходимо учитывать особенность Алфеевского как художника: положительные персонажи у него все блеклые, неразличимые; эмоций у них никаких нет. Алфеевский — настоящий график, художник книги, он славен тем, как виртуозно заполняет площадь листа своими резкими линиями, создавая волшебные композиции. Так-то Алфеевскому Чебурашка совсем не интересен (Крокодил и Шапокляк для него более привлекательны).

Калиновский, напротив, большой психолог. Чебурашка у него — центральный персонаж. Калиновский использовал ссылки не только большие глаза, но и на заячье-щенячьи черты Чебурашки. Получился по-настоящему фантазийный зверёк. Причём, этот Чебурашка — очень некрасивый, но уже понятно, что притягательный. У Калиновского наиболее глубокое прочтение литературного первоисточника — пусть даже этот первоисточник глубиной не отличается.

Чебурашка — персонаж диафильма

Сокращённое описание из книги позднее появилась в тексте диафильма "Крокодил Гена и его друзья" (1969)

цитата

...и было непонятно, кто же он — заяц, медведь, собачка или австралийский кенгуру.

Диафильм того же года, что и мультфильм (1969). Успенский всячески выпячивал, что облик Чебурашки в диафильме был создан раньше, чем в мультике, но, понятно, что работа над ними шла параллельно. Художником диафильма был Б.Степанцев — художник, весьма заслуженный в области мультипликации. Можно обратить внимание на увеличившиеся уши. Чебурашка перестал быть некрасивым! Приторный персонаж. Пошло это ему на пользу?

Сейчас этот диафильм интересен только поисками облика Чебурашки. Степанцев нарисовал милого Чебурашку — он вообще с Савиновым исключительно милых зверей рисовал (и карлсонов тоже). Шансов на всесоюзную любовь у такого Чебурашки не было. Возможно, дело в сопроводительном тексте — это была сокращённая версия первой трети повести. Переработка слезливая и беззубая. Успенский даже автором сценария не выступил (сценаристом значится Г.Калашникова).

Чебурашка — театральная кукла

Напечатанного (обнародованного) текста пьесы по первой повести цикла про Чебурашку я не встречал. Существуют путаные показания Успенского о взаимовлиянии книги, пьесы и мультфильма на зрительный образ Чебурашки.

Ранняя версия:

цитата Голдовский Б. Театр Эдуарда Успенского // Успенский Э. Дядя Фёдор, пёс и кот. — М.: Искусство, 1990. С. 11

Сначала была написана книжка, потом в соавторстве с Р.Качановым — сценарий мультфильма, а потом уже пьеса.

Поздняя версия:

цитата Костенко А. Интервью с Э. Успенским // Экспресс-газета онлайн. 2011. 21 июля (цит. по: Гаврилов Э.П. Авторские права на персонаж // Патенты и лицензии. 2011. № 12. С. 41-48)

"Первый облик этого героя" появился в пьесе, созданной им с Р. Качановым. Этот образ перекочевал в студию к Б. Степанцеву, где создали диафильм о Чебурашке. И только потом, уже в третий раз, этот образ воплотился в аранжировке Л.А. Шварцмана в мультфильме "Крокодил Гена".

Успенский хронологию нарушил, призвал в свидетели Качанова (и даже авторством пьесы поделился) только когда боролся за права на рисованного Чебурашку. Про диафильм вспомнил тоже исключительно в этих целях. Успенский — фантазёр, полагаться на его свидетельства нельзя.

По мнению актёров кукольного театра, где впервые была поставлена пьеса, там действовал Чебурашка, по размерам ушей очень близкий по облику к мультяшному персонажу Шварцмана (см.: https://spbcult.ru/articles/intervyu/perv...).

цитата

Художником-оформителем спектакля была Маргарита Скрипова-Ясинская. Маргарита является создателем многих любимых кукольных персонажей, среди которых, например, легендарные Хоха, Тото и Веснушка из телепередачи «Большой Фестиваль». Чебурашка для нашего спектакля получился удивительно теплым: это было ярко-оранжевое мохнатое существо, он ведь появился из апельсинов!

