Эту книгу мне рекомендовали как фанфик по Вахе 40k, обещая, что мне непременно понравится. Я отнеслась с некоторым скепсисом, но открыла. На первой главе мой скепсис усилился многократно, ибо текст начинался с попаданца, да еще в тело ребенка. Однако, прочитав ознакомительный фрагмент, я купила книгу и ничуть не жалею.
На самом деле автор ловко водит читателй за нос, подсовывая им под ваховским соусом не совсем ваховскую, а может даже и совсем не ваховскую историю. Сюжет разворачивается вокруг пятилетнего Кости, чье тело вдруг занимает контр-адмирал космического флота Сато. Особая интрига состоит в том, что до самого финала совершенно непонятно, то ли это реальный попаданец, то ли ребенок испытывает серьезные психологические проблемы на фоне проблем в семье.
Повествование разбито на три части, разделенные значительными временными отрезками. Каждая часть соответствует очередному кризису в жизни Кости-адмирала. Довольно камерный набор персонажей и частая смена пова между ними позволяет хорошо узнать каждого из них. Основные действующие лица драмы: семейная пара, их сын-контрадмирал и детский психолог, работающий с ним. Остальные персонажи вроде сестры мальчика или ее жениха чисто функиональны, выполняют строго определенную роль, отчего выглядят несколько плосковато, но крайне узнаваемо. Это характерные типы, так часто встречающиеся в подобных ситуациях, что в них безусловно веришь.
Тут нет никаких штампов, характерных для романов о попаданцах в детские тела: если б они были, я бы закрыла книгу на первой странице. Я не настолько увлекаюсь фантастикой и фэнтези, чтобы без фейспалма читать о том, как взрослый в теле ребенка использует свой опыт для прокачки, самоутверждения и нагибаторства, чем изобилуют книги о всяческих попаданцах. Тут контрадмирал жестко ограничен полным бесправием ребенка пяти лет, а также его телом и прилагающимися к нему возрастными особенностями вроде нестабильной психики и эмоциональных качелей.
Контрадмирал не способен ни на что из того, чего не смог бы обыкновенный ребенок. Достаточно сообразительный для того, чтобы использовать свои слабости как силу.
Взрослые так часто недооценивают маленьких детей, верят в их глупость и невинность, что легко становятся жертвами манипуляций. Собственно, весь роман — один большой справочник по манипуляциям самого разного толка. Написанный тонко, умно, на самой грани фантастики. Поскольку собственно фантастики тут исчезающе мало, и не она главная интрига сюжета. Пожалуй, если изъять отсюда фант-элемент и заменить его чем угодно другим, схожим, но в рамках реальности, роман не станет менее захватывающим и интересным.
Четверка мама-папа, сын-психолог проработана тщательнейшим образом, рассмотрена и вскрыта со всех возможных углов. Описаны типичнейшие проблемы семьи, школы, работы и вообще — человека в социуме, и это основная причина, по которой за происходящим так интересно следить.
Едва не половину разобранных схем я видела в собственной педагогической практике — сцена с учительницей совершенно замечательна в этом плане. Но и все, что касается проблем в семье и того, как их неосознанно перекладывают на детей, это тоже вполне узнаваемо и встречается на каждом шагу.
Даже сцена в Макдональдсе вполне правдоподобна именно в силу того, что лишь социальные барьеры не дают детям вести себя так, как повел себя контрадмирал, а взрослые, не привыкшие к подобному, могут действительно спасовать перед слетевшим с катушек пацаном.
Отдельного упоминания заслуживает описание работы детского психолога. Раскрытое со знанием дела, явно изнутри. Тут есть приемы, которые можно смело брать на вооружение.
На примере манипуляций, уступок, лжи разбираются базовые жизненные вопросы. Вопрос свободы воли, воспитания и становления личности, ложного и истинного чувства долга и много чего еще.
Это тот случай, когда роман стоит перечитывать хотя бы потому, что он заставляет задуматься об очень многом, и такой пласт просто не переварить в один присест. А над некоторыми вещами просто необходимо размышлять снова и снова.
Композиционно книга показалась немного неровной. Кульминация приходится на вторую часть, за счет явного спада напряжения третья, в которой раскрывается главная интрига контрадмирала, воспринимается уже с меньшим интересом, чем прыдыдущая. Беда мальчика-контрадмирала принимает буквально планетарные масштабы, но герои уже настолько выгорели, что им как будто и самим все равно, а вместе с ними несколько охладевает и читатель.
Финал романа логичен и закономерен, но чувствуется в нем некоторая опустошенность. Впрочем, может быть, именно так и задумывал автор.