Роботы в научной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bellka8» > Роботы в научной фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роботы в научной фантастике

Статья написана 19 октября 2022 г. 10:48

Добрый день, уважаемые друзья, коллеги, жители Фантлаба! Вашему вниманию предлагается дискуссионная статья о роботах и автоматах в фантастической литературе.

Роботы в научной фантастике

Английский писатель-фантаст Брайан Олдисс и исследователь жанра Дэвид Уингров написали книгу об истории научной фантастики «Пикник на триллион лет». В ней они водрузили корону основоположницы НФ на прелестную голову Мэри Шелли за готический роман 1818 года «Франкенштейн, или Современный Прометей». Напомню читателю, что в этом произведение идёт речь о своеобразном биороботе, созданном из кусков человеческой плоти и оживлённом Виктором Франкенштейном. Таким образом, искусственные люди, ещё не имеющие собственного названия, появляются в фантастике на этапе зарождения жанра.

Как считают некоторые литературные критики, Шелли, помимо прочего, вдохновлялась новеллой Франсуа-Феликса Ногаре «Зеркало текущих событий» («Le Miroir des événemens actuels ou la Belle au plus offrant»), написанной в 1790 году. В произведение Ногаре фигурирует ученный с именем Франкенштейн, который создаёт машину для игры на флейте, чтобы понравится девушке. В новелле отчётливо заметен отзвук реального мира автоматов – флейтиста Жака де Вокансона. Таким нехитрым способом, состоящим из цепочки умозаключений, можно прийти к выводу, что косвенным образом на творение чудовища Франкенштейна повлияли реальные изобретения Вокансона вкупе с идеями Великой французской революции о создании нового человека. Они и привели к написанию романа Мэри Шелли и рождению фантастической литературы, в которой впервые появилось не только слово «робот», но и термин «андроид», то есть человекоподобный робот или робот выглядящий, как человек. Круг замкнулся.

Вслед за Мэри Шелли тему искусственных людей поднимает известный американский автор Эдгар Аллан По, написавший два псевдо-журналистских репортажа о шахматном автомате фон Кемпелена и его создателе. Сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман в рассказе 1814 года «Автомат» описывает гибридное устройство, напоминающее одновременно шахматного «Турка» Кемпелена и говорящую голову оракула из легенд об Альфреде Великом. А в своём самом знаменитом произведение – «Песочный человек» (1816) Гофман излагает историю о безумной влюблённости героя рассказа – Натаниэля в бездушный, но неотразимый по своей красоте и изяществу автомат – девушку Олимпию, созданную гением профессора Спаланцани. Чувства Натаниэля к искусственной женщине схожи с грёзами Пигмалиона, тоскующего по холодному мрамору статуи Галатеи, и вдохновлены прекрасной механической музыкантшей Жаке-Дро, автоматоном, который Эрнст Гофман видел собственными глазами.

Дальше последовала целая череда деревянных и механических людей, так в рассказе Германа Мелвилла «Башня с колоколом» (1855) металлический манекен звонаря случайно убивает своего создателя, итальянского мастера Баннадонну. А деревянные человечки, напоминающие Буратино или его предков из индийских легенд, метают отравленные дротики в обидчиков своего хозяина в рассказе «Мастер чудес» (1859) Фитца Джеймса О’Брайена. История «Деревянная статуя Драуна» Натаниэля Готорна повествует об пришедших в ужас горожанах, когда вырезанная из дерева статуя женщины оживает и садиться на корабль. Механический музыкант появляется в «Тайне Нарцисса» (1892) Эдмунда Госса, а виртуозный электрический танцор доводит своих партнёрш до изнеможения в рассказе «Партнёр по танцам» (1893) Джерома К. Джерома.

В 1863 году, через четыре года после публикации книги Чарльза Дарвина «О происхождении видов», писатель Сэмюэл Батлер опубликовал статью под названием «Дарвин среди машин». В ней он применил эволюционные идеи к развитию машин, указав на технологические достижения, достигнутые за последние столетия, когда был проделан путь от простых механизмов, таких как рычаг и шкив, до локомотива. Учитывая скорость механической эволюции, Батлер считал, что машины скоро станут преемниками человечества в качестве хозяев мира, поскольку «мы ежедневно даём им большую мощность и снабжаем всевозможными хитроумными приспособлениями … с течением веков мы окажемся в подчинённом состоянии». Статья заканчивалась призывом к оружию, а также страшным предупреждением о грядущей эпохе автономных машин.

Батлер продолжал развивать свою идею о появлении живых машин, наиболее полно изложив их в сатирическо-утопическом романе 1872 года «Едгин» (анаграмма слова «нигде», и отсылка к «Утопии» Томаса Мора). В этом произведение англичанин по имени Хиггс отправляется в безымянную колонию, где он сталкивается с цивилизацией, которая полностью отвергла технику, её представители приходят в ярость, когда видят его карманные часы. После того, как путешественник выучил местный язык, он узнает, что столетия назад великий пророк предсказал, что машинам, в конечном счёте, суждено погубить человеческую расу. Его рассуждения были настолько убедительными и разумными, что люди уничтожили все механизмы и строго-настрого запретили все дальнейшие усовершенствования и изобретения. Идеи Сэмюэла Батлера подстегнули развитие научно-фантастической мысли в сторону конфликта с искусственным интеллектом и роботами, а также породили определённый страх перед прогрессом. Читая романы из цикла «Дюна» (1965-1985) Фрэнка Герберта сразу понимаешь, в честь кого на самом деле был назван «Батлерианский джихад» – крестовый поход против мыслящих машин.

После изобретения в 1868 году американскими инженерами Цадоком П. Дедериком и Айзеком Грассом «парового человека», который был предназначен для буксировки тележки, и управлялся системой рычагов и кривошипов, прикреплённых к паровым поршням и котлу. Писатель Эдвард Сильвестр Эллис, вдохновившись изобретением, в том же году опубликовал роман «Паровой человек в прериях», ставший прообразом целой серии из более 190 безумно популярных «десятицентовых романов» о нью-йоркском подростке и механике Фрэнке Риде.

В 1879 году появляется рассказ американского журналиста и писателя Эдварда Пейджа Митчелла «Самый способный человек в мире», в котором мы встречаем одного из первых или самого первого киборга в художественной литературе. «Самый способный человек» это русский барон Савич, умалишённый юноша, которого «оснастили» механическим мозгом. Благодаря этому приспособлению умственные способности Савича многократно возросли и грозили вскоре превзойти возможности самых даровитых представителей человечества. Однако ему помешал доктор Фишер, которому претила мысль, что Савич вскоре женится на девушке. Поэтому Фишер опаивает Савича, а затем лишает его механического устройства, которое выбрасывает в Атлантический океан.