Итак, нет ясности, с приоритетом пьесы. Нет изображения самой первой куклы Чебурашки. Возможно, кукла появилась ранее мультфильма, но её могли чуть позднее подогнать под "единственно верное" изображение из мультфильма. Эффект мультяшного образа известен: сами создатели могли себя уверить, что Чебурашка изначально был только таким и никаким другим.

Из литературного первоисточника сохранены очень большие глаза (характерно, что в основном зелёные — жёлтые глаза ни один художник не решился изобразить). Характер Чебурашки из театра кукол? Оранжевый (позитив) зеленоглазый (роковая красота) верзила с пухлыми губками (капризный). Нет, это не Квазимодо.

Чебурашка — персонаж мультфильма

Ещё раз всматриваемся в канонической облик. Ничего общего с описанием из литературного первоисточника (мохнатый и коричневый — это естественные черты зверька). Огромные уши вроде бы должны указывать на дефектность внешнего облика, но ведь у слоников такие же уши по бокам головы — а слоников никто уродливыми не называет, их образ в детской литературе сугубо положительный. Мотив уродливого изгоя окончательно устранён.

При всей ми-ми-мишности мультяшного персонажа, Чебурашка трогательный — он не слащавый, а очень печальный. И эта его черта взята из литературного образа (что, вероятно, важнее воссоздания портрета по словесному описанию). Но в повести характер Чебурашки богаче (в том числе и потому, что там Чебурашка взаимодействует с бóльшим количеством персонажей). По настоящему характер Чебурашки могли бы раскрыть только иллюстраторы книги.

Повесть "Крокодил Гена и его друзья" в иллюстрациях Алфеевского (1966) и Калиновского (1974)

Посмотрим параллельно рисунки Алфеевского и Калиновского, в большинстве глав (не во всех). Особый интерес заключается в том, что это очень разные художники. Основное внимание — на раскрытие характера Чебурашки.

Начало

На первых листах книги художники дают групповой портрет некоторых персонажей повести. Причём оба выбирают идеологически правильный эпизод: совместный труд/празднование трудовой победы. Поэтому никакой старухи Шапокляк здесь нет. Ни Алфеевский, ни Калиновский не были конъюнктурщиками. Видимо, они прикрывали Успенского как раз от ретивых активистов (Успенский выбивался из ряда тусклых правоверных советских писателей). Чебурашку уже можно детально рассмотреть, хотя предполагается, что читатели ещё не знакомы с персонажами.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 1

Чебурашка — житель тропических стран, случайно оказался в ящике с апельсинами, предназначенными для СССР.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Извлечение в пункте назначения обожравшегося Чебурашки — рисунок Калиновского. Можно заметить, что персонаж у Калиновского очень динамичный — обладает богатой мимикой, плюс положение ушей будет сигнализировать о его ощущениях.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 2

Знакомство с Крокодилом Геной, работающим крокодилом в зоопарке. У Алфеевского — интеллигентный крокодил. А Калиновский будет мастерски играть заставками и концовками, ведь главки коротенькие. Вот и здесь: пристроенный в телефонную будку Чебурашка соседствует с франтоватым Геной.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 3

Знакомство главных героев. Художники иллюстрируют одну сцену.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Самые очаровательные Чебурашки — в концовках Калиновского.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 4

Здесь только Калиновский. Особенности макета: Чебурашка из концовки перекликается с Чебурашкой с заставки. Очень много Чебурашки.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Крупным планом: концовка четвёртой главы. Чебурашка в трусах и майке напряжённо мыслит. Мой любимый рисунок. Приятно знать, что главный русский сказочный герой — мыслитель.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 5

Чебурашка залез на телефон-автомат. Снова у художников — одинаковая сцена, чтобы легче было сопоставлять особенности их манеры. Персонаж Алфеевского демонстрирует некоторую гибкость и финт ушами. Но до раскованности и эмоциональности персонажа Калиновского ему далеко.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Ещё одна одинаковая сцена — чаепитие Крокодила и Чебурашки.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Концовка главы — фирменный Чебурашка от Калиновского.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 6

