США, 1968, 97 мин.
Реж. Джордж Ромеро
В ролях Дуэйн Джонс, Джудит О’Ди, Карл Хардмен, Мэрилин Истман, Кит Уэйн, Джудит Ридли, Кира Шон, Чарльз Крэйг, С. Уильям Хинцмен, Джордж Косана
Ужасы
Оценка 7,9 (91 154) Моя оценка 8 (отлично)
Производство Image Ten (production)
Роман Джона Руссо «Ночь живых мертвецов» — не основа сценария, а его новеллизация, вышедшая в 1974 году.
Что надо знать о данной картине. Это фильм, породивший «ромеровских зомби», очень популярную разновидность, и породивший все эти «зомбиапокалипсисы». А еще сделавший звездой и гуру жанра Джорджа Ромеро. Ирония судьбы — в момент выхода к Ромеро относились примерно так «Мальчик, отойди от машины». Многие серьезные компании, в том числе Коламбия не хотели иметь «с этим» ничего общего (потом небось сгрызли локти до костей). Сейчас это общепризнанный шедевр, входящий во многие списки лучшего, культового, незаменимого. В 1999 фильм включен в Национальный реестр фильмов. Он также включен в Criterion Collection.
Брат и сестра приезжают на могилу отца. Вдруг на них нападает странный тип.
Сестре удается сбежать и она с еще несколькими людьми прячется в доме на кладбище, который штурмуют ожившие мертвецы.
Актерский состав. Снял картину классик жанра Джордж Ромеро.
В фильме снялись малоизвестные актеры (в основном из театров Питтсбурга), которые стали значительно более известны после выхода картины Дуэйн Джонс (Бен) («Ганджа и Хесс», «Вампиры» (1986), «Умереть за...»), Джудит О`Ди («Ночь живых мертвецов» (2012), «Ночь живых мертвецов. Генезис»), Мерилин Истман (в этом фильме она была соавтор сценария и помогала гримеру) (Хелен) («Перри Мейсон»), Рассел Штрайнер (Джонни, он же продюсер фильма)(«Полицейский убийца», «Ночь живых мертвецов» (1990)), Билл Хинцман (зомби)(«Время ведьм», «Полицейский-убийца»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Если кто хочет понять, откуда «есть пошли современные зомбиапокалипсисы», то смотреть этот неожиданный шедевр Джорджа Ромеро необходимо. Чтобы узнать « из какого сора». Новичок-режиссер, любительская постановка, никому не известные актеры (сыгравшие, кстати, очень неплохо).
У режиссера не было денег на цветную пленку, никто не хотел связываться с прокатом данного произведения и так далее. Несмотря на все трудности, фильм стал культовым, стал хитом прокатов в драйв-инах и признан классикой жанра, породившей целый поджанр и множество заимствований и подражаний. Входит в многие списки лучших фильмов ужасов, самых важных фильмов о зомби, лучших фильмов о зомби и т.д.
Фильм включен в сотни всяких списков лучшего. например журнал Forbes включил «Ночь...» в десятку лучших низкобюджетных фильмов всех времен.
Почему смотреть не стоит (минусы). Старый любительский фильм. Заслуженный, но тем не менее. К тому же, здесь впервые показывают плотоядного зомби (самая знаменитая роль Билла Хинцмана) — зрелище не для слабонервных.
Итог. Значение данной картины трудно переоценить.
По мнению многих влиятельных критиков, 1968 стал годом начала Золотой эры фильмов ужасов, и не в последнюю очередь благодаря фильму Ромеро, который будто стал водоразделом в жанре, четко разрезав на «до» и «После». Кроме создания поджанра, обеспечения звездности режиссера и известности ряду актеров, данная картина дала возможность проявить себя в жанре независимым кинематографистам.
Ким Ньюман написал в статье о фильме «частично его сила в том, что это не гламурный голливудский фильм, а черно-белая полулюбительская лента с зернистой картинкой, придающей ей убедительности».
Культовый фильм, который стал одним из самых переделываемых в мире (то есть рекордсмен по количеству ремейков).
Как ни странно, эта лента совершенно не устарела — я с интересом ее пересмотрел.
Есть немного фильмов, о которых можно сказать «он совершил революцию». Про этот — можно