387 Иллюстрированный Гайдар


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 387. Иллюстрированный Гайдар: Мальчиш-Кибальчиш (худ. Л. Киселева и В. Мелещенков)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

387. Иллюстрированный Гайдар: Мальчиш-Кибальчиш (худ. Л. Киселева и В. Мелещенков)

Статья написана 17 декабря 2021 г. 16:08

Если художник рисует пупсиков для малышей, можно ли ему поручить иллюстрировать пронизанную революционным пафосом книгу Гайдара? И что из этого получится?

Мальчиш-пупсик (1984)

В 1984 году в Днепропетровске была выпущено такое отдельное издание «Сказки о Военной тайне...»: https://fantlab.ru/edition153188. Художники Л. Киселева и В. Мелещенков.

Источник иллюстраций: https://polny-shkaf.livejournal.com/12964...

Мирная жизнь

Место действия — Украина.

Взрослые ушли на войну

При всей мультяшности, детали подаются вполне реалистичные: занавесочка, керосиновая лампа, чёрный хлеб на столе.

Война мальчишей

Приём показа бойни через детскую игру ранее опробовал В.Лосин. Но тогда и дети были постарше, и играли они с полной отдачей. Сейчас перед нами — детсадовская возня.

Буржуины

Наверное, в поздне-советскую эпоху история о Мальчише-Кибальчише превратилась в обычную обязательную для чтения детскую книжку, которая выделялась разве что неуместной страстностью. Надо издавать, надо иллюстрировать, надо читать вслух... Художники среднего уровня уже и не пытались выдать что-то незаурядное. Обычная книжка — обычные картинки.





212
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 09:33
Меня в проблеме иллюстрирования книг всегда (вру, не всегда, а после достижения возраста в 12-13 лет) заботил вопрос «почему?» Почему художник решил создать соответствующий рисунок именно так, а не иначе? Что им двигало (его рукой) в этот момент создания рисунка?

Разглядываю какую-нибудь книгу из своей домашней библиотеки, представляю (нет, не себя на месте художника, а себя-свидетеля рядом с ним), что могу задать иллюстратору эти самые вопросы, и получаю силой своих ментальных ресурсов на них «ответы»...
А став чуть старше, понял, что в при таком анализе можно создать портрет самого автора-иллюстратора, ведь любой «создатель» берет эти самые «ресурсы» не из моей головы, не из головы соседа и вообще чьей-то, а из своей головы. Он (под давлением обстоятельств (чаще) или без них, но именно сам-один) в какой-то момент времени, ничтожный, неуловимый, принимает решение сделать именно так, а дальше — вынужден идти внутри этих рамок «принятого решения».
«Детсадовская» манера иллюстраций этого художника может свидетельствовать не о его «среднем таланте», а, например, о том, что в момент «принятия решения» создания иллюстраций он читал эту сказу Гайдара своему ребенку детсадовского возраста, стремясь развивать свое чадо с опережением, быстрее календарного возраста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 13:53
Да, может быть. Хотя уровень таланта вторичен. Чижиков, например, большой талант, но он нарисовал бы к Мальчишу иллюстрации в своей предсказуемой безоблачной манере. Но в центральных издательствах это понимали, и заказа на «Сказку о Военной тайне» ему не давали.
А ещё детсадовские иллюстрации про Гражданскую войну — целое направление. Сейчас думаю над следующим изданием — Москва, 1971 год, для домашнего кукольного театра.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 16:40

цитата Zivitas

Чижиков, например, большой талант, но он нарисовал бы к Мальчишу иллюстрации в своей предсказуемой безоблачной манере. Но в центральных издательствах это понимали, и заказа на «Сказку о Военной тайне» ему не давали.


Это, кстати, еще одна интересная тема для размышлений.)))
Чижиков ведь тоже свою манеру, узнаваемую мгновенно, не сразу «изобрел», а «в процессе».
Если оценивать его стиль не по силе психоэмоционального воздействия на зрителя-читателя (Чижиков своими фоновыми цветами заливки рисунка сразу погружает в «безоблачность»), а попытаться представить — «почему» он всегда неизменен в графике?, оптимистичный, успокаивающий, — то станет ясно, что таким способом художник «эскейпировал» самое себя. Рисовать именно так для него было важно прежде всего для себя. Что-то его угнетало в реальной жизни, и он компенсировал эту проблему.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2021 г. 16:52
Интересно. Спасибо


⇑ Наверх