Великаны карлики маги


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Великаны, карлики, маги, подлецы и герои. Д. Мартин - неоконченная игра
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Великаны, карлики, маги, подлецы и герои. Д. Мартин — неоконченная игра

Статья написана 16 июля 2022 г. 20:19

«Игра престолов»
Джордж Р. Р. Мартин
Игра престолов
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 928 стр.
ISBN: 978-5-17-114122-6
Серия: Иллюстрированная Песнь Льда и Огня

Аннотация: При странных обстоятельствах умирает десница владыки Вестероса. Король Роберт со свитой отправляется на север к давнему другу Эддарду Старку, чтобы предложить тому занять место погибшего... Скрывающиеся в вольных городах потомки свергнутой Робертом династии Таргариенов вынашивают планы возвращения Железного Трона, но для этого им нужно заручиться поддержкой самого могущественного кхала великой степи. За спинами героев уже плетутся сети интриг, и никому не известно, какая фигура окажется очередной жертвой в игре престолов. А между тем зима приближается...

Комментарий: Первый роман цикла "Песнь Льда и Огня".
Иллюстрации на обложке и внутренние иллюстрации Т. Несмита.

«Битва королей»
Джордж Р. Р. Мартин
Битва королей
Издательство: М.: АСТ, 2020 год, 2000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 960 стр.
ISBN: 978-5-17-119428-4
Серия: Иллюстрированная Песнь Льда и Огня

Аннотация: Хаос воцарился в Семи Королевствах после смерти Роберта Баратеона – в жестокой борьбе за трон сошлись претенденты на престол. Настало время, когда кровь польется рекой, брат убьет брата, а предательство заменит верность. Разрушены вассальные договоры, подлая измена захватывает крепости вернее меча, жестокостью отвечают на жестокость, а любовь и былая дружба не стоят ничего. Мертвые восстают из могил и убивают живых. Долгая зима вступает в свои пределы, а за морем набирают силу Драконы.

Комментарий: Второй роман цикла "Песнь Льда и Огня".
Иллюстрации на обложке и внутренние иллюстрации Р. Хескокса.

«Буря мечей. Пир стервятников»
Издательство: М.: АСТ, Астрель, 2012 год, 5000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 1280 стр.
ISBN: 978-5-17-075347-5, 978-5-271-39549-9
Серия: Гигантская фантастика
омнибус

Комментарий: Третья и четвертая части романа-эпопеи "Песнь Льда и Огня".
Иллюстрация на обложке В. Ненова.

«Танец с драконами»
Джордж Р. Р. Мартин
Танец с драконами
Издательство: М.: АСТ, 2013 год, 5000 экз.
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 832 стр.
ISBN: 978-5-17-079812-4
Серия: Гигантская фантастика

Аннотация: Битва за битвой. Измена за изменой. Интрига за интригой.

Самое ценное в Семи Королевствах — трон, выкованный из тысячи мечей в пламени дракона. Но одновременно — это наиболее шаткое сооружение, ведь "короли нынче мрут как мухи", а со всех сторон облизываются шакалы, только и мечтающие забрать власть и править. Некоторые из них считают престол Вестероса своим по праву, некоторые возомнили себя Эйегоном Завоевателем, добывшим власть кровью и заплатившим за нее железную цену.

В схватке сошлись северяне и южане, запад и восток, а тем временем наступает зима... Полчища мертвецов поднимаются из могил...

И да спасут вас боги в этот темный час...

Комментарий: Пятая часть романа-эпопеи "Песнь Льда и Огня".
Иллюстрация на обложке В. Ненова (в издании не указан).

"Бесспорно одно: писатель-реалист не несёт ответственности за характеристики общей, например, причинно-следственной, структуры реального мира; оценивая его произведение, мы не ставим во главу угла структуру реальности, с которой его произведение всё же в какой-то мере взаимодействует.

Зато писатель-фантаст отвечает и за мир, в реальность которого вписал сюжет своего произведения, и, кроме того, за само действие, развёртывающееся в его повествовании, так как он, по сути, создаёт и то, и другое."

С. Лем "Фантастика и футурология"

                                                   

В угожденьи богу злата

Край на край встаёт войной;

И людская кровь рекой

По клинку течёт булата!

Люди гибнут за металл.

Сатана там правит бал,

Там правит бал!

  Ф. И. Шаляпин

«Персонажи все очень убедительны, но взгляните, о други: они взяты не из жизни. В реальности вы никогда не встретите Тириона, или Теона, или Недда. Женщины не бывают такими, как Серсея, они чуть сложнее. Герои Мартина — это не люди, а персонификации различных пороков"

Из отзыва

Есть смысл начать с другой цитаты из того же отзыва: «сцена казни Неда. Одной этой сцены достаточно, чтобы навсегда избавиться от романтизма.» На самом деле ничего особенно ужасного в этой сцене нет, палач сделал свою работу профессионально. Куда неприятнее сцена, когда Теон Грейджой принимает на себя обязанность палача. А главное в другом — Нед не должен был умереть. На этот счёт был другой уговор, который неожиданно для всех был нарушен мальчишкой-королём, придурком и садистом. И причём тут романтизм? Зачем привлекать сущности сверх необходимости?

Перейду теперь к собственным наблюдениям за литературно-психологическим феноменом, называющимся ПЛиО.

Как уже давно всеми замечено, «на проклятом острове нет календаря». Кто-то там взял да и отменил понедельники и не только^_^. Да «остров» (в смысле планета) и названия-то не имеет. Где ещё такое встретишь в фантастике? Многих это никак не колышет, но мне кажется ненормальным постоянное упоминание возраста множества детей и некоторых взрослых («девочка-призрак» из Браавоса — 36 лет, мейстер Пицель — 84 года) в годах (и хронология Таргариенов приведена в годах), при том, что совершенно непонятно, что в этом мире называется годом. Луна там есть, беременность длится 9 лун, как на Земле, нападение на Ров Кейлин Робб собирается совершить в момент празднования нового века (!), когда враги как следует напьются, но, хотя мир Льда и Огня имеет с Землёй очень много общего*, как там измеряется время — тайна сия велика есть. Не придумав на эту тему ничего от слова совсем (ребёнку даже мейстер не может объяснить, когда тот родился (см. разговор Лювина и Брана в «Битве королей»)), автор поставил себя в слегка дурацкое положение, т. к. затруднения у читателя по ходу чтения возникают постоянно. Ведь у всех людей есть возраст, а тут понятие возраста всю дорогу обходится, причём иногда довольно таки неуклюже. Станиславу Лему принадлежит следующая мысль: "... нельзя вызывать у читателя подозрение в том, что автор умышленно скрыл от него определённые факты, причём такие, которые известны персонажам ...". А если и неумышленно, так это ещё хуже. Разве не так? Короче говоря, товарищу Мартину не в бровь, а в глаз.

