Хорошему голливудскому сценарию недоставало полировки...
.
Современный западный кинематограф столкнулся если не с кризисом, то с серьезными проблемами — остросюжетное кино колбасит от навязанных идеологических штампов. Это создает возможности для других, скажем так, периферийных кинематографов. Любой режиссер-продюсер с реальным бюджетом, с хоть какими-то актёрами и собственной авантюрной жилкой — может попробовать в "голливудский триллер".
Козловский — попробовал.
Взяли учебное пособие "как сделать крутой фильм" — из 90-х годов.
Харизматичный герой, красавица героиня, характерный антагонист. Местами туповатые злодеи, у которых, однако, есть понятная мотивация. Нужен безумный ученый, нужны красивые съемки и, разумеется, эффектная обнаженка. Много насилия. Прилагаются разнообразные локации, образы роскоши и нищеты, стимпанк и пулеметы.
Еще должны быть интриги, перемена ролей и мотиваций, яркий финал.
.
Посмотрев семь серий из восьми, можно препарировать сериал?
Да.
Что хорошо:
— есть попытка показать вампирскую пластику и силу. Когда в первой серии вампир с только что расстрелянным лицом (пулями выбиты оба глаза) продолжает охоту, ориентируясь на слух и теплоту, это впечатляет;
.
— вампиры злодеи не потому, что кровь пьют, а потому что не могут решить задач, стоящих перед страной. Не хотят меняться в новых условиях. И при явных политических намеках — нет ни оголтелой, тенденциозной "сатиры на режим", ни жидкого киселя политкорректности. Есть классический прием — типизация. Хоть она и завернута в фантастическую оболочку. Кроме того, показаны поиски вампирами выхода из ситуации. Можно стать людьми, а можно закрутить гайки...
.
— реальная история становится спойлером, но не знаешь, как вывернут с её подробностями. Историческим персонажам изрядно достается, но, опять-таки, выдержана определенная рамка. Столыпин показан волевым и храбрым вампиром, который хотя бы пытается что-то сделать. Коба — хороший организатор, который мало стесняется в средствах, но испытывает проблему с кадрами. Лев Толстой — бывший вампир, который трудом излечился от вампиризма. Распутин — продвинутый колдун и тонкий интриган, жадный до женщин (он тут вообще показан много эффектнее и глубже своего прототипа). Очень заметно, что нет желания издеваться над историей, авторы хотели именно играть с образами известных людей той эпохи. А интрига получается весьма извилистой, с непременном "крючком" в конце каждой серии. Я не знаю, получится ли хорошо сделать развязку, но для того много и старательно работали, собрав кучу сюжетных линий и проведя персонажей сквозь медные трубы;
.
— есть понятные, хорошо читаемые образы. Много сказано по поводу Козловского. Я не хочу оценивать класс игры, но актер идеально подходит для этой роли. Самовлюбленный революционер (привет от Троцкого), да еще и анархист — то, что надо. Даже если человек просто зайдет в кадр, скажет реплики, а потом выйдет из кадра — с этой ролью все будет идеально. А тут актер старается. Вон, Том Круз есть, в качествен эталона: его поведение не всем нравится, но в части фильмов он смотрится на 146%.
Есть героиня. Красавица с печальным прошлым, которая сейчас не знает, чего хочет. Сочувствие к людям в ней не исчезло, но в башке такой ветер веет, что мало никому не кажется. Есть влюбленный вампир, есть вампир скучающий, есть деловой, с оттенком благородства;
.
— есть совершенно явный любовный треугольник, что составляют персонажи Янковского, Балабановой и Козловского. И он служит основой лично-персональной интриги: завязка, обращение женщины в вампира, её медленное сближение с персонажем Янковского, грядущая развязка.
.
— есть отличные, просто шикарные эпизоды.
Вот сидит банкир, денежный мешок, за столом, и интересно рассуждает про социал-дарвинизм. Мол, хорошо, что сынок шлюх режет в стиле Джека-Потрошителя, так популяция очищается. А рядом с ним сидит вампир и слушает эти речи с самым живым интересом. И не потому что есть хочет. Просто в нем еще не умерли остатки человечности, не упали барьеры на пожирание людей. А банкир этими речами вампира как бы освобождает...
Так же эффектным получился визит Юсупова к персонажу Янковского. Гость был в женском платье и этот транс-маскарад хозяину дома не нравился.
— Но вы бы знали, как мне надоело быть князем. Побуду кем-то другим.
— Ну господи, станьте крестьянином!
— Нет, лучше женщиной.
И тут все про гордыню князя Юсупова становится ясно.
.
— наконец, размах и масштаб. Дорого, многолюдно, костюмно. Почти "Бондиана". Это помогает примириться с частью гротеска и условностей, которые явно заданы подражанием большому голливудскому кино.
.
Что плохо:
— К четвертой серии вылазит критический недостаток — не додуман мир, не проработано устройство вампирского общества.
Заявлено "По вампиру на миллион людей". Но почему о проблеме мутации в следующем поколении вампиров знают столь немногие? Почему нельзя увеличивать численность вампиров — в экологической пропорции? Почему не ощущается проблема новых технологий, когда вампирская сила пасует перед все новыми пушками и пулеметами?
Интрига, провернутая Распутиным — ну, слишком уж топорна.
Словом, вампирское сообщество, на которое интересно намекали в первых сериях — потом оказывается рыхлой и невнятной структурой, которую маскирует хоршая игра части актеров.
.
— Проблемы с раскрытием образов:
Героиня. Использовано сильное средство — попытки самоубийства. После обращения в вампира она вообще не хочет жить. Но это действие должно исчерпываться максимум двумя сериями. Оно приедается. Да, есть пара удачных шуток на тему. Но последняя попытка самоубийства героини — должна быть на фоне горы трупов в третьей серии. Когда она упилась крови и поняла, что себя не контролирует. Да и тогда не было нужды орать в камеру, демонстрируя клыки. Достаточно было показать пустой взгляд, и несколько раз вхолостую нажатый спусковой крючок. А повезло или ей просто разрядили револьвер — не суть важно.
Персонаж Янковского слишком нервничает из-за этой красавицы. В первой-второй серии хорошо отыграна если не влюбленность, то какой-то вариант вспыхнувших чувств. В четвертой он все так же старается отыгрывать обыкновенного мужчину зрелого возраста. Но вампиру ведь за сотню лет. Пора научиться и влюбляться, и держать себя в руках, и хорошо просчитывать действия юных красавиц. А тут он откровенно прогибается. "Не верю".
.
— гротеск иногда подается с перебором. "Пост-вампиры" — слишком уж тупы и уродливы. Юсупов — кокаинист, истерик, декадент. Обнаженка — местами вставлена настолько "для галочки", просто чтобы вставить очередной женский бюст на полчаса экранного времени, что это иначе чем перегибом и не назовешь :)
.
— часть схваток — откровенно не получилась. Далеко не все, но сцена, которая предшествует первому появлению Распутина, выглядит уж слишком грубо смотнированной, а персонаж Янковского, фехтовальщик со столетним опытом и сверхчеловеческой силой, откровенно слаб.
.
Итого: да, это триллер, это комикс, это голливудский масштаб и местами отличное исполнение. Смотреть стоит. Но есть и перегибы, и штампы, и заимствование идей из других фильмов. Как и положено в этом жанре :)
П.С. Дамы и господа. Меня самого иногда заносит в политику, но сейчас — давайте без неё. Говорим про фильм, про искусство и кино.