Почему не надо бояться


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Почему не надо бояться Страшного Суда? А. Щёголев "Раб (предостережение)"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Почему не надо бояться Страшного Суда? А. Щёголев «Раб (предостережение)»

Статья написана 3 июня 2022 г. 19:59

«Отрава»
Александр Щёголев
Отрава
Издательство: СПб.: Крылов, 2009 год, 2500 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 576 стр.
ISBN: 978-5-9717-0769-1
Серия: Крылов — Мужской клуб (второе оформление)

Аннотация: Невероятные и жуткие ситуации, в которых действуют абсолютно достоверные герои — мы с вами, — описаны мастерски, стильно, с "фирменной" иронией. Мертвец встает из могилы возле Кремлевской стены и расследует собственное убийство; детородный орган, сбежавший от человека, становится президентом России; желание родителей научить ребенка обычной житейской осторожности превращает их жизнь в кровавый бред; всемогущая секта сверхтелепатов трусливо поджимает хвост перед провинциальной службой безопасности... И еще — что будет с человеком, продавшим все оставшееся у него время жизни? Как завести сетевой дневник и не сойти при этом с ума? Что делать мальчику, обнаружившему, что его заводят огромным ключом, как механическую игрушку?.. И еще, еще, еще!..

Готические ужасы в модерновой упаковке плюс острейшие психологические коллизии в традициях Достоевского — вот что такое эта книга.

Комментарий: Иллюстрация на обложке В. Аникина; внутренние иллюстрации О. Щёголевой.

«Был по крайней мере один, кто не сломался — и навсегда утвердил за людьми божественное право выбирать чувства и цели не только из доступного протоплазме набора.»

В. Рыбаков «Трудно стать богом»

Повесть представляет собой оригинальное сочетание реализма и фантастики и производит сильное эмоциональное воздействие на думающего читателя, а это мешает рассуждать и понимать. По ходу чтения приходят в голову только самые простые вопросы, но и они ставят в тупик. Например, непонятно, почему возможность иногда помыться может помешать «духовному перерождению», или почему в финале повести Холёный, превратив свою квартиру в ярко пылающий факел, считает, что кухню он «пощадил». Или вот фраза одной из девочек, которых ГГ встречает, вернувшись из Кельи, — «От тебя воняет, как от старика.» Из какой же она семьи? Что произошло с её дедушкой?

Но в повести есть многое поважнее этих мелочей*. Такова на очень малый промежуток времени появляющаяся мать ГГ, о которой он ни разу не вспомнил за год (!) пребывания в волшебной читальне. Из этого эпизода (телефонного разговора с матерью) становится отчасти понятно, почему в цивилизованном обществе столько дикарей. Очень интересен учебник — единственная книга Кельи. Воспринимается она, как символ всей духовной культуры, в основе которой лежит литература. Непривычный к чтению дикарь сначала, естественно, видит в книге только фигу. Со временем книга (превращающаяся в Книгу) начинает доносить до дикаря некие «банальные прописные истины», он начинает постигать их «не изведанную ранее сладость» и понимать, что «нет более универсального руководства» для жизни, чем эти истины. И тут появляются у читателя (когда эмоции отступают на задний план) настоящие вопросы к Автору. И вопросы эти как раз об истинах. Их всего три, и каждая из них могла бы успешно использоваться, как тема семинара на философском факультете университета, причём даже не на первом курсе. «Детство не оправдывает глупость» — это банальная истина? Начав с возражения «смотря какое детство», можно долго обсуждать эту сентенцию, и не факт, что обсуждение закончится определённым, бесспорным выводом. Ещё истина — «долг длиннее жизни». Эта формула ещё более туманна. Долг, положим, твой. А чьей жизни он длиннее — твоей или твоих близких? Если твоей, то о каком долге идёт речь? О долге перед потомками?

Третья истина («познавший грязь однажды — раб её вечный») проще, но тоже совсем не элементарна, она открывается «студенту» Кельи при первом чтении Книги** и подтверждается возвращением Холёного обратно в Келью.

Такой вот набор «банальных» истин заставляет подозревать, что «студент» попал не в ту Келью и читает не ту Книгу. И читателю и Автору известен источник тех в самом деле банальных истин, которые должны быть основой духовного перерождения учеников. Этот источник — нагорная проповедь Иисуса Христа. Если бы в Книге, которую читает Холёный, содержался именно этот набор правил жизни, то выход усвоившего их человека в мир стал бы чем-то вроде второго пришествия. Холёный же принёс в покинутое им год назад*** общество такой бисер, метать который перед этими свиньями было делом абсолютно бесперспективным. Начинать надо было с начала, а где оно, это начало, после года обучения он по прежнему не знает.