Очень коротко скажу о самом существенном отличии мира ПЛиО от Земли, кроме того, что, судя по различной длительности времён года, эта планета находится в системе двойной звезды. Отличие это заключается в плотности магической ауры. Это мир насквозь пронизанный магией, просто она практически почти забыта в Вестеросе. В одном из отзывов встретил интересное мнение — в мире Мартина «присутствует магия, но в очень разумных пределах, никаких волшебных палочек и ковров самолётов». То есть ходячие мертвецы (отличный пример — Кейтилин Старк), мгновенное изменение собственной внешности Якеном Хгаром (может быть, кто-нибудь помнит «Открытие себя» В. Савченко, очень похоже), жестокие ритуалы, с помощью которых вызываются демоны, рождение женщиной всепроникающей тени, которая убивает назначенную ей жертву, — всё это в разумных пределах. Что ж, у каждого свой разум и свои пределы, и с этим мнением я согласен. Между прочим, этой плотной магической аурой объясняется отсутствие технического прогресса** на планете, в частности отсутствие артиллерии и стрелкового оружия (это в непрерывно воюющих государствах!). Как известно ещё из «Дороги доблести» Хайнлайна и «Хроник Амбера» Желязны, в магических мирах "стреляющий" порох изобрести невозможно.

Есть и ещё одна странная особенность природы этого мира — отсутствие вулканов. Без них мир выглядит не так весело, как наш и, что гораздо важнее, выглядит неестественно да ещё при наличии подземных запасов горячей воды. В какой-то мере природные вулканы заменяют летающие вулканы — драконы. Но для них наступил длительный перерыв. Проявят они себя в полной мере только в ненаписанных частях цикла. Надеюсь дожить. А ведь хорошо, что у нас нет драконов. В скверике на скамейке книгу раскрыть боишься — то голуби, то чайки ... Анекдот вспоминаю: Горький (получив на шляпу) — Ленину: "Какое счастье, Владимир Ильич, что коровы не летают!"

Что мне показалось в ПЛиО наиболее неприемлемым, так это манера автора убирать из повествования персонажей, которые мешают ему (повествованию) развиваться задуманным образом. Делает он (автор) это настолько искусственно, что белые нитки, которыми в этих местах скреплены куски сюжета, видны невооружённым глазом. Надо было избавиться от волчицы Леди — и Эддард Старк убивает её, прекрасно зная, какое значение имеют эти волки для его детей, и зная также, что зверь ни в чём не виноват. А ведь объяснить ситуацию королю Роберту не составило бы труда. Какой же Эд после этого десница? Впрочем, десница он никудышный, что понятно по его поведению в случаях, требующих самого минимального умения управлять людьми. Эта его повёрнутость на справедливости и чести так или иначе довела бы его очень скоро до могилы, а неожиданная смерть короля с очевидностью означала, что теперь его конец не за горами.

Другой аналогичный случай — это совершенно непродуманное удаление Сирио Фореля. Читатель вынужден расстаться с этим мастером боевых искусств и замечательным воспитателем в таких декорациях, когда нет никаких причин для этого расставания. Из текста не следует, что Сирио убит, мёртвым его никто не видел. Когда Арья убегает, в распоряжении Сирио остаётся несколько лежащих на полу мечей тех солдат, которых он только что чрезвычайно эффектно уложил, не имея в руках ничего кроме палки. А ещё огромное преимущество перед закованным в латы рыцарем в скорости передвижения. Но если бы Сирио и Арья ушли вместе, то девочка не попала бы в отряд новобранцев, направляющийся на север к Стене, не встретила бы сына короля Роберта Джендри, лоратийского мага Якена Хгара и многих других колоритных персонажей ... и, вероятнее всего, попала бы всё равно в Браавос (а она туда попала), поскольку это родина Сирио Фореля (а заодно и Венеция мира ПЛиО). Есть одно косвенное подтверждение смерти Сирио — в «Пире стервятников» первым мечом Браавоса считается другой человек, Кварро Волентен (не вошедший в число действующих персонажей).

Третий такого рода случай это смерть кхала Дрого от не особенно опасной раны. Ну, как-то не вписывался этот дикий суровый воин в планируемую судьбу Дейенерис. А сир Джорах Мормонт ещё был нужен, и потому не только не умер от сильнейшего удара аракхом (лезвие застряло в кости!), но Дени вылечила его так, что он даже и не хромал.

Четвёртый маловероятный эпизод — Жиенна Вестерлинг укладывает раненого (и совершенно не знакомого ей) Робба в собственной спальне. И там его лечит. Ну, а как иначе подстроить Кровавую свадьбу, которую почему-то называют потом Красной? Так я рассуждал, продолжая катить бочку тёмного эля на автора, но тут меня поджидала неожиданность :) — автор оказался совершенно непредсказуемым человеком (и по мере чтения непредсказуемость только нарастает — например, ну уж никак не могло бы прийти в голову, что Якен Хгар направлялся в Старомест, чтобы "поступить" в Университет в чужом облике), а невероятно тонкая "операция Красная свадьба" подготавливалась давно и тщательно одним высокопоставленным интриганом.

Талант в землю не зароешь. Понятно, что такой огромный цикл невозможно написать идеально. Несмотря на крупные и мелкие промахи (например, крайне невнятно в «Игре Престолов» описаны обстоятельства, при которых был ранен кхал Дрого; в разговорах героев попадаются реплики, не связанные с контекстом и т. п.) и кучу мелких недостатков (типа перепутанных имён действующих лиц второго плана, например, Боуэн Марш в "Буре мечей" становится Боуэном Муршем***; там же упомянут какой-то Мейегор детский, хотя среди Таргариенов есть только Мейегор Жестокий), написан он прекрасно. Шекспировские страсти, сопровождаемые мастерскими диалогами, описаниями битв (с элементами небывальщины, а как же иначе) и поединков (здесь, как говорится, без дураков, всё по высшему разряду; «все мы вышли из доспехов Мэлори», но сам он при этом нервно курит в сторонке); очень свободно автор чувствует себя при изображении сексуальных сцен, для чего требуется особое умение далеко не каждому писателю свойственное. Мартин предстаёт и как выдающийся мастер словесного портрета. Уровень описания внешности и манер (поведения) героев книги (что особенно важно — всех без исключения, в этом смысле для автора герои не делятся на главных и второстепенных) не ниже лучших классических образцов мировой литературы (неплохой, в целом, перевод****, видимо, соответствующий оригиналу). Очень хороши великаны, проезжающие мимо Джона Сноу верхом на мамонтах. Что-то подобное можно увидеть на рисунках Петара Месселджии в его «Книге великанов». Правда, мамонтов у Петара нет.

