Блистатсльный штурм космоса, запуски спут-
ников, полеты лунников удивительно отчет-
ливо показали могущество человеческого ра-
зума. Атомная энергетика, реактивная авиация,
подъемы ракет в верхние слон атмосферы, полупро-
водники, радиоэлектроника, новые синтетические
материалы — лаже столь краткий перечень убеждает:
середина XX века явилась временем замечательных
свершений в науке и технике.
Что же ждет нас впереди? Не только писатели- фантасты, но ученые и инженеры пишут как о реальном и сравнительно недалеком будущем о безмерном энергетическом могуществе человека» о путешествиях на Луну и планеты, станциях вне Земли, об авиации сверхвысоких скоростей, небывалом расцвете химии, биологии, медицины, об освоении глубин океана, о грандиозных проектах переделки природы...
Надо н в художественных образах воплотить завтрашний день научно-технического прогресса!
Но если фантастическая беллетристика в последние годы переживает определенный подъем, то, к сожалению, того же нельзя сказать про фантастику в кино. Художественная кинематография проходит мимо богатейших россыпей тем и почти нс использует тс широкие возможности, которые открывают перед ней современная техника и наука. А ведь самое массовое из искусств может наиболее убедительно и наглядно воплотить в зрительных образах мир мечты, мир грядущего.
В советском кинематографе научная фантастика
никогда не получала широкого развития. Среди фильмов раннего периода можно назвать «Аэлиту» по роману А. Толстого. Наиболее интересным фильмом среди фантастических картин 30-х годов является бесспорно «Космический рейс» режиссера В. Журавлева. Он привлекал внимание как смелая попытка заглянуть в будущее.
О работе над этим фильмом уже рассказывал в нашем журнале В. Журавлев (1938, /6 11). Необходимо отметить, что по своему постановочно-техническому уровню его фильм не уступает «космическим» фильмам последних лет, за исключением отдельных деталей. Конечно, в успехе этого фильма большую роль сыграла консультация великого ученого К. Э. Циолковского. Несмотря на отсутствие острого сюжета, недостаточно разработанные образы героев, фильм смотрится с интересом и сейчас.
Говоря о послевоенной советской кинофантастике, по пальцам одной руки можно пересчитать фильмы, показывающие будущее науки, хотя бы и в отдельных его аспектах. К тому же весь этот скудный фонд никак нельзя отнести к числу удач нашего кинематографа даже при самом снисходительном к нему отношении.
Появились картины о покорителях морских глубин — «Тайна вечной ночи» и двухсерийная «Тайна двух океанов».
Этим двум фильмам присущи общие недостатки, прежде всего — отсутствие достоверного показа науки и техники, лишающее кинокартины убеждающего зрителей правдоподобия, отсутствие ярких образиых решений. Не случайно оба эти кинопронзведе- ния не оставили заметного следа в истории нашего киноискусства.
К сожалению» осталась незавершенной давняя попытка создать фильм о полете на Венеру — «Голубая звезда» (по сценарию С. Болотина и А. Толстого, режиссер А. Птушко). Эта работа была только начата. Сделанные тогда пробы показывают, что фильм обещал быть оообснно интересным своей постановочно-технической стороной. Так, полет должен был происходить на ракете, снабженной солнечной энергетической установкой с фотоэлементами.
Эту оригинальную идею, выдвинутую в нашей стране, предполагалось зримо воплотить на экране.
Следует заметить, что для наших фантастических фильмов характерны отсутствие реалистической фактуры и примитивность постановки. На наших студиях не умеют достаточно правдоподобно воплотить на экране космические корабли и батисферы, морских животных, лунный пейзаж. В Луну, показанную в фильме к Человек с планеты Земля», никак нельзя поверить. Точно так же зритель не верит в резиновых кальмаров из фильма «Тайна вечной ночи». А ведь смогли же, например, чехословацкие кинематографисты в «Тайне острова Бэк- Кап» с удивительным мастерством показать необычную технику в представлении Жюля Верна. Ожившие гравюры — иллюстрации романов Ж- Верна—вызывают улыбку потому, что зрителя забавляет контраст между старой фантастикой и нашими сегодняшними машинами, но прием этот оригинален и не лишен убедительности.
...Итак, несколько фантастических художественных фильмов за пятнадцать послевоенных летне слишком ли это мало? К тому же тематически кинофантастика очень бедна — в ней затронуты всего две темы: о космических полетах и о путешествиях в глубины океана. А будни нашей науки необыкновенно содержательны и разнообразны — она выдвигает все новые и новые идеи, смелые проекты. Мы вступили в эпоху развернутого строительства коммунизма, и наука играет в нашем обществе первостепенную роль. И кому, как не нашим кинематографистам, попытаться воссоздать в зримых образах все величие советской науки, грядущие победы техники в нашей стране?
Слов нет, задача очень трудна. Но ведь даже и попытки решить ее сделали только немногие кинематографисты. Возможности кино возросли необычайно. Почему же и сейчас в немногочисленных фантастических фильмах встречаются грубые макеты, примитивные декорации, сплошь и рядом дают о себе знать досадные технические ошибки? Крайне бледны образы людей в этих фильмах, они настолько шаблонны, что совершенно не запоминаются и по существу являются манекенами. Ведь нет же ни одной игровой научно-фантастической картины, герои которой стали бы популярны.
Причины столь резкого отставания нашей кино- фаитастикн кроются не только в робости постановщиков. Одна из них заключается в том, что крупные писатели сейчас не работают в жанре кинофантастики.
К созданию новых талантливых сценариев этого жанра надо привлечь литературную молодежь и признанных мастеров литературы.
При этом следует обратить самое серьезное внимание на развитие кинофантастики для детей и юношества.
Пусть в художественной кинофаитастике иаших дней найдут наши подростки, молодежь и все советские зрители и подлинную научность, и волнующую сердечность — все то, что может сделать этот важный жанр популярным, любимым.
•
Предлагаем вниманию читателей журнала «Искусство кино» научно-фантастический сценарий А. Беляева, обнаруженный в архиве писателя. Постановка фильма по этому сценарию намечалась в 1941 году на Одесской студии, ко осуществлена не была.
Александр Романович Беляев—основоположник советской научной фантастики, один из крупнейших ее представителей. В его творчестве «физика» и «лирика» всегда дружили. Романы «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля» и другие его произведения пользуются широкой известное гью.
А. Беляев в последние годы жизни заинтересовался кинодраматургией. Его сценарий «Когда погаснет свет» был написан перед самой войной по малень» кому рассказу того же автора «Анатомический жених» (1940). Однако если рассказ носил преимуществен» но юмористический характер, то в сценарии, содср-жащем элсменты социального памфлета, развита тема трагической судьбы большого научного открытия в капиталистическом мире.
Думается, что знакомство с этим единственным кннопроизведением замечательного советского пи» сателя-фантаста представит интерес для читателей.
с. 109 — 111 журнал «Искусство кино» №9 за 1960 г.