В конце 2020 года в Екатеринбурге был издан альбом «Геннадий Мосин» со множеством репродукций.
Издательство «Автограф» — небольшое, но очень профессиональное.
Свердловский художник Мосин мне был знаком с детства по книжкам Средне-Уральского издательства. Его рисунки невозможно было забыть. Притягательные и отталкивающие. Со временем я открыл для себя художника в новом масштабе: это титан, равный Бажову. И масштаб этот, как и у Бажова, совсем не регионального уровня.
С иллюстрациями Мосина мы уже встречались в прошлых обзорах по русским народным сказкам и по сказам Бажова. Коснусь того, что в альбоме имеет отношение к тем обзорам.
Главные находки к иллюстрированным сказкам — в разделе «Живопись».
Книжных иллюстраций к «Колобку» у Мосина не было. Но зато вот такая станковая картина «Колобок» (холст, масло) 1979 года.
И «Царевна-лягушка» тоже есть на холсте. С такой же композицией была и скромная чёрно-белая картинка из книги. У меня, понятно, обе картинки одного размера. А так можно себе только представить: холст в раме на полстены и обрывок газетной бумаги из книги.
На картине маслом пейзаж и избы — среднеуральские. Мосин соединил русскую сказку со сказами Бажова.
И в бажовской теме интерес представляет живопись. Причём, начинал разработку этой темы Мосин именно в станковых картинах (холст, масло). В картинах сказались именно бажовские мотивы, хотя можно вычленить и конкретных персонажей бажовских сказов.
1) Диплом в Академии художеств (1957).
2) Сказ об Урале (1967).
Большой раздел альбома посвящён книжной графике Мосина. Подлинники книжных иллюстраций оказались в плохом состоянии. Очень жаль. По большей части в альбоме помещена компьютерная обработка сканов из книг. Картинки стали чище, прозрачнее, контрастнее. Филигранная работа художника В.И.Реутова, который лично был знаком с Мосиным. Но, может быть, замыслу Мосина (если судить по его живописи масляными красками) более соответствовала бы перенасыщенность цветом.
Показываю для примера сравнение картинок к «Серебряному копытцу» (ранее было тут). Пока даже не решил, какая картинка гармоничнее — на пожелтевшей бумаге из тоненькой книжки 1972 года или на роскошной белизне современного альбома.
1) Дарёнка выглядывает за дверь, смотрит на козлика (слева — оригинал 1972 г., а справа — бликующая обработка).
Бонус из альбома: карандашный набросок иллюстрации.
2) Серебряное копытце в стиле Серебряного века (здесь, наоборот, слева — современная обработка, справа — оригинал из книги 1972 г.).
Для чистоты эксперимента прогнал обе иллюстрации через сканер в одинаковых условиях.
С технической точки зрения обработанные иллюстрации, конечно, лучше.