Несколько слов о шкале морали. В ПЛиО она представлена целиком, т. е. в диапазоне минус бесконечность + почти она. В самом низу исчадия ада в человеческом обличье Григор Клиган, Рамси Болтон, Варго Хоут, Рорж и Кусака а положительную половину шкалы (там много народу, перечислять нет надобности) возглавляет, вероятно, в соответствии с авторским чувством юмора не кто иной как ... Бес (глаза у него такие же, как у Воланда, и не может же такого быть, чтобы ДМ не читал МиМ). А задавал ли кто-нибудь себе вопрос — почему Тирион карлик? Да потому, что имей он внешность Джейме, он был бы состоявшимся идеалом, что невозможно. Это вниз по той шкале путь абсолютно свободен, а вверх ... где-то очень «высоко», как в азимовском «Конце вечности» существует непреодолимый барьер. Там при строго объективном подходе как раз и «возвышается» эта уродливая фигура. Очень умный и решительный, никогда не теряющий самообладания и самокритичного чувства юмора, дипломат и стратег, иногда берущий на себя ответственность за своевременное (не ожидая божьего) воздаяние некоторым потерявшим чувство меры лицам по их делам, да ещё и джентльмен (перечитайте главу, где описана его и Сансы свадьба; в своём отношении к женщинам он похож на своего брата Джейме — для обоих честь дамы и долг перед ней превыше всего), — вот кратчайшая, на мой взгляд, характеристика этого человека. Если бы в мире Мартина возможно было нечто вроде Ренессанса, то Тирион пришелся бы этому времени в самую пору. Мы называем примерно таких людей из нашего мира титанами Возрождения. Хотя не с каждым из них я бы пошёл в разведку. А с Тирионом пошёл бы.

И с Давосом тоже. Этот исключительно (как-то не средневеково) порядочный человек находится где-то близко к Тириону на той шкале.

Отдельного разговора заслуживают две совершенно удивительные девочки — Дейенерис и Арья Старк. О первой надо писать отдельно — её судьба это книга в книге.

Несколько слов о второй и я заканчиваю. Неясно, на каком положительном уровне она в начале, как мне кажется, довольно высоко (к моменту отплытия в Браавос на её счету всего четыре "обоснованных" трупа, — мальчишка, оруженосец и два солдата), но движется она по мере прохождения своих невероятно тяжёлых университетов в направлении Якена Хгара. Когда она выполняет первое серьёзное задание, совершив нераскрываемое убийство (а незадолго до этого по собственной инициативе убивает певца Дареона, нарушившего приказ Джона Сноу), Добрый человек говорит: «Тебе ещё многому нужно учиться, но ты, я вижу, не безнадёжна». А её способность устанавливать ментальную связь с волчицей (в облике Нимерии Арья видит, как группа людей вылавливает из реки труп её матери) — это ещё одно доказательство того, что я выше назвал плотностью магической ауры мира.

Итак, моя однозначная рекомендация — не следует проходить мимо фэнтези, не уступающего лучшим образцам обычной литературы. Это редкое явление. Знаю кроме ПЛиО только одно такое произведение — "Хроники Амбера".

*) Это общее — определённо состав атмосферы и набор химических элементов (а если говорить о культурном сходстве, то, например, в Вестеросе семь — священное число, но культура (книги, архитектура, скульптура, музыка, религия и наука) — всё это отдельная тема), флора (с небольшими различиями) и фауна тоже с некоторыми различиями, например, за стеной, далеко на севере сохранились мамонты и единороги (в живом виде их в книге нет, но встречается упоминание черепа единорога), а где-то, неизвестно где, водятся мантикоры — звери пострашнее даже львоящеров, т. е. крокодилов. Некоторые из этих различий особенно удивительны. Это, конечно, лютоволки, происхождение которых явно не обошлось без вмешательства высших сил (шесть волков, подкинутых детям Старков, обладают способностью понимать человеческую речь, могут выполнять очень непростые приказы и способны при первой встрече распознать человека, замыслившего зло против хозяина); другой пример — наличие теплокровных земноводных (если это не ляп ДМ), способных существовать при температуре ниже -20 градусов (следопыт из Дозора отмечает, как нечто необычное, отсутствие в лесу лягушек, когда плевок замерзает, не долетев до земли).

Общего очень много. Но что при этом кажется абсолютно необъяснимым, — это генетические законы, лежащие в основе биологии изображённого ДМ не менее многообразного, чем земной, мира. Я имею в виду следующее.

«Чтобы сохранить в чистоте королевскую кровь, в доме Таргариенов нередко предпочитали, придерживаясь валирийского обычая, выдавать сестру за брата.» («Игра Престолов»; Валирия, между прочим, приказала долго жить, но, вероятно, по другим причинам). «Безумный» король Эйерис Таргариен, отец принцессы Дейенерис, был женат на своей сестре Рейелле. О Дени я с удивлением прочитал такое: «Визерис часто повторял, что Таргариенов никакая зараза не трогает, и это, судя по всему, было правдой. Дени случалось мёрзнуть, голодать и бояться, но она никогда ничем не болела.» («Грёзы и пыль»; Визерис, брат Дени, пошёл в отца, но чокнутым стал просто из-за слишком долгого ожидания своего счастливого часа). Пусть Таргариены не всегда женились на сёстрах, но, как сказано выше, делали это нередко. В нашем мире такая практика неминуемо приводит к вырождению рода, рождаются слабоумные, или уроды, или то и другое вместе. В мире ПЛиО, у таких родителей (и прародителей) появляются на редкость здоровые дети (дети близнецов Джейме и Серсеи тоже вполне здоровы, мелкие отклонения Джоффри не выходят за допустимые рамки), организм которых содержит что-то вроде «бактерии жизни», открытой на Пандоре доктором Мбогой в другом мире. После этого существование живых лягушек при сильном морозе уже не кажется чем-то совсем уж невероятным.

**) Строго говоря, технический прогресс в этом мире есть, но для восьмитысячелетнего развития общества он просто микроскопический. Всего-то и научились, что выплавлять бронзу и сталь, да изготавливать различные виды стекла, в том числе цветное (значит есть витражи, а в Винтерфелле застеклённые окна, теплица, называемая "стеклянным садом"). Применяютя насосы, прокачивающие горячую воду для отопления комнат Винтерфелла (с водяным приводом, другого способа нет). Но профессия стеклодува в Вестеросе неизвестна (в Волантисе пьют из стеклянных бокалов, — видимо, на Востоке культура процесса еды и питья выше, чем на Западе), в противном случае хоть изредка люди пили бы и ели не из металла (если где и была стеклянная посуда, она вся давно побита, а все мастера эмигрировали в богатые восточные города).

Всё это ещё можно допустить. Но есть и такое, чего допустить здравый смысл не позволяет.

Микроскопический? — спросит кто-нибудь ехидно, — а как тебе золотой зуб Даарио Нахариса? А есть и ещё пара персонажей с золотыми зубами, один в Дорне, другой в Долине Аррен. Тут мне нечего ответить. Такой уровень протезирования можно счесть чудом. Может быть в восточных землях практикует какой-то маг-стоматолог-протезист. Автор снова, в который уже раз, оставляет читателя с разинутым от удивления ртом.

Ещё мейстеры смотрят на луну через подзорные трубы. Как при этом объяснить отсутствие микроскопов и телескопов — ещё один вопрос к мейстеру Джорджу Мартину.

