СССР, 1966, 100 мин
Реж. Иосиф Хейфиц
В ролях Анатолий Папанов, Нонна Терентьева, Андрей Попов, Ольга Аросева, Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Алексей Баталов, Григорий Шпигель, Юрий Медведев, Леонид Быков, Георгий Юматов, Любовь Малиновская, Ия Саввина, Евгений Шутов, Степан Крылов, Рина Зеленая, Александр Борисов, Ольга Гобзева, Александр Орлов, Валентина Пугачева, Николай Сергеев, Алексей Смирнов, Роман Ткачук, Иван Краско
Драма
Оценка 7.2 (97) Моя оценка 7 (хорошо)
Производство Ленфильм
1967 — Приз «Капитолийский юпитер» на Международном кинофестивале в Риме (Италия)
Экранизация рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч».
Однажды ночью в снежную бурю на захудалом постоялом дворе Антон Павлович Чехов встречает земского врача Мальцева, пекущегося о народе-страдальце. И писатель попытался представить дальнейшую судьбу доктора-идеалиста, тем более, что на том же дворе есть уже циник, который «во что только не верил», а теперь пьет дешевое вино и собирается уехать в Бессарабию.
По мнению писателя, доктора ждет старость лет в 40, крушение идеалов и накопление денег в банке
И вот писатель представляет судьбу Дмитрия Ионыча Старцева, нового земского врача, редко выбирающегося из больницы, и однажды попавшего на «чтения» в доме Туркиных. Мать семейства читает какую-то дикую чушь про благодарственную слезу крестьянки. А «все интеллигентное общество» городка ей дико аплодирует.
«Какая глубина образов и каскад событий» показывает как якобы интеллигентные люди умеют найти глубокий смысл там, где его никогда не было.
Хозяин дома веселит гостей отборными тупыми шутками.
Встреча с Котиком, дочерью Туркиных Катериной, которая мнит себя великой пианисткой (как ее мать представляет себя Жорд Санд), сломала жизнь врача, который из-за нее стал холодным и черствым циником. Очередной прекраснодушный идеалист стал обычным приземленным мещанином. Превращение в мещанина подчеркивается резким увеличением веса персонажа.
Актерский состав. Снял картину знаменитый советский режиссер Иосиф Хейфиц («Депутат Балтики», «Член правительства», «Дело Румянцева»), который неоднократно обращался к творчеству Чехова («Дама с собачкой», «Плохой хороший человек»).
В фильме снялись звезды и известный актеры Андрей Попов (Антон Павлович Чехов), Анатолий Папанов (доктор Старцев), Нонна Терентьева (Котик) («Дворянское гнездо», «Крах инженера Гарина», «Соучастие в убийстве»), одна из ярчайших актрис театрального Ленинграда 50-70-х, тетя Михаила Боярского Лидия Штыкан (Вера Туркина, мать Котика, «писательница»)(«Происшествие, которого никто не заметил», «Зеленая карета»), Игорь Горбачев (Туркин), Алексей Баталов (Шергов, алкаш на постоялом дворе, бывший идеалист), Григорий Шпигель (адвокат Лосев) («Сказание о земле Сибирской», «Молодая гвардия», «Дело Артамоновых»), Ольга Аросева (Мария Павловна Чехова, сестра писателя), Леонид Быков (извозчик), Ольга Гобзева (учительница), Рина Зеленая (писательница на Лазурном берегу, назвавшая Чехова «певцом сумеречных настроений»), Иван Краско (писатель, беседовавший с Чеховым на Лазурном берегу), Пантелеймон Крымов (Андрюша)(«Дама с собачкой», «Балтийское небо», «Седьмой спутник», «Живой труп»), известная цирковая артистка Гитана Леонтенко (акробатка с собачкой), Юрий Медведев (доктор Свешников), Ия Саввина (дама с собачкой), Николай Сергеев (больной) («Андрей Рублев», «Живые и мертвые», «Авария»), Алексей Смирнов (господин с ананасом), Роман Ткачук (Вольский), Георгий Юматов (фельдшер)
Цитата. «У нашего народа одна надежда — интеллигентные люди».
Интересно. Фильм снимался в Симферополе и Евпатории. Деревенские сцены сняты в музее-усадьбе А. П. Чехова в Мелихове.
Почему смотреть стоит (плюсы). Это не прямая экранизация, а скорее эксперимент на тему рассказа, хотя все основные линии сохранены. В числе героев Антон Павлович Чехов, его семтра, человек в футляре, дама с собачкой.
Журнал «Искусство кино» назвал фильм «старательной экранизацией».
Великий Анатолий Папанов в главной роли. Он сам неоднократно говорил, что Старцев — одна из любимых его ролей. И думаю — одна из самых тяжелых в карьере. Молодой идеалист ощутимо черствеет, чуть ли не с каждой сценой
Почему смотреть не стоит (минусы) Тут нарочито противопоставляется материальное и духовное, и народное и «псевдо интеллигентное». Противопоставление слишком в лоб.
Форма эксперимента, на мой взгляд, здесь себя не оправдывает. Зачем здесь Чехов? Рассказ и сам неплохо рассказывается персонажами. История достаточно интересна.
Несколько сцен из жизни Антона Павловича — просто шарахание из стороны в сторону. Ну разве что эпизод с бегством от громогласного персонажа Рины Зеленой мне понравился.
Итог. Неплохая попытка экранизации Чехова, немного экспериментальная, но сделанная человеком, любившим творчество писателя и неоднократно к нему обращавшимся.
В Союзе было принято напирать на социальную составляющую. Дескать, быт и мещанство убили душу молодого доктора, сделали его совсем не ветхим старичком.
Авторам фильма удалось избежать прямолинейной трактовки, они обратили внимание на частное — показана история человека, а не поучительная агитка к курсу «Истории СССР». Фильм получился «теплым», внимательным к людям.
Замечательная роль Анатолия Папанова. Еще бы я выделил Лидию Штыкан в роли заядлой графоманки. Она идеально изображает «душу общества» захудалого городка.