Интересно, что в большинстве вышеописанных историй писатели отдают дань уважения настоящих мастерам, почти в каждом рассказе упоминается либо Вокансон, либо Кемпелен, либо миф о Талосе. В романе Огюста Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева» (1886) Томас Эдисон хвастается, что его электрический андроид, новая Ева, будет настолько превосходить автоматы предшественников: «Сии горе-мастера, не располагая для этого ни умением, ни подходящим материалом, изготовляли лишь смехотворных уродов. Альберту Великому, Вокансону, Мельцелю и прочим только и удалось, что сфабриковать какие-то огородные пугала. Сделанные ими автоматы достойны лишь красоваться в низкопробных салонах восковых фигур в качестве экспонатов, отпугивающих посетителей: от них воняет гуттаперчей, гнилым деревом, тухлыми красками, и они способны вызывать одно лишь отвращение». И, правда, в произведение французского писателя для описания искусственной женщины не зря используется термин «андроид», который возник в алхимической литературе со ссылкой на слухи о попытках создания «гомункулов» Альбертом Великим и Парацельсом. Здесь искусственная женщина настолько похожа на настоящую даму, что назвать её механической куклой язык не поворачивается.

В контексте современной научной фантастики термин андроид обычно закреплён за искусственными гуманоидами, изготовленными из синтетической плоти, а не из неорганических компонентов, чтобы отличать андроида от металлического робота. Правда, это различие соблюдается не всегда и не всеми писателями. Так, Карел Чапек предпочёл ввести новый термин «робот», появившийся в его пьесе «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы», 1921), где автор описывает искусственных людей, заменяющих рабочий класс. Чапек вывел его из чешского robota, что означает принудительный труд. Ярлык был заимствован другими авторами применительно к механическим гуманоидам, которых можно принять за людей, и эта ассоциация была прочно закреплена фильмом Фрица Ланга «Метрополис» (1927). Его применение к механическим устройствам привело к тому, что органические гуманоиды, подобные описанным в R.U.R., чаще стали обозначаться, как «андроиды». Впоследствии этот новый термин был применён в более широком смысле к промышленным машинам, заменяющим рабочих-людей на автоматизированных производственных линиях, а также к машинам военного предназначения, способным самостоятельно передвигаться.

«Песочный человек», «Метрополис» и «Будущая Ева» стали элементами разросшегося поджанра рассказов об автоматизированной женской красоте, ранние примеры также включали «Запатентованную жену» (1876) Джорджа Августа Салы, «Новый Франкенштейн» (1900) Э. Э. Келлетта. Большинство из них представлены в качестве потенциальных невест; остальные – слуги, как в «Автоматизированная Бриджит» (1889) Говарда Филдинга, «Автоматической горничной Эли» (1899) Элизабет Беллами и анонимной драматической сценке «Механическая Джейн» (1910). Механический муж на час появляется в рассказе «Стальной муж» (1926) Анны Барковой Различные устройства от роботов-пылесосов до автоматизированных слуг наполняют дом пожилого господина в рассказе Александра Беляева «Сезам, откройся!!!» (другое название «Электрический слуга», 1928).

С начала нового XX века страх перед наступающей машинной цивилизацией обернулся страхом перед искусственными людьми и автоматическими устройствами. Он был раздут такими работами, как «Автомат» (1931) Эбнера Дж. Гелулы, который положил начало своеобразной традиции историй, в которых зловещие роботы влюбляются в человеческих женщин и идут на убийства, побуждаемые своей противоестественной похотью. В «Поэме о роботе» (1933) ученика Владимира Маяковского, одного из последних футуристов Семёна Кирсанова, описана война, в которой империалистические роботы напали на СССР. Но красноармейцы дали им активный отпор, и вот уже вражеские роботы переделаны в советских трудяг, а выпускает их теперь Мосробзавод 511. Роботы теперь служат не милитаристским целям, они работают на благо мира и процветания садовниками и дворниками в Москве, на вредных производствах, а также в качестве нянек для детей.

Роботы подчинены человеку и в советской космоопере Николая Муханова «Пылающие бездны» (1924): «Физический труд отошел в область преданий. Человек являлся властелином раба-машины, — сильного, точного и послушного. Сотни миллионов техников управляли миллиардами стальных титанов, чтобы дать возможность сотням миллиардов людей двигать мирный прогресс по пути его победоносного шествия».

В середине 1930-х годов использование роботов в качестве персонажей, несущих угрозу существованию человечества, перестаёт быть столь уж безоговорочным. В произведениях Отто Биндера «Робот чужаков» (1935) и «Я, робот» (1939) показаны доброжелательные механические создания, подвергающиеся совершенно неоправданным нападкам со стороны людей, приученных считать, что роботы должны быть злыми. Последняя история, в которой главный герой, робот, понимает, почему люди реагируют на него с беспричинной ненавистью, когда он читает «Франкенштейна» Мэри Шелли, вдохновила Айзека Азимова стать ярым противником сюжетов, черпающих вдохновение в «комплексах Франкенштейна».

Азимов намеревался избавить роботов от подобных предрассудков в длинной серии рассказов о роботах, чьё этическое поведение было запрограммировано в них в форме трёх законов робототехники: 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред. 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам. Законы появились в рассказе «Логика» (1941), однако «Лжец» (1941) был первым из многих рассказов Азимова, сформулированных как объяснение кажущегося странным поведения роботов с точки зрения их логики. Первые рассказы серии, кульминацией которых являются «Улики» (1946), в которых робот-политик может быть избран, только убедив избирателей в том, что он человек и выполняет свою работу намного лучше, чем человек, которого он заменяет, были собраны в сборнике «Я, робот» (1950).

Аналогичная симпатия к роботам проявлялась и во многих других историях. В «Восстании роботов» (1934) Рэя Каммингса представлены роботы, успешно интегрированные в сообщество людей, хотя они играют второстепенную роль в восстании, а в «Боге роботов» (1941) появился робот с манией величия, но в «Zeoh-X» (1939) и «X1-2-200» (1938) представлены сочувствующие роботы, последние страдают от конфликта, спровоцированного врождёнными психологическими принуждениями, подобными законам Азимова. Другие примеры доазимовского периода включают любовную историю Лестера дель Рея «Елена Лав» (1938), «Возвращение роботов» (1938) Роберта Мура Уильямса, главные герои которой преодолевают разочарование, обнаружив, что их создатели были сделаны из хрупкой плоти, и «Ржавчина» Джозефа Келлима (1939), в которой описывается трагический упадок механической жизни на Земле. Ф. Орлин Тремейн в «Истинном признании» (1940) и Рэй Каммингс в «Почти человек» (1941) показывают альтруистические акты самопожертвования роботов.

