Очередной том «рамочного» полного собрания сочинений В.И. Крыжановской содержит роман «Паутина» — самый большой и один из самых известных ее романов.
Как и в других томах этого собрания сочинений — роман проиллюстрирован Галиной Маас.
На этот роман в 1917 году написал рецензию С.К. Эфрон:
«В русской художественной литературе совсем не видно почти политических романов, и по одному этому уже «Паутина» заслуживает внимания, помимо даже художественных достоинств и важного значения разработанной автором темы для прояснения и укрепления русского национального самосознания. Наглядевшись на общественный разброд и вдумавшись в его хронические причины за много лет до войны (роман был закончен уже в 1906 г.), г-жа Крыжановская, как опытный врач-диагност, верно определила психопатологический процесс, разложивший нашу «интеллигенцию». И на этом фоне духовно-нравственной немощи из-под пера ее вылилась картина того чудовищного немецкого засилия, которое ужаснуло наше беспечное общество только во дни войны, но которое издавна стремится к расшатыванию русского государственного уклада: путем планомерного заселения и захвата промышленно-финансовых сил страны, наряду с привитием народу «штунды», а интеллигенции обезличивающего космополитического мировоззрения, не говоря уже о всесильном, хотя и таинственном влиянии немецкой партии на «верхах». Перед читателем встают два мира: один — отмеченный беспечностью, разрозненностью, полным забвением исторических основ самобытной культуры и оторванностью от народных корней, а другой — спаянный продуманной, неустанной, исторически преемственной работой, направленной к единой цели — величию и превосходству родины. И эта именно культурная и государственная сила Германии заставила, в свое время, автора опасаться за судьбу дорогого отечества, что вполне оправдалось, когда грянула война. Словом, представив общественный развал и нарисовав русскую жизнь в ее наиболее типичных явлениях, г-жа Крыжановская выполнила очень сложную задачу. Богатство эпизодической части романа и, в связи с этим, разнообразие затронутых автором общественных вопросов лишают нас возможности привести наиболее характерные сцены романа. Эта грустная (увы) картина современного быта со всеми его хроническими недостатками естественно напоминает другую, вышедшую в прошлом году повесть автора, «Новый век», в которой обрисована ломка старого русского уклада, перекраивавшегося Петром по европейским и далеко не всегда удачным образцам. Перед читателем — занимающаяся заря того времени, когда мы, по выражению Чацкого, все отдавали
«....... в обмен на новый лад:
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую,
По шутовскому образцу».
Ответами, что из этого вышло, служит современная действительность, образно и ярко описанная г-жой Крыжановской».
К данному моменту вышли следующие тома этого ненумерованного собрания сочинений:
● Два сфинкса + Царица Хатасу
● Железный канцлер Древнего Египта + Фараон Мернефта
● Светочи Чехии + Бенедектинское аббатство
● Дочь колдуна + В царстве тьмы
● Заколдованный замок + Адские чары + Нахэма + Болотный цветок
● Маги 1 2 3
● Маги 4 5
● Блаженны нищие духом + В ином мире
● Эпизод из Жизни Тиберия + Геркуланум + Месть + Сим победиши
● Рай без Адама + Жгучая страсть
● Служители зла + Тамплиеры
● Варфоломеевская ночь + Мертвая петля
● Паутина
Ближайший том:
● Кобра капелла + На соседней планете