И, наконец, напалм, или "дикий огонь". В Википедии говорится следующее: "В США был разработан на основе полистирола новый напалм — так называемый «Напалм-В», прилипающий даже к влажным поверхностям. Напалм-В характеризуется более высокой интенсивностью и температурой горения (1200°..1500 °C против 900 °C у обычного напалма). При хранении стабилен (не расслаивается). Напалм-В состоит из 3 компонентов: загуститель (полистирол), растворитель (в оригинальной версии бензол) и разбавитель (бензин). Все компоненты тщательно перемешиваются и запаковываются в герметичные ёмкости."

Тирион при защите Королевской гавани использует именно такое вещество, отнюдь не простой и давно известный "греческий огонь". Вывод — так называемые "пироманты" мира ПЛиО в области химических технологий достигли невероятных высот, добравшись до достижений нашего 20-го века. Другой вывод — автор иногда договаривается в своём цикле до полного абсурда, совершенно не следя за базаром. Да простят ему Семеро богов Вестероса!

***) Но это, вероятно, несогласованная работа переводчиков.

Или вот такой казус. Девиз Дома Старков — «Зима близко». Интересно, как он воспринимается весной? «Не бывает Север крайним» — на это я бы предложил Эддарду девиз заменить, дав ему послушать Кола Бельды.

Встретилось и ещё одно тёмное место (или очень тщательно затемнённое). Когда Вонючка (т. е. прикидывающийся Вонючкой болтонский бастард Рамси) показывет Теону Грейджою подобранную во дворе Винтерфелла пряжку Брана, Теон заявляет, что ему всё понятно (это при том, что собаки не нашли обратные следы беглецов, хотя они были более свежими), после чего убивает детей на ферме и принимает все возможные меры, чтобы этих детей все сочли за братьев Старк. Хоронить убитых детей в усыпальнице Старков Теон категорически отказывается. Стало быть, знает, что Бран и Рикон живы и знает, где они находятся. Это и есть то, что он понял. Теон часто вспоминает эти события впоследствии и всегда говорит, что не убивал своих названных братьев. На вопрос, почему Теон принял такое странное решение, ответа я не нашёл. Вероятно, не совсем озверел.

****) Есть у меня одно несколько необычное замечание по переводу одного места в «Игре престолов» (переводчик Ю. Р. Соколов почему-то ограничился только этим томом). Тирион знакомится с Шаей. Она говорит: «Мать назвала меня Шаей. А мужчины зовут ... нередко.» Следующая фраза такова — «Бронн расхохотался, и Тирион тоже улыбнулся.» Что их рассмешило? По-видимому, три точки. Ну, так же нельзя переводить! Думай, придумаешь — посмеёшься. Либо в оригинале нечто непереводимое, либо переводчик слишком стеснительный для этого цикла. Скорее первое. А если так, то переводить прозвище Шаи можно и нужно совершенно общеизвестным словом, которым иногда люди, умеющие пользоваться гаечным ключом, называют маленькую (а Шая маленького роста) шайбу. Это слово... Если выражаться предельно кратко, оно из обширной группы слов, об одном из которых говорится в известной строке из популярной песни — "это слово каждому знакомо, с ним везде находим мы родных";-). В мире ПЛиО оно не было бы каламбуром, поскольку там не существует ни шайб, ни гаек, есть только болты, да и те — арбалетные. С двумя точками в середине оно выглядело бы лишь на самую чуточку неприлично и было бы допустимым при любых ограничениях.. А так, как в книге, — выглядит куда неприличнее. Как говорил в одном фантастическом фильме некий шарообразный Контроль, — нехорошо.





1412
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 июля 2022 г. 21:50

цитата mr_logika

Мать назвала меня Шаей. А мужчины зовут ... нередко.

В оригинале то же самое.

цитата

My mother named me Shae. Men call me ... often.

Троеточие здесь означает просто паузу, а всё предложение — очевидный каламбур. Видимо, впечатление того, что здесь что-то пропущено, создается из-за пробела перед троеточием, который при переводе стоило бы, конечно, убрать. Не знаю, почему он там есть и в оригинале — видать, авторская пунктуация.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 июля 2022 г. 22:20
Спасибо. Да, пробел перед точками здесь не нужен. И нехорошо получилось — возвёл я напраслину на переводчика. Но то, что так в оригинале, — это просто ни в какие ворота не лезет! Акции Мартина пошли вниз. Вот уж не ожидал ...
А почему каламбур?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 03:33
Мать звала меня Шей. А мужчины зовут меня... в общем часто зовут.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 13:57
Что вы хотели этим сказать? Я спрашивал, в чём каламбур. Шить её заставляли? (Шей).
И что, всё-таки, вызвало смех Бронна?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 18:51
В этом и каламбур. Мать ее звала (в смысле называла) и мужчины часто зовут (потому что она девушка по вызову). Игра слов.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2022 г. 11:05
Собственно весь уровень статьи такой. Автор не читал оригинал, но при этом умудряется говорить о качестве перевода. Назвать это достойным исследованием язык не поворачивается.
 


Ссылка на сообщение25 октября 2022 г. 21:00
Довольно часто можно судить о переводе, не читая оригинала. Это те случаи, когда перевод ниже плинтуса. Здесь случай более сложный, но кто бы мог предположить, что глупость написал сам автор?
 


Ссылка на сообщение25 октября 2022 г. 21:03
цитата Ro Man
весь уровень статьи такой.
Почему так думаете? Статья не только о качестве перевода. А «достойным исследованием» и у меня не поворачивается.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2022 г. 20:27
цитата Ro Man
весь уровень статьи такой. Автор не читал оригинал, но при этом умудряется говорить о качестве перевода.
Может быть, вы хотели сказать, что таков уровень всей статьи? А не «весь уровень». Если речь о всей статье, то может быть вы считаете, что, не прочитав произведение в оригинале, вообще нельзя писать о переводе? Автор не читал оригинала, но при этом умудряется что-то там говорить о характерах героев. Ну, надо же, самоуверенный какой. Но, всё равно, мысль интересная и, кажется, свежая. Изучи язык оригинала и вперёд. Количество критиков сразу резко поубавится
 


Ссылка на сообщение29 октября 2022 г. 22:42
Судить о характере героев можно и по переводу. Судить о качестве перевода, не читая оригинала, — нет, если только речь идёт о не читабельности книги в переводе. И то в переводе могут быть неточности, незаметные без чтения оригинала.
По персонажам распишу позже, но там тоже куча спорных суждений, и да они как раз не связаны с переводом, но об этом позже.