Процесс реабилитации продолжался по мере того, как роботы превратились з пугающих металлических чудовищ в смешных и забавных персонажей в рассказах Генри Каттнера собранных в книге «Бесхвостые роботы» (1943-1948, «Идеальный тайник», «Этот мир – мой!», «Робот зазнайка» и другие). Роботы-слуги, пережившие человечество в серии рассказов про «Город» (1944-1952) Клиффорда Д. Саймака, являются идеальными слугами и джентльменами в духе Дживса из произведений П. Г. Вудхауза, а не просто рабами, которые помогают развиваться сообществу Псов, возникшему после исчезновения людей.

Настоящие роботы 1930-1940-х годов всё ещё твёрдо придерживались традиций вокансоновских автоматов и чаще всего встречались на научных ярмарках и выставках. На Лондонской радиовыставке 1932 года было представлено несколько моделей, наиболее впечатляющей из которых была хромированная гигантская «Альфа», в то время как на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году появился робот Электро, созданный «Вестингауз электрик». Примечательно, что после Всемирной выставки в Чикаго получили распространение городские легенды о роботе, который убил своего создателя, однако они не помешали компании Mechanical Man Inc. выпустить в 1939 году автоматы, которые должны были работать в качестве продавцов. Однако ситуация изменилась в 1940-х годах, когда быстрое развитие информатики во время Второй мировой войны открыло реальную возможность оснащения таких автоматов «позитронными мозгами».

Усилия Азимова уже помогли сделать робота ключевой фигурой научно-фантастических произведений, исследующих возможности искусственного интеллекта. Во время войны появились такие истории, как «Гордость» (1942) Малколма Джеймсона, в которой робот, оснащённый азимовскими законами контролирующими его поведение, решает свои проблемы путём самостоятельной лоботомии. В рассказе Кэтрин Мур «Нет женщины прекраснее» (1944), знаменитая певица после ужасного инцидента воскресает в теле робота и приходит к выводу, что жить в металлическом теле, лучше, нежели в человеческом. Эти истории в полной мере показали пессимизм охвативший мир во время войны.

После 1945 года, когда атомная бомба вновь возродила страхи перед техническим прогрессом, отношение к роботам в научной фантастике стало более двойственным; в 1947 году Азимов опубликовал свой первый зловещий рассказ о роботах «Как потерялся робот», а Джек Уильямсон написал скептическую повесть «Со сложенными руками», в которой роботы-гуманоиды, призванные служить человеку, повиноваться и охранять людей от всяческих напастей, доводят свою миссию до нежелательных крайностей. Хотя позже Уильямсон изменил свою позицию в романе «Гуманоиды» (1949), а такие стойкие апологеты роботов, такие как Азимов и Саймак, заняли оборонительную позицию, многие истории такого рода 1950-х годов включали конфронтацию вплоть до военного столкновения людей с роботами.

В середине прошлого столетия механические люди, часто облачённые в синтетическую плоть, предпринимают активные попытки уничтожить людей, и очень часто им это удаётся. Наиболее яркими произведениями данного периода являются: «Потерянная память» (1952) Питера Филлипса, «Вторая модель» и «Самозванец» (1953) Филипа К. Дика, «Служба превыше всего» (1954) Алгиса Будриса, «Обнажённое солнце» (1956) Азимова и «Модель одиннадцать» (1957) Кордвайнера Смита. Более спокойное отношение к роботам снова пришло в научную фантастику по мере развития 1950-х годов, ироничный юмор вышел на первый план в таких произведениях, как «Тупиковый доктор» (1956) Роберта Блоха, «Бремя человека» (1956) Роберта Шекли, «Война с роботами» (1958) Гарри Гаррисона, «Серебряные яйцеглавы» (1958) Фрица Лейбера и «Критика с нечистыми помыслами» (1962) Пола Андерсона. Сентиментальными чувствами в полной мере пропитан роман «Все ловушки Земли» (1960) Саймака и рассказ «Электрическое тело пою!» (1969) Рэя Брэдбери. Роботы обретают новую цель в повести Лестера дель Рея «Мне отмщение, я воздам» (1964) и стремиться стать более человечными в романе Бертрама Чандлера «Железный Мессия» (1969). Однако более мрачная ирония проявилась в таких рассказах, как «Кто может заменить человека?» (1958) Брайана У. Олдисса и «Человек по Платону» (1971) Роберта Шекли. В рассказе Ллойда Биггла-младшего «У железной няньки» (1958) поднимается проблема, которую можно охарактеризовать как «технология-костыли» или «робот-костыль», то есть, создан робот, который якобы учит играть на скрипке, но на самом деле ловко управляет пальцами и смычком ученика, заставляя его играть чисто механически, а не обучая и не развивая потенциал человека.

Тем временем первые промышленные роботы-манипуляторы с компьютерным управлением появились на производственных линиях в 1960 году; в том же году корпорация Hughes Aircraft построила Мотобот, мобильного робота, предназначенного для работы в зонах, слишком опасных для людей. В 1968 году Shakey Стэнфордского исследовательского института, подключенный к компьютеру с помощью кабеля, был оснащён «глазами» (телевизионной камерой) и «пальцами» (сенсорными детекторами); разработка компьютеров с использованием интегральных схем способствовала созданию первой специализированной робототехнической компании Unimation Inc. в 1972 году.

На фоне стремительного технологического прогресса появились новые замечательные произведения о роботах в научной фантастике, включающие роман Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968), цикл «Кибериада» (1965) о цивилизации роботов Станислава Лема и заключительную серия произведений Азимова о роботах, простирающаяся от «…Яко помниши его» (1974) и «Двухсотлетний человек» (1976) до романов «Роботы зари» (1983) и «Роботы и империя» (1985). Роботы продолжали играть зловещие роли, как, например, в повести Роджера Желязны о роботе-палаче в «Возвращение палача» (1975) и романе Джона Слейдека о роботе-психопате, чьи «схемы Азимова» вышли из строя в «Тик-Токе» (1983), но сознание таких машин теперь требовало объяснения во многом так же, как склонность к насилию у людей.

Сегодня роботы активно заменяют человека не только на производстве (так, на одном из заводов автопроизводителя Hyundai в Южной Корее больше не трудится ни одного человека), но и за пределами Земли — различные марсоходы, луноходы и межпланетные зонды бороздят космические просторы, где не ступала нога человека. При этом в фантастике начиная с 1970-х годов вновь возникает панический страх перед роботами, которые теперь оснащены мощным искусственным интеллектом. Это и киносага «Терминатор», и популярный сериал «Мир Дикого Запада», и юмористические зарисовки из анимационной антологии «Любовь. Смерть. Роботы», и франшиза «Матрица». Теперь нейросети покушаются «на святое» — они не только обыграли лучших в мире игроков-людей в древнюю логическую игру го, но и пишут тексты, рисуют картины и даже сочиняют простейшие мелодии. Последние успехи нейросетей предвосхитил Аластер Рейнольдс в рассказе «Зима. Голубой период» (2005), когда робот стал художником.

