Давно не возвращался к своей колонке. Пока что нет времени на обзоры. Поэтому буду публиковать здесь небольшие статьи в стиле Алексея Владимировича. Он и подсказал мне тему для новой статьи.
Прежде всего, надо сказать Караваеву большое спасибо, — ни авторы, ни читатели, ни редакторы не знают, каково это, быть продавцом книг (если, конечно, сами в этой области не работали). Статьи и заметки Алексея Владимировича очень интересны, и полезны для того, чтобы быть в курсе происходящего, видеть все другими глазами.
Очень интересной была статья про проекты в нашей фантастике.
И мне, как автору, хотелось бы подчеркнуть, — все совершенно правильно пишет Алексей Владимирович. А теперь хотелось бы показать медаль с другой стороны, и пояснить, что проекты — вовсе не панацея, а болото и гибель для издательства.
Эпоха проектов никогда не настанет.
Никому они, если разобраться-то, не нужны.
В чем же дело? Разве проекты не приносят бешеные деньги? Приносят, да еще как! Но проект проекту рознь. Условно можно разделить их на три категории.
1. Проект-автор. Пример: Дарья Донцова. Кто заинтересован в успехе проекта? Дарья Донцова! И если автор умен, энергичен, ловок, — он будет биться за свой личный проект, пока хватит сил. И, к счастью, для авторов-проектов, конкуренции у них мало. Что такое обычный автор? Или графоман, который писать не умеет. Или перфекционист, которому лишь бы месяцами один абзац шлифовать. Или истеричка, что ссорится с издательством по каждому пустяку. Вот и выходит, что далеко не каждый автор может стать проектом. Здесь нужны каменная шкура, острые когти, длинные зубы. Но если все это есть — завалить такого автора, сбить с Олимпа очень непросто.
2. Проект-серия. Создать серию типа «Фантастический боевик» — каждый дурак сумеет. А вот продержать ее, развивать, разрабатывать, — для этого нужны недюжинные способности. Сколько серий закрылись у других издательств? Да не перечесть! А что мешало превратить их в такую же золотую жилу, в проект, как ФБ? Лень! Безответственность! Некомпетентность! Как видим, удержать на плаву серию — дело непростое. Если издательство огромное — то им пофиг. Серия закрылась, создадим новую... Третью... А потом и вовсе свернем фантастику... А читатели жалуются: почему второй том вышел в другой серии, третий — в третьей, и т.д.? А удивляться нечему, просто Вы попали на издателей, которые не умеют и не хотят работать на совесть. Увы.
3. Проект-сериал. Пример: Конан. Здесь все еще сложнее и печальнее. С каждым томом, падает качество. Падает тираж. Падает интерес читателей — и... правильно, интерес издательства к сериалу. Им гораздо проще начать новую, в безумной надежде, что вот теперь-то случится чудо, и можно будет стричь купоны, ничего не делая. И чудеса случаются! Сталкер — огромный успех! Только успех-то краденый. Серия выехала на успехе игрового цикла, рекламе игрового цикла и т.д. А Конан? Тоже ворованная слава.
Какой же вывод?
Проект — это не чудо из коробочки. Над проектом надо работать. А люди в издательском бизнесе, как и везде, делятся на две группы. Одни умеют, любят и хотят работать. Такие люди будут и дальше радовать нас книгами — проектными и нет, элитарными и рассчитанными на массового читателя. А есть люди, что работать не хотят, не умеют и не собираются. Им бы за чужой счет выехать. И да — им кажется, что проект это курица, несущая золотые яйца, которую можно доить бесконечно.
А скажешь им, что куриц-то доить нельзя в принципе — только посмеются.