Ссылка на сообщение16 июля 2022 г. 22:26
Перечитал окончание своей «рецензии». Исправлять не буду. Если в оригинале стоят три точки, это место должно было быть снабжено примечанием переводчика. Он должен был понимать, что реакция читателя будет отрицательная. Вот он и получил своё.
С опозданием, но, кажется, понял, кто поставил мне минус за отзыв, который я с небольшими изменениями перенёс в АК.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 11:47
Если читатель совсем не умеет думать, в чем тут вина автора или переводчика?
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 15:40
Прошу меня извинить, что встреваю в этот разговор. Я пока читаю первую книгу и обсуждать цикл мне рано.
Разговор с Шаей посмотрел. И вот это замечание считаю возмутительным и несправедливым —

цитата Aleks_MacLeod

Если читатель совсем не умеет думать,
. и т. д.
1. Если в оригинале стоят эти три точки, и переводчик ничего по этому поводу не сообщает в примечании, то первое, что приходит в голову, — а умеют ли думать оба этих уважаемых господина? Герои смеются, а читатель понятия не имеет, что там было смешного. Спрашивается, а для кого и для чего нужно так писать?
2. Уважаемый рецензент предложил остроумный вариант вольного перевода, который, лично я приветствовал бы. Поэтому мой второй вопрос такой — кого конкретно имел в виду автор цитируемого замечания, говоря о читателе, не умеющем думать, — мистера логику или самого себя? Если первое, просьба обосновать обвинение на обсуждаемом материале. Если второе, никаких просьб не имею.


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 00:26

цитата

А ведь объяснить ситуацию королю Роберту не составило бы труда.

Так разве он не пытался это сделать?

цитата

Другой аналогичный случай — это совершенно неестественное удаление Сирио Фореля. Читатель вынужден расстаться с этим мастером боевых искусств и замечательным воспитателем в таких декорациях, когда нет никаких причин для этого расставания. Из текста не следует, что Сирио убит, мёртвым его никто не видел. Когда Арья убегает, в распоряжении Сирио остаётся несколько лежащих на полу мечей тех солдат, которых он только что чрезвычайно эффектно уложил, не имея в руках ничего кроме палки. А ещё огромное преимущество перед закованным в латы рыцарем в скорости передвижения.

Не вижу в этом ничего неестественного, как говорится против лома в умелых руках никакое карате не поможет.

цитата

Третий такого рода случай это смерть кхала Дрого от не особенно опасной раны.

Опасной была не рана, а доктор и ее лечение.

цитата

как там измеряется время — тайна сия велика есть

Вы же сами чуть выше упомянули что все вполне легко высчитывается хоть в тех же «лунах», так в чем проблема?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 01:08

цитата jnh

Так разве он не пытался это сделать?
Нет.

цитата jnh

Опасной была не рана, а доктор и ее лечение.
Вот и я утверждаю, что Мартин убрал Дрого очень неуклюже. Не мытьём, так катанием. Такие раны у кочевников, постоянно размахивающих аракхами, не должны были представлять проблему.

цитата jnh

все вполне легко высчитывается
Не нашёл этого в своём тексте. А вы где-то нашли, сколько «лун» содержал их год? Когда было начало года, когда конец? Пожалуйста, дайте точное место (издание, глава, страница). И как бы вы объяснили неспособность мейстера Лювина объяснить Брану, когда он родился. И то, что Арья, находясь за морем, вообще не знает, 11 ей лет или ещё 10.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 01:30

цитата

Нет.

цитата

— Довольно, Нед. Не желаю ничего больше слушать. Лютоволк — свирепый зверь. Рано или поздно он порвет твою собственную девицу не хуже, чем моего сына. Заводи ей собаку, и все будет в порядке.

Санса только тут наконец поняла, что происходит. Испуганные глаза ее обратились к отцу.

— Но ведь он же говорит не про Леди, так ведь? — Она увидела подтверждение на лице Неда, — Нет, — сказала она. — Нет, только не Леди. Леди никого не кусает, она хорошая…

— Леди там не было! — гневно крикнула Арья. — Оставьте ее в покое.

— Останови их, — молила Санса. — Зачем так поступать? Пожалуйста, при чем тут Леди, это сделали Нимерия с Арьей, ты не можешь допустить этого, это была не Леди, не позволяй им убивать Леди. Она будет хорошей, я обещаю, обещаю… — Санса заплакала.

Неду оставалось только покрепче обнять плачущую дочь. Он глядел через комнату на Роберта, старинного друга, более близкого ему, чем любой брат.

— Прошу тебя, Роберт, не разбивай любви, которую ты ко мне питаешь. Ради твоей любви к моей покойной сестре, прошу тебя.

Король долго глядел на них, а потом обратил взгляд к жене.

— Проклятие на твою голову, Серсея, — сказал он с ненавистью.

Нед встал, мягко высвободившись из объятий Сансы. Вся усталость минувших четырех дней возвратилась к нему.

— Тогда ты сам сделай это, Роберт, — отрезал он голосом холодным как сталь. — Во всяком случае, имей отвагу сделать это своей рукой.

Король поглядел на Неда мертвыми глазами и вышел, не говоря ни слова, шаги его были тяжелы как свинец. Молчание наполнило зал.


цитата

Вот и я утверждаю, что Мартин убрал Дрого очень неуклюже. Такие раны у кочевников, постоянно размахивающих аракхами, не должны были представлять проблему.

Она и не представляла.

цитата

Не нашёл этого в своём тексте. А вы где-то нашли, сколько «лун» содержал их год? Тогда, пожалуйста, дайте точное место (издание, глава, страница). И как бы вы объяснили неспособность мейстера Лювина объяснить Брану, когда он родился. И то, что Арья, находясь за морем, вообще не знает, 11 ей лет или ещё 10.

То что ребенок не знает 10 ей лет или 11 и само по себе вроде не сенсация, а учитывая все с ней произошедшее я бы не удивился если б и взрослый человек с любого счета сбился.
Насчет мейстера и Брана признаться не помню.
А насчет точного количества лун в году, ну вы же понимаете что все это условность, время спокойно измеряется в любых произвольных отрезках, нет принципиальной разницы как его мерять, от зимы до зимы, от утра до утра или от свечки до свечки, из текста лишь очевидно что их год более менее равен нашему.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 10:55

цитата jnh

— Тогда ты сам сделай это, Роберт, — отрезал он голосом холодным как сталь. — Во всяком случае, имей отвагу сделать это своей рукой.
Так и знал, что увижу этот отрывок. Очевидно, что после разговора с глазу на глаз, отходчивый Роберт изменил бы своё мнение. А это предложение Эда — глупость.

цитата jnh

То что ребенок не знает 10 ей лет или 11
Арья по-вашему ребёнок? Да вы вообще читали, что она там творит?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 12:29

цитата

Так и знал, что увижу этот отрывок. Очевидно, что после разговора с глазу на глаз, отходчивый Роберт изменил бы своё мнение. А это предложение Эда — глупость.

Эддард много глупостей наделал, но так как все эти глупости есть плод его личности и характера, это никак нельзя назвать ошибкой писателя, а так то да, будь он чуть хитрее или будь на его месте Мизинец все бы кончилось совсем по другому, но там был Эддард со всеми своими достоинствами и недостатками.

цитата

Арья по-вашему ребёнок? Да вы вообще читали, что она там творит?