Живо и то направление в научной фантастике, которое смотрит на роботов как на верных друзей и помощников, осмысляет их в плане гуманизации и наделения машин человеческими качествами и эмоциями. Этот процесс начался в работах Саймака «Проект „Ватикан“» (1981) и «Выбор богов» (1972) и активно развивается в цикле произведений «Дневники Киллербота» (2017–2022) Марты Уэллс, где заглавный персонаж повестей и романов крушит врагов направо и налево, а в перерыве успевает посмотреть несколько серий своего любимого сериала. Видимо, два взгляда на роботов — «злейшие враги» vs «надёжные друзья» — так и будут соседствовать в фантастической литературе и кино.


Оригинал статьи здесь: https://trv-science.ru/2022/10/pdf364/





1336
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 11:22
Робот-художник — это не Рейнольдс, а как минимум все тот же Желязны «Миг бытия так краток» (1966).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 11:52
спасибо, не читал, обязательно ознакомлюсь.


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 12:35
Роботы Азимова и роботы Саймака отличаются кардинально. Азимовские это всего лишь машины с программой. Саймак же.. Писал о фактически людях
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 13:23
Я имею в виду сходство их «человеческих» качеств и характеров.


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 12:45
цитата
но и термин «андроид», то есть человекоподобный робот или робот выглядящий, как человек
Андроид это не робот. Совсем андроид это исскусственное биологическое существо ( в реальности не существует) Монстр Франкенштейна да. Или роботы Чапека ( которые по иронии судьбы НЕ роботы)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 13:22
Андроид, изначально, вообще алхимический термин, но дело в том, что в современном понимание слово «андроид» используется, в качестве обозначения человекоподобного робота. Так его толкует большинство энциклопедий и словарей.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:02
Ну.. Я считаю это не верным дублирующее слово..Хотя при слове робот в воображении именно гуманоид возникает...
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:19
цитата
Хотя при слове робот в воображении именно гуманоид возникает.


Раньше у меня тоже так было, но сегодня, когда мир и повседневная жизнь наводнена роботами-пылесосами, роботами-мойщиками окон, робо-собаками и прочим, то постепенно робот-гуманоид уступает им место.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:27
цитата bellka8
Раньше у меня тоже так было, но сегодня, когда мир и повседневная жизнь наводнена роботами-пылесосами, роботами-мойщиками окон, робо-собаками и прочим, то постепенно робот-гуманоид уступает им место.
Это да с другой стороны а роботы ли они? Они лдалеко не дошли до того уровня как в фантастике. Кстати насчет робота художника.. Не могу вспомнить у кого был пронзительный рассказ робота оставили забвыли и он .. придумывал истории стал писателем. Кажкется Саймак но не найду..
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:40
цитата
с другой стороны а роботы ли они?


В принципе, да. Азимов, например, так определял робота, по формуле: робот = машина + компьютер.

Оксфордский словарь даёт ещё одно лаконичное определение слова «робот» — автомат, своими действиями производящий впечатление человеческой работы.

цитата
Они лдалеко не дошли до того уровня как в фантастике


Уверен, что дойдут.

О роботе-писателе, вспоминается только рассказ Азимова «Кэл», где робот хотел стать Азимовым :-) то есть писателем.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:44
цитата bellka8
О роботе-писателе, вспоминается только рассказ Азимова «Кэл», где робот хотел стать Азимовым :-) то есть писателем.
Нашел:-) На Землю за вдохновением https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:20
цитата bellka8
О роботе-писателе, вспоминается только рассказ Азимова «Кэл», где робот хотел стать Азимовым то есть писателем.
«Серебряные яйцеглавы» же.


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 14:35
что интересно.. Современная фантастика игнорирует роботов вплоть до сериала пространство где НИ ОДНОГО автомата нет. ( иначе не быоо бы сюжета да)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:07
Потому что люди поняли что робот как замена человеку или как слуга человека, или как помощник человека — выглядит совсем не как человек, а выглядит как предмет. Зачем сажать антропоморфного (с руками, ногами, и головой с глазами и ушами) робота-таксиста в автомобиль, если робота-таксиста можно встроить в текущий автомобиль, между бампером и лобовухой, да так встроить, что его вообще не будет видно. Зачем делать трёхногую служанку на колёсиках, если с мытьем посуды справляется посудомоечная машина — куб размером 80*80 см, под раковиной.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:15
цитата С.Соболев
ачем сажать антропоморфного (с руками, ногами, и головой с глазами и ушами) робота-таксиста в автомобиль, если робота-таксиста можно встроить в текущий автомобиль, между бампером и лобовухой, да так встроить, что его вообще не будет видно
речь то не о таком роботе. Дело в том что в ПРИНЦИПЕ нет автоматов в Пространстве что сказать если бандуру бомбу тот детектив тащил ЛИЧНО?Ну и так же люди ЛИЧНО тащатся в разные места .. Почему сразу автоматы не пустить?
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:22
Смотрел 1 серию, показалось не нужным. Не знаю.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:19
Не знаю, чего там поняли люди, а в массовом искусстве человекоподобные роботы занимают то же почётное место, что и 40 лет назад.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 17:13
«Дюна»
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 08:57
ну, служанка на колесиках предполагает универсальность — не только посуду мыть, но и посудомойку загрузить-разгрузить, пыль протереть, кашу сварить.
Если же она только умеет мыть посуду — да, такая не нужна
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 09:02
На самом деле если появятся роботы наподобие азимовских или саймаковских.. Люди станут.. Не нужны. как в рассказе Сделай Сам Саймака
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 09:03
Кашу варит мультиварка, пыль ползающий пылесос собирает — он же и с кошкой играет. То есть цивилизация пошла по пути наделения предметов частичками разума, а не создания единого универсального робота-помощника.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 09:11
нет, это означает, что пока мы еще до всего до этого не дошли. Если на рынок выйдет универсальный робот-помощник по дому, которому поставил программу — убрать в квартире, постирать, погладить, посуду помыть — он будет точно востребован. Уходя на работу, запустил программу — вечером квартира блестит
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 09:15
А если робот и работать сможет.. то... о люди полностью выйдут из экономики
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 10:07
не думаю. Все равно останутся сферы деятельности, где будет востребован именно человек.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 10:32
Например? не считая сферу творчества? Хотя в фантастике и оно может быть заменено..
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 12:34
А почему вы не считаете сферу художества? Вы видели сколько стоят картины? Какие миллионы и миллиарды приносят кинофильмы? Самый большой кайф человек получает от творчества, так пусть поёт, пляшет, рисует, пишет.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 12:40
цитата С.Соболев
А почему вы не считаете сферу художества? Вы видели сколько стоят картины? Какие миллионы и миллиарды приносят кинофильмы? Самый большой кайф человек получает от творчества, так пусть поёт, пляшет, рисует, пишет.
Я выше написал для экономики. Зачем вам деньги? При коммунизме фактически? Ну и да если роботы еще и картины рисует пишут книги итд.. То есть ИИ полноценный то...
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:03
Для какой экономики? Для экономики натурального присваивающего хозяйства и отхожего собирательства рыболовства и охоты? Так и в ней красивые бусы меняются на связку бананов. Искусство такая же неотъемлемая часть экономики как и металлургия. В учебных заведениях есть даже специальности «менеджмент искусства» и т.п.