В шестой главе главное событие — Крокодил Гена подменяет заболевшую девочку в спектакле, где играет Красную Шапочку, но переделывает концовку, не доводя дело до съедания Красной Шапочки. Бабушку, впрочем съели, и, видимо, не спасли — волк убежал, до лесорубов дело не дошло, а значит, и разрезания живота не было. Урок всем тем, кто пытается менять ход сложно сцепленных событий.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)

Калиновский тоже увлёкся забавным эпизодом.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 7

Появляется несчастный пёсик. То, что он несчастный, видно только на рисунке Калиновского.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 8

Калиновский не упускает случая порисовать своего Чебурашку при различных обстоятельствах.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Центральную сцену главы — приход в гости несчастного Льва, которому вручат несчастного пёсика — рисуют оба художника.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 9

Успенский вводит в повесть Старуху Шапокляк с Крысой Лариской. Наконец-то у Алфеевского появляется яркий персонаж (ибо отрицательный).

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 10

Появляется ещё один отрицательный тип — двоечник. Для Алфеевского он недостаточно отрицательный, а Калиновский очень ярко подаёт самоуверенного неприятного мальчишку.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 11

Начинаются пакости Старухи Шапокляк. Эти сцены лучше получаются у Алфеевского.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Старуха Шапокляк затмила Чебурашку — в концовке Калиновский даёт её портрет.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 12

В следующей главе действия почти нет. Поэтому Алфеевский обходится вообще без рисунка, а Калиновский возвращается к образу мудрого и уравновешенного Чебурашки.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)
]
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 16

Пропускаю несколько глав. Совещание главных героев — одна сцена. У Алфеевского образ Чебурашки давно исчерпан. Чебурашка Калиновского импонирует всё больше и больше.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 17

Ещё одна сцена — производственная (Успенский ехидничает над организацией строительства при социалистическом строе, где всё приходится "выбивать").

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 18

А вот и само строительство объекта собственными силами ("самстрой" — официальный термин тех лет). Забавная сценка с Крокодилом Валерой, которого Гена поставил на место (Успенский умел давать в детских книжках уроки тонкого английского юмора).

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 19

"Злой Чебурашка" — был и такой. Но нарисовать злого Чебурашку под силу только Калиновскому, Алфеевский и пробовать не стал.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 20

И вновь сцены, посвящённые хулиганству Старухи Шапокляк.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Появляется Бегемот Птенчик.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 21

Теперь сцены, где Птенчик действует с Чебурашкой

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 22

Вновь производственные сцены.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 23

Центральная сцена этой главы — ехидничанье Успенского над затовариванием советских магазинов ненужными товарами.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

А в качестве бонуса каждый художник в этой главе рисует своих любимцев: Алфеевский — Старуху Шапокляк, а Калиновский — Чебурашку.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 24

Чебурашка осваивает навыки снабженца. Сцена: Чебурашка и простой народ. Веришь только Калиновскому: его Чебурашка мог успешно справиться с коммуникативными задачами.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

В концовке Калиновского — счастливый и гордый Чебурашка.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 25

Чебурашка становится центром принятия решений.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 26

Строительство закончено. Слово предоставляется Чебурашке.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Глава 27

Какие-то завершающие встречи.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Конец

Чебурашка лично даёт писателю Успенскому указания по литературной части.

Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)

Высылка Старухи Шапокляк.

Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. В.Алфеевский (1966)
Худ. Г.Калиновский (1974)
Худ. Г.Калиновский (1974)




Да, всё-таки сильно был мультипликационный Чебурашка обделён эмоциями, совсем простой типаж по характеру получился. Но, вероятно, это диктовалось упрощённым сценарием — Шварцман создал своего персонажа в рамках заданной линии. Полюбить литературного Чебурашку — отважного и умного изгоя — было бы непросто (разве что с помощью Калиновского).





1381
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 января 2023 г. 00:41
В моем понимании, Чебурашка Калиновского — Чебурашка для взрослых (впрочем, как и весь Калиновский, на мой взгляд). А мультяшный — собственно для детей. После этой книги Калиновский долго подписывался коллегам «неКрокодил Гена»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2023 г. 06:14
Согласен:beer:


⇑ Наверх