От того что ребенок натворит жесть, боюсь взрослым он не станет.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 14:01

цитата jnh

глупостей наделал
Но он всё же не клинический идиот, хорошо знает Роберта и умеет находить к нему подходы. Повторю ещё раз — надо было избавить Сансу от волчицы, надо было Мартину, но никак не отцу Сансы.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 11:01

цитата jnh

из текста лишь очевидно что их год более менее равен нашему.
Год это очень простое понятие. У нас. А в мире ПЛиО что это? Почему он равен 12 месяцам? Наши прилетали и посоветовали?
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 12:00
Да-да, конечно. А все надежды, что после долгого лета будет долгая осень, конечно же, пустое место.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 12:34
Год простое понятие действительно у нас, вот конкретно у нас, в наше время и в нашей климатической зоне, а почему там выделен похожий отрезок времени может быть целая масса причин, от простейшей, нежелания Мартина как писателя перегружать читателя лишними терминами и системами счисления, до местных внутренних событий, циклов, да чего угодно.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 13:53

цитата jnh

нежелания Мартина как писателя перегружать читателя
Так и есть, вероятно, но это минус Мартину. Слабовато у него с фантазией:-)))
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 14:06
Ну как вариант другого подхода есть Сандерсон, и честно говоря продираться через его «сандерсонизмы» в определенный момент дико надоедает, так что не уверен что это прямо такой уж минус.
 


Ссылка на сообщение9 августа 2022 г. 20:59
Мне кажется в качестве комментария здесь был бы уместен мой отзыв на статью историка Артёма Ефимова «Урбанизация и драконы». Вот он.
Эта статья — просто образец пустопорожней наукообразной болтовни. Автор выдумывает некий тезис, после чего начинает на его основании прогнозировать будущее Вестероса (или даже всего мира ПЛиО). Пример: «Считается, что фактическая монополия корпорации мейстеров на знание ограничивает циркуляцию идей и тормозит прогресс. Вот только никакой монополией мейстеры, если приглядеться, не обладают.»

Вот так пригляделся! Да мейстеры сидят на своих знаниях, как собаки на сене, даже детей знатных родителей, у которых состоят на службе, они ничему не учат, кроме элементарных основ (читать, писать, считать). Единственный случай, когда мейстер выступает в книге в роли учителя взрослого человека, это случай обучения Давоса Сиворта, — десница короля не может оставаться неграмотным. Как же! Станут мейстеры распространять более существенные знания, подрубая этим сук, на котором довольно прочно сидят. Не дождётесь! Да и магия в этом мире сильнее знаний, что убедительно доказано поражением мейстера Крессена в поединке с Мелисандрой, жрицей бога Рглора.

О магии анализируемого им мира автор статьи имеет довольно слабое представление, считая, что она имеет там «довольно ограниченное значение». Насчёт драконов ему почему-то «не очень понятно, магические они создания или просто особенность местной фауны, как лютоволки на Севере или утконосы в Австралии.»* Но как раз лютоволки-то и есть порождение сверхъестественных сил, это следует из всего их поведения, из их иррациональной связи с детьми Старков (не только Бран, но и Арья может видеть мир глазами волка, который не может быть никем, кроме Нимерии). А драконы это именно фауна, просто очень редкая, и ведут они себя, как прирученные звери, не меньше, но и не больше.

Что касается «довольно ограниченного значения» магии, то через несколько страниц встречается следующая идея автора: «В мире Мартина циклы долгих зим и лет, судя по всему, имеют магическую природу: люди по-прежнему меряют время годами, то есть нормальный** солнечный цикл им как минимум известен.» Это означает, что вся жизнь всех людей на всей планете определяется магией! Где тут больше болтологии, — в первом утверждении или во втором, полностью опровергающем первое? Больше всего мне нравится словосочетание «судя по всему» — неопровержимый аргумент!

Вот ещё одна поразительная идея из статьи. «Вестерос очевидным образом подошёл вплотную к эпохе огнестрельного оружия.» После этого начинается почти трёхстраничное изложение элементарных сведений из земной истории на тему о влиянии на развитие цивилизации революции в военном деле. Автор даже договаривается до возможности изобретения паровой машины в Винтерфелле! «Север первым окутается дымом заводских труб и станет локомотивом вестеросского модерна». Это просто какой-то кошмарный сон северянина! Восемь тысяч лет, стало быть, Вестерос шёл к этой эпохе без каких-либо результатов, и вот, наконец, подошёл. Вот это прогресс! Вот это темп! Да и появись в таком насквозь пронизанном магией мире что-либо похожее на стрелковое оружие, тут же будет наложено соответствующее заклятие, и всё это новое умрёт в зародыше. А вот холодное оружие и доспехи это часть культуры, очень важная и по возрасту значительно более древняя, чем магия, и справиться с этим фактом радикально магия не может, всё, на что она способна, это заколдовать какой-то отдельный предмет, меч, например, или кинжал. Короче, говоря, магия неспособна коренным образом изменить мир, частью которого является она сама.

Примерно таков же он (прогресс) и в банковской системе. Утверждение автора, что «долговые, страховые и прочие финансовые инструменты будут развиваться всё быстрее и распространяться всё шире», ни на чём не основано, в книге нет никаких признаков ускорения прогресса в области финансов.

Обидно, что подобные опусы, источником коих является не столько голова, сколько палец (способ извлечения информации из пальца широко известен), появляются в печати. И не таким уж плохоньким тиражом — 3000 экземпляров.

*) Фраза выглядит «маловысокопрофесси онально», т. к. в мире ПЛиО нет Австралии.

**) Нормальный для кого?


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 01:15

цитата jnh

против лома в умелых руках никакое карате не поможет.
Вы плохо представляете, на что способен мастер восточных единоборств. Мартин представляет хорошо и в цикле есть ещё одна похожая сцена с Барристаном Селми. Так что остаюсь при своём мнении. Надо было убрать Фореля и Мартин с этим справился из рук вон плохо.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 14:22

цитата mr_logika

Вы плохо представляете, на что способен мастер восточных единоборств.
Ни на что, особо, не способен вне мира банд и шоу. Маньчжурское командование не заметило Шаолиня, пехота Нобунаги школ ниндзя в Ига. А американские солдаты так и прозвали их «боксерами».
Но вопрос, почему тяжеловооруженный воин Вестероса не считается мастером боевых искусств, а старый цирковой спец по гимнастике для девочек — да.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 15:25

цитата ааа иии

старый цирковой спец по гимнастике для девочек
Ай-ай-ай! БОльшую чушь придумать трудно.^_^ А вот Мартин, я и многие другие люди считают Сирио первым мечом Браавоса. В сравнении с таким бойцом рыцарь Вестероса всё равно, что плотник супротив столяра. Возникло подозрение, что вы читали какую-то другую книгу. Хотя «мир банд и шоу» тоже неплохое определение мира ПЛиО.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 17:24

цитата mr_logika

А вот Мартин, я и многие другие люди считают Сирио первым мечом Браавоса.
Сирио Форель. Бывший. Когда-то. Сколько-то. Т.н. «Первым мечом», т.е., телохранителем первого лица. Браавоса. На момент первой книги в Вестеросе имеет статус учителя гимнастики, оно же «танцев».
Таковы факты из ПЛиО.
Оружие Сирио, приемы — среди доспехов, конников и щитов чистый цирк. Очень красивый, романтичный, экзотичный, как раз завоевать доверие кровожадной соплюшки. Миледи пожелала резать и колоть людей? О, конечно, прямо сейчас будет первый урок.
Бриенну и Тириона учили не так.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 20:47
Наверное тут стоит перечитать ту часть где говорится о том что это собственно за должность такая «первый меч Браавоса», ну и собственно рассказ как господин Форель эту должность получил, а там внезапно окажется что оная должность просто аналог лорда командующего белых плащей, ну и что в процессе ее получения каких либо потрясающих воображение боевых подвигов господин Форель таки не демонстрировал, ну а избиение палкой чутка одоспешенных кметов, ну что ж таким и господин Сноу в ночном дозоре баловался, только нинзей его это не делает.