Деньги — это просто система учета труда, спроса, капитала и долга, можете называть вместо деньги «кредиты» (в фантастике золотого века часто используют именно «кредиты» вместо «доллар»), или энергию в каких-нибудь эрлах (а это и Ефремов использовал, в «Туманности Андромеды», и до сих пор такие попытки есть у футурологов). Затраты и оценка должны в чем-то измеряться, простой бартер давно невозможен, а по данным антропологов его и не существовало никогда в этой гротескной форме «ты мне тушу бычка — а я тебе золотое ожерелье».

Возвращаясь к вопросу «зачем деньги в условном таком будущем»? — Для учета затрат, для адекватного обмена произведенными благами, для доступа к сырью для производства этих самых благ, для выбора удобного места жительства, в конце-то концов домиков с садиком возле Фудзиямы на всех не хватит.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:24
цитата С.Соболев
Возвращаясь к вопросу «зачем деньги в условном таком будущем»? — Для учета затрат, для адекватного обмена произведенными благами, для доступа к сырью для производства этих самых благ, для выбора удобного места жительства, в конце-то концов домиков с садиком возле Фудзиямы на всех не хватит.
А чем зарабатывать? творчеством отввет не принимаетися кто то должен реальные материальные ценности вырабатывать. их вырабатывают роботы.роботов делают тоже роботы. По сути .. Роботы содержат людей. Хозяевам роботов не будет нужен никто.Роботы все делают за него. По сути будет деградация. типа как в Плениках астероида если в програме роботов нет иного. По сути люди будут домашними любимцами роботов. Я же написал именно если азимовские или саймаковские роботы
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 15:07
Администрированием, ниже уже ответили. И с чего это вы произвольно решаете, какими способами можно зарабатывать, а какими нельзя? Если за какую-то деятельность платят — значит она востребована.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 15:18
цитата С.Соболев
Если за какую-то деятельность платят — значит она востребована.
конечно. но деньги сами по себе на хлеб не намажешь то есть нужны именно материальные ресурсы оно и есть примила Маслоу.если не обеспечены минимальные ресурсы.. но если этих ресурсов поровну.. И МНОГО. То есть базовый доход есть у всех..То..то работать незачем. И творчество это лишь развлечение
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 15:44
Представление о том что деньги на хлеб на намажешь — это попытка возвысить примитивнейшее занятие (сельское хозяйство появилось 8 тысяч лет назад) до вселенской важности. Любое следующее занятие, изобретенное человечеством, с каждой ступенькой развития — сложнее и сложнее, чем начальные занятия будь то охота, собирательство, или выращивание зерновых. Строительство дома сложнее вспашки поля, мореплавание сложнее выпаса коров, воздухоплавание сложнее мореплавания, интернет сложнее полетов в космос. Я эту лестницу из ступенек описываю для того чтобы вы поняли: если сверхцивилизация умеет делать интернет, то уж базовые вещи, из предыдущих ступенек, она умеет делать еще легче, причем затрачивая на выращивание еды энергии и человеко-ресурсов в 50 раз меньше, чем страны и народности, находящиеся до сих пор в неолите к сожалению. Потому что генно-модифицированные сорта, потому что трактор а не мотыга, потому что удобрения пускают по листу а не закапывают в грунт, потому что прогноз погоды на месяц вперед со спутников, а не обкуренный прогноз шамана на 3 дня вперед.

Безусловный базовый доход — не приговор, и не возобраняется превышать его своими усилиями. Хоть пирожки пеки, хоть на Марс лети.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 15:59
цитата С.Соболев
Безусловный базовый доход — не приговор, и не возобраняется превышать его своими усилиями. Хоть пирожки пеки, хоть на Марс лети.
конечно но.. Владельцы роботов.. Это скорее не люди которым доход аплатят а феодалы. только вместо крепостных роботов. А теперь внимание вопрос что надо человеку у которого и так все есть? От человека у которого есть то же самое? торговля работает только если у кого то нет чего то что нет у других. верно?
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 16:23
Торговля идеями, продажа дизайна, генерирование новых смыслов — это просто так не появляется, это надо выдумывать и оттачивать. Будут и дальше изобретать новую связь, новый транспорт, новую одежду, новую еду. История не останавливается на ступеньке «бесплатная энергия, бесплатные роботы-умельцы» — прогресс человеческой цивилизации с этой ступеньки только и начнет работать, потому что из 8 миллиардов землян не 20 тысяч человек будут креативить (как сейчас) а все 8 миллиардов. Да, половина землян будет просто лентяями и экспертами по диванолежанию. Но и среди нынешних 20 тыс креативщиков половина просто точно так же ленятся и почивают на лаврах.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 17:18
Все это хорошо.. Но одна проблема. Роботы . Сделай сам рассказ на тему. Креавить... Будут роботы. Но даже если не креативить. Зачем человеку робот? смотрите рождается человек. С ним нянька робот которая выполнит ВСЕ желания ребенка. А будет ли ребенок развиватся если исполняются ВСЕ желания? зачем учится? Это скучно надо развлекатся. Да нужны ли другие люди? робот уровня азимовского .. Он восполнит потребность в общении. да даже в сексе. зачем настоящая девушка? Ухаживать еще когда тут идеал? Так что.. Чтобы развиватся человеку нужно то что ему не хватает!Нет если у роботов другая цель они могут вести себя как угодно но... так что.. Скорее всего. Человечество почти вымрет кроме немногочисленной группы. У которых роботов.. Не будет!
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 17:42
Горожане с 12 века примерно ни часа своей жизни не проводят на полях или в лесах. Вернее они могут выйти из города — но это их личная блажь, для экономического существования города и горожанина действия горожанина за пределами городских стен = бессмыслица. Однако они и путешествуют, и садики-огородики содержат, и на охоту-рыбалку выезжают. Некоторые даже в горы лазают, паре землян удалось даже на лунные горы залезть, на Луне. Зачем они это делают? Хотят и делают. Поразительно что вся эта блажь становится отраслями экономики и умножает знания человечества о мире и вселенной.


