Проекты и котлеты


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Денис Чекалов» > Проекты и котлеты
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Проекты и котлеты

Статья написана 27 апреля 2010 г. 09:09

Давно не возвращался к своей колонке. Пока что нет времени на обзоры. Поэтому буду публиковать здесь небольшие статьи в стиле Алексея Владимировича. Он и подсказал мне тему для новой статьи.

Прежде всего, надо сказать Караваеву большое спасибо, — ни авторы, ни читатели, ни редакторы не знают, каково это, быть продавцом книг (если, конечно, сами в этой области не работали). Статьи и заметки Алексея Владимировича очень интересны, и полезны для того, чтобы быть в курсе происходящего, видеть все другими глазами.

Очень интересной была статья про проекты в нашей фантастике.

И мне, как автору, хотелось бы подчеркнуть, — все совершенно правильно пишет Алексей Владимирович. А теперь хотелось бы показать медаль с другой стороны, и пояснить, что проекты — вовсе не панацея, а болото и гибель для издательства.

Эпоха проектов никогда не настанет.

Никому они, если разобраться-то, не нужны.

В чем же дело? Разве проекты не приносят бешеные деньги? Приносят, да еще как! Но проект проекту рознь. Условно можно разделить их на три категории.

1. Проект-автор. Пример: Дарья Донцова. Кто заинтересован в успехе проекта? Дарья Донцова! И если автор умен, энергичен, ловок, — он будет биться за свой личный проект, пока хватит сил. И, к счастью, для авторов-проектов, конкуренции у них мало. Что такое обычный автор? Или графоман, который писать не умеет. Или перфекционист, которому лишь бы месяцами один абзац шлифовать. Или истеричка, что ссорится с издательством по каждому пустяку. Вот и выходит, что далеко не каждый автор может стать проектом. Здесь нужны каменная шкура, острые когти, длинные зубы. Но если все это есть — завалить такого автора, сбить с Олимпа очень непросто.

2. Проект-серия. Создать серию типа «Фантастический боевик» — каждый дурак сумеет. А вот продержать ее, развивать, разрабатывать, — для этого нужны недюжинные способности. Сколько серий закрылись у других издательств? Да не перечесть! А что мешало превратить их в такую же золотую жилу, в проект, как ФБ? Лень! Безответственность! Некомпетентность! Как видим, удержать на плаву серию — дело непростое. Если издательство огромное — то им пофиг. Серия закрылась, создадим новую... Третью... А потом и вовсе свернем фантастику... А читатели жалуются: почему второй том вышел в другой серии, третий — в третьей, и т.д.? А удивляться нечему, просто Вы попали на издателей, которые не умеют и не хотят работать на совесть. Увы.

3. Проект-сериал. Пример: Конан. Здесь все еще сложнее и печальнее. С каждым томом, падает качество. Падает тираж. Падает интерес читателей — и... правильно, интерес издательства к сериалу. Им гораздо проще начать новую, в безумной надежде, что вот теперь-то случится чудо, и можно будет стричь купоны, ничего не делая. И чудеса случаются! Сталкер — огромный успех! Только успех-то краденый. Серия выехала на успехе игрового цикла, рекламе игрового цикла и т.д. А Конан? Тоже ворованная слава.

Какой же вывод?

Проект — это не чудо из коробочки. Над проектом надо работать. А люди в издательском бизнесе, как и везде, делятся на две группы. Одни умеют, любят и хотят работать. Такие люди будут и дальше радовать нас книгами — проектными и нет, элитарными и рассчитанными на массового читателя. А есть люди, что работать не хотят, не умеют и не собираются. Им бы за чужой счет выехать. И да — им кажется, что проект это курица, несущая золотые яйца, которую можно доить бесконечно.

А скажешь им, что куриц-то доить нельзя в принципе — только посмеются.





69
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 09:32
Почитав рассуждения автора о проектах в фантастике, у меня возникли аналогии с раскрученным в XIX веке водочным брендом «Смирновъ». Как описывает Вильям Похлебкин в своем труде «История водки», смирновские водки по качеству конечного продукта отставали от других российских водок (цитата из книги: Менделеев и его ученики обращали внимание на то, что все т. н. «столовые вина» Смирновых имеют худшее качество не только по сравнению с государственной (казённой), химически очищенной водкой, но и даже с водками других частных фирм, которые также не имеют такого оборудования, как государственные заводы.) , но качеству рекламы и раскрученности превосходили многие другие аналогичные продукты.
Так вот, суть моего поста: часто бешеная популярность какого-либо продукта зависит не от качеств самого продукта, а от качества его продвижения на рынке, т.е от профессионализма менеджеров по рекламе. Увы....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 09:39
Да, согласен.
Особенно мне понравилось сравнение книг с водкой :-)))


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 09:45

цитата Денис Чекалов

Проект-автор. Пример: Дарья Донцова. Кто заинтересован в успехе проекта? Дарья Донцова!

Допустим, издательство тоже заинтересовано, ещё как. И если у автора есть шанс выйти в «проекты», то ему в этом всячески помогут. Другое дело, что популярный автор в маркетологическом смысле ближе к бренду, чем к проекту, и в этом смысле Донцова ничем не отличается, скажем, от Габриэля Гарсиа Маркеса. Проект — это серия «Иронический детектив» в целом, из которого Донцова вылупилась.

цитата Денис Чекалов

Проект — это не чудо из коробочки. Над проектом надо работать.

Отличное замечание. Очень точно сказано, по-моему.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 11:23
Начало статьи, воскресило в памяти съезды КПСС.
Все остальное, мягко говоря — «эмоции».


Ссылка на сообщение27 апреля 2010 г. 15:01
Тоже бесит, когда начинаешь покупать в одном оформлении и серии, а потом — бац! — другой компот. Уважаю продукцию Эксмо, но вот почему, например, Викторию Харрингтон на середине выпуска стали издавать в другом оформлении? Пусть даже и похожем, но книги стали минимум в полтора раза толще! Из-за этого Войну и честь выпустили двумя томинами. После этого представила, какой объем будет иметь Любой ценой, интерес к покупке книг совсем заглох. Скачала перевод с фанатского сайта и успокоилась.
И сейчас как ни посмотрю новинки — все сразу навевают мысль о строительстве и болях в пояснице :-(


⇑ Наверх