Соблазны и проклятия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «240580» > Соблазны и проклятия «Холокоста»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Соблазны и проклятия «Холокоста»

Статья написана 17 февраля 2022 г. 13:19

У каждого читателя с опытом есть собственная территория комфорта, сформированные со временем литературные предпочтения. Выход за пределы читательских вкусов не всегда приносит положительные впечатления, но порой необходим для того, чтобы яснее понять, почему определенные книги импонируют, а другие вызывают неприятие.

Прекрасным примером выхода за пределы комфорта может служить знакомство с произведениями в жанре антиутопии, ведь основная задача ее – предостережение или предупреждение чего-то, что так или иначе присутствует в сегодняшнем мире, однако не дошло ещё до своего катастрофического апофеоза.

Современная научная фантастика активно эксплуатирует жанр антиутопии. Различные варианты будущих ужасов и невзгод, ожидающих человечество – сценарии, популярные среди молодых писателей нашего времени. Среди польских авторов заметен в этом жанре Цезарий Збешховский.

«Всесожжение» (в оригинале «Holocaust F») – одна из самых известных фантастических книг последних лет, написаных на польском языке. На русском языке сборник вышел в 2019 году, включив заглавный роман и несколько рассказов из цикла «Рамма». Если кратко охарактеризовать атмосферу книги – это сочетание серости мрачного города, подсвеченного мертвенным неоном ночной рекламы «Обители зла» с безнадёжностью тёмного киберпанка. Читателя без предупреждения с головой погружают в мир грязи и крови, а вишенкой на торте выступает нецензурная брань, которую слышим от главного героя, страдающего копролалией. Атмосфера продиктована не только подходящей (анти)эстетикой, но и философской концептуальностью. Збешховский в конце романа постулирует тезис о том, что человек, его разум и цивилизация – словно раковая опухоль на теле Вселенной: чем больше развивается рацио, тем меньше становится божественной гармонии, которая растворяется в интеллектах отдельных личностей, а это приближает (F)инальный холокост, то есть конец света.

Сам мир романа представляет собой сплошной сюрреалистический кибернуар: понятия «жизнь» и «смерть» относительны и теряют свой антагонизм; размывается разница между традиционным «я» и постсингулярным «не-я», уверенным в своей аутентичной идентичности не может быть никто; биологическое и искусственное настолько переплелись, что разделить их уже невозможно. В этой картине, где нано является настоящей эпидемией, заражающей все вокруг, туннели Хокинга и гипотеза многомирия представляются чужеродными вставками, хотя на самом деле они составляют основу пессимистической концепции романа. Ведь именно раковая опухоль разума привела к столкновению параллельных миров, взаимопроникновение которых повлекло за собой медленную смерть сущего.

Основной конфликт в романе проходит между условно человеческим и бесчеловечным. Протагонист, проходящий несколько перевоплощений, противостоит нелюдям с испорченным программным обеспечением внутри головы – орде Саранчи. Читателю изображают сцены кровавых боев с полчищами киебервампиров, где по умолчанию за «добро» принимается сторона повествователя. Однако если взглянуть на ситуацию внимательнее, то увидим и другое противостояние, антагонизм старый, как мир.

Уже сегодня мы являемся свидетелями того, как информационные технологии влияют на общество, как новейшие средства коммуникации и технические новинки меняют жизнь людей. Выигравшие на рынке IT, программного обеспечения, медиа и связи диктуют повестку дня. Збешховский продолжает эту тенденцию в будущее. Здесь олигарх покоряет и деморализует профсоюзы, его частная армия при необходимости уничтожает целые кварталы, заваливая трупами вампиров специально вырытые для этого ямы. Абсурдистские апокалипсические картины сосуществуют с инвестициями, биржевыми спекуляциями и заботой о сверхприбылях. Не отстает от крупного бизнеса и государственный аппарат. В мире, летящем в адскую бездну, даже эпидемию суицидов государство использует для собственных интересов. Ситуация, описанная в рассказе «Монета», когда самоубийство является монопольной платной услугой в специализированном учреждении, выглядит почти правдоподобной, учитывая различие общечеловеческой и казённой морали, наметившееся нынче в некоторых странах.

На другой стороне социальной пирамиды видим безликую массу, которой скармливают модные обновления и вживленные гаджеты, которые то ли от мутации, то ли от сознательной манипуляции делают потребителя безвольным и зависимым. Обыватель влезает всё глубже в кредитную ловушку, чтобы не отстать в погоне за новинками от других. Конец таких историй известен – программа делает из потребителя, который уже не способен приносить никакой пользы в качестве покупателя, полного идиота. Стремление к единению в общей ментальной сети в несовершенном обществе приводит к печальным последствиям. Формируется масса ущербных особей с мутированным программным обеспечением в черепных коробках и группа избранных, подчёркивающих свою принадлежность к «настоящим» людям. В конце концов, история об элоях и морлоках получает новую интерпретацию в мире посткиберпанка.