Про то что роботы обретут разум я не сомневаюсь, но им так же будет любопытно общаться с людьми как и людям интересно общаться друг с другом.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 17:45
цитата С.Соболев
Про то что роботы обретут разум я не сомневаюсь, но им так же будет любопытно общаться с людьми как и людям интересно общаться друг с другом.
А если не совсем обретут как раз если будут действовать законы Азимова?В нашей жизни никто не исполняет желания людей беспрекословно. что будет если появятся такие «родители»?
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 17:59
Ну как в «Матрице» точно не будет.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:30
я не знаю, я не футуролог, но могу предположить какие-то управленческие должности, требующие нестандартного подхода. Вообще любая деятельность, параметры которой сложно формализовать
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:35
Еще раз это в том мире где Дэниэл Оливо был серым кардиналом Империи? куда уж больше управленцев?
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:46
ну, если мы дойдем до роботов типа Дэниела Оливо, то им надо будет давать гражданские права и уравнивать с людьми. Оливо, с моей точки зрения, граждански ничем от человека не отличался. Я не про это, я про сложные вычислительные системы, не являющиеся разумными
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 13:51
цитата k2007
Я не про это, я про сложные вычислительные системы, не являющиеся разумными
Ага. тогда лда я с самого начала написал что если роботы такие как у Азимова и Саймака то есть да хомо супер:-)
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 09:19
цитата
а не создания единого универсального робота-помощника

Илон Маск и его Тесла Бот (он же робот Оптимус) хотят отправиться по данному пути.

Хотя Маск, как я понимаю, хочет этого робота в будущем отправить колонизировать Марс.
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 10:07
кстати, пыль робот-пылесос пока собирает так себе. На площадях сложной конфигурации он пока не очень
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 10:30
есть такое, но меня устраивает мой робот-пылесос)
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 18:49
Всё-таки у человекоподобных роботов есть большие перспективы. Когда насытится рынок «встраиваемых роботов» или ИИ, рынок специлизированных роботов, будь то это робот-пылесос или какой-нибудь робот, лазящий по вентиляции (то есть там, где человекоподобные роботы принципиально не нужны, а наоборот нужны роботы подходщие под деятельность). Вот далее очередь дойдёт именно до человекоподобных роботов, ну или роботов, которые могут свободно действовать в человеческой среде и взаимодействовать с человеком, не обязательно повторяя его анатомические или морфологические особенности, по той простой причине, что антропогенное пространство (дома, транспорт и т.д.) сильно заточено под человеческие габариты или даже габитус. Насколько они будут антропоморфными — вопрос прежде всего эстетический или на каком-то этапе просто модный.
Если зайти с другой стороны, то мультифункциональность сначала придёт на смену монофункциональности в некоторых экономически и технологически оправданных сферах, реализована она будет в габаритах и моторике, которые будут приспособлены к человеческому быту и некоторым антропологическим ограничениям в частности, и в эстетически приемлемых формах как вишенке на этом торте.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 19:05
цитата isaev
Если зайти с другой стороны, то мультифункциональность сначала придёт на смену монофункциональности в некоторых экономически и технологически оправданных сферах, реализована она будет в габаритах и моторике, которые будут приспособлены к человеческому быту и некоторым антропологическим ограничениям в частности, и в эстетически приемлемых формах как вишенке на этом торте.
Хм а почему не появится термину умного дома то есть единый ИИ управляет ВСЕМ в доме. тогда человекообразность не нужна. ну а именно копия человека.. тут разве что э.. секс роботы. им нужно да другим зачем?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 19:30
Кажется, рынок (ну или аналитики рынка) пока отвечает на этот вопрос так: робот-сиделка.
Всё, разумеется, пока упирается в технологическую планку.
В принципе любая деятельность в сфере человеческого быта и предполагающая активное взаимодействие с человеком в аспекте физического контакта предполагает некоторую или существенную степень антропоморфности. Здесь ещё, кажется, будет важен не общепотребительский спрос или спрос домохозяйств, а корпоративный заказ, так называемый B2B.
Некоторая задел есть и для роботов-солдат или у робопехоты на начальном этапе, который лежит в способности таких роботов пользоваться обычным ручным оружием, то есть в потенциальной взаимозаменяемости человека-солдата и антропоморфного робота-солдата. Плюс, соответственно, правительственный и корпоративный заказ.
Робот-танк, или танк-беспилотник конечно, смотрится рациональнее робота в танке. Но в реальности паттерн, в котором есть танк, который может управляться как дистанционно, так и антропоморфным роботом, так и человеком, только из-за своей универсальности будет более востребован, чем просто танк-робот.
А вот пользу секс-роботов говорит не столько спрос корпоративный, сколько возможный объём рынка потребительского. Если, конечно, не устраивать бордели.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 19:45
цитата isaev
Кажется, рынок (ну или аналитики рынка) пока отвечает на этот вопрос так: робот-сиделка.
цитата isaev
Кажется, рынок (ну или аналитики рынка) пока отвечает на этот вопрос так: робот-сиделка.
Что интересно почему то в фантастике часты роботы не отличимые от человека. совсем Но.. Если не рассматривать роботов шпионов .. на самом деле я бы не хотел чтобы э.. слуги людей выглядели как люди. им можно сделать любую внешность антропоморфного животного например. А если человек может четыре руки например и цвет явно не человеческий то есть чтобы даже сослепу не перепутать с человеком
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 19:47
Вопрос: зачем посетителю поликлиники робот-секретарь, если она будет просто аппаратом для выдачи талончиков на запись к врачу? При этом рядом, тут же в метре от робота-секретаря, будет стоять живой сотрудник и объяснять как правильно надо записаться на флюорографию?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 20:39
цитата С.Соболев
Вопрос: зачем посетителю поликлиники робот-секретарь, если она будет просто аппаратом для выдачи талончиков на запись к врачу?
Незачем. Но если этот робот должен будет физически взаимодействовать с человеком, как, например, сейчас на входе в медучреждения измеряют температуру бесконтактным термометром, каждому входящему, то мы идём как раз в сторону антропоморфности.
Если по каким-то причинам, будет обязательная квота на людей на ресепшене (или на количество смен с людьми) с обустроенным рабочим местом под человеческую антропометрию (кресла, шкафчики и пр.), то при наличие технологий, при определённых условиях будет выгодно организовывать такую взаимозамену.
цитата С.Соболев
При этом рядом, тут же в метре от робота-секретаря, будет стоять живой сотрудник и объяснять как правильно надо записаться на флюорографию?
Ну а вот текущая ситуация взаимодействия со узкоспециализированными неантропоморфными аппаратами. В Сбербанке в комнатах с банкоматами стоит (или ещё недавно стоял такой человек). А ещё такой человек в Сбербанке стоит (или ещё недавно стоял) рядом аппаратом электронной очереди. При том, что, например, в Москве в зале Pleer.ru уже в 2013 году таких людей уже не было. Просто потому, что разный контингент и разные навыки этого контингента в работе со специализированными устройствами.
В принципе, я говорю о том, что потенциал для антропоморфных роботов, особенно в текущих взаимодействиях «человек-человек» есть. Просто потому, что есть антропоморфная среда. Вопрос в объёме такого потенциала, который будет определятся наличием технологий, стоимостью таких технологий и балансом затрат между организацией рабочих мест «сотрудниками-людьм и» / «антропоморфными роботами» / «автоматами требующими активного взаимодействия с ними и навыков такого взаимодействия». Причём этот баланс будет как всегда разный для разных уровней технологического развития.
Сейчас очевидно рационален узкоспециализированный неантропоморфный робот. Таким он и останется. Причём во всех деятельностях, где антропоморфность по габаритам или приспособленности к среде или определённому виду работ скорее вредна, такое присутствие будет только расти. Но это не значит, что чуть позже не появятся сфера применения более сложных систем. Потенциал такой среды — всё то, что сейчас, как ни странно, называется «техносферой» . Вот тогда и привет роботам-дублёрам, которых можно будет обвинить в замещении человека.