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 11:04

цитата jnh

Она и не представляла.
Поэтому был выбран ещё менее вероятный вариант — убить кхала с помощью доктора.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 12:00
Уважаемый кхал решил послушаться свою уважаемую кхалиси.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 12:38

цитата

Поэтому был выбран ещё менее вероятный вариант — убить кхала с помощью доктора.

А что тут невероятного, мейега на глазах которой сожгли ее город и поубивали друзей, соседей, соотечественников очевидно особых симпатий к виновнику всего этого не питала, и получив доступ к телу тут же воспользовалась ситуацией.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 13:50
Тут не поспоришь. Посмотрю ещё раз эти главы.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 15:31

цитата jnh

мейега на глазах которой сожгли ее город и поубивали друзей, соседей, соотечественников очевидно особых симпатий к виновнику всего этого не питала
Главы посмотрел. Надо понимать, что герои делают то, что захотел их создатель. Если он говорит, что герои у него начали действовать самостоятельно, он лукавит. У мастеров всё схвачено. Не хотел оставлять Дрого в живых — назначил ему в целители потенциального убийцу. Опять повторю — неуклюжее решение.
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 20:36
Почему неуклюжее?
Все происходит вполне логично, все действующие лица достаточно и вполне понятно мотивированы, так что не так то?


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 15:18

цитата mr_logika

как там измеряется время — тайна сия велика есть
Как насчет «никак»? Собственно, в доиндустриальных обществах «стража», «выть» как наименьшая единица устраивала всех, кроме астрономов и астрологов. Помните, Пратчетт ржет над темой друидских вычислений на мегалитах, которые заменяются календариком? Если нет азиатской зацикленности на старший-младший, нет паспортов, индиктов и прочих прелестей — считать года? Всё ОК.

цитата mr_logika

То есть ходячие мертвецы, мгновенное изменение собственной внешности Якеном Хгаром (может быть, кто-нибудь помнит «Открытие себя» В. Савченко, очень похоже)
«Хгар» — продолжение долгой цепочки меняющих лица, похитителей тел и т.п. Не выделяется на фоне метаморфов Силверберга, лицеделов Херберта и проч., разве что чуть сложней Фантомаса.
Вопрос отношения ходячих мертвецов к магической компоненте не решается в лоб.
Уж слишком много их было и до и после ПЛиО.
То, что в мире ПЛиО волшебство не в шаговой доступности, а держащие сюжет персонажи изначально не маги, действительно, отделяет декорации Мартина от многих прочих.

цитата mr_logika

Как известно ещё из «Дороги доблести» Хайнлайна и «Хроник Амбера» Желязны, в магических мирах порох изобрести невозможно.
Понедельник начинается в субботу, Меч демона, Пороховой маг, Первый закон, Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Темная башня, Дочь железного дракона, Крошка Цахес, Ночь в одиноком октябре ... Еще фэнтези с порохом?

цитата mr_logika

Девиз Дома Старков — «Зима близко». Интересно, как он воспринимается весной?
Да точно так же. Там же Зима и зима. Не одна, так другая.

цитата mr_logika

Но что при этом кажется абсолютно необъяснимым, — это генетические законы, лежащие в основе биологии изображённого ДМ не менее многообразного, чем земной, мира
Полагаю, знать Валирии как-то побаловалась с гибридизацией или трансплантацией. В поздних книгах упоминается, скажем так, пирофауна помимо драконов, а уж число разумных явно больше единицы.
Монополию на драконов трудно объяснить как-то еще.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 15:40
От моей «рецензии» не осталось камня на камне. Подумываю над удалением.
По поводу

цитата ааа иии

Еще фэнтези с порохом?
Незнание законов не освобождает от ответственности ... И, мне кажется, на территории НИИЧАВО не стреляли.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 18:47

цитата mr_logika

на территории НИИЧАВО не стреляли
У низенькой полуоткрытой двери дремал, опираясь на длинное кремневое ружье, старый, дряхлый солдат в мундире Преображенского полка и в треуголке.
Дракула, граф — знаменитый венгерский вурдалак XVII–XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу преступлений против человечности. Был изловлен гусарами и торжественно проткнут осиновым колом при большом скоплении народа. Отличался необычайной жизнеспособностью: вскрытие обнаружило в нём полтора килограмма серебряных пуль.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 21:50

цитата ааа иии

дремал, опираясь на длинное кремневое ружье, старый, дряхлый солдат в мундире Преображенского полка и в треуголке.
Хотите сказать, что солдат так и стрелял из этого ружья, не просыпаясь? А в кого, не напомните?
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 22:40
Да какая разница, в кого. Хоть в Дракулу. Хоть во сне, хоть наяву.
Кремневое ружье Преображенского полка времен треуголок — огнестрельное пороховое. Без вариантов.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 00:09

цитата ааа иии

Меч демона, Пороховой маг, Первый закон, Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Темная башня, Дочь железного дракона, Крошка Цахес, Ночь в одиноком октябре


А как тут «Державы Господни» Пола Кирни не вспомнить? Там мушкеты и артиллерия и на суше, и на море... 8-)
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 19:07
И «Рим, папы и призраки». И «Сказание о мастере Элвине». И «Кетополис». И оборванный издательством цикл «Тысяча имён» Векслера. И «На странных волнах». И «Фермера Джайльса из Хэма» с его мушкетоном.
И «пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», конечно.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 21:47