Картина дегуманизации доходит до своего апогея – среди целого ряда персонажей мы не встретим ни одного, который в полной мере соответствовал бы спектру оттенков значения слова «человек». Холокост торжествует, ветер гуляет на месте того, что когда-то было человеческой сущностью и нравственностью.

Из этого мира ушел бог, его роль должен взять на себя человек, но для такого «человека», не способного на акт творения, эта ноша тяжела. Понятие «бог», кстати, автором употребляется не в переносном смысле. Збешховский поселяет собственного бога в каждый отдельный мир, а при столкновении миров чужой бог стремится перенастроить фундаментальные константы другого мира под себя, делая существование местной жизни и разума невозможным по определению. Метафизику-мистику романа дополняет плазмат – загадочное вещество, формирующее души. Как узнаем из рассказа «Другого не будет» весь плазмат исчез из мира Раммы в год Зеро, немногочисленные праведники (интеллектуально развитые личности и члены «просветленной» секты) умерли, а жить остались проклятые – большинство населения.

Збешховский ретранслирует библейские понятия и идеи в посткиберпанковской стилистике. Рассказ «Безлюдье», в котором раскрывается механизм трансформации человека-потребителя в вампира, апеллирует к Откровению Иоанна Богослова. Вампиры здесь в поистине библейском духе показаны как необходимое звено разрушения, которое было послано в мир «падших». В рассказе «Стакан лимфы» мы видим прозрачные аллюзии на христианские символы (например, растворенный в лимфе плазмат намекает на таинство причастия), однако все они помещены в десакрализованную тень былого мира. Бог – элемент материальной картины мира, теория вероятности – это промысел божий. Выход за пределы Солнечной системы является выходом из «деосферы», вне которой не действуют никакие богом установленные законы. Поэтому новый Ноев ковчег корабля колонистов, улетающий от проклятой Земли, преследуют странные эффекты, не поддающиеся никакому логическому объяснению. В отличие от библейской притчи в рассказе «Печаль парсеков» (не вошёл в состав русскоязычного сборника «Всесожжение») внутри ковчега видим совсем не праведников, призванных перезагрузить мир, а поражённых проклятием среднестатистических особей. Это и решает судьбу экспедиции.

«Всесожжение» – вещь, показательная как в философском, так и социальном смыслах. Как мировоззренческие идеи, так и картина будущего, описанная автором, ярко иллюстрирует фобии, упадничество и тревожные ожидания мира современности. В конце концов, даже довольно условный хэппи-энд не развеивает тьмы безграничного пессимизма. Идеалистическое мессианство посредством вымышленной автором «теофизики» показало, что не может обойтись без умножения лишних сущностей, даже если и выгонит их в параллельные миры. Сочленение христианской десакрализованной эсхатологии с посткиберпанковскими декорациями так или иначе присутствует во всех произведениях цикла. Философия упадка отдельному члену общества отводит роль пешки, которой манипулируют непостижимые высшие силы, как это описано в рассказе «Место на дороге». Либеральный техницизм расписался в неспособности к построению приемлемого образа социального будущего, или даже в сознательном отказе от него.

Остается надеяться, что изображенная Збешховским картина тотального отчаяния и безысходности не будет задавать тон в человечьих помыслах и чаяниях, а значит, не будет указателем в деле построения мира грядущего.

Оригинал статьи на «Архиве фантастики»





1145
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2022 г. 20:56
Спасибо большое!
Просто вот, что хочется сделать по итогу чтения
Все верно, точно и со всем согласен. Наверно поэтому статья так понравилась:-)
Давно и с удовольствием читаю ваши посты на разных ветках Форума. Оказывается есть еще и колонка. Что ж, как говорится, лайк и подписка!:-)
Статью отправлю в коллекцию для перечитывания. Збешховский мне очень по душе. И есть много о чем подумать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2022 г. 21:46
Спасибо за высокую оценку моих скромных трудов:beer:

