Цикличная держава, или Убийца, творящий историю
Империя драйгериан с ее долгоживущими жителями-«эльфами». Семнадцать Великих домов, каждый со своим представителем в животном мире. Ее соседи – восточники, обычные люди.
Влад Талтош, владеющий магией и тех и других, вел дела в своем районе в новом качестве лишь несколько месяцев. Что за дела? Да так по мелочи: подпольный игорный бизнес, бордели без лицензии, торговля краденым. И оставить без внимания действия своего помощника, прикарманившего крупную сумму и сделавшего ноги, Влад никак не мог.
Вот только была проблема – место, куда скрылся хитроумный воришка. Гора Тсер, где, если верить легендам, обитает могущественная колдунья, крайне паршиво относящаяся к посетителям.
Взявшись за дело, Влад удостоверился – легенды одновременно правдивы и лживы. Вместе с тем визит на Тсер оказался лишь прелюдией к событиям, связанным с колдунами, Великим Оружием, а главное – смертельно опасной работой, которую на первый взгляд почти невозможно выполнить.
Любому, кроме Влада Талтоша.
Американец с венгерскими корнями Стивен Карл Золтан Браст не шибко популярен в наших палестинах. Меж тем книги Браста неоднократно номинировались на премии Hugo, Nebula и Locus (не получив, правда, ни одной из них) а предисловие ко второй книге Стивена писал самолично Роджер Желязны. «Драгейра» входит в десятку самых объемных фентези-циклов (в нем больше полутора десятков томов (1983 — 2017). Также романы Браста известны кулинарными рецептами, которые автор берет у шеф-повара ресторана венгерской кухни.
Итак, перед нами классическое авантюрное фентези с преступниками, ограблениями, магическими поединками и драками, приправленное щепоткой божественного присутствия и любопытными особенностями мира. Да-да мне тоже вспомнился Скотт Линч с его «Обманами Локки Ламоры».
А когда привыкаешь к подаче материала, выясняется, что ставки в этой игре гораздо выше, чем казалось на первый взгляд.
В целом, увлекательно, читается легко, разве что порог вхождения в текст довольно высок. Поначалу возникает масса вопросов на тему «Кто все эти люди» и «Что собственно говоря, происходит». Браст бросает читателя в омут своего мира, практически ничего не разъясняя. Кто такие драйгериане? Что за понтовый Талтош? Что за звери такие джареги или тсеры?
Зато когда находишь ответы на эти вопросы, мир начинает потихоньку открывать перед тобой некоторые из своих приятных граней. Оставляя еще больше на потом.
Стоит учитывать, что Браст писал свой цикл не в строгом порядке от «А» до «Я». Например «Талтош» — первый по внутренней хронологии, был написан Стивеном четвертым, после «Джарега», «Йенди» и «Теклы».
Никаких тебе пространных описаний города, где происходят события или империи в целом, истории этих земель, социального устройства. Даже драйгериане останутся для нас во многом загадкой. Хотя в некоторые особенности этого долгоживущего народа автор нас посвятит. Как-то в их любопытное посмертие, почитание цифры 17, а также обычай циклично передавать трон империи от одного дома другому, по прошествии некоторого времени, опять же кратного 17.
Вдобавок мы поучаствуем в ограблении, увидим магическую дуэль, понаблюдаем за действием Великого оружия, способного разрушать королевства, познакомимся с котаврами (гибридом больших котов и людей). И отправимся в долгий путь-квест Дорогами Мертвых, где встретимся с великими героями и богами.
Но больше всего времени проведем с Владом Талтошем, увидев его впервые в самом что ни на есть голоштанном детстве. Сего субъекта сложно отнести к хорошим парням. Натуральный криминальный элемент, причем не мошенник по мелочи, и не вор на доверии, а обычный душегуб, то бишь наемный убийца. Отправляющий к богам любого, за кого заплатят. Понятное дело, автор не делает акцента на живодерской деятельности Влада, описывая относительно подробно лишь его первое «дело», произошедшее в 17 годочков. Мало найдется читателей способных сопереживать хладнокровному киллеру. Взамен Стивен знакомит нас с детством-отрочеством-юностью Талтоша, описывая образ вполне приятного человека (если б не профессия). Смелого, неглупого, полного иронии и харизмы. Бабника и мота. Эдакое дитя двух миров, вобравшее в себя ряд качеств и людей с Востока и драйгериан. Ребенок презираемой расы, терпящий плюхи от хозяев жизни с самых младых ногтей. Талантливый ученик своего деда. Юноша, без зазрений совести ступивший на кривую дорожку (впрочем, оценивать действия Талтоша с точки зрения современной морали не есть правильно). Взобравшийся на вершины криминальной иерархии. Впутавшийся в судьбоносные дела, способные оказать влияние на всех жителей империи.
Отдельных вистов Владу добавляет его друг-приятель. Змеиноголовый джарег (по видимому летающий ящер), давший имя Дому Талтоша. Особого описания Лойоша автор (как обычно!) не даст, оставляя читателю поля для воображения. Так что каждый может воображать себе зверушку по вкусу. Причем, Лойош – не домашнее животное, а вполне разумный индивид, способный к мысленному общению, интеллектуальной деятельности, продуцированию идей. Друг и напарник, если коротко.
Также интересно наблюдать за отношениями драйгериан и их соседей – обычных людей с Востока (впрочем, драйгериане также называют себя людьми). Восточники, в прошлом пережившие погромы, нынче обитают в отдельных гетто, редко перемешиваясь с коренными жителями империи. Уроженцев Востока тошнит при телепортации и доступа на Дороги мертвых у них нет (обычно). Люди меньше и слабее драйгериан, обливающих их изрядным презрением. Получающих в ответ такое же. Срок жизни драйгериан исчисляется тысячелетиями, в отличие от короткоживущих людишек. Даже отношение к богам и магия этих двух рас отличается коренным образом. Быстрое волшебство драйгериан. И долгое предметное, ритуальное колдовство восточников.
Тройная структура романа сплетается из двух основных и одной вспомогательной линий. Настоящее с авантюрно-судьбоносным походом, перемежается картинами прошлого Талтоша, а также криминальным сообществом Империи с его таинственной Организацией. Переключения настоящего и прошлого часты, происходят порой в самый неожиданный момент.
Красной нитью через весь роман проходит сотворение Владом некоего непонятного ритуала/заклинания, демонстрирующего нам колдовство восточников… и, в результате, оказывающего важное действие на сюжет.
Хватает в книге намеков на прошлые события, незаконную магию, конфликты между домами, заделов на будущее.
Что логично, перед нами лишь первый кирпичик в огромном здании «Драгейры».
Эрго. Авантюрное фентези с неоднозначным, но харизматичным «криминальным» протагонистом, слабо очерченным миром (по-видимому, пока) и классическим набором инструментов этого поджанра (ограбления, поединки, убийства, магия).