цитата ааа иии

«пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»
Разница между фэнтези и сказкой знаете в чём? В сказке возможно всё.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 22:29
Любопытная точка зрения. Но хотелось бы понять, что невозможно в фэнтези? Например.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 02:20
1. Волк, почему у тебя такие большие зубы? и т. д. (охотники разрезают волку живот и оттуда выходят ...)
2. Иван, это я съел твоего коня (это другой волк человеческим голосом), а теперь я буду верно тебе служить.
3. Музыкант идёт лесом, играет на скрипке. Выскакивает лиса: «Научи меня так играть». Ладно,- говорит,- дай две лапы. Привязывает одну лапу к согнутому дереву (тонкому), другую лапу к другому такому же. Отпускает деревца, они распрямляются. Музыкант идёт дальше, продолжая играть.
4. Изрубили братья Ивана на куски и ушли. А Марья Моревна смочила те куски мёртвой водой — они срослись, смочила труп живой водой, сел Иван и спросил, долго ли он спал. (здесь не ручаюсь за точность).
5. Старичок к старухе воротился.
   Что ж? пред ним царские палаты.
   В палатах видит свою старуху,
   За столом сидит она царицей,
   ...
1001.
  Пошёл Балда в ближний лесок,
  Поймал двух зайков да в мешок.
  К морю опять он приходит,
  У моря бесёнка находит.
  Держит Балда за уши одного зайку:
  «Попляши-тка ты под нашу балалайку;
и т. д. и это без китайских, бенгальских и прочих азиатских сказок,
без ужасных скандинавских и сказок других народов (эскимосские вообще атас, жаль, книги нет рядом).
Всё это в фэнтези невозможно, но точно сформулировать, обобщить, что ЭТО, я затрудняюсь. Никогда не задавался этим вопросом.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 09:16

цитата

Всё это в фэнтези невозможно, но точно сформулировать, обобщить, что ЭТО, я затрудняюсь. Никогда не задавался этим вопросом.

Ну почему невозможно, вполне себе возможно, если поднапрячься я думаю даже можно похожие примеры найти, просто мир волшебной сказки не требует никакого обоснования, он просто существует таким как он есть, фентези же, по крайней мере хорошее, требует лишь дополнительного логичного обоснования в рамках применяемого фант допущения существования говорящих волков и быстрого карьерного роста пожилых граждан.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 15:09

цитата jnh

требует лишь дополнительного логичного обоснования в рамках применяемого фант допущения
Эта формула возражений не вызывает кроме сомнений в возможности такого обоснования в большинстве случаев.
Об этом, кажется, что-то есть у Лема в «Фантастике и футурологии» (отличия фэнтези от сказок), но книга мне временно недоступна.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 18:50

цитата kuroles

охотники разрезают волку живот и оттуда выходят
Еще библейский сюжет про проглоченных, но невредимых? Силверберг, Замок лорда Валентина. И т.п.

цитата kuroles

Иван, это я съел твоего коня (это другой волк человеческим голосом), а теперь я буду верно тебе служить
Звери с человечьим голосом встречаются и в НФ, («Город иллюзий» Ле Гуин)

цитата kuroles

сел Иван и спросил, долго ли он спал
o_O Франкенштейн Шелли. Эдгар По, «Человек, которого изрубили на куски» и многое из линии киборгов. Фэнтези — ? Неубиваемый император в в Буре жнеца Эрикссона. Медицина «Игорей» Пратчетта. Воскрешали Вол-де-морта, Варторна...

цитата kuroles

Отпускает деревца, они распрямляются.
Вот именно этот старинный аналог разрывания лошадьми, не знаю. Как правило, фэнтезисты не склонны к старорусскому набору, расстрела на воротах и покоренения тоже не встречал. Но у Вулфа и Сапковского есть не менее устрашающие штуки, о невозможности и речи нет.

цитата kuroles

Выскакивает лиса:
Пу Сун-лин, Лисьи чары.
Алимов и Рыбаков, Дело лис-оборотней — как раз с «пошел играть дальше».
Чаропевцы — к «Чародею с гитарой» Фостера.

цитата kuroles

У моря бесёнка находит.
https://fantlab.ru/byg...

цитата kuroles

В палатах видит свою старуху,
   За столом сидит она царицей,
Не понял. Не может быть сомнений насчет фэнтези про исполнение желаний.
 


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 22:08
Мне кажется, что достаточно вспомнить, что во «Властелине колец» тоже есть порох)))
 


Ссылка на сообщение3 августа 2022 г. 06:12
И перестрелки, и пальба из пушек? Где?


Ссылка на сообщение17 июля 2022 г. 20:17

цитата mr_logika

От моей «рецензии» не осталось камня на камне. Подумываю над удалением.

Не вздумайте! Я вряд-ли ещё раз пойду перечитывать недописанный цикл. Поэтому, если вдруг такое желание возникнет, я лучше ещё раз прочитаю Вашу рецензию, чтобы даже не хотеть вернуться.
А закончен или незакончен он будет, мне уже все равно. Все надо делать вовремя. Сейчас поезд плио ушел безвозвратно для меня.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 16:01

цитата Ольгун4ик

я лучше ещё раз прочитаю Вашу рецензию, чтобы даже не хотеть вернуться.
Большой брат бдит. Рецензия скоро отправится вслед за отзывом. Это надо же — так ненавидеть Мартина с его циклом! Скопируйте куда-нибудь, хоть в ворд. Я так и сделал, мне интересны и комментарии и рецензия.
Пишу это без санкции попавшего под санкции автора рецензии, думаю, он не будет против.
 


Ссылка на сообщение19 июля 2022 г. 16:09
Да. спасибо. Отзыва и правда нет. Копирую


Ссылка на сообщение18 июля 2022 г. 11:49

цитата


А ведь хорошо, что у нас нет драконов. В скверике на скамейке книгу раскрыть боишься — то голуби, то чайки ...

цитата


**) Или вот такой казус. Девиз Дома Старков — «Зима близко». Интересно, как он воспринимается весной? «Не бывает Север крайним» — на это я бы предложил Эддарду девиз заменить, дав ему послушать Кола Бельды.

Это... это... это — великолепно!


Ссылка на сообщение5 августа 2022 г. 16:02
Заглянул в историю отзывов на ИП. Вот парочка. Глубоко копали тогда! Богатыри не мы. Интересно, что после смены пола мнение не изменилось.
Ничего личного. Р. Букашку уважаю.

1. Р.Букашка, 1 января 2006 г.
Прочитал два тома пока нет 3. Вещь!!!
2. Р.Букашка, 22 августа 2005 г.
Давно я не читала ничего более интересного. Это грандиознейшее произведение. Но я еще не читала 4 ой части. С нетерпением жду
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 августа 2022 г. 16:20
Насколько мне объясняли: Раньше отзывы могли оставлять незарегистрированные пользователи. После, все анонимные отзывы взяли и обозначили Букашкой. Короч, он за всех в ответе. зато отзывы не удалили. История сайта в одном имени
 


Ссылка на сообщение5 августа 2022 г. 19:54
Р.Букашка
Класс: философ   Развитие в классе: 1096.76 из 4000
Дата регистрации: 31 июля 2007 г. 20:12, последнее посещение: 14 июня 2020 г. 09:45
Оценок: 0 (классифицировано: 0), отзывов: 714 (баллов: 15), аннотаций: 0, сообщений: 5391, тем: 1 (из них опросов: 0)
Это из списка посетителей. Похоже, бедная букашка отвечает за кого попало. Всю эту ситуацию я бы назвал сюрфантреализмом. Но ведь это безобразие, такого не должно быть.


⇑ Наверх