И какой же вывод из этого, придуманного Автором, странного способа получения образования, который не приводит (и принципиально не может привести) ни к какому результату? Ответить на этот вопрос помогает ниспосланный Холёному свыше «сон поистине вселенского масштаба». Сон, из которого следует, что всё образование дикарей во всех Кельях Мироздания осуществляется по одной и той же ошибочной схеме — «студенты» везде попадают не туда, куда надо, и везде обучение начинается не с того, с чего надо, и везде они вскоре возвращаются в свои (или другие такие же) Кельи. Но в таком случае происходящий в Мироздании беспорядок в области образования не есть результат бездарно осуществляемой кем-то реформы. Это так и должно происходить, потому что имевшая место около двух тысяч лет назад первая попытка наставить человечество на истинный путь — провалилась (утверждённым божественным правом выбирать чувства и цели ... могут воспользоваться единицы из миллиардов — это провал), а мир устроен так, что повторение этой попытки противоречит его (мира) фундаментальным законам. Второе пришествие никогда не состоится. Крайне пессимистично. Со слезами возвращается оставшийся рабом в Келью, которая сочувствует ему и тоже заливается слезами от отчаяния, обречённая бесконечно повторять бесполезное занятие, больше всего напоминающее вкатывание на высокую гору тяжёлого валуна, вновь и вновь срывающегося вниз в двух шагах от вершины.

Есть в повести одна интересная идея, которая убеждает читателя в безнадёжности описываемого процесса, и сделано это Автором, по-моему, просто гениально. Когда дикарь, не умеющий вообще никак обращаться с книгами, пытается отмыть с неё грязь водой, то в единственном источнике воды в Келье — туалетном бачке — оказывается водка (!). Келья как бы рекомендует отмывать страницы водкой, которая и книге повредит меньше, чем вода, и грязь отмоет лучше. Неизвестно, из какого материала сделаны не изнашивающиеся, вечные её страницы, видимо, водка подходит больше. И что же? А происходит нечто неожиданное — дикарь начинает лакать водку из бачка, а книга остаётся испачканной. Очевидно, что ценность водки — это нечто абсолютное, ещё одна из фундаментальных основ мира, в котором вырос дикарь. Предложенное Кельей испытание Холёный не проходит. Водка дороже Книги, Руси (и не только) есть веселие пити, на том стоим и стоять будем. Аминь.

В заключение небольшой фрагмент разговора между мной и моей Кельей.

«Пишущий эти строки, не пора ли тебе заканчивать? — Да пора бы уже, но мне никак не остановиться, столько всяких предостережений в этой повести ... Сейчас я выключу компьютер и закрою Книгу... Или начну читать её сначала... — Это хорошо, пишущий. Продолжаешь ли ты помнить, для кого писал? — О да, конечно. Для себя, всегда — только для себя».

Видимо, в основе устройства всех Келий лежит один проект, но есть и отличия — в моей можно мыться, вместо шариковой ручки ноутбук, много Книг и нигде (правда, туалетный бачок я не проверял), не встречается водка.

*) Возможно, мыться нельзя, чтобы было видно, сколько грязи накопилось в душе, т. е. она превращается постепенно в реальную грязь, и это такой символ внутреннего очищения.

**) В этом месте повести у ГГ возникает мысль — а стоит ли дальше читать Книгу? Но человек любопытен, да и делать ему больше нечего.

***) Интересно, где провёл Христос последний перед крещением год? Библия чего-то не договаривает, как во многих других случаях.



Тэги: Щёголев


1118
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 21:04
О каком рассказе идет речь?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 21:17
Начинайте чтение рецензии с её заголовка.
 


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 22:07
Ой! Заголовок то я прочитал а вот название рассказа внутри ускользнуло...


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 21:07
Спасибо за статью и наводку на интересное!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 21:20
Если не читали Щёголева, начните с «Хозяина». Гоголь аплодировал стоя.
 


Ссылка на сообщение3 июня 2022 г. 23:19
Спасибо!:beer: Не читал.


Ссылка на сообщение5 июня 2022 г. 08:12

цитата mr_logika

почему возможность иногда помыться может помешать «духовному перерождению»
Но это же азы: должно пренебрежением к своему телу противостать вредным для подвига наслаждениям и уж конечно, не смотреть на гениталии, даже свои.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2022 г. 12:07
Столпники, власяница, и так далее?
 


Ссылка на сообщение5 июня 2022 г. 13:30
И джайнские аскеты, и испанские аристократы, не моющие голову на удачу абитуриенты... Это общее место.
А одетым мылся даже мистер Питкин.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2022 г. 23:05

цитата ааа иии

одетым мылся даже мистер Питкин.
А народный артист Юрий Яковлев тот и вовсе в зимнем пальто душ принимал.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2022 г. 06:30
Это другое, это мнение москвича Рязанова о культуре «питерских» — кое-что делают неукоснительно, но зачем, не понимают.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2022 г. 12:11
5+ :cool!::-)))
 


Ссылка на сообщение21 июня 2022 г. 22:51

цитата ааа иии

кое-что делают неукоснительно, но зачем, не понимают.
Т. е. питерские — папуасы? Или масаи (они ростом повыше)? Но я, таки, против; думаю, таки, понимают.
 


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 06:53
Алые паруса
 


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 12:54
Жизнь Гнора
 


Ссылка на сообщение22 июня 2022 г. 20:58
В СПб проводят некое действо, которое называется «Жизнь Гнора»o_O
не знал


⇑ Наверх