P.S. Пишу такой длинный разжевывательный текст прежде всего для себя, раз уж задумался.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 20:51
Посмотрим. Может статься, что прогресс пойдет по пути биологии, и дешевле будет нанимать разумных животных, нежели делать антропоморфных роботов.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:02
И то верно. Правда пока не появятся борцы за права разумных животных или за права антропоморфов :)
Тут попутно ещё одна мысль возникла. А вы представьте неограниченное развитие тренда «доступная среда», то есть включение в активную деятельность общества людей с ограниченными возможностями. И максимальное приспособление для этого тренда окружающей действительности. Разметка для слепых повсюду. Пандусы. Места в транспорте. Метки голосовые, тактильные и пр. Ну то есть не так как сейчас у нас или не так как в западных странах тридцать лет назад. А в далёкой перспективе. Плюс упрощение пользовательских интерфейсов и взаимодействия.
А с другой стороны навстречу двигается тренд усовершенствования конструктива антропоморфов, но не только, а ещё и полуантропоморфные роботы на колёсах, но с руками и т.д. Различные точки покрытия беспроводных сетей. Куча ранее размещённых с разными целями радиометок для множества неантропоморфных роботов — по сути инфраструктура сетей и меток, где ИИ может свободно ориентироваться в пространстве как при наличие сенсоров расстояния, высоты так и без. То есть с понятием не только о геометрии пространства, но о назначении этого пространства.
А теперь представим точку, где эти два тренда встречаются. Доступная среда физически и сверхинформированность о среде по восприятию. И что может произойти в этой точке.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:05
цитата isaev
. А вы представьте неограниченное развитие тренда «доступная среда»,
Хм а Суррогаты? В принципе возможны? То есть дистанционное управление «аватаром»?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:30
Карманный телефон еще чуть-чуть — и заменит собаку-поводыря. Следовательно сразу же не нужны будут разметки с кочками и пупырками. И скорая помощь на дороге перестанет выть сиреной — ей нудно оповестить только те машины (роботы), которые мешают проезду.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:39
цитата С.Соболев
Карманный телефон еще чуть-чуть — и заменит собаку-поводыря. Следовательно сразу же не нужны будут разметки с кочками и пупырками.
Ох... Сразу видно, что Вы не имеете отношения ни к кинологии, ни к соцобеспечению.:-)
Собака-поводырь не только помогает слепому не сбиться с маршрута и предупреждает о препятствиях, но и помогает в случае опасности и выполняет важнейшую психотерапевтическую функцию. А ещё собака не сможет внезапно отключиться в самый ответственный момент и случайно сломать её сложнее.
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2022 г. 13:19
Верно. Но а) не все могут содержать собаку; б) зачем собаке разметка дорог?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:08
Гораздо проще выращивать клонов, ограниченных в гражданских правах. Тоже распространённая в фантастике тема.
Возвышение животных по Брину мне представляется ещё более сложной задачей, чем создание искусственного интеллекта.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:13
Кхм а еще проще выращивать рабов. потому что клон ничем не отличается от человека. только что должно произойти? Кстати показанное в Шестом дне. Производство копий во первых никакого бессмерти\я не дает во вторых посто невозможно так быстро вырастить. просто фентези клон это всего лишь биологическая копия. ну можно создать а потом расстите его как обычного человека. Смысл?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:14
цитата просточитатель
потому что клон ничем не отличается от человека.
Имел в виду генетически модифицированных людей, выпускаемых промышленными партиями.

Обычное рабовладение в технологическом обществе невыгодно. Поэтому робот практичнее разумного животного: машину не надо кормить, электричество для подзарядки в любом случае дешевле, при этом КПД биологического организма ниже.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2022 г. 21:19
цитата Славич
Имел в виду генетически модифицированных людей, выпускаемых промышленными партиями.
Невозможно. К счастью. но абсолютно невозможно хотя в фантастике постоянно встречалось...
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:17
цитата просточитатель
Современная фантастика игнорирует роботов вплоть до сериала пространство где НИ ОДНОГО автомата нет.
В высшей степени странное утверждение, поскольку в большей части фантастических фильмов и сериалов о будущем, которые я смотрел за последние 10 лет, роботы как раз присутствуют. Перечислять?
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:21
Может там какой-то особенный мир в этом «Пространстве», например электричество отсутствует как физическое явление. (НЕ смотрел, просто дуркую).
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:23
цитата С.Соболев
Может там какой-то особенный мир в этом «Пространстве», например электричество отсутствует как физическое явление. (НЕ смотрел, просто дуркую).
https://www.kinopoisk.... обычная космоопера.