цитата vfvfhm

Збешховский мне очень по душе

Довольно неожиданно??? Если не ошибаюсь, вы придерживаетесь левых взглядов и, тем не менее (насколько я могу судить, конечно) у вас есть симпатия к разного рода упадничеству в литературе. Как это может совмещаться?o_O
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2022 г. 22:23
Эстетика дело запутанное.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 12:32
Если вам интересно, потому что я во-первых, дитя «святых девяностых». Если бы вы пожили в Казахстане 1990-х годов у вас тоже бы развился тонкий вкус к упадничеству:-)
Во-вторых, воспитывался на литературе декаданса и модернизма. Считал это высшим шиком.
К тому же много (слишком много) лет я был самодовольным креаклом и страдал либерализмом головного мозга, радостно шестерил на «эффективных менеджеров».
А человеком твердых коммунистических взглядов я стал уже в совсем взрослом возрасте. Жизнь перевоспитала;-) Зато теперь вижу четко обе стороны медали.
Мы или они. «Нет перемирия с королями».
Так что я большой любитель постапа. Помогает разжигать в сердце ярость.:-)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 13:43
Ну так у нас много общего. Категорически не принимал в своё время (в 1990-х) «нравоучительных» произведений типа Ефремова. Да и вообще, мысленно постоянно спорился с советскими учебниками истории итп. Хотя где-то в глубине души признавал, что там есть рациональный подход. Ну, или его элементы.
А потом, да, жизнь заставила переоценить ценности. Где-то лет 10 тому.
Сейчас очень сложно себя заставить читать подобную чернуху, то что раньше глоталось на ура без разбору.
Левый — значит видящий альтернативу. А в подобных книжках альтернативы нет, надежды нет. Просто абсолютизация неуютного сегодня. Завтра — будет только хуже — вот основная мысль всех этих страшилок.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 16:00
:beer:
Поэтому Евремов считал антиутопии враждебным искусством. Оно только угнетает.
Но! Он-то рос и развивался, и действовал в момент подъема мирового прогрессивного движения, в эпоху победных битв с вырождающимся общественным укладом.
А наша эпоха — эпоха торжества вырождения (всем на погибель).
Я как стал леваком, тут же нацепил розовые очки на нос и стал ждать-пожидать пролетарской революции. А потом жизнь привела два года в «Магните» поработать. И я насмотрелся на «материал» этой самой революции (не на сотрудников, а на покупателей!)) И резко скорректировал свои утопические представления в сторону крайнего пессимизма.:-))) Этому этапу два-три года всего.
Вот тогда я и вернулся к чтению постапа!:-)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 16:35
Ну, это же две крайности. Революцию мы не наблизим по своему желанию. Нужна революционная ситуация.
А касательно литературы... У меня такое ощущение, что такого рода книжки негативно влияют на мировоззрение читателя. Их задача — сформировать некое лояльное отношение к происходящему нынче. Мол завтра ещё хуже будет. Привыкайте.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 16:46
Да, к сожалению — счастью? — вы правы.
Хорошо, что мне по работе приходится много читать оптимистической фантастики «Золотого века»:-)
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 18:59

цитата vfvfhm

Поэтому Евремов считал антиутопии враждебным искусством. Оно только угнетает.

Я бы сказал, что литературный уровень Ефремова в сравнении с «упадочными» Оруэллом, Брэдбери и Хаксли угнетает намного больше.:-)))
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 19:41
Влез, куда не просят, и открыл всем глаза. Молодец! Можешь упиваться своим интеллектуально-эстетичес ким уровнем.
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 20:45
Увы, я не джинн, являюсь не по призыву. И не глаза раскрываю, а констатирую факт.;-)
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 22:06
Как часто, увы, у нас забывают заветы наших гениальных писателей классиков.
Как, например, бессмертный афоризм Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его!».
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 12:08
Как часто, увы, сторонники коммунистических идей за неимением былых возможностей вынуждены прибегать к базарному хамству:-D Ах, тени былого величия...
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 13:10
Козьма Прутков был прав! Посмотрим еще, чьи тени развеются без остатка.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 14:14
Кто я такой, чтобы становиться на пути у пустых мечтаний о массовых расстрелах:-D
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 16:35
Ну, если дальше массовых разделов мысль не идет, то понятно, кто такой. Не зря ник взят в честь давным-давно вымершей ящерицы.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 16:58

цитата

Ну, если дальше мысленных разделов мысль не идёт

Ну а что делать, если успешно расстрелять энное количество граждан России получилось, а построить коммунизм — нет?;-) Потом, вы же сами сказали — «мы или они». Логично, что с «ними» придется что-то делать. Ну, в мечтах, конечно.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 19:21
Все закругляемся. Мне с людоедами и их людоедской логикой и с короткой памятью троглодита общаться не о чем.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2022 г. 22:26
Ничего, дружище, я на вас не в обиде. Это у вас от крайнего пессимизма©. Ведь все жертвы, положенные на алтарь вашей идеологии, привели к построению скучного мелкобуржуазного общества, вполне себе неплохого, но даже его товарищи коммунисты ухитрились про... фукать, и как с такими шлимазлами строить светлое будущее?:-)))
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 21:07
Наше счастье поднялось
По верхам седых гребней,
Эй, товарищ, не робей!
В царстве скорби и теней
Солнце мощное зажглось.
И горит оно сильней.
Не робей!
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 22:03
:beer:


Ссылка на сообщение18 февраля 2022 г. 23:33
Хороший отзыв. Он конечно «ваше имхо». Вспомнился ответ Дедушки Рика на предложение найти другую Вселенную. Однако,предпочту побороться;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 10:27
Смысл вашего выражения прошёл мимо, мультик не смотрел.
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 13:39
Если литературно, то всё плохо везде.
 


Ссылка на сообщение19 февраля 2022 г. 13:41
Везде не значит всегда и навечно.


⇑ Наверх