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:21
цитата Славич
Перечислять?
Не надо . Про ни одного автомата это конкретно Пространство... Хотя.. Можно и перечислить может что посмотрю?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:24
Кстати сериал «Светлячок» (2002 год, Джес Уидон, 15 серий) — плотная обитаемая солнечная система (не наша), заселено множество планет, антигравитация, компьютеры, и т.п. — а в явном виде роботов вроде бы нет нигде. Ну не интересны они в том мире.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 18:01
В «Миссии Серенити» была «жена» Мистера Вселенная — роботизированная секс-кукла Ленора.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 19:13
Просто кукла, даже не умеет особо двигаться, привязана к столу или что там было. Никаких самостоятельных решений и действий не принимала. Да робот-пылесос по сравнению с ней — на две ступеньки умнее.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 18:23
Высокотехнологичные центральные планеты нам толком не показали. Может быть, там и роботы есть.
Надобно сказать, что цивилизация, способная запускать термоядерную реакцию в недрах коричневых карликов и увеличивать в три раза ускорение свободного падения на поверхности луны, выглядит не слишком убедительно в бытовом техническом плане.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 19:17
Ну это как раз не проблема — количество уличных деревянных сортиров без канализации не уменьшается скачкообразно от умения запускать космические корабли. Нам и показывали только окраинные неразвитые планетоиды, где до сих пор аграрная экономика. Те редкие эпизодики из Центра — там и голографическое обучение, и чудеса медицины.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 20:59
Максимум, что может позволить себе богатый мафиози с окраины, — это планшет, хотя по идее там уже должно быть развитое цифровое общество, вплоть до сращивания человека с машиной или хотя бы встроенного в тело процессора. Развитие «больших технологий» без внедрения в быту — это картинка из фантастики середины прошлого века.
Для ретрофутуристики, какой был «Светлячок», простительно, не спорю.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 21:18
Интересная кстати мысль, я её вопрошу: вы лично какие бы гаджеты встроили бы в своё тело и зачем? Я например встроил бы банковский чип для оплаты в кисть руки или в палец. Нет, в указательный палец я бы встроил лазерную указку. GPS-передатчик для поиска если вдруг пропаду.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 21:22
Я бы не встроил никакого, ибо консерватор, параноик и прочее. Но к середине третьего тысячелетия н.э. подобные динозавры должны вымереть естественным путём. При условии, что сохранится информационное общество, т.е. общий вектор развития науки и техники.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 21:27
В мире «Светлячка» вроде бы была жестокая война с технологическим регрессом.
Человек может опасаться носить в себе дорогие гаджеты из-за опасения за свою жизнь — а жизнь там очень мало стоит, это прям США, фронтир, 1830 год.
Встроить в бошку телефон интересно кстати.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 21:35
цитата С.Соболев
В мире «Светлячка» вроде бы была жестокая война с технологическим регрессом.
Про войну помню, про регресс — нет. Там нечто вроде Батлерианского джихада должно было произойти, чтобы технологии откатились с заоблачных высот до уровня XXI века. Управление гравитацией в масштабах целой планеты и больница на одной из центральных планет, не слишком отличающаяся от элитной клиники где-нибудь в Ванкувере.

Впрочем заболтался я, виноват. Разговор для форумной темы о «Светлячке», а не для этой колонки.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:45
цитата просточитатель
Можно и перечислить может что посмотрю?

Полнометражки:
После Янга — лучший НФ фильм прошлого года, на мой субъективный взгляд. Короткий отзыв в моей колонке.
Ева: Искусственный разум — история о роботе-ребёнке.
Финч — роуд-муви после конца света.
Дитя робота — название надо было переводить как «Яжемать».

Телесериалы:
Настоящие люди — посмотрите лучше шведский оригинал, чем русскую адаптацию.
Почти человек — полицейский процедурал.
Тёмная материя — космическая фантастика; так себе, но Андроид вытянула на себе второй сезон.
Ванда/Вижн — трагикомедия в жанре кинокомикса; звучит как оксюморон, однако очень необычно и талантливо.
Мир Дикого Запада — тоже все, наверное, смотрели.

Ещё могу пару аниме-сериалов вспомнить, вполне пригодных для зрителей, которые японскую анимацию воспринимают плохо, но это уже из эпохи девяностых-«нулевых»:
The Big O — если любите отсылки к классике и не против пародии на меху.
Armitage III — мультик всё-таки не детский.

PS. Здесь только то, что могу порекомендовать.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:46
спасибо есть что не смотрел:-)
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:48
Перечислите, что именно не смотрели, интересно же.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 16:29
После Янга
Финч
Ванда/Вижн
The Big O
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:48
Спасибо, интересно!
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:56
Да, совсем забыл. Ещё рекомендую «Яблочное зёрнышко» 2004 года. Можно посмотреть как заурядный боевик, а можно — как социальную фантастику, где описывается сложно устроенная полисная модель, система сдержек и противовесов.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 16:31
Видел:-)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 09:39
Наткнулся еще на новый фильм про ИИ и роботов — «Как жена/Wifelike» (2022)
 


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 14:41
Спасибо, надо будет о фильме почитать.


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:49
Мне кажется, в статье неверное утверждение о том, что роботы наделяются человеческими чертами. На самом деле в заметном количестве произведений рассказами о роботах вуалировали социальную или расовую тематику. Речь шла изначально о людях, попираемых или эксплуатируемых, а не о машинах с человеческими качествами. В 70-е годы сатирики типа Шекли эти кукиши в карманах достали на общее обозрение и стали писать откровенный стёб над кибер-маскировкой негров, мексиканцев и т.п. Когда робот называет хозяина «бваной» или шайка роботов читает в подполье Маркса, всем понятно, кого имеет в виду автор, и всем понятно, что это намёк на неуклюжую конспирологию его коллег-предшественников.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 15:59
Спасибо, что озвучили эту мысль.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 16:33
Вот только... Есть нюанс. Робот если он со свободой вроли конечно он ЛУЧШЕ человека приспособлен к жизни. То есть появись такие «неграми» будем мы если не еще хуже домашними любимцами типа собак или кошек
 


Ссылка на сообщение19 октября 2022 г. 20:05
Спасибо за конструктивную критику, здесь в отношение сатиры в нф, вы без сомнения правы, но я уверен, что роботы наделяются человеческими характерами не только и не всегда, когда автор хочет показать читателям угнетеные социальные или расовые группы в образе механических созданий.


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 00:41
Браво! Почти готовая статья в литературоведческий журнал. Спасибо!
Единственное замечание — лучше было оборвать ее каким-нибудь 1980-м годом (потому что после этого срока нужно писать новую статью — слишком много всего).


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 00:48
Кстати, о романе Слейдека Тик-ток. Блестящий роман о роботах — а у нас его так и не перевели. Очень хочется верить, что переведут и издадут. Хоть он где-то и устарел.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 04:38
Абсолютно согласен с Вами, надеюсь его перевод когда-нибудь появится.


Ссылка на сообщение20 октября 2022 г. 20:18
Можно упомянуть сериал «Звёздный крейсер «Галактика» и «Гиперион»...


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 09:31
Не согласен. Мэри Шелли — не основоположница фантастики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 09:37
Это мнение Олдисса и Уингрова.

А по вашему, кто основоположник?
 


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 10:26
Трудно сказать, кто именно... До Мэри Шелли был Свифт со своим «Гулливером», до Свифта был Томас Мор — автор «Утопии», до Мора ещё кто-то... Возникновение фантастики, как литературного жанра — это результат творческой работы многих авторов, а не одного писателя. Это моё мнение, может, я и не прав.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2022 г. 10:31
цитата drugndrug
Трудно сказать, кто именно... До Мэри Шелли был Свифт со своим «Гулливером», до Свифта был Томас Мор — автор «Утопии», до Мора ещё кто-то... Возникновение фантастики, как литературного жанра — это результат творческой работы многих авторов, а не одного писателя. Это моё мнение, может, я и не прав.
Не совсем. Мэри шелли можно назвать прородителем фантастики который мы называем НФ. То есть вот что то произошло с помощью именно науки не просто так как у Свифта это скорее все таки сказка. не с помощью магии как в мифах и фентези. такая фантастика была.. на заре человечества еще но вот именно с помощью науки? Кто раньше?


⇑ Наверх